ВелоПетрович

Один день на велосипеде в Витебске. Куда поехать и что посмотреть?

16 112
06 августа 2023 в 12:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Один день на велосипеде в Витебске. Куда поехать и что посмотреть?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Всегда можно побаловать себя небольшим путешествием, которое не потребует серьезной организации и затрат на авиабилеты и гостиницы, но окажется насыщенным и надолго останется в памяти сотней фотографий. Мы уезжаем в Витебск, чтобы провести там один день. Что можно успеть за день? Многое, если взять с собой велосипед и знать, куда на нем ехать. Проверяем прогноз погоды и отправляемся в путь — ловить солнечные блики в отражениях Западной Двины.

Поезд — это удобно

Разумеется, из Минска в Витебск на велосипеде мы не поедем. Далековато и, что еще важнее, нет безопасного маршрута. Выручает, как и всегда, железная дорога. Самый удобный вариант — уехать поездом на 06:45. В составах бизнес-класса есть где разместить велосипед, при этом билет даже с учетом такого багажа не будет стоить слишком дорого. Вся дорога займет около трех с половиной часов, поэтому в начале одиннадцатого уже будете на месте. Есть смысл сразу позаботиться и об обратном билете: если не купили его через интернет, загляните в кассу на вокзале. Вечерний поезд того же класса отправляется в 19:08, и это самый удобный вариант. В Минске тогда вы окажетесь к половине одиннадцатого вечера — все другие поезда идут куда дольше.

Маршрут по Витебску

Таким образом, если не планировать ночевку, то у нас девять часов в Витебске. И велосипед, который позволит успеть многое. В планах — поколесить по обоим берегам города с тысячелетней историей (древнее, кстати, только Полоцк — еще одна жемчужина на Двине, где мы уже побывали). Увидим соборы на высоком берегу, уютные пешеходные улочки в Старом городе, проедем набережными и светлыми парками под теплым августовским солнцем, найдем, где подкрепиться, сфотографируемся возле знаменитого амфитеатра — в общем, поехали уже, чего засиживаться.

29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная (сталь Hi-ten), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
29", рама 21.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии

Город Марка Шагала

От вокзала можно ехать хоть налево, хоть направо. В центральной части города берега связывают два моста — по ним и будем строить маршрут. Но прежде пробираемся по Покровской улице к дому-музею Марка Шагала — он совсем недалеко от вокзала. Торопиться не будем, музей работает с одиннадцати часов, как раз есть время что-нибудь перекусить в окрестностях вокзала. Вариантов обнаружилось не так много, но уж кофе с бутербродом найти можно.

Так все же к пище духовной. Шагал провел в Витебске детство и юношеские годы, учился здесь, в том числе в художественной школе, в этом доме, говорил отцу, что хочет уехать в Петербург поступать в школу искусств. Отцу было непросто понять легкомысленность сына — всем поколениям это знакомо.

Шагал уехал и увез Витебск с собой, сторицей вернув его нам в своих воздушных, волшебных, романтичных образах. Здесь, у порога его дома, обязательно посмотришь на облака, плывущие по бескрайнему небу, оглянешься на улицу — да, все это мы видели его глазами, а теперь с придыханием видим своими.

Кружка квасу на берегу

В этой части Старый город хорошо сохранился, и ехать можно, ориентируясь на атмосферность узких улочек. Здесь тесновато, то и дело приходится поворачивать бог знает куда, чтобы пропустить пешехода, здесь никому и в голову не приходило занижать бордюры — этим занимается только беспощадное время, и все же как-то не до того. Взгляд не задерживается внизу, он скользит по домам из дореволюционного кирпича, то и дело ныряет высоко-высоко, увлекаемый проносящимися ласточками. Здесь все еще живет история, а ей, знаете, как-то недосуг было наводить марафет ради вашего приезда. Да так и честнее.

По улице Кондратьева мы проехали к реке и свернули направо. Река пряталась где-то за густыми зарослями, а с другой стороны подступали высокие заборы — завод, что ли? Завод, а точнее витебская пивоварня, известная на всю округу.

Не упустите случая заглянуть в фирменный магазин, там весьма атмосферно. На досках по стенам написаны сорта пенного напитка, его плотность, обороты, стоимость. Пиво продают в любых объемах, и спрос на местное велик. Но мы тут за другим: больше нигде вы не найдете такого свежайшего кваса, уверяем. Проезжайте потом вперед метров на 300, увидите, как деревья слева расступятся, открывая потрясающий вид на соборы и монастыри Старого города.

27.5", рама M, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.8 кг
Нет в наличии
27.5", рама S, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.8 кг
Нет в наличии
28", рама 21"/L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 30 скор. (3х10), переключатели: задний Shimano Deore/передний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии

В Старом городе

По мосту Кирова переезжаем на другой берег и оказываемся в Старом городе, которым совсем недавно любовались из-за реки. Здесь так же тесно на улочках, но транспорта немного. Зато предостаточно пешеходных зон и локаций. Не везде удобно пробраться с велосипедом, уж по крайней мере приходится объезжать лестницы и искать объездные пути к храмам.

Улица Суворова — главный пешеходный маршрут в этой части города. Мимо ратуши поднимаемся вверх, выбирая, где бы пообедать. У местных есть свои предпочтения, но, как говорят, переживать не из-за чего: усаживайтесь там, где нравится — будет вкусно, а цены в Старом городе везде на одном уровне, хоть этот уровень и заметно вырос за последнее время. В меню много драников: хоть со сметаной, хоть с лососем, хоть в виде импровизированного бургера. Порции не сказать что большие, но, спасибо белорусской кухне, сытные. Официанты приветливые, за столиками редко бывает пусто даже в будние дни, ну а чек — да, он ни в чем не уступит минскому.

После обеда на велосипед взобраться тяжелее, да и с мотивацией вопросы. Сидеть бы за столиком да греться на солнышке — но ведь тогда рискуем не увидеть много интересного, не раскрыть для себя город, а ведь за этим мы и приехали. Так что берем себя в руки и крутим педали дальше.

Не бойтесь сворачивать в закоулки, здесь все равно не заблудитесь. Можно много куда зайти и много чему уделить внимание. Веселыми буквами манит зоопарк, если это вам по душе.

В любом случае пробираемся наверх, подмигивая котам, с интересом разглядывающим зевак-туристов на велосипедах.

Вдоль переулков и улиц, мимо Шагала и Короткевича, по паркам и скверам — это Витебск, город культуры и истории. Слева филармония, справа театр, слева древняя церковь, справа музей. Ритм задает река: она плывет спокойно и неторопливо, и такие же город и его жители — несуетливые, чуть с грустинкой. Они спокойно пропустят велосипедиста на тротуаре, хотя вам обоим тут откровенно неудобно, никто не сигналит из-за угла. Здесь вообще не шумят: так лучше.

Что за велик?

Сегодня мы катаемся на Shulz Wanderer. Что это за велосипед?

— Это отчасти гравел, отчасти туристический велосипед, — рассказывают в магазине Veloman. — Он рассчитан на движение по дорогам: все равно, какого качества асфальт или утрамбованная грунтовка, — это его среда обитания. По сути, целевое применение этого велосипеда — завесить его сумками и отправиться в путешествие.

Спереди две звезды, сзади девять — шоссейный набор с хорошим диапазоном для различного рельефа. Дисковые механические тормоза — надежные и простые в обслуживании. Колеса на промышленных подшипниках, большое число спиц — велосипед практичный и ремонтопригодный.

— Хромолевая рама способна выдерживать значительные нагрузки и в сравнении с другими металлами имеет амортизационный эффект, что ощутимо на неровностях. Предусмотрено большое число бонок, можно крепить багажные системы, велосумки, крылья — все, что понадобится в поездке, — отмечают специалисты.

Тот, кому памятна модель ХВЗ «Турист», наверняка увидит здесь какие-то отголоски классики.

— Это не традиционный гравел в современном понимании, а скорее полноценный туристический велосипед, — подчеркивают в веломагазине. — Можно установить колеса диаметром 29 дюймов, в том числе бескамерки, для лучшего наката. Ну и руль-баран — отличное решение для далеких поездок. Возможность менять хват хорошо разгружает спину и плечи.

28", рама L, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
Нет в наличии

Вдоль Витьбы к амфитеатру

Один из главных велосипедных маршрутов Витебска пролегает вдоль речки Витьбы, впадающей здесь в Западную Двину. Можно объехать оба берега по затененным дорожкам парка. Местные ворчат, что в выходные тут очень много народу и проехать сложно. Действительно, этот маршрут — не для скоростных заездов. Но ведь и мы здесь не за этим, правда?

Надышавшись прохладой, вернемся на прогретую летним солнцем широкую улицу Ленина.

Отсюда можно сделать крюк и заглянуть в музей истории витебского трамвая, а можно ехать напрямую через мост к амфитеатру — тому самому, где год от года проходит «Славянский базар».

Обязательно спуститесь ниже, оставляя амфитеатр позади. Выедете на уютную площадку у ручья с крутым подъемом на холм. Осилить его на велосипеде по размытой дождем земле не удалось, но можно взойти пешком. Если все-таки ездили узнать трамвайную историю города, то с этого холма будете спускаться к амфитеатру. Главное, смотрите под ноги и будьте осторожнее.

29", рама 23", горный, алюминий, вилка амортизационная (сталь Hi-ten), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
29", рама 21.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
Нет в наличии

Колесо обозрения

От амфитеатра мы запланировали пробраться ко второму мосту, чтобы вернуться на другой берег. Можно ехать по улице Ленина, если собираетесь где-то подкрепиться или купить сувениры.

Другой вариант — отправится через парк. Там даже есть колесо обозрения и открывается отличный вид на реку.

Мы замыкаем круг и переезжаем по мосту на противоположный берег. И снова, как и утром, любуемся городом за рекой.

Есть своя атмосфера у этих улочек, бегущих вдоль реки, у дореволюционных зданий из обожженного кирпича. Лошадки тихо бредут куда-то, река негромко бормочет о чем-то своем, а мы катим по аллеям парка, завершая путешествие по Витебску. Остаться бы на подольше — съездили бы парк Мазурино, говорят, там велосипедистам раздолье. Ну, уж в следующий раз. Слышно бормотание вокзала, скоро поезд.

Благодарим магазин Veloman за помощь в организации репортажа.

Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг
28", рама 18", шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.5 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by