Продолжаем собирать интересные маршруты для автопутешествий от наших читателей. Хотите рассказать о своей поездке? Присылайте истории на ga@onliner.by. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия... Рассказывать можно много о чем. До пандемии в течение четырех лет семья белорусов (двое взрослых и дети 12 и 10 лет) самостоятельно ездила в Хорватию на автомобиле. Самой дальней точкой их путешествий была Макарска. Говорят, были на Истрии, в районе Шибеника, Брела и так далее. Всегда оказывались в разных локациях, но никогда не доезжали до Черногории. В 2022 году решили исправить эту несправедливость, отправившись в тур на Mercedes Vito.
В этом сезоне из-за позднего открытия визы мы не нашли жилья в Хорватии, которое устраивало бы всех путешественников. Но зато был свободный дом в Будве. Туда-то мы и отправились. Привычный маршрут до Хорватии менять не стали и выбрали максимально комфортные дороги, хоть и с платными участками. До Варшавы помучились, а потом до Вены — на одном дыхании. Чешскую виньетку для платных дорог покупали на месяц, австрийскую — на 7 дней по дороге туда и на такой же срок на обратном пути (так выходит чуть дешевле). Трассы в Словении — самый маленький кусочек пути, а дорога самая дорогая. За проезд по Хорватии нужно платить в зависимости от километража.
Первую остановку решили сделать в Вене, хотя много раз проезжали мимо. Вообще, отношение к Австрии у меня было субъективно негативное из-за давней автомобильной поломки именно в этой стране. Но, как оказалось, Вена — это нечто. После долгой дороги мы очутились в этом изобилии красоты. Нам не хватало времени, чтобы насладиться этим городом в полной мере.
Людей действительно много, почти нет многоэтажек, все дорого: за маленькую пиццу в кафе и колу 0,33 пришлось отдать 25 евро, такси от отеля обошлось в 40—50 евро (20 км пути). Отель был обычным, но размещался прямо возле трассы. Бонус — соседство с Shopping City Sud. Утром мы решили поехать в Seegrotte — самое большое подземное озеро в Европе. Хорошо, что взяли детям худи, температура там опускалась до весьма прохладных +9. С другой стороны, было приятно очутиться там после +34 на улице. На тур по озеру потратили 30 евро за всю семью.
Следующая остановка — хорватский Сплит, душный перегруженный город. Решили переночевать там, потому что были наслышаны про финальные 300 км до Черногории. Старый город красив, но разглядеть его среди толп людей было сложно. Сложилось ощущение, что Сплит — это не та Хорватия, в которую мы влюблены.
За 100 км до Дубровника автобан закончился. Началась дорога по равнине, внутри гор. Сколько фруктов и овощей в долине! Затем дорога вывела нас к морю. Ехать — одно наслаждение: высоко, красиво.
Автопутешественников стоит предупредить о возможных пробках на транзитных границах. Дорога вдоль побережья одна, а стран несколько. У Боснии есть выход к Адриатическому морю в районе города Неум. Чтобы из северной части Хорватии попасть в южную, нужно либо объезжать по полуострову, либо продолжать движение по E65/M2, но дважды за 10 км пересекать границу. Вскоре на горизонте показался тот самый Дубровник — точь-в-точь как на открытках.
Чтобы после выезда из Хорватии попасть на прибрежный юг Черногории по той же дороге, нужно объехать почти весь Которский залив. А это 45 км, или два с половиной часа. Но есть прекрасная альтернатива — паром, который доставляет на другой берег за 10 минут. Еще немного — и мы въезжали в Будву.
Дом, в который мы заселились, очень понравился. Там было все: в каждой комнате по кондиционеру, посудомойка, два санузла, сад, беседка, кот и три черепахи. Совет: если едете в частные апартаменты, берите с собой гостинцы. Хозяевам очень приятно. Дом находился в пяти минутах от набережной. Но на пляж мы ходили подальше, около 700 м. Все из-за дороги: через парк, вдоль гор, через скалу. Ну и мимо рынка. Цены там разные. Запомнилось, что огурцы продавали по 4 евро, а местный вкуснейший виноград — всего по 3,5; за рыбу дораду просили 13 евро, за большие креветки — 20, а за килограмм сушеных белых грибов ни много ни мало 300.
Старый город в Будве совсем небольшой. На набережной много незаконченного строительства, прямо сейчас на первой линии строятся отели. Основа отдыхающих — сербы, черногорцы, боснийцы, немного украинцев и русских, белорусов встретили только на морской прогулке. За все путешествие заметили всего одну машину с номерами РБ. В целом курорт очень молодежный, после обеда на пляже не то что покрывало, невозможно было даже полотенце постелить.
В один из дней мы отправились на катере на остров Святого Николая напротив Будвы, на пляж Hawaii. Там были кафе, лежаки, пляжи на разный вкус. Вход в море без специальной обуви для купания довольно опасен.
Другой день посвятили морской прогулке по Которскому заливу с остановками. За дополнительную плату отправились в Голубую лагуну, но пожалели: много людей в воде и на катерах, было страшно, что какая-нибудь лодка собьет купальщика, да и дорога заняла больше времени, чем нахождение в лагуне.
Был еще один мини-тур. Заглянули в католический храм на острове, покупались в городе Герцег Нови, были на интереснейшей экскурсии в городе Котор. На протяжении всего этого маршрута видели информационные стенды на сербском, английском и русском. Поняли, что на Котор смело можно выделять целый день. Эта поездка обошлась нам в 100 евро плюс недорогие входные билеты в храмы.
Также за день до отъезда побывали в поселке на острове Свети Стефан. Очень живописные ухоженные пляжи. Раньше за визит туда надо было платить около 100 евро. Сейчас пляжи бесплатные и при этом немноголюдно — наверняка из-за мелкой гальки. Дорога вдоль моря от бывшей тюрьмы (в настоящее время — престижный закрытый отель) к королевскому пляжу просто невероятная: сосны, скалы и чистейшее бирюзовое море. Омрачила эту поездку только стоимость стоянки: за простую легковушку просят 3 евро, а за автобус (полноценный или бус — без разницы) — уже 10. Такие цены порождают серьезные пробки: люди не хотят платить и ставят авто вдоль дороги. Вывод: лучше ехать на целый день на водном или обычном такси.
Путь назад проходил через десять стран. Домой решили ехать по другой дороге. Прошли черногорскую границу и увидели приветствие на сербском. Были слегка шокированы от того, в каком состоянии находятся населенные пункты и дороги этой страны. Таких грязных обочин мы не видели нигде, автомобильной инфраструктуры — никакой, на трассах встречаются коровы, про качество покрытия вообще лучше промолчать. Ехали по навигатору и слишком поздно обнаружили, что не выключили мобильный интернет. В итоге белорусский оператор списал около 300 рублей. Так что не повторяйте эту ошибку.
В Боснии и Герцеговине выдохнули с облегчением. Но дорога по Хорватии была омрачена пробками, появившимися из-за наплыва туристов. Например, на границе Хорватия — Словения мы простояли два часа. Это при том, что паспорта у граждан ЕС не проверяют, только у нерезидентов — таких, как мы. Потом была ночевка в отеле в чешском Микулове (176 евро за семью), которая просто спасла нас после такой сложной дороги. Остаток пути проехали легко. В 19 были на литовской границе, а в 20 — уже дома.
Если честно, Черногория «не зашла» ни мне, ни детям, а вот мужу понравилось. Мне курорт напомнил Болгарию в 2021 году, когда после пандемии все было в полузаброшенном состоянии. Также следует добавить, что в высокий сезон ехать в Черногорию не стоит — людей много, очень жарко, а Адриатика холодная всегда.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by