На автомобиле в Грузию: марсианские пейзажи, города в скалах и безумно красивые дороги

20 сентября 2022 в 8:00
Источник: Александр

На автомобиле в Грузию: марсианские пейзажи, города в скалах и безумно красивые дороги

Продолжаем собирать интересные маршруты для автопутешествий от наших читателей. Хотите рассказать о своей поездке? Присылайте истории на ga@onliner.by. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия... Рассказывать можно много о чем. Александр из Минска говорит, что они с супругой уже давно мечтали поехать куда-нибудь в путешествие на своем Mercedes. И вот минувшей весной семья решилась на автотур в Грузию своим ходом: визы не нужны, а ехать «всего» 2500 км.


Минск — Волгоград, 1700 км

Выезжали из Минска втроем (я, жена и моя сестра) в три часа ночи, первой за руль села супруга. По трассе М1 доехали до границы с Россией быстро и без проблем. Планировали свернуть в сторону Волгограда не доезжая Москвы, а там остаться на ночевку. В итоге свернули в Подольск — хотели сделать остановку, чтобы поменять деньги и пообедать.

Деньги нужны были наличными, так как предполагали, что можем столкнуться с проблемами при оплате картой. Так позже и случилось. В центре Подольска не нашли ни одного обменного пункта, время терять не хотелось, поэтому поехали дальше на свой страх и риск. После Подольска было два варианты маршрута: М4 «Дон» ч/з Ростов-на-Дону или Р-22 «Каспий» (М6). Выбрали второй вариант и позже пожалели — качество дороги подвело.

Не доезжая Тамбова, остановились на АЗС «Лукойл». Без задних мыслей заправились до полного бака. Тут и столкнулись с проблемой оплаты картой. Ни одна карта («Приорбанк», «Альфа-Банк») не прошла, российских рублей нет, из наличных — только доллары и евро. Пытались договориться с кассиршей, чтобы оплатить долларами или чтобы она нам поменяла по любому для нее курсу, а она как будто первый раз видела валюту. Обратились к ее напарнику. Молодой парень был посообразительней, согласился из своего кармана сделать нам обмен. Через метров 200 остановились на АЗС «Роснефть», чтобы попытать счастья с картой там. К нашему удивлению, карта сработала без проблем. Оператор сказала, что проблема с картами из-за банка ВТБ, с которым работает российский «Лукойл».

Дальше «прем» на Волгоград. Уже на подъезде начался лютый снегопад. Там проводили реконструкцию дороги, скорость была ограничена, на это наложились отвратительные погодные условия. Кажется, оставшиеся 30 км мы ехали целую вечность. Еще в Минске мы забронировали гостинцу в Волгограде, номер на троих обошелся в 3000 российских рублей (около 100 белорусских) с включенным завтраком. Прибыли на место около часа ночи и сразу же завалились спать. Мы были очень довольны собой, так как «сделали» 1700 км — как и планировали.

Волгоград — Владикавказ, 770 км

Маршрут проходил через Республику Калмыкия и Ставропольский край. Дорога лежит через просторы степей. За окном — очень красивые виды. Машин относительно немного, поэтому двигались довольно быстро.

Не обошлось без приключений с сотрудниками ДПС. В Калмыкии остановили, объявили: «Нарушение правил обгона». Вопрос решили на месте, я еще легко отделался.

Качество дороги только на одном участке в 50—60 км было, откровенно говоря, ужасным. В остальном дорога ровная и комфортная.

И тут прямо в дороге к нам прилетает новость, что из-за непогоды (снегопад, опасность схода лавины) границу закрывают. Это означало, что нам придется остановиться во Владикавказе как минимум на одну ночь. По рекомендации родственников выбрали отель «Сова» на окраине города: стоимость номера на троих — 3000 российских рублей (около 100 белорусских), с завтраком, парковкой и шикарным видом на реку Терек.

Погода не улучшалась, во Владикавказе пришлось провести пару дней. Откровенно говоря, мы бы вряд ли когда-нибудь поехали сюда целенаправленно, хотя здесь есть на что посмотреть. Отдельно хотел бы отметить доброжелательность и гостеприимность осетинцев, а также очень вкусную местную кухню.

В один из дней поехали посмотреть Куртатинское ущелье, горную реку Фиагдон и другие живописные места. Наделали 100500 фотографий, доехали до аланского Успенского монастыря, но дальше не решились из-за погоды. В горах снег, нужен как минимум полный привод.

Владикавказ — КПП «Верхний Ларс» (граница РФ) — Казбеги — Тбилиси, 150 км

Утром граница еще была закрыта, но по прогнозу и по нашей интуиции ее должны были открыть как минимум к ночи. Решили поехать посмотреть обстановку и там уже по факту решить, оставаться или возвращаться обратно в отель. От Владикавказа до КПП «Верхний Ларс» примерно 30 км. Подъехали мы к хвосту очереди утром. Слегка расстроились — она растянулась на два километра.

Масла в огонь подлила новость о приближающемся очередном большом снегопаде и потенциальном закрытии границы на неопределенный срок. Вариантов было два: оставаться на границе с ночевкой и пробовать проскочить в «окно» или ехать обратно во Владикавказ и, возможно, даже обратно в РБ.

Днем стало известно об открытии границы. Но мы даже не подозревали, какие беды ждут нас впереди. Первые пару часов очередь продвинулась на 0 см. Девчонки пошли вперед, обнаружили много пустых «окошек» между машинами, стали подгонять водителей. Так очередь начала мало-помалу двигаться. В это время по встречке постоянно пролетали авто с номерами 15-го региона — это местный бизнес, у них куплены места. Некоторые «кортежи» из 3—5 машин даже ехали в сопровождении ДПС: по встречной полосе и в самое начало очереди. В общем, проехали границу мы спустя только 30 часов. На российской стороне Mercedes даже отправили на скан. У граждан РБ не спрашивали про основания для выезда, а вот гражданам РФ оно было необходимо. На грузинской стороне мы прошли проверку ПЦР-теста, поучаствовали в небольшом опросе и ответили на пару уточняющих вопросов — ничего сверхъестественного. Сразу за КПП оформили страховку — 52 лари ($17) на 30 дней.

Утром следующего дня вкусно позавтракали в гостевом домике «У Русудани» в Степацминде и рванули до Тбилиси. Дорога была чистой, правда встречалось очень много фур. На некоторых участках приходилось останавливаться и пропускать. Где-то сотрудники полиции помогали регулировать движение.

Через примерно 4 часа мы уже были в Тбилиси, где нас прекрасно встретили наши грузинские друзья. Если учесть, что из Минска мы выезжали 8-го марта, а в Тбилиси приехали 17-го, то дорога заняла больше недели. Сложно даже в это поверить! Но мы со всем справились, все самое страшное и тяжелое осталось позади, теперь можно было насладиться красотой и гостеприимностью Сакартвелло.

Тбилиси — Джвари (монастырь) — Мцхета. Уплисцихе, Гори, Боржоми

Это был автотур длиной в одни выходные. Монастырь Джвари находится примерно в 15 км от Тбилиси, является первым памятником Всемирного наследия в Грузии и одной из главных достопримечательностей столицы, обязательной к посещению. Расположен он на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви, близ Мцхеты. С площадки открывается незабываемый вид, красоту которого не передать на фото. Но мы его в этот раз не увидели и на фото не покажем. Дело в том, что с самого начала пребывания в Грузии я не подружился с автодорожными развязками. Очень часто, двигаясь по навигатору, пропускал нужные съезды или повороты. Вот и в этот раз нужный съезд к монастырю был благополучно проигнорирован, навигатор переложил маршрут, но нам нужно было делать крюк. Решили не возвращаться, а ехать в следующий пункт назначения.

Таковым был город Мцхета, что в 14—16 км от монастыря. Не успели мы толком обсудить, стоит ли вернуться в Джвари, как уже оказались в Мцхете. Главной достопримечательностью города является Светицховели (с грузинского — «животворящий столп»). Это храм Грузинской православной церкви, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Около храма расположена большая парковка, где за 2 лари ($0,7) можно спокойно оставить авто и прогуляться по территории. После Светицховели мы отправились в женский монастырь Самтавро. Находится он в пешей доступности, заодно можно было немного прогуляться по городу.

Никто не отменял покупку подарков и сувениров в таких памятных местах. В лавках можно найти украшения ручной работы за небольшую плату. Например, жена купила себе кольцо ручной работы за 20 лари ($7) — я, естественно, не мог отказать.

Следующий пункт назначения — Уплисцихе (по-грузински — «господская крепость»). Это древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Он высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Цена билета для посещения — 15 лари ($5) с человека. Песочного цвета скалы Уплисцихе почему-то навеяли ассоциацию с пейзажами Марса.

Дальше направляемся в Гори. Практически каждый родившийся в СССР, скорее всего, знает, что это родина И. В. Сталина. В одном из выпусков The Grand Tour путешествовали от берегов Черного моря к берегам Каспийского, заезжали в музей Сталина. Вот и я решил заглянуть. Вход в музей стоит 15 лари ($5). Собственно, ничего сверхинтересного мы там не увидели: оформление всех залов — распечатанные фото вождя и его соратников в различные эпохи. Самым «живым» и интересным лично для меня стал зал, где представлены подарки, которые дарили Сталину на юбилеи и годовщины. Напротив музея расположен дом, где родился и до четырех лет прожил маленький Иосиф. Также на территории музея находится бронированный вагон, в котором Сталин ездил в Тегеран и Ялту на конференции.

Дальше едем в Боржоми. Название этого города знакомо многим. Минеральная вода занимает первое место по экспорту в Грузии. Боржоми расположен в горах, поэтому дорога туда — это отдельная красота, которую стоит увидеть. В целом дороги в Грузии поражают: куда бы ты ни отправился, тебя везде будет сопровождать головокружительный пейзаж. Именно по этой причине ехать за рулем местами было очень сложно, голова поворачивалась на 360 градусов. Расстояния между городами или какими-то достопримечательностями небольшие, но из-за горного рельефа и нескончаемых серпантинов времени на дорогу уходит много. В Боржоми отобедали в лавке в одном непримечательном дворике — здесь местная жительница выпекает домашние хачапури и лобиани. Блюда нам достали прямо из печи. За все отдали 15 лари ($5). Расположились на набережной в сквере и приступили к яствам. Могу официально заявить: это действительно были самые вкусные хачапури и лобиани, которые мы пробовали в Грузии.

После отправились на прогулку по городу, где не устояли перед напором продавцов «лечебного» варенья (мандаринового и с грецкими орехами). Также местные катают в туры на водопады по пересеченной местности на багги и внедорожниках. Много офроуд-техники стояло прямо в центре города.

Во времена СССР Боржоми был лечебным курортом, сейчас же состояние увиденных нами санаториев оставляет желать лучшего. В центре города есть источник минеральной воды, и мы не упустили возможности попробовать и набрать с собой настоящей Borjomi. В целом город оставил какое-то двоякое впечатление: с одной стороны, это популярное направление, с другой — мы так и не поняли «прикола» Боржоми. Ехать сюда специально не посоветовали бы.

Ахалцихе — Вардзия — каньон Дашбаш

Следующий пункт назначения — Ахалцихе. Отели здесь намного дешевле, чем в Боржоми. Заодно можно посмотреть крепость Рабати. Номер на троих в семейной гостинице оказался недорогим — 68 лари ($24), завтрак включен. Вообще, еды в Грузии практически везде много, она очень вкусная, а к ней подают обалденное домашнее вино. Местные коты в ресторанчиках и кафе тоже знают толк в яствах.

Отправились в крепость Рабат. Сложно передать удивление. Это оказалось просто невероятно красивое и большущее строение, отлично сохранившееся и грамотно отреставрированное. Вход в нижнюю часть замка бесплатный. На осмотр крепости и музея мы потратили в общей сложности два часа. И это при том, что некоторые места мы пробегали. Но поднимались на все башни, которые есть в крепости, — с них открывается обалденный вид на город и близлежащие окрестности.

После Ахалцихе направились в Вардзию, где расположен пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков. Дорога не из легких, пролегает между гор. Тут нас впервые остановила грузинская полиция. Офицер проверил документы, наличие страховки, уточнил, куда направляемся, и подсказал, где свернуть, чтобы мы не проскочили нужный поворот, а после пожелал счастливого пути.

На месте отправились на изучение пещерного города. Город высечен в скале, к нему нужно подниматься, стоимость входа — 15 лари ($5). За доплату в 2 лари ($0,7) вас могут подвезти на электрическом бусе прямо ко входу, мы же решили подниматься пешком. Комплекс довольно-таки большой, в некоторые пещеры мы не заходили, чтобы не терять время. В городе есть монастырь, от него ведет проход к роднику, который расположен где-то в глубине скалы. Масштабы города изумляют и поражают — в голове не укладывается, как такое могли построить в то время. В силу своей отдаленности от Тбилиси и других городов место не особо пользуется популярностью, а жаль. Комплекс в Вардзии обязателен к посещению.

Начали искать место для обеда и все время натыкались на закрытые заведения. Виной тому несезон. Туристам стоит учитывать этот факт. В поисках кафе или ресторана мы уже практически доехали до следующей точки — каньона Дашбаш. Вход на смотровые площадки платный, 20 лари ($7), но сотрудники предупредили нас, что из-за погодных условий мы не сможем спуститься и увидеть всю прелесть природного чуда. Решили, что в каньон приедем в другой раз, в сезон.

Кахетия, восточная Грузия

Наш знакомый грузин Темо предложил заглянуть к нему на дачу и немного поработать там на винограднике (чтобы потом хорошо отдохнуть). Работать нужно было с самого утра, пока солнце не начало беспощадно жарить. В темпе начали выполнять поставленные задачи: женщины подвязывали веточки винограда, а мы поправляли и ремонтировали конструкции, вокруг которых вьется лоза.

Семья, которая нас пригласила, владеет четырьмя большими виноградниками, каждый из которых назван в честь детишек в семье. После того как мы окончили запланированную работу, отправились назад на дачу. Не передать словами, как много всего вкусного мы съели в тот вечер.

На следующий день решили прокатиться по Кахетии. Первой точкой была винодельня Хареба. Самое интересное — винный туннель, который прорублен в скале. Точнее, их там два, они соединены между собой множеством мелких туннелей. Ранее винные туннели принадлежали государству, сейчас приватизированы. После экскурсии можно подняться на вершину скалы, откуда открывается невероятный вид на близлежащие окрестности. На вершину можно подняться на лифте прямо из скалы или на электробусе по склону.

Следующей точкой был Кварели, небольшой городок, где находится винный завод «Киндзмараули». Экскурсия по заводу бесплатная, а вот за дегустацию четырех видов вина нужно заплатить 8 лари ($2,8). Экскурсия непродолжительная, но весьма интересная.

Дальше нас ждал монастырь Некреси, основанный в VI веке. Он стоит на лесистом холме, известном как гора Назвреви («холм бывших виноградников»). Внизу установлен шлагбаум и стоит охранник, поэтому подняться на машине к самому монастырю не получится. Попасть туда можно либо на автобусе за 3 лари, либо пешком. Автобус отправляется только в том случае, если соберется минимум 10 человек, другой вариант — выкупить билеты на 10 человек. Поэтому решили сделать марш-бросок в гору. Это было трудно, подъем очень крутой, плюс в этот день нормально так припекало — около 25 градусов тепла. Но это того стоило: монастырь очень красивый, вид с горы, на которой он расположен, открывается невероятный. Обязательное для посещения место в Грузии.

Далее по маршруту Греми — царская крепость в грузинской исторической области Кахетия. Крепость с церковью Архангелов — это все, что осталось от некогда процветавшего города Греми. Очень быстренько посмотрели, пофотографировали и были готовы закончить на этом наше маленькое путешествие. Наступал тот час, когда пора было возвращаться домой, в Беларусь.


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Александр