25 162
27 апреля 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

«Если не учесть этот параметр, открутятся колеса». Что нужно знать перед покупкой автодисков?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Диски — лицо машины, скажет вам почти каждый автолюбитель, которому не все равно, как выглядит дорогой его сердцу автомобиль. Вместе с представителями крупного поставщика мы составили подробный гайд по выбору этого важного элемента транспортного средства, а заодно разрушили распространенные мифы. В каких случаях точно не стоит ремонтировать поврежденные диски? Можно ли ездить на алмазной проточке зимой? И какой шанс нарваться на подделку в этой сфере?

Как самостоятельно подобрать диски?

— В Беларуси нет ни одного производства дисков. Почему?

— Дело в том, что в Беларуси нет добычи алюминия — основы для изготовления колесных легкосплавных дисков. Месторождения этого металла территориально очень далеко. Затраты на доставку сырья делают производство просто нецелесообразным, — считает Сергей Сазанков, специалист по продажам «Гранат Торг».

Да и рынок Беларуси сравнительно мал. Поэтому основными производителями, представленными на территории нашей страны, являются Россия и Китай.

— С какими производителями сейчас сотрудничаете?

— Мы начинали с «китайцев», среди которых были и хорошие марки, и те, от которых в дальнейшем пришлось отказаться. И пришли сейчас к производителям, которые делают достойные вещи. Из основных это российские заводы — SKAD, K&K, iFree, Carwel, китайский Replay и не только.

штампованные стальные, R14'', ширина обода: 5.5'', PCD 100 мм, DIA 57.1 мм, ET 45 мм
штампованные стальные, R16'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 66.1 мм, ET 50 мм
штампованные стальные, R16'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 46 мм

— Как выбрать диски для своей машины? Какие параметры нужно знать?

— Проще всего — довериться специалистам: найти компанию, которая занимается дисками, назвать модель своего автомобиля и интересующий диаметр. А потом выбрать из предложенных консультантами вариантов приглянувшийся.

— Если все же вы хотите пойти по максимально самостоятельному пути, то нужно выяснить параметры дисков для вашего автомобиля. Их несколько, — к беседе подключается еще один представитель поставщика дисков Андрей Сазанков. — Найти их можно на табличке на арке водительской двери. Там должна быть указана вся информация, такая как давление в шинах и подходящие размеры колес. То же самое — в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Еще более простой способ найти информацию — интернет.

Первый важный параметр — диаметр колеса. Следующий, который имеет значение, — разболтовка (PCD). Значение PCD обозначает диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске. Другими словами, это диаметр отверстий для крепежа. Например, 4×100 означает, что у колеса четыре крепежных отверстия, расположенных на окружности диаметром 100 мм.

Следующий параметр — вылет (отвечает за то, как глубоко диск садится под арку автомобиля). Его надо подбирать максимально близко к заводскому, в противном случае есть риск того, что диск «сядет» глубже и упрется в стойку автомобиля или, наоборот, «выйдет» наружу, что чревато закидыванием грязи на двери автомобиля во время движения.

Параметр ступичного отверстия в дисках важен, но не так сильно. Главное, чтобы он был больше, чем ступица машины. Ширина же диска соотносится с той резиной, которую будут устанавливать на автомобиль, но и тут могут быть регламентированные допуски.

Как показывает практика, чаще всего при обращении в наш магазин называют три параметра: диаметр, цвет и желаемую цену. Причем последний как раз и является для клиента самым главным.

Стоит также обратить внимание на то, чем прикручиваются колеса. Есть разные виды крепежа по площади соприкосновения с крепежным отверстием. На примере колесных болтов — есть конусные и сферические, разные по длине резьбовой части. Если подобрать неправильно, то колеса могут открутиться в дороге. Не все шиномонтажники на это обращают внимание, поэтому автовладельцам лучше это знать и контролировать.

— Лучше с вопросом креплений обратиться к специалистам, у которых покупаете диски, — добавляет Сергей. — Видов крепежа очень много. У Land Rover пять вариаций того, как выглядят гайки. У Toyota то же самое. VAG'овская группа более-менее пришла к одному знаменателю, но это если говорить про оригинальные диски... В любом случае перед установкой нужно обязательно провести примерку диска на ступицу машины. Зачем это делается? Некоторые производители устанавливают на автомобиль увеличенные тормозные диски — и тут может сработать так называемый X-фактор. Диск подобран по оригинальным параметрам правильно, но за счет отливки лучей он может упереться в суппорт.

Это самый сумасшедший дизайн дисков, которые заказывали белорусы

— У белорусов есть любимые производители?

— Активно берут российские бренды. В первую очередь это Skad. Китайский Replay, итальянские и немецкие диски у нас тоже любят. Но последние стоят на порядок дороже российских.

литые алюминиевые, R17'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 45 мм
литые алюминиевые, R17'', ширина обода: 7'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 45 мм
литые алюминиевые, R17'', ширина обода: 7'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 45 мм

Качество литья сейчас у всех производителей примерно одинаковое, если мы говорим про диски для каждодневной езды по городу или трассе, так как все делается по мировым стандартам. Поэтому разницу при эксплуатации дисков заметить практически невозможно. Сейчас популярной становится технология Flow Forming, которая на нашем рынке представлена под брендом LS Wheels. Она позволяет уменьшить вес дисков без потери их прочности. Стоимость — между коваными и литыми дисками.

— Вопрос по диаметру. Допустим, я хочу поставить колеса побольше, чем у меня есть сейчас. Насколько я могу разгуляться? Пока диск с шиной в арку не перестанет помещаться?

— Через интернет довольно просто узнать, диски и шины какого максимального размера можно поставить на конкретную модель. Хочется больше — в теории можно расширить арки, покопаться в подвеске… Но таким обычно занимаются дрифтеры и тюнинг-ателье.

А вот покрасить диски можно в любой цвет, так же как и выбрать индивидуальный дизайн, который можно заказать на заводе через дилера.

— Какой самый сумасшедший дизайн или цвет через вас заказывали?

— Владелец Brabus как-то заказывал очень дорогие диски (около 6000 рублей за комплект), чтобы на них были шильдочки с названием модели. На Kia купили диски с красными сердечками. Были и золотые диски — не по стоимости, конечно, а по окраске.

— В каком ценовом диапазоне белорусы чаще всего присматривают диски?

— Возьмем диаметр R15 — это все самые популярные «бюджетники» из салона: Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Цена литья будет от 150 до 220 рублей за штуку.

Сезон смены/покупки дисков совпадает с сезоном «переобувки», так что сейчас он в разгаре. Но диски при этом продаются круглогодично. Чаще всего люди заказывают их при покупке нового автомобиля: когда человек приобретает что-то новое, ему сразу хочется еще что-то докупить. Но поскольку за последний год процент продаж машин из салона сильно упал, то и у продавцов дисков статистика просела. Так что все взаимосвязано.

штампованные стальные, R15'', ширина обода: 6'', PCD 105 мм, DIA 56.6 мм, ET 39 мм
штампованные стальные, R15'', ширина обода: 6'', PCD 100 мм, DIA 60 мм, ET 50 мм
штампованные стальные, R15'', ширина обода: 6'', PCD 108 мм, DIA 63.3 мм, ET 52.5 мм

Штамп, литье, кованые, Flow Forming. Что выбрать?

— Какие виды дисков бывают и в чем преимущества каждого?

— Металлические штампованные — это самый простой и дешевый вариант, — перечисляет Сергей. — Чаще всего их ставят на зиму и закрывают колпаками. Они тяжелее, быстрее гнутся при сильных ударах, но их проще потом раскатать при шиномонтаже.

штампованные стальные, R14'', ширина обода: 5.5'', PCD 100 мм, DIA 57.1 мм, ET 45 мм
штампованные стальные, R16'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 66.1 мм, ET 50 мм
штампованные стальные, R16'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 46 мм

Литые легкосплавные — технология производства таких дисков заключается в заливке сплава в литейную емкость, где он затвердевает при давлении выше атмосферного. Затем следует термическая обработка заготовки, а потом проточка и окраска в специальных покрасочных боксах. Литые диски имеют широкое распространение за счет качества и разнообразия вариантов дизайна и цветовых решений.

Кованые диски изготавливаются методом горячей объемной штамповки, в результате чего из слитка алюминиевого сплава формируется объемная заготовка колеса без спиц и отверстий. Они еще крепче и легче. Поломать их очень сложно, но автолюбители умудряются. Кованые не восстанавливаются совсем. Только если аргонной сваркой, но это ухудшает химические свойства металла, и диски по итогу все равно рассыпаются.

Flow Forming — раскатная технология обработки литой заготовки на формовочном барабане при высоких температурах. Она позволяет уменьшить вес дисков без потери их прочности. Стоимость — между коваными и литыми дисками. Прочность при этом как у первых.

— Когда литье не стоит ремонтировать?

— Трещины по лучам, выломанные части… В любом случае если диск поломался, его стоит заменить. При прогибе по внутреннему ободу можно попробовать раскатать, но это если нет трещины.

— Бывают ли подделки в этой сфере?

— Нет, — немного призадумавшись ответил Сергей. — Как и в случае с шинами, подпольное низкокачественное производство подделок нереально организовать, восстановив такой трудоемкий и сложный процесс.

— Какие у белорусов есть мифы по поводу дисков?

— Ни в коем случае не стоит бояться проставочных колец, если они нужны. Без них может появиться биение, — рассказывает Андрей. — Еще один миф — порошковые диски. Порошковая металлургия никогда не использовалась при изготовлении этой детали.

Многие говорят, что нельзя использовать диски с алмазной проточкой зимой. Это также миф. Единственное — ухаживать за ними надо так же, как и за остальным кузовом. Уход подразумевает щадящую мойку шампунем и губкой.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by