Спецпроект

Себастьян Феттель: взлет и падение четырехкратного чемпиона «Формулы-1»

23 106
03 сентября 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Себастьян Феттель: взлет и падение четырехкратного чемпиона «Формулы-1»

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

В конце сезона 2022 года Себастьян Феттель, выступающий за команду Aston Martin, завершит карьеру в «Формуле-1». Перед стартом Гран-при Нидерландов, за которым, как обычно, будем следить на VOKA, вспоминаем путь одного из самых успешных и опытных гонщиков, заслужившего свое место в истории чемпионата.

Себастьян Феттель родился 3 июля 1987 года в немецком городе Хеппенхайм. В детстве его кумиром был Михаэль Шумахер, поэтому неудивительно, что в 1995-м юный немец начал выступать в соревнованиях по картингу. К слову, он также был фанатом Майкла Джексона и даже подумывал о том, чтобы стать певцом, хотя в итоге быстро расстался с этой мечтой — голос Себастьяна не шел ни в какое сравнение с его гоночными талантами.

По стопам Шумахера

Вскоре способности Феттеля привлекли внимание Герхарда Ноака, владельца картодрома в Керпене. Этот человек помогал Шумахеру в юношеской карьере картингиста. «Его главная сила в том, что он никогда не сдается, как и Михаэль. У него несгибаемая воля, и он тоже учится на своих ошибках», — так характеризовал Ноак своего подопечного. Он был уверен, что после Шумахера Феттель станет новым немецким чемпионом «Формулы-1», — и оказался прав.

Поддержка Ноака (а также Red Bull Racing, которая спонсировала карьеру Себастьяна с 12 лет) помогла немцу выиграть юниорские чемпионаты Германии и Европы по картингу, а также Кубок Монако по картингу в 2001 году. Феттель провел в картинге восемь лет, а в 2003-м перешел в гонки формульного типа, где соревнуются на одноместных автомобилях с открытыми колесами.

Себастьян занял второе место в общем зачете в дебютном сезоне юниорской серии Formula BMW, а в 2004 году в возрасте 17 лет уверенно выиграл чемпионат, одержав 18 побед в 20 гонках.

Впоследствии он перешел в Евросерию «Формулы-3» (заняв второе место в 2006 году) и в Мировую серию Renault. На этапе в бельгийском Спа молодой гонщик на скорости 273 км/ч угодил в серьезную аварию, в результате которой сильно повредил правую руку, едва не лишившись указательного пальца.

Самый молодой победитель Гран-при

Летом 2007 года Феттель дебютировал в чемпионате «Формулы-1». Сезон немец начал в Мировой серии Renault, но после того как основной гонщик BMW Sauber Роберт Кубица получил травму на Гран-при Канады, Себастьян заменил его на гонке в Индианаполисе. Дебют удался — Гран-при США принес Феттелю восьмое место, что сделало его самым молодым гонщиком, набравшим очки в чемпионате. К следующему этапу во Франции Кубица вернулся в строй, но в том же году Себ снова появляется на стартовой решетке «Формулы-1», уже в качестве основного пилота команды Toro Rosso.

Вплоть до Гран-при Италии 2008 года Феттелю не удавалось финишировать выше четвертого места, зато в Монце первый подиум Себастьяна означал уверенную победу — стартовав с поула, на мокрой трассе он не оставил соперникам шансов. В возрасте 21 года и 2 месяцев Феттель стал самым молодым победителем гонок «Формулы-1». В 2016-м его рекорд превзошел Макс Ферстаппен, выигравший Гран-при Испании (голландскому гонщику на тот момент не было и 19 лет). Первая победа Себа произвела впечатление на руководство Red Bull Racing, и в 2009 году вундеркинд из Toro Rosso сел за руль болида «старшей» команды, заменив Дэвида Култхарда.

Себастьян и Red Bull — на пике формы

Первый сезон за Red Bull для Феттеля начался не лучшим образом, но в итоге он смог одержать четыре победы и занять второе место в личном зачете чемпионата. В 2010 году Себастьян пришел к финишу первым в пяти гонках, включая Гран-при Бразилии. К слову, этот Гран-при был предпоследним этапом сезона, и победа Феттеля наряду со вторым местом его напарника Марка Уэббера принесла Red Bull первый Кубок конструкторов.

Гран-при Абу-Даби обеспечил Себастьяну долгожданный титул в сезоне, который запомнился напряженной и плотной борьбой — перед финальной гонкой шансы на чемпионство сохраняли четверо гонщиков, в том числе Фернандо Алонсо из Ferrari и Льюис Хэмилтон, выступавший тогда за McLaren.

Выиграв первый титул в 2010 году, Феттель стал самым молодым чемпионом «Формулы-1» — ему тогда было 23 года и 134 дня. Превзойти это достижение никому не удалось до сих пор. А еще Себ стал третьим гонщиком в истории «Формулы-1», который выиграл чемпионат, несмотря на то, что до последней гонки сезона он не возглавлял турнирную таблицу.

После неожиданного первого титула Феттель, продливший контракт с Red Bull до конца 2014-го, доминировал в чемпионате 2011 года. Придя к финишу первым в 11 из 19 гонок, он гарантировал себе вторую «корону» за четыре этапа до конца сезона, став самым молодым в истории двукратным чемпионом мира. Его товарищ по Red Bull Марк Уэббер в 2011-м смог победить лишь в одной гонке — на финальном этапе в Бразилии. Кроме того, Себастьян продемонстрировал превосходство над соперниками в квалификации, стартуя с первой позиции 15 раз и побив прежний рекорд Найджела Мэнселла 1992 года (14 поулов за сезон).

В 2012 году Феттель снова защитил титул, но уже в остром соперничестве с Алонсо — оба боролись за третье чемпионское звание. Имя победителя чемпионата стало известно в последней гонке сезона — на Гран-при Бразилии испанский гонщик Ferrari финишировал вторым, а Себастьян — шестым, но этого оказалось достаточно, чтобы сохранить лидерство в чемпионате. К тому же Феттель в том сезоне выиграл пять гонок против трех у Алонсо. Команда Red Bull взяла свой третий Кубок конструкторов.

Первые гонки чемпионата 2013 года обещали напряженную борьбу не только с Ferrari, но и с набиравшей силу командой Mercedes, которая была особенно сильна в квалификациях. Проходивший в Малайзии второй этап сезона запомнился захватывающей дуэлью Феттеля с напарником, когда Red Bull попросила своих гонщиков сохранить позиции, чтобы не рисковать сходом. Уэббер тогда шел впереди немца на первой позиции, но незадолго до финиша Себ, нарушив приказ команды, опередил австралийца и выиграл гонку.

Во второй половине сезона у Феттеля словно открылось второе дыхание — он стал первым гонщиком в истории «Формулы-1», выигравшим девять гонок подряд за сезон. Исход борьбы за титул для Себастьяна и его команды был решен за три этапа до конца сезона — на Гран-при Индии.

Феттель в Ferrari — в надежде на пятый титул

Череда триумфов немца закончилась в 2014 году, когда изменился регламент: эпоха моторов V8 завершилась, а команды перешли на гибридные установки с турбо-V6 в основе. В Red Bull и Renault, поставлявшей команде двигатели, к новой эре оказались подготовлены гораздо хуже соперников из Mercedes — в конце сезона Себастьян довольствовался лишь пятым местом, уступив к тому же своему новому напарнику Даниэлю Риккардо, который смог выиграть три Гран-при. Феттель объявил, что покидает команду Red Bull и переходит в Ferrari на место Алонсо в надежде побороться за пятый титул и вернуть былую славу «Скудерии».

Благодаря трем победам первый сезон за Ferrari принес Себастьяну итоговую бронзу — как и годом ранее, в чемпионате тогда доминировали пилоты Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. В 2016-м обошлось без побед (четвертое место в личном зачете), но сезон 2017 года начался для Феттеля с трех побед в первых шести гонках. Причем немец лидировал в чемпионате бóльшую часть сезона, до конца которого одержал еще две победы, однако Хэмилтон на Mercedes был неудержим — Себастьян закончил год на втором месте. Сезон 2018 года для лидера Ferrari также начинался хорошо — с двух побед подряд, в Австралии и Бахрейне. Феттель снова выиграл пять гонок (и звание вице-чемпиона), но, как и годом ранее, Хэмилтон и Mercedes оказались слишком сильны.

К тому же сам Себ то и дело облегчал британцу задачу, допуская немало грубых ошибок. Так, на старте Гран-при Сингапура 2017 года он спровоцировал тройное столкновение, сместившись в сторону атаковавшего его Макса Ферстаппена на Red Bull, — на первом же круге для голландца, Феттеля и Ferrari его напарника Кими Райкконена гонка закончилась. В 2018 году обидный вылет Себастьяна на Гран-при Германии стал разочарованием для местных болельщиков — и это после того, как гонщик Ferrari лидировал бóльшую часть дистанции на домашней трассе.

В течение следующих двух сезонов за Ferrari четырехкратный чемпион испытывал еще больше трудностей, выиграв только одну гонку в 2019 году (в Сингапуре он поднялся на верхнюю ступень подиума в 53-й раз) и ни одной в 2020-м. Достичь прежних высот Феттелю не удалось, а в последнем сезоне за Ferrari он и вовсе оказался на итоговом 13-м месте. В конце концов немец расстался со «Скудерией», подписав контракт с Aston Martin.

Новые приоритеты четырехкратного чемпиона

И хотя Себастьян поверил в формульный проект британской команды, болид Aston Martin не позволил немцу вернуться в борьбу за более высокие позиции. Тем не менее Феттелю удалось провести несколько отличных гонок, а в 2021 году на Гран-при Азербайджана он финишировал вторым, принеся Aston Martin первый и пока единственный подиум в «Формуле-1».

Впрочем, в британской «конюшне» немец довольно быстро растерял былую мотивацию и собранность — скрывать разочарование от выступлений на неконкурентоспособной машине ему было все сложнее. Сказалось и то, что в последнее время Феттель так и не смог в полной мере сосредоточиться на гонках. Так считает, например, бывший руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун, у которого с Себом сложились дружеские отношения: «Раньше, когда Себастьян выигрывал гонки, он даже не знал, что творится в мире, его это не беспокоило. Теперь это его беспокоит, он все больше задумывается о судьбах мира». Действительно, Феттель стал активнее поддерживать «зеленых» и борьбу с глобальным изменением климата, участвуя в различных акциях.

И вот 28 июля этого года, перед стартом Гран-при Венгрии, 35-летний Феттель несколько неожиданно объявил о своем решении завершить карьеру гонщика «Формулы-1». Впереди у немца еще восемь гонок, после чего он намерен всецело посвятить себя семье. «У меня появились интересы за пределами „Формулы-1“. Моя страсть к гонкам и „Формуле-1“ приводит к тому, что я провожу много времени вдали от них. Это отнимает много энергии. Преданность этой страсти так, как я считаю правильным, больше не сочетается с моим желанием быть хорошим отцом и мужем», — такая вот логика у четырехкратного чемпиона.

Не исключено, что через некоторое время мы увидим Феттеля в другой гоночной серии (его уже пригласили попробовать свои силы в американском чемпионате IndyCar) или на какой-либо должности, так или иначе связанной с «Формулой-1». Что ж, в любом случае остается пожелать Себастьяну всего наилучшего — не сомневаемся, что он найдет для себя достойное занятие. Спасибо за все, Себ!

«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

После летнего перерыва команда Red Bull поехала еще быстрее! Ее болиды доминировали по ходу гоночного уик-энда в Бельгии, в воскресенье не оставив соперникам никаких шансов на победу, — «Быки» завоевали четвертый в сезоне дубль. Макс Ферстаппен и вовсе выступал в своей лиге — в субботу он выиграл квалификацию, но из-за штрафа за замену элементов силовой установки стартовал в гонке лишь с 14-й позиции. Однако это не помешало ему выиграть уже девятый Гран-при в этом сезоне, опередив своего напарника Серхио Переса почти на 18 секунд. Третьим на финише был Карлос Сайнс на Ferrari, который по итогам квалификации разделил с Пересом первый ряд стартового поля.

Шарль Леклер, начинавший гонку сразу за Максом, в Спа финишировал на шестом месте — из-за перегрева тормозов на его Ferrari (на первых кругах в передний воздуховод попала защитная пленка от визора, которую, к слову, выбросил Ферстаппен) монегаск откатился назад, потеряв возможность для прорыва. Вдобавок он был наказан пятисекундным штрафом за превышение скорости на пит-лейн, из-за чего уступил в итоге позицию Фернандо Алонсо на Alpine.

Испанец боевито провел бельгийскую гонку, на первом же круге эффектно отбив атаку Льюиса Хэмилтона. Болиды коснулись колесами, Mercedes британца подлетел и жестко приземлился — на этом гонка для семикратного чемпиона, испытавшего в кокпите перегрузку в 45g, была окончена. Себастьян Феттель, герой нашего сегодняшнего материала, в Бельгии финишировал в очках — на восьмом месте.

Теперь Шарля и Макса в личном зачете разделяет целая пропасть в 98 очков — Ферстаппен уверенно шагает ко второму титулу, а в Red Bull к тому же рассчитывают удержать еще и второе место Переса в личном зачете (по итогам Гран-при Бельгии мексиканец опережает Леклера на 5 очков).

В это воскресенье на трассе в Зандворте пройдет домашний для Ферстаппена Гран-при Нидерландов, накануне старта которого голландскому гонщику вручили государственную награду за заслуги в автоспорте. Можно не сомневаться, что лидер чемпионата, ставший офицером Ордена Оранских-Нассау, приложит еще больше усилий, чтобы порадовать очередным триумфом оранжевую армию своих болельщиков.


Партнер проекта — VOKA

VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.


И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 14 дней.


Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.


Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by