ВелоПетрович

Один день на велосипеде в Витебске. Куда поехать и что посмотреть?

15 927
06 августа 2023 в 12:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Один день на велосипеде в Витебске. Куда поехать и что посмотреть?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Всегда можно побаловать себя небольшим путешествием, которое не потребует серьезной организации и затрат на авиабилеты и гостиницы, но окажется насыщенным и надолго останется в памяти сотней фотографий. Мы уезжаем в Витебск, чтобы провести там один день. Что можно успеть за день? Многое, если взять с собой велосипед и знать, куда на нем ехать. Проверяем прогноз погоды и отправляемся в путь — ловить солнечные блики в отражениях Западной Двины.

Поезд — это удобно

Разумеется, из Минска в Витебск на велосипеде мы не поедем. Далековато и, что еще важнее, нет безопасного маршрута. Выручает, как и всегда, железная дорога. Самый удобный вариант — уехать поездом на 06:45. В составах бизнес-класса есть где разместить велосипед, при этом билет даже с учетом такого багажа не будет стоить слишком дорого. Вся дорога займет около трех с половиной часов, поэтому в начале одиннадцатого уже будете на месте. Есть смысл сразу позаботиться и об обратном билете: если не купили его через интернет, загляните в кассу на вокзале. Вечерний поезд того же класса отправляется в 19:08, и это самый удобный вариант. В Минске тогда вы окажетесь к половине одиннадцатого вечера — все другие поезда идут куда дольше.

Маршрут по Витебску

Таким образом, если не планировать ночевку, то у нас девять часов в Витебске. И велосипед, который позволит успеть многое. В планах — поколесить по обоим берегам города с тысячелетней историей (древнее, кстати, только Полоцк — еще одна жемчужина на Двине, где мы уже побывали). Увидим соборы на высоком берегу, уютные пешеходные улочки в Старом городе, проедем набережными и светлыми парками под теплым августовским солнцем, найдем, где подкрепиться, сфотографируемся возле знаменитого амфитеатра — в общем, поехали уже, чего засиживаться.

29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная (сталь Hi-ten), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический
29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
29", рама 21.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический

Город Марка Шагала

От вокзала можно ехать хоть налево, хоть направо. В центральной части города берега связывают два моста — по ним и будем строить маршрут. Но прежде пробираемся по Покровской улице к дому-музею Марка Шагала — он совсем недалеко от вокзала. Торопиться не будем, музей работает с одиннадцати часов, как раз есть время что-нибудь перекусить в окрестностях вокзала. Вариантов обнаружилось не так много, но уж кофе с бутербродом найти можно.

Так все же к пище духовной. Шагал провел в Витебске детство и юношеские годы, учился здесь, в том числе в художественной школе, в этом доме, говорил отцу, что хочет уехать в Петербург поступать в школу искусств. Отцу было непросто понять легкомысленность сына — всем поколениям это знакомо.

Шагал уехал и увез Витебск с собой, сторицей вернув его нам в своих воздушных, волшебных, романтичных образах. Здесь, у порога его дома, обязательно посмотришь на облака, плывущие по бескрайнему небу, оглянешься на улицу — да, все это мы видели его глазами, а теперь с придыханием видим своими.

Кружка квасу на берегу

В этой части Старый город хорошо сохранился, и ехать можно, ориентируясь на атмосферность узких улочек. Здесь тесновато, то и дело приходится поворачивать бог знает куда, чтобы пропустить пешехода, здесь никому и в голову не приходило занижать бордюры — этим занимается только беспощадное время, и все же как-то не до того. Взгляд не задерживается внизу, он скользит по домам из дореволюционного кирпича, то и дело ныряет высоко-высоко, увлекаемый проносящимися ласточками. Здесь все еще живет история, а ей, знаете, как-то недосуг было наводить марафет ради вашего приезда. Да так и честнее.

По улице Кондратьева мы проехали к реке и свернули направо. Река пряталась где-то за густыми зарослями, а с другой стороны подступали высокие заборы — завод, что ли? Завод, а точнее витебская пивоварня, известная на всю округу.

Не упустите случая заглянуть в фирменный магазин, там весьма атмосферно. На досках по стенам написаны сорта пенного напитка, его плотность, обороты, стоимость. Пиво продают в любых объемах, и спрос на местное велик. Но мы тут за другим: больше нигде вы не найдете такого свежайшего кваса, уверяем. Проезжайте потом вперед метров на 300, увидите, как деревья слева расступятся, открывая потрясающий вид на соборы и монастыри Старого города.

27.5", рама M, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.8 кг
27.5", рама S, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.8 кг
28", рама 21"/L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 30 скор. (3х10), переключатели: задний Shimano Deore/передний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический

В Старом городе

По мосту Кирова переезжаем на другой берег и оказываемся в Старом городе, которым совсем недавно любовались из-за реки. Здесь так же тесно на улочках, но транспорта немного. Зато предостаточно пешеходных зон и локаций. Не везде удобно пробраться с велосипедом, уж по крайней мере приходится объезжать лестницы и искать объездные пути к храмам.

Улица Суворова — главный пешеходный маршрут в этой части города. Мимо ратуши поднимаемся вверх, выбирая, где бы пообедать. У местных есть свои предпочтения, но, как говорят, переживать не из-за чего: усаживайтесь там, где нравится — будет вкусно, а цены в Старом городе везде на одном уровне, хоть этот уровень и заметно вырос за последнее время. В меню много драников: хоть со сметаной, хоть с лососем, хоть в виде импровизированного бургера. Порции не сказать что большие, но, спасибо белорусской кухне, сытные. Официанты приветливые, за столиками редко бывает пусто даже в будние дни, ну а чек — да, он ни в чем не уступит минскому.

После обеда на велосипед взобраться тяжелее, да и с мотивацией вопросы. Сидеть бы за столиком да греться на солнышке — но ведь тогда рискуем не увидеть много интересного, не раскрыть для себя город, а ведь за этим мы и приехали. Так что берем себя в руки и крутим педали дальше.

Не бойтесь сворачивать в закоулки, здесь все равно не заблудитесь. Можно много куда зайти и много чему уделить внимание. Веселыми буквами манит зоопарк, если это вам по душе.

В любом случае пробираемся наверх, подмигивая котам, с интересом разглядывающим зевак-туристов на велосипедах.

Вдоль переулков и улиц, мимо Шагала и Короткевича, по паркам и скверам — это Витебск, город культуры и истории. Слева филармония, справа театр, слева древняя церковь, справа музей. Ритм задает река: она плывет спокойно и неторопливо, и такие же город и его жители — несуетливые, чуть с грустинкой. Они спокойно пропустят велосипедиста на тротуаре, хотя вам обоим тут откровенно неудобно, никто не сигналит из-за угла. Здесь вообще не шумят: так лучше.

Что за велик?

Сегодня мы катаемся на Shulz Wanderer. Что это за велосипед?

— Это отчасти гравел, отчасти туристический велосипед, — рассказывают в магазине Veloman. — Он рассчитан на движение по дорогам: все равно, какого качества асфальт или утрамбованная грунтовка, — это его среда обитания. По сути, целевое применение этого велосипеда — завесить его сумками и отправиться в путешествие.

Спереди две звезды, сзади девять — шоссейный набор с хорошим диапазоном для различного рельефа. Дисковые механические тормоза — надежные и простые в обслуживании. Колеса на промышленных подшипниках, большое число спиц — велосипед практичный и ремонтопригодный.

— Хромолевая рама способна выдерживать значительные нагрузки и в сравнении с другими металлами имеет амортизационный эффект, что ощутимо на неровностях. Предусмотрено большое число бонок, можно крепить багажные системы, велосумки, крылья — все, что понадобится в поездке, — отмечают специалисты.

Тот, кому памятна модель ХВЗ «Турист», наверняка увидит здесь какие-то отголоски классики.

— Это не традиционный гравел в современном понимании, а скорее полноценный туристический велосипед, — подчеркивают в веломагазине. — Можно установить колеса диаметром 29 дюймов, в том числе бескамерки, для лучшего наката. Ну и руль-баран — отличное решение для далеких поездок. Возможность менять хват хорошо разгружает спину и плечи.

28", рама L, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
Нет в наличии

Вдоль Витьбы к амфитеатру

Один из главных велосипедных маршрутов Витебска пролегает вдоль речки Витьбы, впадающей здесь в Западную Двину. Можно объехать оба берега по затененным дорожкам парка. Местные ворчат, что в выходные тут очень много народу и проехать сложно. Действительно, этот маршрут — не для скоростных заездов. Но ведь и мы здесь не за этим, правда?

Надышавшись прохладой, вернемся на прогретую летним солнцем широкую улицу Ленина.

Отсюда можно сделать крюк и заглянуть в музей истории витебского трамвая, а можно ехать напрямую через мост к амфитеатру — тому самому, где год от года проходит «Славянский базар».

Обязательно спуститесь ниже, оставляя амфитеатр позади. Выедете на уютную площадку у ручья с крутым подъемом на холм. Осилить его на велосипеде по размытой дождем земле не удалось, но можно взойти пешком. Если все-таки ездили узнать трамвайную историю города, то с этого холма будете спускаться к амфитеатру. Главное, смотрите под ноги и будьте осторожнее.

29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная (сталь Hi-ten), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический
29", рама 21.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг

Колесо обозрения

От амфитеатра мы запланировали пробраться ко второму мосту, чтобы вернуться на другой берег. Можно ехать по улице Ленина, если собираетесь где-то подкрепиться или купить сувениры.

Другой вариант — отправится через парк. Там даже есть колесо обозрения и открывается отличный вид на реку.

Мы замыкаем круг и переезжаем по мосту на противоположный берег. И снова, как и утром, любуемся городом за рекой.

Есть своя атмосфера у этих улочек, бегущих вдоль реки, у дореволюционных зданий из обожженного кирпича. Лошадки тихо бредут куда-то, река негромко бормочет о чем-то своем, а мы катим по аллеям парка, завершая путешествие по Витебску. Остаться бы на подольше — съездили бы парк Мазурино, говорят, там велосипедистам раздолье. Ну, уж в следующий раз. Слышно бормотание вокзала, скоро поезд.

Благодарим магазин Veloman за помощь в организации репортажа.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by