Спецпроект

Проехала от Атлантики до Урала, от Северного моря до Гибралтара. История дальнобойщицы из региона

31 213
07 декабря 2022 в 8:00
Источник: Анна Петрова. Фото: Анри Дарон
Спецпроект

Проехала от Атлантики до Урала, от Северного моря до Гибралтара. История дальнобойщицы из региона

«Белый дом, только не путайте с резиденцией президентов», — такой ориентир получили мы от Александры Чистик, проживающей в деревне Малая Курница в 20 минутах езды от Бреста. В деревеньке на пару десятков домов отыскать единственную женщину-дальнобойщика не составило бы труда. Но белый дом с витиеватой ковкой не оставил сомнений. Сейчас женский дальнобой в Беларуси переживает не лучшие времена — несмотря на снятие законодательного запрета, не все готовы ездить на Восток из-за тяжелых бытовых условий. Тем не менее представительницы этой профессии в нашей стране есть. Совместно с «Беларусбанком» и Visa мы продолжаем проект «Вкусно жить». Наш рассказ — о девушках необычных профессий и их увлечениях. Заодно мы готовим с ними их любимые блюда.

«Первые признаки страдания принимаю как сигнал: надо что-то менять»

По всем канонам Александра Чистик должна была стать офисным работником. Закончила школу с золотой медалью, Брестский госуниверситет с красным дипломом и два года отработала в школе психологом. Вопреки ожиданиям мамы, педагога с 40-летним стажем, Александра оформила ИП, купила лошадь и соединила университетские знания с детской страстью — лошадьми. На несколько лет она стала иппотерапевтом — специалистом по реабилитации посредством адаптивной верховой езды. Была уверена, что в этой профессии сошлись ее мечты, но повороты судьбы оказались сложнее.

В 2011-м у нее родился сын, через год — второй, еще через год — третий. Государство дало многодетным обещанное жилье из трех комнат, а кормить-одевать-обувать ребят Чистикам предстояло самим. Тогда глава семьи решился оставить должность инженера по машиностроению и сесть на фуру. Так как супруги многое привыкли делать вместе, на категории C и E сдала и Александра.

— Сергей сказал: «Саня, пойдем со мной». Для меня это было просто веселье — я легко отучилась, получая доступ для трудоустройства в Польше. В моей жизни работает модель: делай то, что нравится. Очень часто старшее поколение нам вкладывало, что надо нести свой крест достойно — значит, трудно, натужно, тяжело. А мое правило — если тяжело, то не надо. Не буду ныть и страдать там, где мне не нравится. Первые признаки страдания принимаю как сигнал: надо что-то менять.

Баська, Тимофей и Рогнеда Карповна

Они не сразу стали командой. Муж целый год присматривался к новой профессии. Устроился к польскому перевозчику, поколесил по Европе, съездил в российскую глубинку… и родилась идея — семейный экипаж. Мужчина все рассчитал сам: от польской границы стартуют вдвоем, Александра работает рядом с мужем от двух до четырех недель, потом возвращается домой, а он при необходимости продолжает путь со стажером. Обычно брать стажера в напарники дальнобойщики не спешат, но компания-перевозчик постоянно нуждается в новых специалистах. Сергей Чистик намеренно шел на эту жертву, чтобы больше времени проводить с женой.

@chistik_a

— В семьях водителей-международников какая драма? Люди вроде живут вместе, но друг от друга на расстоянии тысяч километров. Жена, условно, своей жизнью живет, а муж — своей. Мой муж хотел, чтобы мы были вместе. Когда мы порознь, мне не хватает его поддержки. Я многое могу. По крайней мере, коня на скаку останавливала. Но когда есть рядом мужчина, в этот момент я девочка. В семье я, по сути, одна девочка. После того как родила трех сыновей, мне сказали: «Вам бы еще девочку завести». Хорошо. И я завела кошку.

Свидетельство водителя-международника Александра получила два года назад, и машина семейного экипажа сразу наполнилась всевозможными фишечками. Во-первых, навигатор получил имя. Все русскоязычные дальнобойщики называют женский голос навигатора Ленкой. Александра решила, что это банально. Раз навигатор говорит с ней по-польски, значит, у него должно быть традиционное имя соседей: ласковое Бася или Баська — в зависимости от настроения.

Новую фуру DAF назвали Тимофеем. Склонность Александры давать редкие имена — это со времен занятия иппотерапией. Ее лошади всегда отличались экзотическими кличками. Была, к примеру, лошадь Радость — «хулиганистая девчушка». И когда животное «шалило», хозяйка называла ее Рогнедой Карповной, именем вредной тети из фильма «Королева бензоколонки». Когда у Рогнеды родился жеребенок, Александра не стала давать ему традиционную кличку Орлик, полагая, что у «Рогнеды Карповны не может быть Орлика априори». Поэтому он стал Вальдемаром Петровичем, хотя дети за рыжий цвет называли его Апельсином.

«Понимаю все подводные камни профессии, но в нашем экипаже я — муза, я вдохновляю»

Смена двойного экипажа — 21 час, из которых 18—20 — вождение. После смены обязательны 9 часов отдыха. Каждую неделю — у дальнобойщика она составляет 6 дней — должно быть не менее 45 часов отдыха. В дороге водитель экипажа имеет право ехать не более четырех с половиной часов подряд, но Чистики рассчитали «свое» время в пути — легче ехать 3 часа 20 минут и меняться.

За 20 часов картинка за окном DAF меняется со скоростью 90 км/ч. Иногда за смену под колесами фуры могут пробежать дороги четырех стран — от Испании до Голландии. И случалось же им, таким близким по духу, не совпадать. Сергей несколько раз обещал Александре показать Испанию, а рейс, как назло, выписывали в Тверь или за Урал. И наконец, Барселона… Набережная туристической Мекки показалась грязноватой после Беларуси и очень тесно застроенной. А сама страна глубоко разочаровала: «Пустыня с перекати-поле и множественными кроликами». Единственная область, которая порадовала привыкший к зеленым пейзажам глаз, — страна басков в районе Пиренеев. Иное дело — Италия с ее буйной растительностью, морями, открытыми людьми, которые в любой лавочке издалека приветствуют как родную: «Бонжорно, сеньора!»

— Меня иногда спрашивают: как ты ездишь на большой машине, не страшно? Но мне на ней спокойно и уверенно. После фуры пересесть на легковушку — вот это страшно. Поколесив два года за рулем, понимаю все подводные камни этой профессии — есть особенности и в Европе, и на восточном направлении, когда на российско-грузинской границе месяцами стоят, чтобы пересечь кордон. А в Казахстане бывают такие ветра, что фуру с грузом переворачивает сильным порывом. Трудно в ливень зачехлить/расчехлить прицеп. Если холодно и у тебя замерз рефрижератор, его надо горелками пару часов оттаивать. Но у меня есть опора — муж. Моя же функция в нашем экипаже — служить музой. Я муза, я вдохновляю. У нас была ситуация: Сергей чинит машину, а я рядом сижу. Проходит соседка: «Ты чего сидишь возле мужа?» — «Вдохновляю, — сказала я. — Пока я рядом, у него чинится. Если уйду, работа не пойдет».

«Вкус детства — это суп с кровью, галушки с маком и пасхальные куличи»

Тот самый DAF Тимофей оказался очень комфортным для передвижения на дальние расстояния. Большая кабина с кондиционером: зимой тепло, летом прохладно. Двухъярусная кровать. В дороге Чистики обычно готовят еду в мультиварке — есть специальные устройства на 24 вольта, работают от прикуривателя. Здесь хорошо готовятся самые простые блюда. Из последнего — мясо с баклажанами. Картофель во Франции стоит €3,5, поэтому предпочли на гарнир баклажан по €2 за килограмм. Кусочек свинины чуть более килограмма обошелся в €8,50. Александра тушит мясо в мультиварке 50 минут и оставляет еще на полчаса, чтобы оно постояло как в термосе. Готовый продукт получается нежным, а баклажаны не теряют формы, на вкус — «кремовые».

— Как только приезжаю домой, я уже не водитель-международник, а мама и жена. Люблю готовить. Знаю семейные рецепты: галушки с маком на Коляды, куличи на Пасху. Есть один рецепт, по которому готовил только мой дедушка, — суп с кровью «юшка». Готовился редко, в моменты появления свежины. Кусок грудинки варился с целой луковицей (потом она удалялась), затем закладывали картофель и перловку. По завершении варки — много специй, и за пару минут до готовности добавляли кружку свежей крови. Она запекалась, суп приобретал коричневый цвет и был готов. Некоторые люди, только услышав слово «кровь», сразу машут руками: «Не продолжай!» А для меня это вкус детства. Но сегодня угощу пастой, готовить которую меня научили итальянцы.

Паста с беконом и сливками

— Рецепт «правильной» пасты: на 100 граммов муки берется одно яйцо. И это все. Если яйцо маленькое, можно добавить чуть-чуть воды, но я не люблю маленькие яйца. Тесто должно полежать, отдохнуть. Я кладу в холодильник, но это не обязательно.

Сегодня взяла 500 граммов муки высшего сорта и, соответственно, пять крупных яиц. Пасту делаем на специальной машинке со смешным названием «тестораскатка». Для первого пласта устанавливаем колесико на нулевой отметке и прокручиваем половину теста. Дальше пропускаем получившийся пласт через тестораскатку еще три раза: на отметке «два», «пять» и «семь». В итоге получаем тонкое, но плотное тесто. Режем его как нравится: можно длинными пластинами, можно короткими — наподобие лапши. Меняем насадку на резку и режем аккуратно. Разбираем получившиеся полоски теста руками и оставляем немного заветриться. Если добавить воду, они будут нежнее, но и подсушивать придется дольше.

Пока паста отдыхает, ставим подсоленную воду. Заметили? В тесто мы не добавляли соли. Поэтому вода должна быть чуть пересоленной, чтобы продукт не получился пресным.

В это же время берем нарезанный заранее бекон. Люблю все делать на глаз, у меня тут около полукилограмма (то есть муку и бекон берем практически в равных пропорциях). Продавленный чеснок смешиваем с двумя 200-граммовыми упаковками сливок и выливаем в сковороду с обжаренным беконом. Закипело, чуть покипит, и выключаем.

После закипания воды опускаем пасту и варим до 4 минут помешивая. Ни в коем случае нельзя переварить. По готовности отцеживаем и окунаем в наш соус с беконом. При подаче к столу пасту на каждой тарелочке посыпаем сыром, который трем на мелкой терке.

К вашему визиту я подготовила еще тирамису по классическому рецепту. Только у меня есть секретик. Нашла, что в десерт добавляют прослойку шоколада, шерри и апельсиновую цедру. С цедрой не сложилось у моих детей, шерри исключила как напиток с градусом, а вот шоколадная прослойка добавляет заметную приятность.

На пороге

— Профессия дальнобойщика может стать делом мечты. Особенно для молодой пары или супругов, которые вырастили детей. Быть водителем большегруза — это по-настоящему круто. Но если честно, самое шикарное, самое классное в этой профессии — возвращаться домой. Чем больше езжу по миру, тем отчетливее понимаю, что мой менталитет — менталитет белоруса, моя душа здесь. Мне здесь комфортно, я здесь отдыхаю. Но чтобы это понять, надо ездить, надо видеть мир.


Партнер проекта — «Беларусбанк» и Visa
Клуб «Леди» — это продукт «Беларусбанка» и Visa для активных женщин, который включает в себя премиальную карточку Visa Gold с манибэком 3% на безналичные операции категории «Красота и уход», скидку 50% на оформление детской карточки «Зебра», денежные переводы без комиссии на ряд карточек банка, а также доступ к кулинарным мастер-классам.

Кулинарные мастер-классы клуба «Леди» позволяют участницам сблизиться благодаря приготовлению изысканных блюд под руководством ведущих шеф-поваров страны.

Спецпроект подготовлен совместно с ООО «Эс Эм Джи», УНП 192924554.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Анна Петрова. Фото: Анри Дарон