Неделю назад мы делились опытом покупки машины за смешные, казалось бы, $900 в эквиваленте. Мнения насчет этого эксперимента разделились: кто-то смеялся, мол, посмотрим, как этот Nissan Almera зиму переживет. Другие спрашивали: «А чего, собственно, здесь удивительного? Вся глубинка на таких машинах ездит». Третьи сбрасывали нам истории про свои автомобили со «дна рынка». Мы решили поделиться ими с читателями, а заодно попытаться найти самую дешевую, но живую тачку в Беларуси. Поэтому если вы тоже владеете экстремально бюджетным автомобилем в достаточно хорошем состоянии и хотите об этом рассказать — пишите в наш телеграм-бот.
Мозырянин с минской пропиской Лев купил свою 26-летнюю Mazda 626 в кузове хетчбэк (1,8 л, бензин, МКПП) в июне этого года. Цена вопроса — $700 по курсу. С тех пор на одометре прибавилось почти 11 000 километров, а радости от удачного приобретения — бесконечное количество, если ее вообще можно измерить.
— Что должно произойти, чтобы сесть на машину менее чем за тысячу долларов? Ты должен быть студентом автотракторного факультета. Первую свою машину — Ford Scorpio 1990 года — я купил по одной простой причине: у всех пацанов вокруг были тачки, а у меня нет. Отъездил на «Форде» три года. Ну как отъездил. Большую часть времени машина простаивала. Двигатель умер в первый же день на 12-м километре пути. «Капиталить» его пришлось впоследствии два раза.
Лев работает в сервисном центре одного из столичных дилеров. Профессия обязывает — любые манипуляции с машиной молодой человек выполняет своими руками. Поэтому все прелести ремонта старого автомобиля он прочувствовал максимально.
— В одну сторону (из дома до работы) мне нужно добираться примерно 25 километров, поэтому в любом случае пришлось бы искать машину для ежедневных поездок. Хотел что-то интересное — например, восстановить какую-нибудь мертвую «бэху». Но быстро понял: в нынешней ситуации антикризисный автомобиль — лучшее решение.
— По барахолкам долго лазить не пришлось: знакомый рассказал, что у его отца полгода простаивает Mazda 626 (в одних руках с 2007 года, между прочим). В моей семье когда-то была такая машина, поэтому я знал о недостатках и плюсах этой модели. Спросил, что по стоимости, — ответили, мол, за $1000 по курсу отдадут. Поехал смотреть — несмотря на простой, машина без проблем завелась. А для человека, который два с половиной года промучился с «фордовским» мотором, работа двигателя Mazda — райское наслаждение.
— Электролюк, подъемники и прочие радости автолюбителя — все работало. Но самый главный плюс в ней — она не «заколхожена». Да и вообще, если у машины такого ценового сегмента есть днище, она все еще заводится и едет — то это уже успех. У меня спросили прямо: «Сколько денег у тебя есть?». Я ответил, что $700. На следующий же день мне дали добро, и я поехал свое сокровище забирать.
Первой технической проблемой после покупки стала течь масла МКПП. Наш герой устранил ее своими силами. Цена вопроса, как рассказывает Лев, три литра масла для «коробки» с ближайшей заправки.
— После я разобрался с «болезнями» этой модели и заменил прокладку клапанной крышки, сальник трамблера. Некоторые хромированные элементы покрасил в черный матовый цвет. Потратил на все 70 рублей. В разгар летней жары заменил охлаждающую жидкость, задние колодки, провел профилактику задних суппортов (это временно решило и проблему с неработающим ручником), заменил заднюю ступицу в сборе. Цена вложений — 130 рублей. На ТО (включая свечи) потратил еще 150 руб.
Как известно, старый «японец» и ржавый кузов — тождественные понятия, и, к сожалению, этот случай исключением не стал. «Жуки» по всему кузову, гнилая дверь, местами отвалилась шпатлевка. «Ну а что вы хотели за такие грошы?» — хочется спрашивать снова и снова.
Салон уберечь от влияния времени предыдущие владельцы тоже не смогли: задние сидения в пятнах и разводах, зато без рваных швов. Химчистка спасет ситуацию, ну или губка и ведро воды с «Фейри».
— Кондиционера здесь нет с завода: хотя под него разведена проводка и даже есть кнопка на панели. Пожалуй, это единственный минус для меня в этой машине с оглядкой на ее бюджет. За камерами заднего вида и парктрониками я не гонюсь: я в этом плане приверженец классических ценностей. Этой машиной реально управляешь именно ты, водить новый автомобиль гораздо проще.
Расход у машины, по мнению нашего собеседника, довольно экономичный: «ест» Mazda 6,5—7 литров на «сотку» по трассе, около 9 л в городе. Автомобиль успел свозить своего владельца несколько раз на малую родину, в Лунинец, на Браславские озера. Что важно — без форс-мажоров по дороге. Лев уверен: авто доедет (почти) куда угодно.
— Что нужно еще сделать? По-хорошему стоит заняться задней ходовой и навесными элементами кузова, заменить диски… Бытует мнение, что такие машины надо «дорезать» и отправлять на металлолом, но я так не могу. Мне нравится заниматься обслуживанием самостоятельно. Если вложить еще $1000 в эквиваленте — то будет огонь, хотя я вряд ли буду ее доводить до такого идеала.
— Тем не менее ближайшие полтора года машину точно менять не планирую. Я понимаю, что найдутся люди, которые скажут: «Вкладываться в старого „немца“ еще нормально, но в „японца“ — какой смысл?» Однако я считаю, главное — чтобы машина нравилась своему владельцу. В финале хотелось бы от себя ответить на главный вопрос: «Есть ли жизнь на дне рынка?» Мое мнение — определенно, да.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by