Юрию Евгеньевичу Немухину 77 лет, и он — профессиональный гонщик. В свое время стал 5-кратным чемпионом страны в «Формуле-4», входил в сборную БССР по автоспорту. Из-за несчастного случая, в котором чуть не потерял жену, гонки пришлось оставить. И вот после паузы в 40 лет мужчина снова врывается в большой спорт. Возраст для него не помеха, как и для других активных пенсионеров, о которых мы рассказываем в совместном с «Банком Дабрабыт» проекте «Пенсия 2.0».
Когда Юре было 6 лет, его мама работала заведующей клубом и однажды позвала сына на очередной показ фильма. Крутили что-то про большие гонки. Мальчик посмотрел кино — и его накрыло.
— Когда у меня спрашивали, кем я хочу быть, когда вырасту, я сразу же отвечал — автогонщиком, — улыбается 77-летний Юрий Евгеньевич.
Мечта сбылась, когда ему исполнилось 24 года. Еще один пример, который доказывает: возможно все.
Вообще, мужчина родился в Украине. Затем его папу командировали на Урал как химика, потом семья переехала на Байкал. Последним местом работы отца стал Солигорск, где Юра и пошел в 9-й класс. Параллельно парень успевал учиться в музыкальной школе в Слуцке.
— В музыкалку я ездил два раза в неделю. Играл на фоно. Помню, бабушка постоянно выносила мне пирожки и провожала на автобус после школы, — вспоминает Юрий Евгеньевич.
Поступать Юра должен был в музучилище. Усердно готовился, все шло по плану. И может, все сложилось бы совершенно иначе, если бы парень не пошел играть в футбол с местными ребятами как раз накануне экзаменов:
— Пошел дождь, я споткнулся и упал. В итоге вывихнул руку. И, конечно же, не поехал никуда поступать. Муж моей сестры сказал: «Зачем тебе эта музыка, иди в политех». Позвонил какому-то знакомому в институт. Тот сказал, что проходной балл на строительный факультет терпимый. Ну я и подумал: «Стройфак так стройфак».
Поехал покорять политех, но завалил экзамен по немецкому языку. Правда, выкрутился: устроился в вуз лаборантом, затем за неделю переоформил документы на вечернее отделение, а через год перевелся на дневное. Так и окончил стройфак.
В институте Юрий продолжил заниматься музыкой. В оркестре он познакомился с парнем, который играл на саксофоне. Между делом тот рассказал, что участвует в профессиональных гонках и выступает в первенстве Советского Союза.
Для справки: речь про Анатолия Альхимовича. Мастер спорта СССР, первый минчанин в сборной СССР по шоссейно-кольцевым автогонкам, многократный призер этапов чемпионата СССР, один из создателей Белорусской автомобильной федерации (БАФ).
— Я сначала удивился. Думаю, какие гонки, — признается Юрий Евгеньевич. — А потом меня так всколыхнуло, что на следующий день мы с Толей встретились уже в гараже. Я начинал там гайки крутить, ребята получили новые машины. И тогда я впервые попробовал погоняться. Были соревнования по Минской области. Так получилось, что я их сразу и выиграл.
Вскоре Юрий стал одним из представителей сборной БССР по автоспорту. Всех его наград не перечесть:
— Я 5-кратный чемпион Беларуси по автоспорту в «Формуле-4» 1970-х годов, 2-кратный чемпион по ралли. Моя самая яркая победа случилась в 1973 году на первенстве Беларуси и Украины. Я всегда шел первый, а там на трассе что-то пошло не так и меня резко унесло влево. Среди тридцати машин плелся последним. А потом догнал одних, вторых... И в итоге на финишной прямой обогнал лидера!
«Зарабатывали, на чем могли»
Но случилось так, что Юрию Евгеньевичу пришлось на несколько десятилетий приглушить свою страсть к гонкам... Во имя еще большей любви, которую звали Людмила.
— Однажды нас с оркестром от стройфака пригласили на вечеринку на механико-технологический факультет. Перед выступлением мы с пацанами всегда встречались на балкончике в семь часов вечера. Стоим, болтаем и слышим: «Цок-цок-цок-цок...» — вспоминает знакомство с будущей женой Юрий Евгеньевич. — Все ребята сразу глаза вниз, а наш ударник говорит: «Лучшая девушка института пошла, я ее точно закадрю». Меня это как-то зацепило. Вот я в один момент на концерте и попросил друга присесть вместо меня за фоно на несколько танцев.
Пригласил на танец, проводил до подъезда, так и закрутился роман. В 1967 году Юрий и Людмила поженились и прожили в счастливейшем браке 53 года.
— Супруга меня во всем поддерживала. И на гонки ездила болеть, — продолжает мужчина. — В 1975 году я выступал на первенстве Советского Союза в Таураге. Механики должны были приехать чуть позже, а один из них решил взять с собой жену. Ну я и предложил Людмиле к ним присоединиться. Предупредил: «За жену головой отвечаете». И что вы думаете? На 22-м километре перед Вильнюсом вылетели с трассы и перевернулись. Один парень насмерть, водитель удержался за рулем, а двух девчонок выбросило через заднее стекло. К счастью, скорая приехала быстро, и их спасли. Люду мою год восстанавливали. Я до сих пор дружу с ее лечащим врачом и благодарю при любой возможности.
С того момента Юрий перестал гоняться.
Он и сам оказывался в тяжелых ситуациях. Однажды в Эстонии машину Юрия вынесло на четырехметровый щит у моста. Пришел в себя уже в скорой. В тот раз все обошлось.
Гонки гонками, но еще надо было содержать семью. После института молодой человек успел немного поработать в отделе комсомола, который занимался международным обменом студентами. Потом его пригласили в «Белгоспроект» делать чертежи. Со временем попал в Институт микробиологии и работал главным инженером проектов. В 90-е годы открыл собственную фирму.
— То время — интересное. Зарабатывали, на чем могли. Я занимался детским велосипедным спортом. В 1994 году даже возил сборную Беларуси на чемпионат мира, — делится забавными фактами из биографии Юрий Евгеньевич. — А потом брат супруги из Новочеркасска предложил поработать с ним, и я уехал из Беларуси лет на семнадцать. Сначала побыл там замдиректора фирмы стройматериалов, потом добыл свое мебельное производство.
29 декабря 2019 года Юрий Евгеньевич потерял супругу. Помогли пережить беду дочка и две внучки, которые живут по соседству.
— Этот поворот для меня был очень тяжелый... Вся эта невыносимая ситуация подтолкнула к желанию вернуться в автоспорт, — признается активный пенсионер. — Сейчас я сажусь в машину и говорю: «Эту гонку я посвящаю тебе, Людочка».
«Большое возвращение» началось с любительского картинга. Случайно занесло с друзьями: «Сел, проехал, неплохо себя почувствовал — и все: как накрыло меня снова...»
Друг мужчины, гонщик из Германии, как раз собирался покупать сыну новый карт. А что делать со старым? Долго не думая, Юрий Евгеньевич забрал его себе за 1,5 тысячи долларов в эквиваленте. И сразу же опробовал. В мае на гонке в Смоленске приехал шестым из десяти. А уже в июле на второй гонке там же — пятым. Чуть позже в гонках под Питером стал четвертым. Что будет дальше?
Вторую машину — уже для трека — Юрий Евгеньевич приобрел за 3 тысячи долларов по курсу. Сейчас вместе с механиком доводит ее до совершенства.
— Автоспорт — один из самых дорогих видов спорта. К примеру, недавно пришлось потратить тысячу евро на экипировку — комбинезон, носки, перчатки, белье. Тут не сэкономишь, на соревнованиях все серьезно. В Смоленск я приехал в картинговом комбинезоне и шлеме, и меня не хотели допускать. Хорошо, что ребята-белорусы подсуетились и нашли мне форму, — вспоминает мужчина.
На пенсию Юрий Евгеньевич вышел в 1995 году. Сейчас получает 580 рублей. Конечно, свое увлечение гонками на такие деньги он бы не потянул. Остались сбережения благодаря проданной квартире в России.
На здоровье гонщик не жалуется: «Раз к соревнованиям допускают, значит, со мной все отлично». И все время вспоминает 87-летнего Олега Трегубова, который до сих пор гоняет и служит персональным мотиватором нашему герою.
— Моя задача в каждой гонке — не улететь с трассы, финишировать и не приехать последним. Вот я ее и выполняю, причем довольно неплохо. Уже ничего не случится, что могло бы заставить меня бросить гонки. Это моя жизнь, это драйв. Без этого я не могу, — утверждает мужчина.
Прямо сейчас Юрий Евгеньевич загорелся идеей открыть музей автоспорта в Стайках. Нашел помещение, распечатал старые фотографии, собирает команду инициативных людей:
— Хочу собрать всю историю автоспорта, как вся эта тема зарождалась. Представляете, сколько людей этим занималось, и все кануло в Лету. Надо восстанавливать. К следующему лету, думаю, откроемся.
Всех, кто каким-либо образом связан с автоспортом или у кого имеются ценные для будущего музея экспонаты, Юрий Евгеньевич просит связаться с ним.
А еще мужчина планирует восстанавливать памятник гонщику Вячеславу Старостенко.
Из далеких планов — успеть погоняться с молодежью в Риге и Таллинне, как раньше, на первенстве Советского Союза.
«Банк Дабрабыт» предлагает пенсионные карточки с доставкой на дом, бесплатным обслуживанием и снятием наличных без комиссии в банкоматах всех банков. Мы начисляем 3% дополнительного дохода на остаток по счету, за покупки можно получить до 2% манибэка. И за СМС-оповещения мы не возьмем с ее владельца ни копейки.
Кроме того, сейчас проходит акция «Ура, пенсия!», которая дает возможность без лишних усилий получить 30 рублей на счет!
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Брэнд-Мэйд», УНП 190638310
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by