Спецпроект

Новополоцкий рандоннер. Парень ездит на велосипеде по 1200 км за поездку — как?

26 589
26 июня 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Видео: Роман Пастернак, Татьяна Павлова
Спецпроект

Новополоцкий рандоннер. Парень ездит на велосипеде по 1200 км за поездку — как?

Автор: Виталий Петрович. Видео: Роман Пастернак, Татьяна Павлова

Сколько времени вам потребуется, чтобы доехать из Орши в Гомель, а затем сразу в Брест? А на велосипеде? Вот представьте, что есть люди, для которых это вполне адекватный, посильный маршрут. Их называют рандоннерами — что-то вроде любителей долгих прогулок с французского. Александр — как раз из них. Мы приехали к нему в Полоцк на машине, хотя по его меркам эти 200 км с небольшим — начальная рандоннерская дистанция. История веломарафонца продолжает наш совместный с Betera проект «Спорт невысоких достижений».

Видео уже на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые ролики!

Александру 33 года. Он преподаватель новополоцкого вуза: преподает туризм и сам занимается чем-то подобным — на велосипеде. Всерьез крутит педали с 2009 года. С тех пор, по собственным оценкам, проехал более 100 тыс. км. Общая дистанция только за прошлый сезон — 11 тыс. км, из них 5 тыс. — на бреветах.

Если спросить, для чего он это делает, мужчина не задумываясь ответит — нравится.

«Приехать первым не столь важно, главное — добраться до финиша»

— Саша, объясни, что такое бревет?

— Бреветы появились во Франции больше 100 лет назад. Это не совсем гонка, скорее заезд: приехать первым не столь важно, главное — добраться до финиша и уложиться в лимит времени. Если упрощенно, нужно ехать со средней скоростью, превышающей 15 км/ч. На дистанции в 200 км контрольное время — 13,5 часа, 300 км — 20 часов, 400 км — 27 часов. Уложился — молодец, можешь получить медаль.

В Беларуси бреветы проводятся лет десять и пока мало кто о них знает: за все время в них поучаствовало меньше 1 тыс. человек. При этом проводятся они в большинстве крупных городов: Минск, Гродно, Брест, Гомель, Лида, Полоцк, Новополоцк — много где. Это все места старта и финиша. Чаще всего маршруты закольцовываются, чтобы финишировать там же, где стартовал, и не думать потом, как добраться назад.

Но есть и линейные маршруты. В прошлом году я так ехал 1200 км. Если совсем упростить, это Орша — Гомель — Брест. Но, естественно, не по основным трассам, а по второстепенным дорогам, где меньше автомобилей, где ехать безопаснее и интереснее тоже.

— 1200 км — как это вообще можно осилить?

— Логистика у меня была простая: утром поездом переехал из Новополоцка в Оршу, там был старт, и оттуда началось все самое интересное. Погода жаркая, ехать далеко, участников много. Постепенно все растянулись по дистанции, люди стали уставать, все мы тоже хотим есть, спать и так далее. Так вышло, что бóльшую часть дистанции я тогда ехал один. И ты всегда сам решаешь: есть маршрут, есть контрольные точки, есть место финиша. Предельное время на такую дистанцию — 90 часов. Вот и думаешь, как в эти 90 часов уложиться: с какой скоростью ехать, какой темп держать, как часто останавливаться на отдых, ночевать или ехать всю ночь. Тактика у каждого своя, иногда все идет неправильно. У меня, к счастью, сходов с бреветов пока не случалось.

— И за сколько ты уложился в том заезде?

— Если быть совсем точным, то на 1220 км дистанции у меня ушло 69 часов — это с учетом всех остановок, отдыха, сна. Это самая длинная дистанция, которую я проезжал в рамках бревета. Ночевал я тогда дважды. Первая ночь — по-моему, в гостинице в Костюковичах. Вторая ночевка — пара часов — в гостинице в Мозыре. Третью ночь ехал из расчета, что финиширую утром, поэтому спать большой необходимости не было.

— Как в гостиницах реагируют на человека, который может заявиться среди ночи с велосипедом?

— Гостиницы для таких заездов бронируются по возможности заранее. Если ты точно знаешь, где окажешься каким-то вечером, то бронируешь номер, чтобы точно знать, что тебя будут ждать. Если вдруг в одном городке мест не будет, то, возможно, есть смысл проехать до другого — райцентры расположены у нас достаточно компактно.

На удивление в гостиницах ко всему относятся нормально, негатива я ни разу не встречал. Мне вообще кажется, что в маленьких городках к таким туристам относятся более лояльно: всегда помогут где-то велосипед разместить. Однажды хозяин гостиницы — по-моему, в Мозыре — бесплатно нам дал какой-то еды, когда узнал, что мы проезжаем такие дистанции, решил преподнести такой вот бонус.

Но, по правде, и ночевать под открытым небом — обычное дело во время бревета. Люди спят на автобусных остановках, просто в поле либо где-то на обочинах. Где спать захотел — там и лег. Я пытался как-то спать на остановке, но это ситуация, когда ночью едешь, а глаза уже слипаются.

За рулем велосипеда можно уснуть — это факт. Выключаешься на какое-то мгновение, а ноги, что интересно, продолжают крутить педали.

В общем, хочешь ехать, но уже не можешь. Видишь автобусную остановку — ложишься на скамейку. И сон как рукой снимает. Ладно, встаешь, едешь дальше, а через полчаса-час все повторяется. Лучше все-таки гостиница. Некоторые и палатки с собой возят — каждый сам выбирает стратегию.

«Сидишь, ничего не делаешь, едешь прямо — что здесь такого?»

— Как ты вообще стал ездить на такие расстояния?

— У меня в детстве был велосипед, но я не любил на нем кататься, у меня не получалось. Потом был подростковый складной велосипед — мне тоже не нравилось, тоже не получалось ездить. Нормально кататься, держать равновесие я научился уже в школьном возрасте, когда был классе в пятом-шестом, то есть довольно поздно. Но и тогда я не придавал велосипеду особого значения: есть и есть — по двору покататься, когда заняться нечем. А осознанные поездки начались к выпуску из школы или даже на первых курсах университета. Так что я веду отсчет с 2009 года, когда начал ездить всерьез.

И я сразу хотел ехать далеко. По городу или где-то в соседнему лесу крутить педали мне было неинтересно. Поэтому в первые годы это были исключительно какие-то велопоходы, часто с ночевками, всегда далеко. Нашел группу в соцсетях, стали кататься. В какой-то момент я, можно сказать, возглавил это велодвижение: сам стал организовывать велопоходы и длительные однодневные поездки. Людям было интересно, велосипедистов становилось все больше и больше. Когда все только начиналось, на улицах мы могли не узнавать друг друга в лицо, но по велосипеду узнавали издалека. Потом я перешел на поездки налегке. А когда в стране появились бреветы — полностью переключился на них. И сейчас это основной вид моего велоувлечения. Но со многими, с кем познакомился еще в те годы, мы катаемся вместе до сих пор, стараемся поддерживать связи.

— И много вас таких рандоннеров?

— Новички бывают, но новичок проедет 200 км, ну пусть 300 км. Более серьезные дистанции — 400 км и больше — просто так человек с улицы не потянет, к этому нужно готовиться, нужен соответствующий велосипед, экипировка, оборудование. Нужно готовиться физически и морально, чтобы быть готовым вообще ко всему, что может произойти на дороге.

Мне очень помогает опыт, накопленный в велотуризме. Он позволяет с минимальными затратами, может быть даже с минимальной подготовкой трезво оценивать свои силы, все взвешивать и принимать решение: куда ехать, чтобы это и для организма было неопасно, и самому было интересно, и вообще чтобы получать только положительные эмоции.

— Для положительных эмоций можно выбрать дистанцию и покороче...

— Ну нет, я люблю дальнюю дорогу — она вроде как отвлекает, есть время подумать. Для меня велосипед — это исключительно про позитив, хобби, досуг, гонки, но именно в качестве развлечения. Я не использую его как транспорт, чтобы ездить на работу или в магазин. Велосипед — это про отдых.

— Отдых с одной стороны и сутки в велоседле — с другой. Как это вообще сочетается?

— Каждый отдыхает по-разному. Я всегда отшучиваюсь: сидишь, ничего не делаешь, едешь прямо, в основном по асфальту — что здесь такого. Впрочем, шутки шутками, но такие дистанции — это серьезные нагрузки и на мышцы, и на мозг тоже. Я знаю многих, кто ногами способен проехать и быстрее, и дальше. Но люди эмоционально устают весь день делать одно и то же — ехать на велосипеде, в особенности если не в компании, а в одиночку.

Это просто дорога — и ничего не происходит. Многим именно в эмоциональном плане тяжело вывозить такие расстояния, хотя ноги позволяют.

Я и сам, когда начинал, очень долго ездил бреветы на 200—300 км. А ехал 400 — мне начинало надоедать. Я очень долго, что называется, разгонялся, готовился к дальним дистанциям. А кто-то уже с первого года поехал 200 и дальше до 1200. Люди все разные, я — такой, какой есть.

«Чтобы ехать — надо ехать»

— Как готовиться к таким ультрадлинным дистанциям?

— Готовиться, конечно, надо. Но важно понимать, что это не профессиональный спорт и нагрузки здесь далеки от тех нагрузок, которые испытывают профессиональные спортсмены. Да и сам характер нагрузок другой. В спорте цель велогонщика — прийти первым. И все, что гонщик делает, — стремится обогнать какое-то число других гонщиков, чтобы раньше оказаться на финише, то есть он выдает свою наибольшую мощность за определенный период времени.

В моем спорте нагрузки другие. Ты должен ехать долго в своем темпе, контролировать питание, контролировать воду, контролировать, как работают мышцы, как ты вообще себя чувствуешь. Естественно, никаких спортивных врачей здесь нет, каждый сам отвечает за свое здоровье. Я считаю, что если чувствуешь, что что-то не так, то лучше лишний раз остановиться (даже на этапе подготовки), лишний раз сдать анализы, пройти обследования, потому что нагрузки на велосипеде достаточно высокие. Каждый сам должен следить за своим самочувствием и не затягивать, если что-то не так.

— Ты часто заглядываешь к врачам? Что они говорят о твоем увлечении?

— Ну вот недавно проходил обследование — замечаний не было. Понятно, что у любого человека найдутся проблемы со здоровьем, сами врачи говорят, что идеально здоровых людей не бывает. Но велосипед изначально — это про здоровье, если, конечно, нет каких-либо противопоказаний. Я врачей, допустим, особо и не спрашивал, можно ли мне ездить. Упоминал, конечно, про свое увлечение. Ну что — удивляются, как и все остальные.

Скажи человеку, что едешь на велосипеде даже 200 км в день, — у него будет удивление, будто ты в космос слетал. Ведь для многих велик — это какие-то легкие прогулки по парку или поездка в ближайший магазин.

— Ну а нужно как-то учиться по-особому ездить, чтобы столько проезжать?

— Я чего-то специфического не делаю для этого. Чтобы ехать — надо ехать. Хочешь научиться ездить на велосипеде далеко — садись и езжай, постепенно увеличивая дистанцию. Можно, конечно, и с тренером заниматься по графику, следить за всем вплоть до питания. Но в обыденной жизни это тяжело делать. Поэтому есть свободный вечер, погода хорошая — сел, покатался. И так как можно чаще.

Бреветы доступны вообще всем. И на старте я вижу людей в возрасте от 17 и до 70 лет. Мужчины, женщины, спортсмены и вообще неподготовленные люди. И цели у всех разные. Кто-то едет за первым местом, а кто-то спокойно катит, фотографирует все достопримечательности и останавливается в кафешках. Бреветы объединяют самых разных людей, но всем им интересно ехать далеко и интересен сам процесс езды. Ты едешь не для того, чтобы куда-то приехать, ты едешь ради езды, получаешь удовольствие от процесса.

— Летом — понятно, а зимой как поддерживаешь себя в форме?

— Зимой активности минимум — отдыхаю. Пробовал играть в волейбол, пробовал настольный теннис, недавно попробовал большой. Опять же лыжи. Но относительно летних нагрузок это скорее такое развлечение: куда-то сходить, немного растрястись, подвигаться. На велосипед зимой вообще не сажусь. Я не противник такой езды — по-своему это необычно, я пробовал, мне даже нравилось. Но все-таки больше я люблю лето. И ставлю в угол я его рано: в конце октября — начале ноября. Многие мои знакомые заканчивают кататься значительно позже и выезжают по весне значительно раньше меня.

«Опыт — это умение делать что-то все лучше и лучше»

— А погода в долгих путешествиях не пугает?

— Погода всегда разная, но заезды проводятся при любой погоде, да и дождь ведь может пойти внезапно. В прошлом году самый серьезный ливень застал меня в районе Гомеля — он длился часа два. Я знал, что проскочу его и все закончится, поэтому не стал пережидать, зато вся оставшаяся часть поездки была сухой.

Но когда ты едешь длинную дистанцию — 200, 400, 600 км, — это может длиться не один день, дождь может идти очень долго. Это грязь, дрожь, залитые дороги, на которых даже ям не видно.

— Одежда нужна какая-то особенная?

— И велошорты, и веломайка сделаны из синтетических материалов, все это высыхает максимально быстро. Конечно, в моменте, когда льет сверху, когда бьет снизу брызгами из-под колес или от проезжающих мимо машин, это неприятно. Но тут надо решать: либо ты знаешь, что дождик будет короткий, и тогда можно переждать где-то под крышей, на автобусной остановке, в магазине, на заправке, либо ты понимаешь, что он все равно будет идти целый день и с этим нужно просто смириться — берешь и едешь дальше.

Минимально помогают крылья на велосипеде, чтобы хотя бы брызги из-под собственных колес убрать. Сверху, естественно, дождевик. Но ноги все равно мокнут, в ботинках лужи — это обычное явление. Сменная одежда всегда есть: и летняя, и для утепления. Не стоит допускать, чтобы сменная одежда тоже вымокала под дождем, лучше уж дотерпеть, а переодеться потом, когда станет посуше. Если ничего сухого не осталось, нужно при первой же возможности постараться высушить хотя бы какие-то вещи. Ехать в мокром не только неприятно, но и в какой-то мере опасно для здоровья.

Летом на улице может быть +30 градусов, а ночью +15. Вроде бы и тепло, но ты уставший, ты весь день потел, ты весь грязный и пыльный, мышцы уже забились — начинаешь дрожать, замерзать, надеваешь на себя все, что есть, но теплее все равно не становится. Перчатки нужны, чтобы пальцы не мерзли. По своему опыту знаю, что такое сильно замерзшие пальцы: одного раза достаточно, чтобы потом всегда возить с собой перчатки.

Можно остановиться, но финиш от этого ближе не станет — продолжаешь ехать.

Чем опытнее велосипедист, тем меньше он уделяет внимания таким вещам. Он просто не задумывается, какую ему майку надеть, — надевает сразу ту, в которой ему удобнее. Он знает, какие шорты ему нужны, какое седло поставить. Опыт — это привычка, умение делать что-то все лучше и лучше.

— А какой велосипед лучше выбрать?

— Это зависит от человека. Естественно, нужно отталкиваться от того, где собираетесь ездить. С нами на те же 200 км какие только люди на каких только велосипедах ни ездили: видел модели с фиксированными передачами, видел лежачие велосипеды, видел тандемы — всевозможные конструкции и модификации. Ехать можно на любом велосипеде, по сути. Часто люди собирают велосипед под себя: отдельно раму, отдельно колеса, отдельно навесное оборудование. Даже мелкие детали могут подбираться очень долго: вроде бы все хорошо, но что-то не так.

Это же касается и одежды. Велосипедная майка, в которой тебе комфортно во время городской поездки, может отвратительно себя показать на дальней дистанции: появляются натертости, где-то раздражение кожи. Все надо прикатывать, всему уделять внимание. С ходу на далекие дистанции ехать нельзя, нужно привыкнуть ко всему, включая велосипед. Так и получается, что элементарное, казалось бы, занятие превращается в целый набор мелочей, из которых потом складывается успех либо неуспех всей поездки и положительные либо отрицательные эмоции от нее.

«Захотел огурцов — поел огурцов!»

— Как ты питаешься во время заезда?

— В поездке ем в основном сладости, по крайней мере если дистанция 200—300 км. Но все люди разные и питаются по-разному. У меня идут батончики шоколадные, я сгущенку люблю с собой брать в пакетах: положил в задний карман майки — вот тебе глубокский энергетический гель. Можно пробовать спортивное специализированное питание, но оно очень быстро приедается, надоедает. И потом чем больше дистанция, тем сложнее это есть.

На дальних дистанциях вообще раскрываются самые разные предпочтения: заехал, например, на заправку купить шаурмы — случается и такое. Можно остановиться и борща поесть — главное, не забыть, что секундомер никто не выключал. Из необычного — как-то ехал 400 км, было очень жарко, мы остановились возле магазина, и я купил и съел банку маринованных огурцов. Казалось бы, никогда бы никому этого не посоветовал, но вот самому захотелось.

Надо же удовольствие от поездки получать: захотел огурцов — поел огурцов!

«Всякий раз в какой-то момент хочется бросить все. Но ты едешь дальше»

— У тебя есть маршрут мечты?

— Маршруты все известны заранее, они планируются еще с осени, и календарь публикуется заранее — можно все спланировать. Заезды проходят в разных городах, да что там городах — в разных странах, бреветы проводятся по всему миру.

Пока я ездил только по Беларуси, но есть и другие планы — всему свое время. Для каждого любителя бреветов маршрут мечты — Париж — Брест — Париж (Брест не наш, а французский). Это тоже 1200 км, и это считается главным бреветом в мире, он проводится раз в четыре года, как Олимпиада. Еще из интересного — «Чуйский тракт», это в России.

— А случалось, что хотелось бросить это все?

— Каждый раз ты выходишь довольный и счастливый на старт. И каждый раз в какой-то момент хочется бросить все. Но ты едешь дальше, потому что в глубине души понимаешь, что тебе это нравится. Пока у меня не случалось особых критических моментов.

— Коротко: что для тебя бревет?

— Бревет — это дорога, разнообразие, погода. Одним словом, бревет — это увлечение. Такое нужно любить, нужно любить езду на велосипеде.

— Что люди говорят о твоем увлечении?

— Смотря что рассказывать. Если говорю, что катаюсь на велосипеде, — говорят, молодец. Если говорю, сколько именно проезжаю, — говорят, что сумасшедший.

А вот еще один мотивирующий сюжет. Вам точно будет интересно!

Король воздуха. История виртуоза паркура — оттолкнулся от дна и взлетел


Партнер проекта — Betera

Cледи за любимыми командами с Betera — лидером букмекерского рынка Беларуси. Ускоренная регистрация, трансляции матчей, статистика и удобная навигация в одном приложении. Попробуй!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by