ВелоПетрович

Как доехать на велосипеде в Беловежскую пущу. Маршрут под стенами красивейшей башни Беларуси

12 427
02 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Как доехать на велосипеде в Беловежскую пущу. Маршрут под стенами красивейшей башни Беларуси

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Осень — особая пора. Все ощущается острее: лазурь над головой, как проглянет, бездонная, леса будто торопятся отдать миру всю волшебную палитру, спасая краски от надвигающегося бесцветия зимы. Уже студеный воздух замирает, расступается, а затем, опомнившись, задиристо толкает в спину. Ну и пусть толкает — разгоняет как следует. Темнеющий асфальт лентой убегает на пригорок, а с обеих сторон наступает пуща. Она впускает в свои вечно распахнутые врата, и ветер остается снаружи, не решаясь преследовать. Впереди — стражи. Два огромных белых оленя горделиво смотрят на дорогу, привечая путников. Это их взгляда испугался колючий ноябрьский ветер — ему сюда дороги нет. Уютно пахнет листвой, травяным чаем — обязательно с чабрецом — и вечерним костром откуда-то из детства. Из проезжающей машины слышны звуки скрипки. И тот самый заповедный напев.

Беловежская пуща — это наше место силы, и другого подобного ему нет. Приехать туда — это как остановиться на отдых после многотрудного пути. Приехать на велосипеде — лучший подарок, который вы можете преподнести себе, путешествие, которое не забудется. Но из Минска это 350 километров в одну сторону — многовато, пожалуй. Впрочем, мы доехали и не слишком-то запыхались, а значит, и вам помочь сумеем. Ведь дорога в пущу — это как дорога домой — она всегда с попутным ветром.

Стартуем из Минска из Бреста

Основные навыки, которые необходимо освоить для путешествий на такие значительные расстояния, — тщательное планирование маршрута и адекватная оценка своих возможностей. Наша история не про эпический велопробег на сотни километров. Все, что нужно для начала, — это доехать до минского вокзала, откуда регулярно отправляются поезда на Брест. На наш взгляд, самый комфортный (хоть и не единственный) вариант — электричка бизнес-класса Минск — Брест. Необходимо также оплатить провоз велосипеда: в одном из вагонов предусмотрена специальная площадка, где его можно разместить без дополнительных манипуляций. Хорошо бы и самому выбрать место где-то по соседству, чтобы присматривать за своим двухколесным транспортом. Из личного опыта: покупкой билетов лучше озаботиться заранее, поскольку пустыми эти поезда не ходят. Стоимость с учетом провоза багажа — порядка 40 рублей в одну сторону (без велосипеда было бы вдвое дешевле).

Поезд идет три с половиной часа, так что главное — не съесть за это время все припасы, а то ведь атмосфера располагает. Правильнее отъезжать пораньше, чтобы оставить себе запас времени на основную часть маршрута, тем более осенью, когда день до обидного короткий. Если все сделать правильно, в 14 часов уже будете дышать воздухом на платформе брестского вокзала. Осмотритесь, здесь красиво.

Велоэкскурсию по набережным Мухавца оставим на обратную дорогу, а пока набираем темп, выбираясь из города. Сделать это несложно: по первым впечатлениям, Брест ничуть не уступает Минску в плане велосипедной инфраструктуры, а во многом даже превосходит столицу. Мы прикинули, что самый удобный маршрут проходит по улице Лейтенанта Рябцева, которая хоть и не показалась особо живописной, но ведет прямиком к Каменецкому кольцу. Там в длинной очереди стоят фуры, но им в другую сторону — к пункту пропуска «Козловичи» на границе с Польшей. А мы уходим к северу, на Каменец.

Брест — Каменец

Вот и выходит, что только мы стали крутить педали, а бо́льшая часть пути до Беловежской пущи уже осталась позади. Электричка быстро проглотила километраж, сделав эту поездку в принципе возможной, а велопробег через город отнял не более получаса. Теперь наш путь лежит вдоль автодороги Р83, связывающей Брест и заповедный белорусский лес. От Каменецкого кольца до самой живописной башни в стране где-то 30 километров, а оттуда еще порядка 20 до въездных ворот, что за Каменюками.

Почти сразу проезжаем автобусную остановку, а это указывает на то, что и оставшуюся часть пути можно проехать, особо не утруждаясь. Но это не интересно, да и с расписанием здешнего транспорта мы не знакомились — едем дальше.

Сама трасса выглядит практически безупречной, разве что асфальтированной обочины нет. Можно пытаться ехать по асфальту, следя за тем, чтобы размеченный край проезжей части оставался слева, но ни удовольствия, ни ощущения защищенности от этого не будет. Асфальт обрывается почти сразу за разметкой, полосы на Р83 не слишком широкие, а движение даже в будний день интенсивное. Так что мы рванули по щебню.

И тут важно сказать, что на шоссейнике такой рейд был бы крайне затруднителен. Щебень крупноватый, то и дело попадаются и вовсе настоящие булыжники. Куда лучше на таком покрытии будет чувствовать себя даже бюджетный «горник», чего уж говорить о карбоновом гравеле.

Выбор покупателей
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.6 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Borant снарядил нас в дорогу своим Phantom — и это очень правильный велосипед для такого путешествия. Условно, гравел дает возможность мчаться там, где вы бы не рискнули ехать на шоссейном велосипеде. При этом посадка, по сути, та же, резкость та же, потенциал даже на асфальте падает некритично, и все дороги открыты — хоть по полю езжай (мы пробовали в недавнем рейде по Налибокам). В общем, топчик, хоть и стоит немало.

Через какое-то время к особенностям покрытия привыкаешь. Булыжники кажутся не такими пугающими, по крайней мере успеваешь объезжать их, не сбавляя скорости. Где-то покрытие становится лучше, местами даже появляется асфальт. В населенных пунктах обычно есть возможность съехать на тротуар. Не забывайте время от времени сворачивать на заправки или к магазинам, которые то и дело встречаются по дороге: даже если вы неплохо перекусили в электричке или сделали обеденный перерыв в Бресте, нельзя допустить, чтобы в дорожной сумке не осталось ничего съестного, а фляги опустели. Есть и пить — это все, что нужно для того, чтобы спокойно и без мучений преодолеть эти 60 километров за день.

Спустя часа полтора-два после того, как вы на прощанье оглядывались на фуры, стоящие у развязки на выезде из Бреста, где-то на горизонте вы увидите розовеющую в лучах солнца Каменецкую башню, а чуть в стороне от нее — церковные купола. Тогда остановитесь. Не доставайте телефон, еще рано для селфи. Замрите. Восемь столетий глядят на вас с этих стен, меж кирпичных зубцов само время оглядывает землю.

По брусчатке на велосипеде

Никогда прежде мы не бывали в Каменце на велосипеде, но вернуться сюда хочется — такой это городок. По старой, но ухоженной брусчатке пробираемся в центр, с трудом отводя глаза от башни. Вот гимназия, разместившаяся в здании польской школы. Там тихо: каникулы. Прохожие не обращают на зевак внимания: привыкли, конечно. С холма у древних стен открывается панорама на луга и речки — манит искупнуться, но уже холодно, приезжайте летом. Что было бы очень кстати, так это отобедать где-нибудь на террасе с прекрасным видом, да мы впопыхах ничего такого не нашли, а задерживаться не рискнули: темнеет рано, а в пущу лучше приехать до захода солнца, тем более на велосипеде. Кстати, обязательно обзаведитесь хорошим комплектом фонарей, раз уж забавляетесь осенними путешествиями: никогда не знаешь, что может задержать в дороге.

Выбор покупателей
передний и задний, на руль/на подседельный штырь, быстросъемное крепление, пластик, 130 лм, дальность 60 м, зарядка от USB, питание: аккумулятор
Выбор покупателей
передний, на руль, быстросъемное крепление, металл, 600 лм, дальность 200 м, зарядка от USB/индикация заряда, питание: аккумулятор
Выбор покупателей
задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Пообещав себе еще когда-нибудь вернуться в Каменец, выезжаем вдоль реки Лесной в направлении все той же трассы Р83. Там ничего не поменялось: тот же идеальный асфальт, по которому мчатся автомобили, та же неидеальная, но проезжая для правильного велосипеда обочина. И работы ногам на час с небольшим.

Каменец — Беловежская пуща

С радостью признаем, что дорога от Бреста до пущи показалась нам самым живописным маршрутом, по которому мы ездили в Беларуси. Только представьте: убранные поля раскинулись от горизонта до горизонта, где-то по кромке темнеет лес. Голубое небо опустилось к самой земле — кажется, протяни руку — достанешь. Затем дорога карабкается на холмик, к деревеньке. Светлые хаты с двух сторон. Ты приветливо улыбаешься дядьке-велосипедисту, который совершенно точно умеет получать удовольствие от жизни — так смачно он едет на своем простеньком, но очень настоящем велосипеде. В горку, правда, упираться не стал, пошел пешком.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: M
спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: M
спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: M

За Каменцем даже похорошело. Куда-то делись машины, стало тихо, лишь километры шелестят под колесами — ты едешь, а они всегда остаются за спиной. Солнце садится, окрашивая подступающие леса в совершенно невероятные оттенки: красный, розовый, оранжевый, желтый — все по цене золота! И сказочная зелень отчего-то неувядающей травы, и извечная глубина хвои.

Темнеющий асфальт лентой убегает на пригорок, а с обеих сторон наступает пуща. Впереди — стражи. Два огромных белых оленя горделиво смотрят на дорогу, привечая путников. Для них это не скорость, но все же хочется поднажать здесь, не оплошать. Все замирает. Не слышно ни шелеста резины, ни отстукивания пульса. Нет ни времени, ни расстояния — плывешь в пространстве, а вокруг живой мир.

Еще несколько изгибов дороги, еще несколько пригорков — и вот уже Каменюки. Георгиевская церковь остается по левую руку. По сути, это уже пуща: вход в национальный парк — в каком-то километре за мостом. Полтинник или чуть больше в ногах, еще 350 проехали на электричке. Длинный день подходит к концу. Если вы отправляетесь в такую дорогу, необходимо заранее позаботиться о ночлеге, благо вариантов в этих местах немало на самый разный бюджет. Сюда не приезжают на день, это путешествие на все выходные, а лучше даже дольше. Заканчивается только первая глава. Следующая — поездка на велосипеде по пуще — то, ради чего мы приехали. Впрочем, у хорошего путешествия может и не быть цели: есть классный маршрут — этого достаточно.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.7 кг
28", рама L, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by