Спецпроект

Неистовый Хуан-Пабло: невероятная история самого дикого пилота «Формулы-1»

18 041
10 сентября 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Неистовый Хуан-Пабло: невероятная история самого дикого пилота «Формулы-1»

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

На трассах «Формулы-1» он редко смотрел по сторонам, часто оказываясь в гравии, но при этом был одним из самых интересных и недооцененных гонщиков, выступавших в чемпионате. Колумбиец Хуан-Пабло Монтойя так и не смог полностью реализовать свой потенциал после многообещающего начала карьеры — и не в последнюю очередь из-за своего вспыльчивого темперамента. Перед стартом Гран-при Италии, за которым, как обычно, будем следить на VOKA, вспоминаем самого неистового гонщика чемпионата.

Хуан-Пабло Монтойя родился 20 сентября 1975 года в столице Колумбии Боготе. Его отец, архитектор по профессии, участвовавший в любительских гонках, решил отдать 5-летнего на тот момент сына в гонки на картах. И не прогадал — картинг оказался идеальной площадкой для обучения юного колумбийца, и в 1997 году он смог пробиться в Formula 3000, тогда считавшуюся главной молодежной серией. Уже в первом сезоне Монтойя претендовал на победу в чемпионате — именно тогда на него обратила внимание команда Williams, пригласившая парня на роль тест-пилота.

Жажда победы

В 1998 году Хуан-Пабло со второй попытки добывает титул в Formula 3000, одолев в ожесточенном поединке Ника Хайдфельда. Он победил в четырех гонках из двенадцати, девять раз финишировал на подиуме и семь раз стартовал с поула. Тогда за колумбийцем и закрепилась репутация человека, который бросается в атаку при любых условиях — будь то сломанное крыло или скользящая боком машина. Главное — обогнать и победить!


В 1999 году Монтойя переходит в американскую серию CART и с ходу выигрывает чемпионат, став одним из двух гонщиков (другим был Найджел Мэнселл), которые смогли завоевать титул в главном формульном чемпионате США в первый год своей карьеры.

В 2000 году Хуан-Пабло выиграл престижную гонку «500 миль Индианаполиса», причем снова во время своего дебютного старта — колумбиец стал первым гонщиком-новичком, сделавшим это (с 1966 года). После этого команда Фрэнка Уильямса наконец узрела в колумбийце огромный потенциал и подписала с ним контракт на 2001 год. К тому моменту Монтойя являлся звездой автоспорта и, что неудивительно, был одной из самых обсуждаемых персон в паддоке — все ожидали от него готовности к большим свершениям.

Шумахер — не авторитет!

Нежелание признавать авторитеты Хуан-Пабло продемонстрировал уже во время своей третьей гонки в «Формуле-1», бросившись в эффектную атаку на Михаэля Шумахера на бразильской трассе «Интерлагос».

После рестарта гонки перед торможением в конце стартовой прямой Williams-BMW колумбийца «нырнул» на внутреннюю траекторию, поравнялся с Ferrari и через мгновение возглавил пелотон.

Выиграть Гран-при Бразилии, увы, Монти не удалось из-за неудачного обгона на круг Йоса Ферстаппена, отца действующего чемпиона, чей Arrows на полной скорости врезался в лидировавший Williams. Но 1 апреля 2001 года всем стало ясно — в «Формуле-1» произошла новая вспышка латиноамериканской энергии и напора.

Разойтись мирно на трассе Монтойе и Шумахеру удавалось не всегда. На старте Гран-при Малайзии 2002 года Михаэль резко принял вправо и Хуан-Пабло, подъезжая к первому повороту, был вынужден выехать на внешний радиус — Ferrari и Williams ожидаемо столкнулись. В результате болид Шумахера потерял переднее антикрыло, и немец отправился в боксы. Хуан-Пабло уверял, что в первом повороте оставил Михаэлю достаточно места для маневра, но стюарды признали его виновным в инциденте, наказав проездом по пит-лейн. Впрочем, это не помешало Монтойе финишировать на втором месте позади напарника Ральфа Шумахера — в той гонке Williams заработала победный дубль.

К слову, сезон 2003 года, когда Хуан-Пабло победил на престижном этапе в Монако и Германии, стал самым интересным в эпоху доминирования команды «Красного барона» и лучшим для альянса Williams и BMW.

Не командный игрок

С напарниками по команде Хуан-Пабло никогда не ладил и откровенно не церемонился — очень быстрый и искусный гонщик из Боготы при любой возможности старался их одолеть. Но еще важнее то, что упрямый и нахальный колумбиец считал, что всё в команде должно вращаться вокруг него. Тому пример — его противостояние и конфликты на трассе с Шумахером-младшим в Williams.

Благодаря мощности моторов BMW болиды Williams в 2001 году были быстры в квалификациях, однако в гонках им не хватало надежности. Вдобавок не хватало стабильности и везения гонщикам: Монтойя и его напарник Шумахер-младший то и дело попадали в разные переделки. В дебютном сезоне колумбиец заметно уступал немцу, но тем не менее смог одержать свою первую победу — на легендарной трассе в Монце, принимавшей Гран-при Италии сразу после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке.

В 2002 году пилоты Williams были примерно равны как по скорости, так и по амбициям. Кульминацией их противостояния стал Гран-при США, предпоследний этап сезона — Хуан-Пабло и Ральф столкнулись уже на втором круге гонки. В итоге немцу пришлось заезжать в боксы за новым задним антикрылом, в результате чего он приехал к финишу с отставанием в два круга. В том году Монтойя смог опередить Шумахера-младшего в личном зачете, уступив только гонщикам Ferrari, которые выступали в своей лиге.

Уже в середине 2003 года Хуан-Пабло твердо решил уйти из Williams. Он подписал контракт с McLaren, где его напарником стал очень спокойный и невозмутимый Кими Райкконен. Причем за руль болида команды из Уокинга гонщик сел лишь 18 месяцев спустя — в 2005-м.

Выступления за Williams колумбиец завершил громко хлопнув дверью — победой на Гран-при Бразилии 2004 года. «В каком-то смысле, наверное, самым приятным для меня годом в Williams был 2004-й. Не было никакого давления, я все еще хотел выигрывать гонки, я все еще хотел делать все возможное, так что было весело. И закончить тот год победой в Бразилии, и особенно победой над Кими в McLaren, — это было здорово», — вспоминал позже Монтойя.

В коллективе Рона Денниса ему также представился шанс выигрывать гонки: в 2005 году Хуан-Пабло в безупречном стиле победил на этапах в Великобритании, Италии и Бразилии. Но и в McLaren он побеждал в первую очередь для себя. Когда же Монтойя не выигрывал, интересы команды волновали его в последнюю очередь. Как, например, во время Гран-при Японии, когда он уже в первом повороте едва не вынес напарника с трассы — Кими энергичным движением руля смог поймать болид и в итоге выиграл гонку. Но чемпионом в том году стал Фернандо Алонсо на Renault, выигравший свой первый титул.

«Было бы неплохо, если бы мне чуть больше помогали», — заявил тогда Кими. Но роль оруженосца — это не про эгоцентричного колумбийца, которому командная тактика была ненавистна. В конце 2005 года многие были уверены в том, что Райкконен проиграл титул Алонсо именно из-за недостаточной поддержки со стороны напарника.

В начале 2006 года Монтойя испытывал трудности с поведением машины и никак не мог выйти на тот уровень, который демонстрировал в предыдущем сезоне. Общественность же ожидала от колумбийца дальнейшего прогресса. Но после перехода в McLaren он решил, что ему больше нечего доказывать, и пытался выигрывать гонки за счет одного только мастерства и класса. Однако в «Формуле-1» такой подход не работает. В McLaren быстро решили, что Хуан-Пабло им больше не нужен — Гран-при США 2006 года стал для колумбийца последним в формульной карьере.

Универсальный гонщик

Разбежавшись с McLaren, Монтойя окончательно покинул «Формулу-1» и снова отправился за лучшей долей в Америку, перейдя в чемпионат NASCAR. Там он выступал до 2013 года, в итоге изменив подход к гонкам. «Выступать здесь нужно разумно, продумывая каждый шаг, а не просто давить на газ», — говорил Хуан-Пабло.

После NASCAR Монтойя снова вернулся в гонки с открытыми колесами, начав выступать в серии IndyCar, где он провел три сезона и в 2015 году второй раз в карьере победил в Indy 500. А еще колумбиец трижды выигрывал престижный марафон «24 часа Дайтоны» — для полного счастья не хватает только триумфа в «24 часа Ле-Мана».

Как видим, послужной список гонщика впечатляет, однако покорить главную вершину ему не удалось. В «Формуле-1» Хуан-Пабло быстро завоевал авторитет и уважение соперников и порой был невероятно быстр, демонстрируя непоколебимую уверенность в собственных гоночных рефлексах, но чемпионом так и не стал. Отчасти потому, что нередко позволял сердцу брать верх над разумом, как и подобает горячему латиноамериканцу. Приняв участие в 95 Гран-при, в семи из них он пришел к финишу первым, также на его счету 30 подиумов и 13 поул-позиций. Лучший результат в личном зачете — третье место в сезонах 2002 и 2003 годов.

Совсем скоро колумбиец, вполне успешно продолжающий карьеру в автоспорте, отметит свой 47-й день рождения. В последнее время Монтойя сосредоточился на гонках на выносливость — в первую очередь на американском чемпионате IMSA, который он выиграл в 2019 году в составе команды Acura Team Penske.

А еще Хуан-Пабло помогает реализовать мечту о «Формуле-1» своему 17-летнему сыну Себастьяну: совсем недавно, на этапе в Нидерландах, Монтойя-младший дебютировал в «Формуле-3» и даже заработал очки (в двух заездах он приехал восьмым). И кто знает — возможно, через какое-то время в «Королеву автоспорта» придет еще один паренек с громкой фамилией, который бросит вызов Мику Шумахеру и Максу Ферстаппену.

«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

Макс Ферстаппен в этом году просто неудержим — в минувшее воскресенье летучий голландец одержал уже десятую победу в сезоне (четвертую подряд и тридцатую в карьере), выиграв Гран-при Нидерландов на узкой трассе в Зандворте. Радости местной публики не было предела. К тому же свой домашний Гран-при Макс выигрывает уже второй год кряду. Его напарник по Red Bull Серхио Перес финишировал только пятым, позади Mercedes Льюиса Хэмилтона. На вторую ступеньку подиума поднялся Джордж Расселл на Mercedes, а третье место Шарля Леклера позволило гонщику Ferrari сравняться по очкам (201) с Пересом — оба делят в личном зачете второе место.

После 15 гонок преимущество Макса над ближайшими преследователями составляет 109 очков. Впереди еще семь гонок, и если не произойдет чего-то непредсказуемого, то голландец досрочно гарантирует себе второй титул чемпиона мира.

В это воскресенье нас ждет 16-й этап чемпионата, который пройдет на легендарной трассе в Монце. Для Ferrari Гран-при Италии имеет особое значение, к тому же в этом году автодром в Монце отмечает свое столетие. По этому случаю «Скудерия» немного изменила цветовую схему болида F1-75, в которой стало больше желтого (это геральдический цвет Модены, города, где родился Энцо Феррари), а пилоты команды принарядились в футболки и комбинезоны желтого цвета. Появится ли у тифози повод для радости? В самой Ferrari полагают, что уик-энд будет сложным, ведь скоростная трасса в Монце с ее длинными прямыми участками не лучшим образом подходит их машине и Red Bull снова окажется быстрее.

А еще накануне итальянского этапа стало известно о том, что Red Bull и Porsche прекратили переговоры о возможном сотрудничестве в «Формуле-1». Ожидалось, что немецкая компания в ближайшее время объявит о своем возвращении в чемпионат в качестве поставщика силовых установок, но в итоге сделка сорвалась. Договориться не удалось из-за разных взглядов сторон на «равноправие», которое должно было лежать в основе партнерства. Проще говоря, Porsche не хотела ограничиваться лишь ролью моториста, а в Red Bull опасались утраты статуса независимой команды. Тем не менее, как говорится в коротком пресс-коммюнике немецкой стороны, «Формула-1» остается привлекательной для компании, в Porsche продолжат следить за развитием событий в этой гоночной серии.


Партнер проекта — VOKA

VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.


И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 14 дней.


Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.


Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by