ВелоПетрович

Катаетесь на велосипеде и что-то болит? Это не нормально. Рассказываем, что делать

25 757
11 июня 2023 в 15:40
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Катаетесь на велосипеде и что-то болит? Это не нормально. Рассказываем, что делать

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Обычно мы очень тщательно подходим к выбору нового велосипеда. Считаем передачи, хотим навороченные тормоза, вгрызаемся в страницы отзывов. Наконец, выбрав ту самую — хорошую — модель и заполучив ее, мы считаем работу завершенной — можно просто кататься в свое удовольствие. И все нормально, пока вдруг тело не начинает отправлять тревожные сигналы. Колено заныло, поясница болит, шея затекает. Не говоря уже о том, что в седле как-то неудобно: жмет, давит, немеет. Скажете, это и есть здоровый образ жизни, что нужно терпеть и преодолевать себя? А вот и нет. Велосипед — очень удобная штука, и можно проводить часы напролет в седле, разглядывая красивые пейзажи, и не испытывать мучений. В чем секрет? Что ж, пришла пора рассказать вам всю правду.

Правильная посадка важнее навороченного велосипеда

Мы просто не уделяли достаточного внимания вопросам комфорта, не подходили к проблеме с научной точки зрения. Два колеса, какая-то рама одной ростовки — крути педали, набирайся здоровья. Неудобно? Ну а как ты хотел?

Тем временем по всему миру научные институты и топовые бренды вкладывались в изучение биомеханики, особенностей организма и его работы на велосипеде. Флагманом процесса действительно был профессиональный спорт, где гонщики достигают пика человеческих возможностей и все решают мелочи, но постепенно высокие технологии становились достоянием широкой публики. И публика оценила открывшиеся возможности.

В конце концов, какая разница, сколько стоит ваш велосипед, если вам на нем неудобно, и поэтому вы на него почти не садитесь? И наоборот: словить кайф, эйфорию от веселой поездки можно на каком угодно велике, лишь бы вам нравилось.

— 80% людей приходят ко мне с проблемой: что-то болит или доставляет дискомфорт. Чаще всего болят колени, либо поясница, либо устает шея. Тут взаимосвязь и с жизнью без велосипеда: у кого-то и без того может перегружаться шея или есть вопросы с поясницей. Потом человек усаживается в седло, получает нагрузку и все болячки усугубляются, — рассказывает Максим Скурьят, сертифицированный фит-техник веломагазина «Твой велик».

Как проходит фит?

Фит в велосипедном контексте — это соответствие велосипеда вашему телу, правильное расположение, посадка. Фит-техник — тот, кто эту посадку выставит, приведет ее в соответствие с вашими индивидуальными особенностями. Ведь мы очень разные: пропорции тела, длина рук и ног, гибкость, ограничения, и на велосипеде мы сидим по-разному. Важно усадить себя удобно.

Максим работает по американской методике, применяемой, в частности, Specialized. Не вдаваясь в подробности, это активное использование продвинутых датчиков и систем вкупе с работой фит-техника, который проводит измерения, оценивает вашу посадку и вносит изменения. И это творческая работа, а не только математический расчет. Компьютер фиксирует текущее положение, но то, как вы в итоге будете сидеть, зависит от мастера.

Это небыстрая процедура, которая займет не один час. Все начинается с опроса и тестирования вашего тела, выявления ограничений. Растяжка, работа ног, диапазон наклона головы — похоже на углубленный медосмотр. Узнаете о себе много нового: например, что ноги редко бывают одинаковой длины и имеют свои особенности, что один сустав может быть подвижнее другого, гибкость может быть лучше и т. д. Проверите стопы, присядете на попомер. Обязательно расскажите специалисту обо всем, что вас беспокоит при езде на велосипеде, это должно учитываться при определении оптимальной посадки.

— Если на велосипеде у меня болит спина — нужно идти не к врачу, а на фит?

— В каком-то смысле да. Боль в пояснице возникает от неправильного распределения нагрузки. Какая-то зона меньше задействована, соответственно, другая нагружается больше. При правильной посадке на велосипеде все мышцы работают равномерно и вес распределяется правильнее. Нет очага перенапряжения, — объясняет специалист.

С велосипедом мы соприкасаемся в трех точках: педали, седло и руль. Идея в том, что эти точки должны соответствовать особенностям нашего тела, располагаться не как попало, а на своих местах, с соблюдением пропорций и обеспечением комфортных углов наклона.

— Что сначала: делать фит или покупать велик?

— Допустимы оба варианта. Мы можем провести замеры на специальном станке, который позволяет воспроизводить и как угодно изменять посадку на велосипеде, а можем сразу работать на том велике, который у вас есть. Все параметры затем оцифровываются, и вы получаете файл с указанными значениями в миллиметрах и градусах, то есть выставленную посадку несложно будет воспроизвести. В любом случае когда появляется новый велосипед, желательно подрегулировать вашу посадку — это довольно короткая процедура, — советует Максим.

Фит — это и возможность определиться с размером велосипеда. Несмотря на то что обычно существуют достаточно широкие допуски, бывают разные запросы и разные индивидуальные истории.

Кто-то скажет, что попасть в размер велосипеда не так сложно, это не размер обуви, где все по миллиметрам. Но посадка на велосипеде регулируется. Для обычных людей это вопрос комфорта и здоровья, профессиональные спортсмены используют настройку посадки ради достижения наилучших результатов: садятся в более агрессивную аэродинамическую позицию, например. Это не означает, что спортсмены — идеально здоровые люди. Да у них проблем бывает куда больше, чем у нас с вами, учитывая нагрузки и всевозможные травмы! И настройка посадки как раз позволяет компенсировать эти моменты, регулировать распределение нагрузки, добиваться такого положения на велосипеде, при котором человек будет максимально эффективен. Все же слышали о Лэнсе Армстронге? У спортсмена в период его карьеры были серьезные вопросы со спиной, и приходилось очень тщательно разрабатывать посадку, высаживать человека на велосипед так, чтобы он не испытывал постоянной боли в пояснице. И это не уникальный случай: кого ни возьми, будут какие-то нюансы.

Важно понимать также, что выставление посадки — это не история раз и навсегда. Лучше повторять ее время от времени, потому что тело меняется, и его представления об удобстве — тоже. Самое банальное: мы не молодеем. Физическая активность или ее отсутствие, возможные травмы, образ жизни — все это влияет на наше тело и его возможности.

Крутые врачи советуют

Личная история. Дискомфорт в тазобедренных суставах, скованность, похрустывания. С такими симптомами человек обычно идет к ортопеду, проходит УЗИ или даже более углубленные исследования. Врач обязательно спросит о физической активности.

— Катаюсь на велосипеде. Много.

— Много — это сколько? 5 километров, 10?

— Скорее 100.

— Это уже очень серьезная нагрузка для организма. Для вас вариант — ездить в контактных педалях, куда встегивается специальная велообувь. Это избавляет от лишней подвижности сустава и от неправильной нагрузки, разгружает его.

Рассказали об этом Максиму.

— В самом деле тебе врач это посоветовал? Ух ты, крутой врач, значит. Здорово, что врачи в принципе уже имеют представление о таких вещах. Потому что я знаю и другие истории, когда в поликлинике просто выносят приговор: болит — значит, не езди на велосипеде, — говорит он.

Для чего нужны контактные педали

Максим подтверждает: контактные педали имеют много преимуществ над обычными «топталками». Одно из них — использование специальной велосипедной обуви с жесткой подошвой. Кстати, это не означает, что такая обувь будет выглядеть именно как спортивная. Можно найти вполне себе обычные с виду кроссовки, но кроссовки правильные, велосипедные.

— Такая обувь создана для того, чтобы избежать чрезмерного прогиба стопы и оптимально распределять нагрузку или даже снять ее с определенных групп мышц. Обычная обувь рассчитана на то, что вы будете ходить. Стопа, голеностоп работает совсем иначе: с пятки на носок, распрямление свода, амортизация сустава — вот это вот все. Когда вы едете на велосипеде, работа стопы отличается кардинально. Вы постоянно давите лишь одной частью стопы, природа, если по-простому, не к этому нас готовила. И жесткая подошва помогает минимизировать вредную нагрузку на суставы, — отмечает фит-техник.

По его словам, большинство проблем с коленями и с тазобедренными суставами на велосипеде вытекают именно из положения стоп на педалях. Поэтому так важно, чтобы это положение было правильным. Регулируется оно выставлением шипа, который крепится к подошве велообуви и затем встегивается в педаль.

— Нога зафиксирована в определенном положении, которое мы настраиваем по анатомическим параметрам, чтобы исключить чрезмерное давление на свод, к примеру, или на переднюю часть стопы. Помимо прочего, это дает нам лучший биомеханический рычаг давления на педаль: работают правильные группы мышц, а нагрузка распределяется равномерно, — поясняет собеседник.

Также активно применяют анатомические стельки и специальные подкладки, которые помогают обеспечить правильную поддержку своду стопы, когда по какой-то причине этого не происходит естественным путем. Проще говоря, с плоскостопием вы сможете крутить педали, но рискуете получить новые проблемы и со стопами, и с коленями, и с тазобедренными суставами.

— А самостоятельно можно нормально выставить шипы на педалях?

— В принципе, можно, есть методики, есть рекомендации, но это потребует больше времени. И в любом случае человек не видит со стороны положение своей стопы, подъем пятки, он не видит, как он крутит педали. И поэтому ему трудно наглядно оценивать ситуацию так, как это делает фит-техник. Короче говоря, это сложный путь, и я не возьмусь его рекомендовать, — говорит Максим.

Добавим, что после таких стараний не срабатывает плацебо: ты все равно никогда не будешь уверен в том, что все сделал правильно. Разумеется, самые критично настроенные люди могут и профессионалу не доверять на все сто, но веры в его опыт все равно больше.

Седло — фундамент всего

Другой реальный пример. Доктор настоятельно порекомендовал использовать анатомическое седло с прорезью, которое бы не нарушало кровоснабжение важных органов.

— Положение таза на сиденье и стоп на педалях — это та основа, на которой затем формируется посадка. Если седло неудобное, не подходит человеку, то в дальнейшем как-то решать вопрос его правильного размещения на велосипеде очень сложно, практически нереально. Седло — фундамент дома. Если там проблема, просто нет смысла что-то выстраивать дальше, — подчеркивает фит-техник.

Он отмечает, что во многих случаях правильный подбор седла решает проблемы не только с ногами и тазом, но и с верхней частью тела.

— Та же поясница может болеть из-за неправильного седла. Его наклон или положение само по себе ограничивает возможности человека довернуть таз, сесть удобнее. Когда такое происходит, велосипедист вынужден компенсировать это в том числе плечами, поясницей, ему приходится тянуться до руля. Это происходит неосознанно. Вы чувствуете, что вам неудобно, что где-то болит, но можете не понимать истинную причину этой боли, — продолжает Максим.

Иногда достаточно просто поправить положение седла, бывает, что седло приходится заменить. В целом, это вообще самый часто заменяемый компонент на велосипедах после их покупки.

— Усаживаешь человека на подходящее ему седло — и он начинает нормально доставать до руля, нормально распрямляет спину, — говорит специалист. — Проблема в том, что изначально далеко не все производители и не на все модели устанавливают седла, которые по умолчанию подходят большинству людей. Сейчас тенденция улучшается, но во многих случаях по-прежнему можно увидеть на велосипеде заводское седло шириной 130 мм, а на нем вообще мало кому будет удобно. В результате человек в прямом смысле сидит не тем местом: это вызывает значительный дискомфорт и создает определенные ограничения для посадки в целом.

Бывает, приходится перепробовать несколько вариантов, чтобы найти именно свое седло. И фит — это хороший способ поэкспериментировать. Здесь вам измерят расстояние между седалищными костями, предложат подходящие варианты седел, а главное, дадут возможность реально покрутить педали на любом из них. Такое тестирование дает опыт без дополнительных вложений. Тем самым местом начинаешь чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

— Часто люди, которые купили себе первый велосипед или в целом никогда не задумывались об этом, просто не знают, как должно быть. Седло давит, все болит — наверное, так и должно быть. Нет, не должно, — подмечает собеседник.

— А седла с прорезью — чисто мужская история?

— Нет, встречаются разные модели. Вообще, девушкам подобрать седло всегда гораздо сложнее. По умолчанию большинство производителей комплектует свои модели мужскими седлами. А особенности таза, расстояние между седалищными буграми у девушек совсем иные. В результате многие девушки ездят на седлах, которые и большинству мужчин, скорее всего, не подойдут, и это мучение.

Специфичные именно женские седла на рынке есть. Нужно просто попробовать и выбрать подходящее.

Типичные проблемы неправильной посадки

— Все равно каждый приходит с какой-то своей посадкой, к которой он привык: кто-то выставил так сам, кто-то просто ездит на том, что дали в магазине. Какие типичные ошибки вы замечаете?

— Самая обычная ситуация — неправильная высота седла и расстояние от седла до руля. В 70% случаев руль слишком далеко, человек к нему тянется, — рассказывает Максим.

Вот вам и потенциальные проблемы в спине, шее. А бывает так: едешь, вроде бы ничего не ограничивает, ноги работают, дышится нормально, но устали руки, и так устали, что хочется запереть этот велик где-то в темном углу и никогда больше на него не садится. И это не означает, что просто нужно руки подкачать. Возможно, достаточно поправить свою посадку на велосипеде, чрезмерная нагрузка уйдет — будете ехать и радоваться жизни.

— В большинстве случаев седло устанавливается ниже оптимальной высоты, достаточной для того, чтобы угол раскрытия коленного сустава анатомически был более правильный. Это влияет и на нагрузку, которую испытывает коленный сустав, и на загрузку ног в целом: они преждевременно закисляются, — добавляет фит-техник.

Бывают случаи, когда человек привык к высокому седлу, крутит носочками. Но это встречается реже.

— Причем низкое седло даже хуже, чем высокое. Высокое по крайней мере растягивает связки, другое дело, что вы не будете эффективно крутить: в нижнем положении педали нога просто будет находиться в мертвой точке, где вы не сможете ни давить, ни подтягивать, — поясняет специалист. — Если сидеть слишком низко, то колено не раскрывается, и тогда момент давления на коленный сустав увеличен. Мышцы перегружены, ведь они должны не только сокращаться, но и растягиваться. А при недостаточной высоте седла мышца не может нормально растянуться, выкачать в том числе молочную кислоту. Человек очень быстро почувствует, как ноги забиваются — жжение и все прочие ощущения довольно неприятные. Попробуйте поприседать не разгибая нормально ноги — сразу поймете, что что-то не так, правильно?

Кому нужен фит?

Важный момент: новую посадку еще нужно прикатать, а не делать выводы сразу. Тело привыкло к определенному положению на велосипеде, и ему потребуется время, чтобы перестроиться. Опять же из личного опыта можно сказать, что изменения, которые поначалу вызывают скепсис и даже неприятие, затем становятся настоящим откровением: а что, можно было ездить как-то иначе?

— Кому нужен фит?

— На мой взгляд, фит нужен человеку, который катается больше, чем просто раз в неделю с ребенком в парк. Если он регулярно ездит на велосипеде, проводит за раз больше часа в седле — это уже значительная нагрузка на организм, и польза от правильной посадки будет ощущаться. Потому что очень важно, чтобы положение на велосипеде было оптимальным: это снижает риски негативного воздействия на организм, получения травмы, да и в целом повышает комфорт, снижает усталость, — говорит Максим.

Мы бы ситуацию оценили так: если велосипедист уже задумывается о переходе на контактные педали, и контакты, и фит — однозначный must have. В остальных случаях можно задаться вопросом: а не пора ли развивать симпатию к велосипеду до полноценной любви?

Благодарим сеть магазинов «Твой велик»официального дилера Specialized, за помощь в организации репортажа.
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
Нет в наличии
29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by