26 582
08 сентября 2022 в 8:00
Источник: Вероника Уласевич. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Самый быстрый дедушка страны. Вернулся к делу жизни и всех удивил

Юрию Евгеньевичу Немухину 77 лет, и он — профессиональный гонщик. В свое время стал 5-кратным чемпионом страны в «Формуле-4», входил в сборную БССР по автоспорту. Из-за несчастного случая, в котором чуть не потерял жену, гонки пришлось оставить. И вот после паузы в 40 лет мужчина снова врывается в большой спорт. Возраст для него не помеха, как и для других активных пенсионеров, о которых мы рассказываем в совместном с «Банком Дабрабыт» проекте «Пенсия 2.0».

От музучилища до гаража

Когда Юре было 6 лет, его мама работала заведующей клубом и однажды позвала сына на очередной показ фильма. Крутили что-то про большие гонки. Мальчик посмотрел кино — и его накрыло.

— Когда у меня спрашивали, кем я хочу быть, когда вырасту, я сразу же отвечал — автогонщиком, — улыбается 77-летний Юрий Евгеньевич.

Мечта сбылась, когда ему исполнилось 24 года. Еще один пример, который доказывает: возможно все.

Вообще, мужчина родился в Украине. Затем его папу командировали на Урал как химика, потом семья переехала на Байкал. Последним местом работы отца стал Солигорск, где Юра и пошел в 9-й класс. Параллельно парень успевал учиться в музыкальной школе в Слуцке.

— В музыкалку я ездил два раза в неделю. Играл на фоно. Помню, бабушка постоянно выносила мне пирожки и провожала на автобус после школы, — вспоминает Юрий Евгеньевич.

Поступать Юра должен был в музучилище. Усердно готовился, все шло по плану. И может, все сложилось бы совершенно иначе, если бы парень не пошел играть в футбол с местными ребятами как раз накануне экзаменов:

— Пошел дождь, я споткнулся и упал. В итоге вывихнул руку. И, конечно же, не поехал никуда поступать. Муж моей сестры сказал: «Зачем тебе эта музыка, иди в политех». Позвонил какому-то знакомому в институт. Тот сказал, что проходной балл на строительный факультет терпимый. Ну я и подумал: «Стройфак так стройфак».

Поехал покорять политех, но завалил экзамен по немецкому языку. Правда, выкрутился: устроился в вуз лаборантом, затем за неделю переоформил документы на вечернее отделение, а через год перевелся на дневное. Так и окончил стройфак.

В институте Юрий продолжил заниматься музыкой. В оркестре он познакомился с парнем, который играл на саксофоне. Между делом тот рассказал, что участвует в профессиональных гонках и выступает в первенстве Советского Союза.

Для справки: речь про Анатолия Альхимовича. Мастер спорта СССР, первый минчанин в сборной СССР по шоссейно-кольцевым автогонкам, многократный призер этапов чемпионата СССР, один из создателей Белорусской автомобильной федерации (БАФ).

— Я сначала удивился. Думаю, какие гонки, — признается Юрий Евгеньевич. — А потом меня так всколыхнуло, что на следующий день мы с Толей встретились уже в гараже. Я начинал там гайки крутить, ребята получили новые машины. И тогда я впервые попробовал погоняться. Были соревнования по Минской области. Так получилось, что я их сразу и выиграл.

Вскоре Юрий стал одним из представителей сборной БССР по автоспорту. Всех его наград не перечесть:

— Я 5-кратный чемпион Беларуси по автоспорту в «Формуле-4» 1970-х годов, 2-кратный чемпион по ралли. Моя самая яркая победа случилась в 1973 году на первенстве Беларуси и Украины. Я всегда шел первый, а там на трассе что-то пошло не так и меня резко унесло влево. Среди тридцати машин плелся последним. А потом догнал одних, вторых... И в итоге на финишной прямой обогнал лидера!

«Зарабатывали, на чем могли»

Но случилось так, что Юрию Евгеньевичу пришлось на несколько десятилетий приглушить свою страсть к гонкам... Во имя еще большей любви, которую звали Людмила.

— Однажды нас с оркестром от стройфака пригласили на вечеринку на механико-технологический факультет. Перед выступлением мы с пацанами всегда встречались на балкончике в семь часов вечера. Стоим, болтаем и слышим: «Цок-цок-цок-цок...» — вспоминает знакомство с будущей женой Юрий Евгеньевич. — Все ребята сразу глаза вниз, а наш ударник говорит: «Лучшая девушка института пошла, я ее точно закадрю». Меня это как-то зацепило. Вот я в один момент на концерте и попросил друга присесть вместо меня за фоно на несколько танцев.

Пригласил на танец, проводил до подъезда, так и закрутился роман. В 1967 году Юрий и Людмила поженились и прожили в счастливейшем браке 53 года.

— Супруга меня во всем поддерживала. И на гонки ездила болеть, — продолжает мужчина. — В 1975 году я выступал на первенстве Советского Союза в Таураге. Механики должны были приехать чуть позже, а один из них решил взять с собой жену. Ну я и предложил Людмиле к ним присоединиться. Предупредил: «За жену головой отвечаете». И что вы думаете? На 22-м километре перед Вильнюсом вылетели с трассы и перевернулись. Один парень насмерть, водитель удержался за рулем, а двух девчонок выбросило через заднее стекло. К счастью, скорая приехала быстро, и их спасли. Люду мою год восстанавливали. Я до сих пор дружу с ее лечащим врачом и благодарю при любой возможности.

С того момента Юрий перестал гоняться.

Он и сам оказывался в тяжелых ситуациях. Однажды в Эстонии машину Юрия вынесло на четырехметровый щит у моста. Пришел в себя уже в скорой. В тот раз все обошлось.

Гонки гонками, но еще надо было содержать семью. После института молодой человек успел немного поработать в отделе комсомола, который занимался международным обменом студентами. Потом его пригласили в «Белгоспроект» делать чертежи. Со временем попал в Институт микробиологии и работал главным инженером проектов. В 90-е годы открыл собственную фирму.

— То время — интересное. Зарабатывали, на чем могли. Я занимался детским велосипедным спортом. В 1994 году даже возил сборную Беларуси на чемпионат мира, — делится забавными фактами из биографии Юрий Евгеньевич. — А потом брат супруги из Новочеркасска предложил поработать с ним, и я уехал из Беларуси лет на семнадцать. Сначала побыл там замдиректора фирмы стройматериалов, потом добыл свое мебельное производство.

«Больше ничего не случится, что могло бы заставить меня бросить гонки»

29 декабря 2019 года Юрий Евгеньевич потерял супругу. Помогли пережить беду дочка и две внучки, которые живут по соседству.

— Этот поворот для меня был очень тяжелый... Вся эта невыносимая ситуация подтолкнула к желанию вернуться в автоспорт, — признается активный пенсионер. — Сейчас я сажусь в машину и говорю: «Эту гонку я посвящаю тебе, Людочка».

«Большое возвращение» началось с любительского картинга. Случайно занесло с друзьями: «Сел, проехал, неплохо себя почувствовал — и все: как накрыло меня снова...»

Друг мужчины, гонщик из Германии, как раз собирался покупать сыну новый карт. А что делать со старым? Долго не думая, Юрий Евгеньевич забрал его себе за 1,5 тысячи долларов в эквиваленте. И сразу же опробовал. В мае на гонке в Смоленске приехал шестым из десяти. А уже в июле на второй гонке там же — пятым. Чуть позже в гонках под Питером стал четвертым. Что будет дальше?

Вторую машину — уже для трека — Юрий Евгеньевич приобрел за 3 тысячи долларов по курсу. Сейчас вместе с механиком доводит ее до совершенства.

— Автоспорт — один из самых дорогих видов спорта. К примеру, недавно пришлось потратить тысячу евро на экипировку — комбинезон, носки, перчатки, белье. Тут не сэкономишь, на соревнованиях все серьезно. В Смоленск я приехал в картинговом комбинезоне и шлеме, и меня не хотели допускать. Хорошо, что ребята-белорусы подсуетились и нашли мне форму, — вспоминает мужчина.

На пенсию Юрий Евгеньевич вышел в 1995 году. Сейчас получает 580 рублей. Конечно, свое увлечение гонками на такие деньги он бы не потянул. Остались сбережения благодаря проданной квартире в России.

На здоровье гонщик не жалуется: «Раз к соревнованиям допускают, значит, со мной все отлично». И все время вспоминает 87-летнего Олега Трегубова, который до сих пор гоняет и служит персональным мотиватором нашему герою.

— Моя задача в каждой гонке — не улететь с трассы, финишировать и не приехать последним. Вот я ее и выполняю, причем довольно неплохо. Уже ничего не случится, что могло бы заставить меня бросить гонки. Это моя жизнь, это драйв. Без этого я не могу, — утверждает мужчина.

Прямо сейчас Юрий Евгеньевич загорелся идеей открыть музей автоспорта в Стайках. Нашел помещение, распечатал старые фотографии, собирает команду инициативных людей:

— Хочу собрать всю историю автоспорта, как вся эта тема зарождалась. Представляете, сколько людей этим занималось, и все кануло в Лету. Надо восстанавливать. К следующему лету, думаю, откроемся.

Всех, кто каким-либо образом связан с автоспортом или у кого имеются ценные для будущего музея экспонаты, Юрий Евгеньевич просит связаться с ним.

А еще мужчина планирует восстанавливать памятник гонщику Вячеславу Старостенко.

Из далеких планов — успеть погоняться с молодежью в Риге и Таллинне, как раньше, на первенстве Советского Союза.


Партнер проекта — «Банк Дабрабыт»

«Банк Дабрабыт» предлагает пенсионные карточки с доставкой на дом, бесплатным обслуживанием и снятием наличных без комиссии в банкоматах всех банков. Мы начисляем 3% дополнительного дохода на остаток по счету, за покупки можно получить до 2% манибэка. И за СМС-оповещения мы не возьмем с ее владельца ни копейки. 

Кроме того, сейчас проходит акция «Ура, пенсия!», которая дает возможность без лишних усилий получить 30 рублей на счет!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Брэнд-Мэйд», УНП 190638310

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Источник: Вероника Уласевич. Фото: Александр Ружечка