Под определенным углом обстановка в этом автодоме смотрится как интерьер уютной студии в скандинавском, немного икеевском стиле. Стильная подсветка, «домашние» занавески, искусственные цветы в горшочках — все эти детали отвечают за уют, но о функциональности здесь тоже позаботились: есть холодильник, туалет, раковина и даже полы с подогревом. Дом на колесах своими руками построила семейная пара из Минска. Мы расспросили супругов о стоимости такого проекта: удалось ли сэкономить или легче было сразу купить готовый вариант? Хотите рассказать о своей поездке в 2023-м? Присылайте истории на sv@onliner.by.
— Мы любим путешествовать и часто делаем этой всей семьей вместе с двумя детьми, — рассказывает Анна (девушка вместе с мужем Алексеем руководит СТО «БайКрафт Моторс»). — Загорелись идеей автотрипа по Европе, начали изучать варианты автодомов, которые существуют. Каравану — прицепному устройству — сразу сказали нет. Почему? Допустим, стоишь ты в пробке на автобане. Пассажир захотел в туалет или спать — пошел в караван. Пробка тронулась — нужно ждать, пока спутник пересядет обратно, так как ехать с человеком в прицепе нельзя.
Другое дело — кастенваген (это фургон или микроавтобус на базе Mercedes Sprinter, Fiat Ducato, Renault Master, например). Затянулось прохождение границы? Ничего страшного: ребенок в это время спокойно сходил в туалет, поспал, поел — и никто не нервничает.
— Когда определились, начали изучать цены. Уже готовый и уже переделанный кастенваген стоил в районе €90 000—100 000. Но мы с Лешей подумали: у нас есть инструменты, помещение, навыки… Так почему бы самим не собрать свой автодом? Полтора года я переписывалась с американскими автолюбителями, смотрела фото в интернете и блоги, перенимала идеи.
Параллельно с этим мы искали базу. Выбирали между Fiat Ducato, Mercedes Sprinter, Volkswagen Crafter и Iveco Daily — устроили целую командировку в поисках живого варианта. Но, увы, попадались одни «трупаки». Самым идеальным вариантом стал этот Crafter 2014 г. в. с оригинальным пробегом в 280 000 км (причем автомобиль ездил только по Германии и Швейцарии) и хорошим состоянием кузова (здесь заводская антикоррозийка). Из опций — пневмосиденья и кондиционер. Но за машину пришлось заплатить по верху рынка.
Микроавтобус — грузовой, все незаводские окна в «пассажирской» части мы сделали сами, добавив тонировку. Одно из них, кстати, сдвижное. При этом мы старались резать кузов по минимуму, чтобы никто со стороны не видел, что это автодом. Это в том числе вопрос безопасности: пусть лучше все думают, что это маршрутка с кучей людей в салоне.
Постройка автодома растянулась почти на два года: Анна и Алексей из-за большой загруженности на своей СТО занимались им в нерабочее время — вечерами и на выходных.
— За это время мы успели насмотреться на автодома, которые строились не под себя, а на заказ. Некоторые были готовы всего за четыре месяца, при этом внутри все — косое и кривое. Но в то же время люди добились своей цели гораздо быстрее, сели и поехали, пока мы продолжали корпеть и подгонять все по миллиметрам. К слову, я преимущественно отвечала за дизайн, внутреннюю отделку и мебель, шумоизоляцию. Алексей в основном занимался технической частью.
Многие замечают: на большом автодоме в старый город тебя не пустят. Но наш — достаточно узкий, он проезжает, хоть имеет длинную базу (7,3 метра). Кстати, про длину: у нас кровать — 1,70 на 2,10 метра, то есть больше, чем кровать в квартире.
Анна проводит экскурсию: в автодоме действительно есть все для комфортного отпуска. Ловкость рук — и сидушки (их героиня, как и занавески, отшивала сама) превращаются в большое спальное место как минимум на двух взрослых. По бокам — гибкие светильники, позволяющие читать книжку не мешая другим, когда свет в салоне выключен.
— Вы только оттенок постельного белья на снимках правильно передайте — я старалась, подбирала! — смеется Анна, позируя для фото. Позже весь реквизит уберется по полочкам — их тут огромное количество, чтобы можно было аккуратно рассортировать весь багаж.
Отдельно затрагиваем вопрос гигиены. Душевая «совмещена» с портативным туалетом (не кассетным, который чаще всего встречается в автодомах) — он спрятан в секретную нишу. Туда заливается специальная химия, которая превращает все в однородную жидкость.
— Химия недорогая. Более того, за 15—16 рублей можно самому сделать смесь, если очень хочется сэкономить. Душ для удобства мы делали не стационарным, а по типу биде.
Два крана у раковины тоже не просто так. В сенсорном — питьевая вода (от глаз скрыта 5-литровая бутылка с водой из супермаркета). Во втором — «бытовая» для мытья рук, посуды и т. д.
— Бак спрятан в кровати. Открыл одну дверь — и заправился. Но мы хотим этот момент доработать, чтобы не нужно было, например, будить спящего человека, чтобы долить воды.
Также у нас установлены отдельные баки для использованной грязной воды из душа и кухни. Это обязательное требование для Европы — там нельзя сливать все это на улице. И хотя у нас с этим лояльнее, свинячить все равно не хочется.
Чего нет, так это стационарной плиты. Но Анна объясняет: они решили приобрести туристическую с газовым баллончиком, чтобы можно было с утра готовить на улице, пока внутри кто-нибудь отсыпается после дороги.
Еще одна фишка — пол с инфракрасным подогревом. Бойлер, блок управления, холодильник и другие неотъемлемые части автодома, которые визуально могут перегружать интерьер, — все спрятано за откидными или раздвижными ширмами. Да, это мы ставим еще один лайк Анне за грамотную организацию небольшого пространства.
Во сколько обходится постройка автодома? Анна признается, что вложили в него около $40 000 в эквиваленте (включая покупку базы), если не считать трудозатраты. Но со счета уже сбились.
— К слову, я звонила на одну СТО и уточняла, сколько будет стоить такая работа. Мне ответили, что $9000. Это без материалов и запчастей.
Машина не на газу, так как я считаю, что ГБО небезопасно. Какую альтернативу мы применили? Аккумуляторные батареи, которые заряжаются с трех позиций — в движении от генератора, от солнечных панелей и от обычной розетки при остановке. Таким образом, мы можем позволить себе не только бойлер, но и кофеварку, тостеры.
Выполнена вибро- и шумоизоляция. Но при этом мы старались сделать так, чтобы она сильно не утяжеляла конструкцию — это важно для прохождения сертификации. Вес влияет на необходимую для водителя категорию. Сейчас мы подпадаем под B. По этой же причине для многих элементов использовали итальянскую фанеру — она суперлегкая.
Что касается документов: так как мы приобрели по техпаспорту грузовое авто, я сразу поехала в ГАИ и взяла направление на переоборудование машины. С ним я отправилась в испытательную лабораторию и взвесилась до начала стройки, описав, что я хочу сделать. Когда мы завершим все ремонтные работы — поедем проходить сертификацию, после чего нужно будет поставить технику на учет. Надеюсь, эта процедура пройдет успешно: я даже слоган для нашего автодома придумала — «Дом там, где ты сейчас».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by