ВелоПетрович

Устаете от рабочей пятидневки? Тогда посмотрите, как впахивают велосипедисты, чтобы пробиться в большой спорт

11 530
09 июля 2023 в 14:14
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Устаете от рабочей пятидневки? Тогда посмотрите, как впахивают велосипедисты, чтобы пробиться в большой спорт

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

«Сейчас же лето, каникулы у вас бывают вообще?» — спросили мы двух совсем еще юных девчонок, по сути, школьниц. Они смеются в ответ и поглядывают на тренера. Не бывает у них каникул. И выходных почти не бывает. Зато есть мечта, упорядоченная на поставленные цели, и все это ради нее. Нет пирожных без подсчета калорий, нет праздного лежания в постели до обеда — но есть велосипед, который не для развлечения, который может дать все и не дать ничего — в этом мире без гарантий. Девчонки выбрали большой спорт и начали гонку длиной в целую карьеру. Это их работа — быть быстрее, выше и сильнее.

Начальные классы. ДЮСШ

В Бресте всегда теплее. И лето здесь начинается раньше, а заканчивается позже, чем в Минске. Но длинное лето — это для нас с вами время отпусков и вечерних прогулок с мороженкой. Для спортсменов, даже самых юных, это в первую очередь сезон.

В «двойке» (брестская ДЮСШ №2) идут занятия, хотя, казалось бы, суббота. Детвора в шлемах и на шоссейных великах возвращается с тренировки и начинает наматывать круги по школьному двору — это и заминка, и фигурная езда для отработки навыков владения велосипедом.

— К нам приходят учиться лет с 8—9, — рассказывает Болеслав Дужик, директор школы. — Сейчас многие ребята изначально готовы, у кого дома есть велосипед. Им проще втянуться. Сейчас у нас здесь оздоровительный лагерь — около 100 детей было в первой смене, во вторую ждем столько же. Велоспорт плюс триатлон — такая у нас программа.

Это лагерь дневного пребывания, то есть дети живут дома с родителями и каждое утро приезжают в школу. Там тренировки, питание, снова тренировки.

— Постоянно выезжаем куда-нибудь, у нас за городом много интересных профильных дорог, с рельефом. А в августе будет что-то вроде сборов. Ездим на соревнования, в том числе республиканского масштаба. С одних вот вернулись, на другие скоро поедем — в таком ключе и живем, от гонки до гонки, — рассказывает он.

Где тренируются велосипедисты

Во дворе стоят два автомобиля спортивной школы, на крыше крепления для велосипедов и колес. Это «технички»: в них ездят тренеры, эти машины осуществляют прикрытие велосипедистов на дорогах, с их помощью оказывается любая техническая помощь во время заезда.

— С детьми мы ездим и в городе, по велодорожкам. Сейчас здесь многое делают для развития велодвижения, появляются дорожки. Все же население у нас около 300 тыс., плюс город растет — нужно предусматривать велосипедные маршруты, а спрос на них точно будет. Один из любимых маршрутов у детей — трасса вокруг гребного канала. Она протяженностью 5 километров, но кольцевая — детям там хорошо тренироваться, — продолжает Болеслав Дужик.

И все же велоспорт — это всегда выезд на автомобильные дороги. Большинству водителей не нужно объяснять, что это нормально, но везде попадаются те, у кого иной взгляд на происходящее.

— Водители реагируют по-разному: кто-то спокойно пропустит, уступит, но встречаются и недовольные, те, кому велосипедисты мешают. Мы, разумеется, лишь бы как не выезжаем, у нас все организовано строго, маршруты согласованы с ГАИ, всегда есть машина прикрытия, — говорят в велошколе.

Основа — правильно крутить педали

В это время в одном из помещений работает со своей группой Анна Гурик, спортсмен, участница чемпионата Европы, а теперь детский тренер. Собранная, как на соревнованиях, строгая — видно, что спуску не даст. Но за детей горой, и они это чувствуют.

— Чему нужно учить в первую очередь? Правильно крутить педали. Это основа, и на постановку техники иной раз уходят годы, в особенности если сразу научили неправильно и приходится ломать систему. Все целиком зависит от тренера: как научит, так человек и будет ездить. Плюс осваиваем Правила дорожного движения — тоже все должно быть на автоматизме, — объясняет она.

Что за велики?

У школы много белорусских велосипедов: есть Aist, еще больше — Borant. В основном сплошь алюминий, хотя встречаются и карбоновые модели.

— Эти Borant мы отчасти покупали сами, отчасти нам помогала федерация триатлона. Хорошие велосипеды. Для детей достаточно моделей начального уровня, как раз есть подходящие ростовки. Хорошо, что в стране есть такое производство: велосипеды востребованны, а приобрести что-то такого же качества сложно. Есть импортные бренды, но они очень дорогие, — говорит Болеслав Дужик.

— А от велосипеда в этом спорте многое зависит?

— На этом уровне почти ничего не зависит от велосипеда: как ребенок вкручивает, такой результат и будет. Но разница есть, — строго говорит Анна Гурик, громко, чтобы дети слышали. — Конечно же, всем хочется карбоновые рамы: они жесткие. Алюминий не такой. А мышцы у детей растут быстро. В общем, разница ощущается. Для старших — да, важно иметь карбон. Ну и азарт появляется: хочется велик поновее, покруче. Начинают все на чем-то попроще и потяжелее. Пересел на что-то более продвинутое: «Ну все, этот катит!»

— Это надумано или профессионалы правда ощущают разницу?

— Ощущают еще как. Сами можете сесть попробовать. Против ветра сможете держать постоянную скорость хотя бы 35 км/ч? — Аня смеется, но любой, кто пробовал вваливать против ветра с этой скоростью, знает, что бывает не до смеха. Так а это задание от детского тренера, можно сказать, для школьников.

Уже в раннем возрасте детей готовят к выступлениям и на шоссе, и на треке.

— Основная подготовка проводится на шоссейных велосипедах. Но если приходит ребенок небольшого роста, у нас нет шоссейных велосипедов совсем маленькой ростовки. Приходится давать трековые — просто нет другого выхода. Но на трековых великах глухая передача: бросил крутить — упал. Управление и вовсе лучше всего отрабатывается на MTB, так называемых «горниках», во время езды по пересеченной местности, — рассказывает тренер.

«Лет в 14—15 уже понятно, какие перспективы»

— Сколько времени нужно, чтобы подготовить ребенка для скачка в профессиональный спорт?

— Нужны годы. Лет в 14—15 уже понятно, что получается у человека, какие перспективы. До это возраста дети еще находятся во всех дисциплинах, пробуют, а затем уже определяются со своим направлением. Вот на лавочке мои сидят — пока это все темповики-шоссейники.

Подготовка спортсмена-велогонщика даже в таком юном возрасте — это не только велосипед, но и общая физподготовка.

— От того, как проходит «эфпэшная» часть, тоже очень многое зависит. Прыжки в длину — очень хороший показатель. Вставание из седла, резкое ускорение — тоже критерии. С годами становится ясно, на что можно рассчитывать, — прикидывает специалист.

Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический

— А родителей в школу вызываете?

— С некоторыми совсем не общаюсь: нет необходимости. А с некоторыми приходится разговаривать часто.

— Из-за плохого поведения, что ли?

— Это тоже бывает. Но обычно решаем организационные вопросы. Мы же уезжаем на всякие мероприятия, соревнования, родители беспокоятся — вплоть до того, что спрашивают, как мы детей кормить будем. Но мы привыкшие: у нас мультиварки, мы сами себе готовим. Иногда столовые есть, но это не на всех соревнованиях.

Обычная практика — это когда ДЮСШ ведет юного спортсмена лет до 15, а потом передает его на следующий уровень подготовки.

— К примеру, дети идут в училище олимпийского резерва — там много наших воспитанников. Мы обязаны передавать спортсмена, чтобы человек продолжал повышать свой уровень. Там больше средств для этого, сами понимаете, — отмечает Болеслав Дужик.

Но бывают и исключения. Пришел как-то в школу заниматься мальчик — сам способный и с тренером повезло. Так вот тренер его никуда из ДЮСШ не передавал, сам готовил. И в 2015-м этот мальчик в скрэтче (трековый вид) стал бронзовым призером чемпионата Европы среди юниоров. Зовут его Виталий Прокопчук.

Семидесятилетние традиции

Кстати, в этом году школа справляет свое 70-летие — это ж какие здесь традиции! Будете в Бресте, загляните в школьный музей велоспорта. Там есть по-настоящему раритетные экспонаты.

— Любопытно, дети как-то изменились, скажем, за последние 40 лет? Замечаете разницу?

— Знаете, 40 лет назад тоже было очень интересно. И дети были способные, многие хотели заниматься велоспортом. Сейчас у всех много вариантов. Брест — спортивный город с шикарными объектами, многие идут в другой спорт. Велосипед — это дорога, это шоссе, зимняя подготовка тоже на свежем воздухе. Но есть ребята, которые интересуются, хотят заниматься, и родители поддерживают их в этом. Велоспорт — очень интересный и красивый вид состязаний. Я думаю, что он продолжит развиваться в своем ключе, и ребят у нас всегда будет много, — задумчиво говорит директор.

Старшеклассники: перед выпуском в сборную

Спортсмены быстрее. Их сверстники спокойно продолжают учиться в школе, а те, кто настроен на спорт, уже в раннем возрасте начинают сдавать важные экзамены. Нужно переходить на другой уровень, и для поступления недостаточно дополнительных уроков с репетитором.

Желанное продвижение — поступление в училище олимпийского резерва здесь же, в Бресте. Там нарабатывается база уже для большого спорта.

— Дети из СДЮШОР показывают свои результаты на соревнованиях. Они пытаются поступать сюда. Это среднее звено подготовки спортсменов, здесь тренеры подводят их к высшему звену: РЦОП, национальной команде и так далее, — рассказывает Евгений Веремчук, трековик, мастер спорта, воспитанник ДЮСШ, семикратный рекордсмен Беларуси (командный спринт), чемпион страны. — У каждого вида спорта, у каждого отделения свои критерии для приема. Одному тренеру достаточно, чтобы ребенок хорошо выступил на каких-то брестских соревнованиях, другому нужно, чтобы он областные выиграл. В областное училище олимпийского резерва берут детей с областным результатом, чтобы потом показывать результаты на республиканских соревнованиях. Потом спортсмен переход в РЦОП, и там его готовят уже на международный уровень.

Он сам брестчанин, сам выпускник ДЮСШ №2. Женя — парень крепкий, как все трековики-спринтеры, невероятно живой и увлеченный спортом, с бездной энтузиазма в глазах. Велосипедное отделение в училище насчитывает больше 20 человек. Причем в этом году оно будет расширяться.

— У нас новый учебно-спортивный центр. Сюда приходят дети с восьмого класса и учатся до одиннадцатого, плюс по желанию могут оставаться еще и на первый-второй курс. После этого они получают корочку о получении среднего специального образования, корочку тренера. Дальше кто-то поступает в БГУФК, кто-то — в Брестский государственный университет, кто-то остается здесь, если тренер устраивает и все получается.

Летом по три тренировки в день, зимой — по две

Этот центр не школа. Здесь дети живут, осваивают школьную программу наравне со сверстниками, при этом тренируются уже как серьезные спортсмены. Чтобы зимой прийти из комнаты на тренировку, можно даже на улицу не выходить. Проснулся, сходил позавтракал, потренировался, пошел на учебу. Пообедал, отдохнул, снова пришел на тренировку. Причем тренировки — это не только езда на велосипедах.

— В велоспорте много подвидов: шоссейный, трековый. Шоссейники зимой больше в тренажерном зале работают, а летом поддерживают свою форму. Чтобы хорошо крутить педали, нужна мощность в ногах. А мощность нарабатывается силовой работой в тренажерном зале, — объясняет тренер. — И спортсмены проводят там много времени. У трековиков зал — это где-то 40% всех тренировок, а 60% — специализация. У шоссейных гонщиков не так: летом 90% времени — это тренировки по своей специализации, на велосипеде, зимой — 50 на 50. Но они работают не с большими весами, а с маленькими — на повторение.

Где есть горы, велосипедисты могут тренироваться там, нарабатывать базу на серпантинах и крутых подъемах. У нас гор нет, а тренажерные залы есть — тоже хороший вариант, говоря по-простому, накачать ноги.

— Спринтерское отделение — это мои ребята. Даже девчонки — сидят в тренажерке круглый год. Три раза в неделю по два — два с половиной часа. Утром тренажерка, вечером велосипед. На следующий день чисто велосипед. Потом снова тренажерка и велосипед. Летом бывает по три тренировки в день: учебы-то нет. Зимой обычно две.

28", рама 58cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг
28", рама 61cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг

Шестидневка и пятидневные каникулы

— Велосипед каждый день?

— Кроме воскресенья: выходной.

— Шестидневка, получается.

— У шоссейников и такое не всегда, там выходной и раз в 10 дней бывает. Но у них специфика другая. Трековики, особенно спринтеры — это высокая интенсивность. Коротко выдал по максимуму — и отдых. А шоссейники долго едут, но интенсивность средняя, — поясняет специалист.

— И так круглый год или каникулы бывают? Лето ведь, а это те же школьники.

— Чего молчите, есть у вас каникулы? — со смехом спрашивает Женя у подопечных.

— Нет, — смущенно, но тоже со смехом отвечают девчонки.

— Ну то есть как: сезон отъездили, главные старты закончились, мы можем дать просто легкое катание в свое удовольствие. Либо, бывает, домой отпускаем, — поясняет тренер.

Девочки снова смеются.

— Ну на пять дней я отпускал, чего вы? — почти возмущается Веремчук.

Вот он какой, спорт. Отучился весь год, а потом вместо каникул можешь еще немного поучиться — типа в легкую, для удовольствия. Чем не отдых? Или домой, на каникулы на пять дней, если заслужил. Но никто не жалуется: здесь все понимают, зачем пришли.

К мамке на блины

Все свыкаются по-разному, как бы там ни было, это еще дети. Кто-то учится и скучает по дому, по родителям. Другие адаптируются легче. На выходной здесь отпускают — можно и домой съездить. Но это же областное училище, многие здесь иногородние, а не на метро проехать две остановки. Кто в Бресте, еще нормально, а кому-то ехать и ехать. Но велосипедисты расстояние измеряют по-своему.

— Ну, кому рядом — Береза, Пружаны, — на велик сел и поехал, — рассуждает трековик-спринтер.

Из Бреста в Пружаны, если что, больше 80 километров. Домой на велике к мамке на блины — а потом столько же обратно. В общем, отдыхай не хочу. Сравните со своей пятидневной неделей.

спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на беговелах, женский, размер: M

Велотрек — удовольствие не бесплатное. Даже для спортсменов

— Трековикам в каком-то смысле проще: много тренировок в зале, не так влияет погода?

— В чем-то попроще, да, особенно тем, кто в Минске: у них трек есть. Брестчанам сложнее, — отмечает Евгений Веремчук.

— Очередь, что ли, на трек, пробиться сложно?

— Не сложно, но трек дорогой.

Вот так, оказывается, спортсмены за трек тоже платят.

— Нас руководство не обижает, мы ездим. Но у нас и результаты неплохие. Вот девчонка, Маргарита, у нас месяц назад победила на первенстве Беларуси в спринте. Минчанку обыграла. В Бресте тренировались, приехали в Минск, наказали. А в августе у нас снова соревнования, сейчас как раз базовый период подготовки к ним.

«Тренер увидит — кранты»

В общежитии строгий режим. В 21:30 все учащиеся должны быть по комнатам. Опоздал — идет докладная на замдиректора, причем в итоге прилетит и спортсмену, и тренеру. Отбой в десять вечера, подъем в 07:30. С восьми утра все на зарядке, но это только так называется, а по сути это первая тренировка за день. В 09:30 завтрак, с десяти часов учеба. А в четыре снова тренировка.

— У нас режим, правильное питание: белки, жиры, углеводы — все под счет, — говорит тренер.

— А если вечером шоколадку стоптать с чайком?

— Можно попробовать, наверное, но, если тренер увидит, кранты.

Говорится это со смехом, но почему-то возникает ощущение, что после шоколадки действительно будет не до смеха.

— Это как Суворовское училище, просто со спортивным уклоном, — признает Веремчук. — Случайные люди сюда не попадают.

Каждому свое

— А как определяют, кто и что будет ездить в итоге?

— Тренер все видит. Есть и специализированные тесты — на ускорение, к примеру. Выезжаем на шоссе, машина уезжает на 2 километра, у спортсменов начинаются разборки: у кого лучше финиш. Оцениваем скоростные качества. Хорошее ускорение — сразу делаем заметку, что можно работать на спринтерские дисциплины. Кто-то хорошо в гору едет, кто-то на байке хорошо ездит, не боится. У спортсменов тоже душа, понятное дело, лежит к тому, что лучше получается. Никому не нравится получить шоссе в плечи, а оно, например, не идет. Пробуешь, а тебя там все объезжают раз за разом — ну кому это надо? Приехал на трек, выступил неплохо — сразу и желание появляется, и мотивация, — рассказывает тренер.

Интересно, что и юноши, и девушки тренируются вместе.

— Девочки выкатываются за мальчиками — так делается испокон веков. Потом, когда девочки попадают уже в женские клубы, он ездят сами по себе, но на этом этапе — все вместе.

— Так девчонкам же тяжелее.

— Ну, они на смены не выходят. Мальчики впереди крутят, против ветра едут, а девочки за ними, от ветра прячутся, силы экономят. Даже так скажу: у хороших девчонок всегда есть пацаны, которые их выкатывают.

Карбон разный, но решают ноги

Велосипеды в училище посерьезнее: замечаем Borant Versus, выставленные рядом возле роллерных станков.

— Хорошие велосипеды для этого уровня. У национальной команды другие запросы: мир ездит на канадских Cervelo и Argon 18, на французских Look, — отмечает Евгений.

— А в чем отличия? И то и другое же карбон.

— Карбон тоже разный: где-то он тяжелее, где-то легче. Оборудование опять же. Но простой пример: наша Маргарита выиграла первенство страны на Borant, а минчанка-то была на британском Dolan — еще одна марка с мировым именем.

— Сколько же велосипедов нужно спортсмену?

— Один шоссейный и один трековый — это точно. Потому что и шоссейники, и трековики время от времени тренируются и там, и там. Мы и трековиков выводим на шоссе, у нас выбора нет. Плюс есть MTB-велосипеды. Когда сезон заканчивается, мы пересаживаемся на горники, катаемся по пересеченной местности. Во-первых, морально разгружаемся, отдыхаем от сезона, во-вторых, классно отрабатывается техника владения велосипедом. Зима, снег, лед — нарабатывается хорошая база. Все это потом пригодится и на треке, и на шоссе.

Какой ресурс у профессионального велосипеда? Цепи даже у юниоров растягиваются за два месяца. А чего ожидать, если у людей тренировки по 70 километров шесть раз в неделю. И нужно менять, иначе она начнет подъедать шестеренки, а полная замена всего обойдется дороже. Камеры пробиваются, покрышки изнашиваются. Звезды живут подольше. Самая долговечная — рама.

В спорте принято придерживаться, так скажем, наследственного принципа: поступили новые велосипеды, лучшие спортсмены на них пересели — свои велосипеды, соответственно, передали новичкам.

— Садим на железо, как мы это называем, проходить курс молодого бойца. Потом человек подрастает для чего-то получше, — комментирует это Веремчук.

Магия

Просим девчонок покрутить педали, попозировать на станках. Кто не видел этого раньше, смотрит, открыв рот. Магия: спортсменки едут на велосипедах на месте, не падают и ни за что не держатся.

— Сколько времени нужно, чтобы так научиться?

— По-разному. Кто-то схватывает с первого раза, кто-то мучится, летает пару месяцев, — смеется трековик Веремчук. — Вообще, роллеры — это больше для разминки.

Правда, от которой страшно

Здесь классно и весело, но на самом деле это очень жесткий мир. Сюда приходят с мечтами о медалях на Олимпийских играх, а получается по-всякому.

— Вообще, если за время в училище ты не засветился в сборной, то, в принципе, в спорте делать дальше нечего. Здесь все нацелено на то, чтобы раскрыться и попасть в сборную — все это в конечном счете для национальной команды, — Евгений, профессиональный спортсмен, говорит об этом спокойно, как о чем-то естественном.

Между тем вдумайтесь: в юном возрасте ребенок, возможно, вместе с родителями принимает важнейшее решение — посвятить себя спорту. И речь не о годике-другом (не понравилось, пошел переучиваться), процесс очень долгий. И никто заранее не скажет, удастся ли добиться хотя бы промежуточного успеха, гарантий никто не дает.

В любом случае спортивная база пригодится по жизни. Пацаны без проблем идут, к примеру, в МЧС — с их подготовкой туда берут без вопросов. Кто-то пробуется в тренерской работе.

Но многие справляются, становятся теми, кем мечтали стать.

— Если так посмотреть, то в национальной команде сейчас процентов 60 спортсменов — из брестского региона. Это ж вообще! — у Веремчука от гордости перехватывает дыхание. — Особенно на треке сильные, как ни странно.

И профессионалы часто возвращаются проведать свое училище. Они гонки отъездят, не в одиночку же тренироваться — приезжают на базу. С гостинцами, понятное дело, бывает, форму привезут, подарят. И молодежи прикольно: со звездами покататься.

Это тоже работа — серьезная, изнуряющая. И никто ни от чего не застрахован: бывают и выгорания, люди морально истощаются, не говоря уже о физических аспектах. Одно дело — любить кататься на велосипеде, другое — сделать это своей профессией, где не только кайф, но и амбиции, давление, результаты и границы, которые постоянно необходимо расширять.

Но вот что интересно: никто не жалуется. У спортсменов так не принято.

— Слушайте, ну так же не бывает. Чего-то же всегда для счастья не хватает!

— Вот если бы трек в Бресте — вот это да! А остальное есть, — отмахивается Женя Веремчук.

28", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.4 кг
Нет в наличии
28", рама 54cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
27.5", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.5 кг
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by