ВелоПетрович

Новые велодорожки в центре Минска никому не мешают, и уже видны очертания очень красивого маршрута

25 121
16 июля 2023 в 14:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
ВелоПетрович

Новые велодорожки в центре Минска никому не мешают, и уже видны очертания очень красивого маршрута

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий

В июле в Минске появились два новых участка велодорожек, обустроенных на проезжей части. Их общая протяженность совсем не велика: порядка 1,5 км. И все же если пофантазировать, то становятся видны очертания красивого маршрута в центральной части города. По нему мы и прокатились: от Комаровского рынка к Дворцу детей и молодежи и еще дальше, берегами Комсомольского озера с его островами.

Велодорожка на улице Веры Хоружей стала длиннее

Эксперимент с выводом велосипедистов на проезжую часть длится на улице Веры Хоружей в Минске уже не один год. Идея во многом противоречивая: короткий отрезок велодорожки у Комаровского рынка и расположенных здесь же торговых центров, казалось, создавал больше проблем, чем приносил пользы.

Конфликты с автомобилистами, которые то и дело занимают велосипедные полосы для остановки, никуда не делись. Некоторые водители предпочитают не ехать на паркинг и не искать парковочные места где-то в округе, а останавливаются у края проезжей части, где как раз и предписано двигаться велосипедистам. Тем в итоге ничего не остается, как объезжать стоящие машины по автомобильной полосе.

Совсем недавно один из наших читателей прислал такие снимки.

У водителей своя правда: им нужно забрать пассажиров или решить какие-то сиюминутные вопросы, а удобных вариантов для остановки не так много. Стоило ли экспериментировать с велополосами именно на этом загруженном участке — вопрос риторический, тем более что хоть какой-то гипотетический веломаршрут тут не вырисовывался: людей на Комаровке всегда много, но и тротуар тут широченный. По сути, основное, в чем помогала эта велодорожка, — проехать перекресток улиц Веры Хоружей и Куйбышева, не спускаясь в пешеходный переход.

29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
Нет в наличии
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический
Нет в наличии
24", рама 13", горный, подростковый, алюминий, вилка амортизационная с ходом 60 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.7 кг
Нет в наличии

И вот велодорожку продлили. Не на много, до перекрестка с улицей Максима Богдановича, причем пересекать его придется через заезд на тротуары, по регулируемому переезду, совмещенному с пешеходным переходом. Это значит, что велосипедистам добавили еще метров 400 обозначенной велодорожки на проезжей части, которые опять же никуда не ведут: рано или поздно придется продолжить свой путь по тротуару, чтобы куда-нибудь добраться.

Радует то, что новый участок велодорожки, по идее, должен быть бесконфликтным. Точек притяжения, где водителям приходилось бы останавливаться, здесь в таком количестве нет. Есть выезды из дворовых территорий, но обзор неплохой, и при необходимой осмотрительности опасных ситуаций возникать не должно.

Из досадного: ливневые решетки так никто и не заменил. В продольные отверстия можно попасть колесом, что может представлять некоторую опасность. Даже странно, что за столько лет ситуация на участке возле Комаровского рынка не изменилась, и вот теперь на новом участке велодорожки история повторяется.

Но основной вопрос — куда ведет эта удлиненная велодорожка? Неужели все это ради километрового отрезка улицы, где велосипедистам можно ехать по асфальту, хотя и тротуар здесь, откровенно, не уже, чем во многих других местах города?

диаметр колес: 200 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг
диаметр колес: 100 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг
диаметр колес: 200 мм, материал платформы: алюминий, нагрузка до 100 кг

Велодорожка на улице Нововиленской

И тут важно упомянуть о другой велодорожке, появившейся в это же время на проезжей части улицы Нововиленской, от улицы Орловской до Старовиленского тракта. Еще 500 метров обозначенной велополосы вдоль правого края проезжей части ведут от второго кольца почти до Дворца детей и молодежи.

Здесь дорожку обустраивали лишь по нечетной стороне улицы, но она достаточно широкая, и велосипедистам предписано двигаться по ней в обе стороны. Накатавшись здесь вдоволь (расстояние-то минимальное), отметим, что изначально заложенных проблем мы не выявили. Точек притяжения для автомобилистов нет, вряд ли кто-то будет занимать велосипедное полотно ради остановки. Трафик на улице не интенсивный, и оставшихся двух полос должно хватать для нормального движения. Парковка обустроена на противоположной стороне. По стороне велодорожки есть дворовые выезды, но опять же обзор ничем не закрыт — все должно быть нормально. Ливневки по уже устоявшейся традиции имеют продольные отверстия, но решетки расположены в стороне от основной ширины дорожного полотна, поэтому не являются явным препятствием.

Так вот, проезжаются эти 500 метров велодорожки минутки за две, после чего возникает вопрос — и что дальше? Дальше не вполне понятный съезд на тротуар и возвращение в привычную среду. Для чего тогда на этой улице понадобилась такая короткая велодорожка?

28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический

Объединенный маршрут

Мы нанесли на карту уже существующие отрезки велодорожек на улице Веры Хоружей и Нововиленской. Если представить, что рано или поздно эксперимент будет продолжен и эти велопути станут удлинять, то есть вероятность появления довольно целостного веломаршрута от площади Якуба Коласа к улице Орловской и второму кольцу. Маршрут в действительности может получиться удобным, куда удобнее тротуаров на проспекте Машерова или улице Сурганова.

И явным местом притяжения на этом маршруте видится Комсомольское озеро. Причем не со стороны магистральной велодорожки — к этому все давно привыкли, а с противоположного берега, ухоженного и спокойного, откуда открываются красивые виды на город. Пролетая по главной велодорожке, многое упускаешь из виду, а между тем Комсомольское озеро — это отдельная история со своими знаковыми местами, уединенными островами и романтическими скамейками у воды. Сюда точно есть ради чего приехать.

Пляж на Комсомольском озере

Не важно, ехали ли вы дорожками по улице Веры Хоружей или добрались маршрутом через улицу Нововиленскую, начинать путешествие вокруг Комсомольского озера можно от Дворца детей и молодежи. Здесь можно купить воды в дорогу или сразу мороженого, а затем постепенно спускаться к воде. Вдоль берега проложены аккуратные дорожки, где прогуливаются пешеходы, в том числе мамы с колясками. Разгоняться не надо, да и не хочется — жара.

Так и пробираемся, прячемся в тень деревьев, останавливаемся у берега, чтобы сделать панорамные фото.

По берегам то и дело встречаем рыбаков. Они — эксперты в поиске уединенных живописных местечек. Больше всего ценят тишину, поэтому на проезжающего мимо велосипедиста не обращают никакого внимания. Клева нет, да и не надо, здесь важен сам процесс: побыть наедине с природой и самим собой.

маховое удилище, длина: 5 м, мин. тест: 5 г, макс. тест: 20 г, углепластик, 243 г
маховое удилище, длина: 5 м, композитный, 331 г

В таком очень расслабленном темпе доезжаем до главного пляжа этих мест. Большой маяк, крепость и детские горки на песке. Здесь можно хорошо провести время с детворой, за которой будет легко присматривать, или самим понежиться под солнцем. Не забудьте набрать воды в питьевом источнике: в такую погоду нет ничего важнее обильного питья.

Чуть поодаль стоянка катамаранов — те же велики, но водные. Впрочем, что-что, а крутить педали мы с вами умеем.

Остров Комсомольцев

Можно ехать и дальше вдоль Свислочи, за мостом начинается экологическая тропа «Окно в природу». Но если неохота удлинять маршрут, то лучше въехать на мост по улице Орловской и перебраться на другой берег. Там вдоль воды проходит главная столичная велодорожка, но по ней мы далеко не поедем — свернем влево, на остров Комсомольцев.

Это достаточно большой по здешним меркам остров, укрытый густой зеленью. Спрятаться под кронами деревьев в жаркий день, отдохнуть на лавочке, попить водички, подышать глубоко — это то, зачем сюда нужно приезжать, оставляя за мостами шум большого города.

Кстати, на острове обустроено несколько симпатичных спортивных площадок: если будете ехать большой компанией — захватите с собой мяч.

мяч баскетбольный, матчевый, 6 размер, кожа искусственная, 12 панелей, сертификация FIBA
мяч баскетбольный, тренировочный, 7 размер, полиуретан, 8 панелей
мяч волейбольный, матчевый, 5 размер, кожа искусственная, сертификация FIVB

Остров Птиц

Снова выезжаем на минскую велодорожку и снова не едем по ней далеко: сворачиваем левее и живописными дорогами направляемся к еще одному мосту, ведущему на другой остров — остров Птиц.

Почему его так назвали, объяснять не надо: въедьте в густые заросли и вслушайтесь. Трели отовсюду и на все лады — вот вам и объяснение. Певцы, впрочем, на глаза не показываются, прячутся где-то в зеленой тени.

На острове создали тропинки-настилы. На велосипеде по ним ехать несподручно, а вот прогуляться приятно. Есть где присесть, послушать птичий концерт и полюбоваться видами.

Спасательная станция и Мельница Менеска

За мостом на остров Птиц расположена большая площадка парка отдыха, с детскими горками, в том числе огромной надувной акулой. Здесь можно зависнуть надолго. По крайней мере, если приедете с ребенком, то уговорить его побыстрее возобновить путь точно не удастся. Расслабьтесь. Чуть в стороне расположены огромные белые скамейки. Усаживайтесь поудобнее, наблюдайте за играющими детьми и наслаждайтесь настоящим летом: как бы и в большом городе, но в то же время далеко от шумной суеты.

установка сзади, крепление к подседельной трубе, до 22 кг, наклон спинки, 5-точечные ремни

Красивейшее здание на противоположном берегу — это спасательная станция. Вообще-то, ей уже больше 65 лет, и за это время она успела обветшать и пережить реконструкцию в 2010-м. Спасатели там дежурят постоянно и следят за безопасностью практически во всей акватории Комсомольского озера.

Туда мы и направимся, замыкая круг и возвращаясь к Дворцу детей и молодежи. Но сразу за дамбой задержимся у приметной скульптуры в виде мельничного жернова с окаменевшей волной под ним. По легенде, именно в этом месте, где сливались Переспа и Свислочь, был основан Минск. Возможно, вы слышали о силаче и чародее Менеске: если верить сказанию, он основал здесь мельницу, которая могла перемалывать не только зерна, но и камни. Вокруг этой мельницы, как говаривают, и вырос город.

Даже сейчас это место сохраняет тишину, впитанную веками. Все так же несет свои синие воды Свислочь. И город — вот он — никуда не делся. Большой город, с уютными уголками, куда так приятно заглянуть, катаясь на велосипеде.

29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная (сталь Hi-ten), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by