ВелоПетрович

Древний город на берегу великой реки. Велопутешествие по Полоцку

15 041
04 июня 2023 в 13:50
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
ВелоПетрович

Древний город на берегу великой реки. Велопутешествие по Полоцку

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий

Река молчаливо катит синие воды к бескрайнему морю. Ей миллион лет, а кругом суета. Молодой город жмется, заглядывает робко со склонов. София — юная совсем, сколько ей, тысяча? Стройная, как девичий стан, высокая, ей нравится видеть себя в бесконечных водах, круговертью перекатывающих в волнах саму жизнь этих мест. В неверном отражении мелькают века. В них, как в открытую книгу, всматриваются рыбаки. Они всегда тут были — они и София. Но прежде была река.

Поезд в неудобное время

— В Полоцке вы не были — а зря, — справедливо упрекнул кто-то.

— Так разве доедешь? 

— Поездом — отчего же нет? Тот же «Штадлер» ходит каждый день. А без Полоцка — ну какие путешествия?

Мы поверили и засобирались в путь. Потому что и правда без Полоцка нельзя.

Быстро выяснилось, что, по крайней мере сейчас, из Минска в Полоцк ходят два ежедневных поезда: один прибывает утром, другой — вечером. И «Штадлер» — вечерний поезд. Их курсирование рассчитано таким образом, чтобы утром можно было по делам уехать в Минск, а вечером вернуться обратно. Удобно, но не для нашего велопутешествия.

С другой стороны, на линиях экономкласса зачастую нет отведенных мест, где можно было бы толково разместить велосипед, что накладывает свою специфику. В общем, железные дороги подталкивают ехать в Полоцк с ночевкой.

Дорогами древнейшего города

Полоцк — древнейший город Беларуси, и нет подобного ему. Уютно расположившись по обоим берегам Западной Двины, он будто вступил с рекой в сговор и транзитом пропускает старинным маршрутом время. Неширокие улицы, дома со своей историей — они видели многое, но не обветшали, а красиво постарели и теперь притягивают взгляды прохожих.

От вокзала мы стали спускаться к реке, объезжая улицы широкими петлями, завязывая своим маршрутом узелки на память, собирая открытки в фотоальбом. Вот старая водонапорная башня, где сейчас расположился природно-экологический музей. На самом деле, она сама нас высмотрела: проехали бы мимо на перекрестке, да вдруг почувствовали чей-то взгляд со стороны. А это она: не влезает навязчиво, заслоняя горизонт, а глядит с любопытством — ну как не подъехать?

Напротив реставрируют здание Дома офицеров. По тротуару не пробраться, приходится съезжать на дорогу. Водители не возражают и деликатно объезжают стороной, оставляя велосипедисту побольше пространства просто на всякий случай. Такая ценная учтивость, начисто растраченная в шумном трафике больших городов.

Домишки пониже, обжитые и ухоженные, как пожилые люди: не станут приставать с беседой, но заговори с ними — и они будут рады поведать историю всей жизни. И у каждого она своя, неповторимая, будто сюжет для фильма, который никогда не будет снят, и напрасно.

«Куда путь держите?»

Мы уже привыкли путешествовать на шоссейнике, хоть это откровенно не самый удобный выбор для городских тротуаров. Разве что не стали изображать из себя спортсменов и одеваться в велоформу.

— Ты тут своими шортиками всех распугаешь! Это же город: соборы, площади с фонтанами — не выпендривайся, — промурлыкал рыжий кот.

Не выпендривались и поехали по-простому, но все равно привлекли немало внимания прохожих.

— А вы откуда? Куда путь держите? — доброжелательно спросил наш случайный сосед на пешеходном переходе.

— Мы из Минска, приехали город посмотреть.

— Надо же, прямо из Минска своим ходом?

— Ну почему своим — на поезде...

— А... — немного разочарованно протянул прохожий и отправился по своим делам.

29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
28", рама L, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг

Историческая часть Полоцка расположена компактно, и проехать ее можно за небольшое время. Вот только проезжать совсем не хочется — от этого крутим педали совсем уж медленно, подолгу застревая то там, то сям. Ехать оказалось удобнее, чем мы предполагали вначале. На многих улицах движение велосипедов организовано по выделенной на проезжей части полосе, причем решение это принималось, как мы слышали, с учетом мнения велосипедного сообщества.

Велосипедистам тут не удивляются. Никто не будет против, если вы заявитесь с великами на летнюю террасу какой-нибудь харчевни, чтобы подкрепиться. Заявляться нужно обязательно и почаще. За столиками вместе с ароматом кофе уловите ту самую атмосферу настоящего города, за которой наверняка приехали. А жаренные грибы с лучком прямо со сковороды давно ели? В Полоцке они чудо как хороши!

Если желаете изучить заведения на центральной улице, а не полагаетесь на дело случая, то вам на проспект Франциска Скорины — это, как нам показалось, основная локация насыщенной жизни Полоцка. Тут рестораны, магазины, кофейни и фонтаны на зеленых площадях. Вдоль проспекта также ведет велодорожка, так что проедете с комфортом. Вот только слишком торопиться не нужно: в небольшом уютном городе это не принято, да и не успеете все рассмотреть как следует.

Никуда не торопясь, с веселыми и вкусными остановками, мы приближались к реке, и ведь сразу было понятно: все дороги ведут туда, где с высокого холма в убегающую воду глядит она — София.

Лестницы и мосты

На крутой берег придется всходить по лестнице. Достаточно легкий велосипед можно затащить с собой, а если все же настроены заниматься легкой атлетикой, а не тяжелой, то оставляйте свой транспорт на парковке внизу — замочек у вас есть? В будний день народу немного, да и парковка предназначена только для туристических автобусов и свадебных кортежей — где вы еще такое видали?

цепной, запирание на ключ, длина: 1.4 м, толщина: 10 мм
Выбор покупателей
цепной, запирание на ключ, длина: 1 м, толщина: 8 мм
тросовый, запирание на ключ, длина: 1.8 м, толщина: 8 мм

Короткое и не слишком утомительное восхождение по лестнице — и вы оказываетесь прямо перед ней. София менялась и перестраивалась одна Двина знает сколько раз. Но София здесь, она оказалась сильнее злых ветров, рвущих небо над древним городом. Куда им! Разметали только тучи, за которыми просветила извечная лазурь.

В этих местах ездить совсем не хочется, да и неудобно. Прогулялись вокруг Софии, полюбовались панорамой другого берега. Чуть в стороне, спрятанный в густых зарослях, есть узкий подвесной мост над Полотой — речкой, впадающей здесь в Двину. Прогуляйтесь туда сквозь зеленый тоннель и задержитесь ради хорошей фотографии — здесь к этому привычны.

Хорошая идея — найти экскурсовода, который напомнит вам историю этих мест да расскажет много нового впридачу. Сознавайтесь, сколько раз вы видели Софию со времен школьной экскурсии?

На другой берег

С высоты мы заметили красивый мост, который сам по себе должен быть включен в любой маршрут по Полоцку. Плюс хотелось взглянуть на Старый город с другого берега реки. В общем, помчались туда, подгоняемые нетерпением.

Мост не разочаровал: снизу большая вода, а сверху небо проглядывает сквозь широченные металлические конструкции — необычные ощущения. Но еще более удивительные открытия ждали на другом берегу.

Лучше оставлять стороной торные городские улицы и стараться пробраться берегом. Наткнетесь на руины старинного здания — осторожнее с селфи здесь, глядите под ноги.

Вдоль реки ведет проселочная дорога, которой наверняка пользуются не часто. Она тянется до городского тенистого парка, очень симпатичного и по-настоящему притягательного в жаркий летний день. Но вы нескоро туда доберетесь. С этой мало чем примечательной дороги открываются, возможно, лучшие виды на старый Полоцк. Говорят, по весне река разлилась так сильно, что едва не затопила этот путь. Такого паводка даже старожилы с ходу не упомнят.

В какой-то момент панорама начинает походить на картину гениального художника. Вот рыбаки сидят у воды, лодка тихо скользит по течению, видны зеленые склоны, и полосой дорога убегает куда-то понизу. София притягивает взгляды, она — центральная фигура наравне с рекой. Кажется, что они неразрывны, и еще одна София смотрит на нас, отражается в воде.

Но вот небо темнеет, подошли тучи, грозящие обрушить ливень на древний город. Кругом стемнело, напряженно зашумели волны северной реки. Медленно тянутся минуты отчаяния и бессилия перед нависшей стихией.

Миновало. Веселый летний дождик шутки ради освежил молодую листву да намочил брусчатку. Буря пронеслась стороной, умчалась громыхать в полях. Река спокойно вздохнула.

зеркальная камера, байонет Canon EF-S, матрица APS-C (1.6 crop) 24.1 Мп, с объективом F4-5.6 18-55 мм, Wi-Fi
Выбор покупателей
камера для мгновенной печати
беззеркальная камера, байонет Canon RF/Canon EF-S, матрица Full frame (полный кадр) 24.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти

Два пути

Отсюда нам виделись два варианта продолжения нашего путешествия. Простой: вернуться на полоцкий вокзал. Если так, то сделайте небольшой круг и поезжайте к Спасо-Евфросиниевскому женскому монастырю. Мы явились туда уже совсем под вечер, когда все кругом уже закрывалось. Жаль, не успели отведать известного на всю округу монастырского травяного чая. Придется, наверное, еще раз вернуться.

В монастыре ведутся реставрационные работы, да и одеты мы были неподходящим образом — внутрь не пошли. Но увидеть древний храм, основанный самой Евфросинией, безусловно, нужно.

Второй вариант, который потребует больше времени, но обещает новые открытия — путешествие в Новополоцк, как здесь говорят, из самого старого белорусского города в самый молодой. Что ж, почему бы и нет? Правда, велосипедного пути, который бы связывал старый и новый Полоцк мы не нашли, а значит, маршрут придется строить по обочинам вдоль дорог общего пользования. Хорошо, что водители здесь привычны к велопутешественникам на любые расстояния.

Возможно, вы придумаете и более простой способ переехать в соседний город.

Дорога здоровья в Новополоцке

Новополоцк — небольшой, молодой городок, образовавшийся вокруг промышленного гиганта. Несколько широких улиц, многоэтажки, парки и скверы. В этом году тут празднуют юбилей — 65 лет с момента основания.

Но в Новополоцке нашелся маршрут, которого не хватает многим городам. Это дорога здоровья, ведущая вдоль берега Западной Двины параллельно улице Якуба Коласа. Здесь уложили хороший асфальт достаточной ширины, и, хоть в полном смысле велодорожкой этот маршрут не назовешь, так как тут и гуляют прохожие, в том числе с детскими колясками, и совершают пробежки любители активного образа жизни, все же для спокойной езды дорога подходит замечательно.

Вдоль маршрута размещены и уютные площадки с красивым видом на реку, и довольно удобные тренажеры, чтобы размять суставы. Мы даже нашли импровизированный железный трон, что бы это ни значило.

Дорога подводит к мосту на улице Калинина и ныряет в проход под ним. Местные ворчат, что наконец-то эту территорию привели в порядок. Мы приезжие и придираться ни к чему не станем. Чисто, опрятно. По пандусу на велосипеде не въедешь, но уж вкатить его можно, по ступеням тащить не придется.

За мостом — городской парк с аттракционами. Территория, понятно, детская, дядям на велосипедах тут нечего разгоняться. Впрочем, прокатиться на «Веселых горках» вам никто не запретит — наслаждайтесь детством, купите мороженого, погрейтесь в солнечных лучах на скамейке. И смело пускайтесь в обратный путь вдоль реки, которая всегда здесь была.

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: L
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, 25 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, 25 отверстий

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by