Почти 70 экипажей приняли участие в ралли Exotique «Несвиж — Лида» в прошедшую субботу. «Экзотическим» на заезде было все: начиная от правил прохождения маршрута и заканчивая самими участниками. Стартовой точкой ралли стал Несвижский замок, а финишной — Лидский. В обеих локациях была организована выставка: участники выстраивались в стройные ряды и на протяжении нескольких часов отвечали на расспросы туристов. Познакомим вас с одними из самых интересных экземпляров и немного расскажем про собственные впечатления от квеста.
В ралли могли принять участие любые автомобили, которые хоть как-то подходят под критерии «эксклюзив» или «ретро». Поэтому, с одной стороны, выставка получилась ностальгической: приехало немало представителей советского автопрома вроде «Жигулей» (были даже в кузове пикап), «Волг», «Запорожцев» и хорошо сохранившегося (или скрупулезно восстановленного) ИЖ «Юпитера»...
...а с другой — мечтательной: бóльшая часть авто — это те, которые вы вряд ли встретите на дороге или найдете в продаже. Многие почти не покидают гаражи, разве что по праздникам.
Вот и эта Audi 50 (выпускалась с 1974 по 1978 год) — машина редкого выходного дня. Минчанин Павел купил ее в подарок своей супруге Марии: девушка — фанатка марки и не могла не оценить уцелевший раритет.
К слову, некоторые гости издали путали угловатую и компактную «пятидесятку» с VW Golf. Справедливости ради скажем, что у этой Audi действительно был собрат в линейке Volkswagen — модель Polo. Когда-то они продавались бок о бок, но более дешевый «Фольц» все же вытеснил конкурента.
Сложно оценить эксклюзивность этой Audi, но, по некоторым данным, в 2005 году на родине марки было зарегистрировано всего лишь 558 экземпляров этой модели. Сколько из них пережило следующие два десятка лет — вопрос открытый.
— Нашел эту машину в продаже в Польше где-то пять лет назад. Кто в семье мечтал об Audi 50? Скорее я, но подарок был для жены! — смеется Павел. — Гнать ее своим ходом по итогу пришлось из Вильнюса. По дороге до Минска выбило четвертую передачу, заклинило подшипник в коробке, треснула по корпусу КПП, спустило колесо…
Во сколько обходится содержание машины? Никакой тетрадки не ведется, поэтому невозможно подсчитать. В связи с катастрофической нехваткой времени сами ремонтом не занимаемся, находим правильных людей для этого.
Кто-то купил ГАЗ-69 и предпринял попытку сделать «козлика» стильным — такое предположение возникает при виде этого бордового советского внедорожника. Нынешний владелец Владимир (лично на выставке не присутствовал) к метаморфозам отношения не имеет: проект воплощал в жизнь предыдущий хозяин.
— Технически машина будет еще переделываться, есть нюансы, к которым нужно приложить руку. Посмотрим, как авто пройдет маршрут, доедем до Минска и к следующему мероприятию подготовим его по новой. По столице, к слову, на нем уже неделю катаемся. Не было ли страшно ехать сюда? Нет, у нас же есть эвакуатор! — смеются представители службы Autohelp Service, которые доставили «газик» на мероприятие.
— Под капотом 3-литровый рядный 6-цилиндровый дизельный мотор OM603 от Mercedes W124. Тянет он, в принципе, хорошо, но на полной мощности мы его не эксплуатировали. Бережем, чтобы пройти маршрут до конца.
Салон от BMW, приборная панель от «Жигулей», из дополнительно установленных «опций» — музыка и свет, остальное все штатное. В общем, руль, повороты — все навороты. У машины есть крыша, но эстетический вид она портит.
Этот «горящий на солнце» ярко-красный кабриолет — Chevrolet Corvair 1963 года выпуска, который когда-то позиционировали в том числе как более дешевую альтернативу Corvette.
Выпускалась модель ровно одно десятилетие: с 1959 по 1969 год. На скорый уход с конвейера повлияла в том числе нашумевшая в то время книга Р. Нейдера «Опасен на любой скорости». Машину обвиняли в том, что она склонна к внезапной потере управляемости и опрокидыванию при прохождении поворотов на большой скорости. Однако «посмертно» модель оправдали.
Нынешний владелец Руслан (на фестиваль «Ретро-Минск-2023» привозил Pontiac Silver Streak 8) — представитель компании, которая занимается пригоном авто из США, тоже утверждает, что никаких опасных наклонностей у машины не заметил. И это при том, что он успел проехать на ней более 5000 км.
— Это прекрасная машина, которая отлично управляется, так что тоже считаю книгу заказной историей. Крыша гидравлическая, но механизм мы пока восстанавливаем, поэтому открываем механическим способом.
Corvair приехал в РБ почти в таком же виде, в каком мы можем видеть его сейчас, бит он не был. Выполнили стандартное ТО, хотя в Америке машину неплохо обслужили напоследок. Немного «влезли» в генератор и стартер, поменяли шины, старую краску восстановили без покраски. Во сколько оцениваю? Дороже новой Vesta точно! — шутит Руслан.
А вот самый габаритный участник ралли — Mercedes-Benz 710. Трехтонный грузовик приводит в движение 6-литровая дизельная рядная «шестерка»: мотор создавался исключительно для этой модели. Гости мероприятия успели окрестить машину «молоковозом». Полноприводное авто 1966 года выпуска восстановили энтузиасты из компании — перевозчика наливных грузов: штатный механик, как он сам признался, реставрировал технику почти 6 лет.
— У нас большой собственный автопарк — 180 современных грузовых «Мерседесов» белого цвета, но этот раритет стал «лицом» компании. Поскольку у фирмы есть свой сервис, ремонтировали автомобиль сами, — рассказывает тот самый механик Максим.
— Переделывали практически все, чтобы привести грузовик в нынешний вид, но 98% деталей при этом остались оригинальными. Запчасти найти было трудно, искали везде: не только по Беларуси, но и в соседних странах.
Кстати, пробег на одометре родной — 33 000 км. До нашего вмешательства в его судьбу грузовик находился в руках у белорусского коллекционера. Машина год простояла под солнцем, поэтому отдельной реставрации потребовало ЛКП. А когда-то она использовалась для перевозки пищевых продуктов.
Сколько денег пришлось отдать за габаритный эксклюзив, собеседник не признался. Но уточнил: сейчас за грузовик потенциальные покупатели готовы отдать в 10 раз больше — «стоимость как минимум 15 новых китайских кроссоверов».
«Москвич-401» — это усовершенствованная модификация (появилась в 1954 году) «четырехсотого», первого массового автомобиля в СССР для индивидуального использования. Являлся практически копией Opel Kadett K38, из-за своего характерного профиля получил прозвище «Слон».
С «четырехсотым» связана известная историческая байка. До запуска модели в серийное производство ее принимал лично Сталин. Он сел на пассажирское место рядом с водителем и предложил присоединиться директору завода. Чтобы попасть в двухдверный автомобиль, Тахтарову пришлось бы просить генсека выйти из машины, чтобы сложить спинку сиденья и пробраться на задний ряд. В общем, закончилось все наставлением сделать «Москвич» удобным — так кузов стал четырехдверным.
— Сколько средств понадобилось, чтобы довести авто до ума? Постоянно что-то вкладывается, давно перестал считать, — рассказывает владелец машины Андрей. — Это автомобиль выходного дня. Какой он в плане комфорта? Обалденный! Я на заднем сиденье езжу, мне удобно.
Как заявляют сами организаторы, ралли Exotique — это соревнование по ориентированию с элементами квеста. Маршрут длиною почти в 200 км проложили между пятью замками — Несвижским, Мирским, Любчанским, Новогорудским и Лидским.
Добираясь от достопримечательности к достопримечательности, нужно заезжать в секретные точки: они не отмечены на виртуальной карте. Узнать адрес можно было, например, ответив на «автомобильные» вопросы из квиза.
«Это авто назвали „Родиной“. Во время показа высшему руководству Сталин отпустил одну из своих самых знаменитых гневных шуток: „И почем мы Родину будем продавать?“ Впоследствии автомобиль получил другое имя. Направляйтесь в Лиду по адресу с таким же названием», — гласило одно из заданий.
Квест оказался захватывающим не только для его участников, но и для местных жителей населенных пунктов, в которые мы заезжали: взрослые показывали пальцы вверх, а дети без разбору фоткали проезжающие мимо машины.
Впечатления? Наш «внезачетный» экипаж остался в восторге: мы любим путешествовать, а тут за нас продумали весь маршрут (но, возможно, стоило бы предусмотреть по 15—20 минут на осмотр каждой достопримечательности), да еще и добавили нотку азарта.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by