9667
19 августа 2023 в 10:55
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, архив героя публикации, открытые источники

Классический Mini в Минске. История восстановления легендарной машины

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, архив героя публикации, открытые источники

Трудно представить, что классический Mini был выпущен тиражом свыше пяти миллионов штук. Еще сложнее понять, как машина продержалась на конвейере 41 год. Да, последний Mini в лимитированной серии из 500 автомобилей выпустили в 2000 году. Есть авто классической эпохи и в Минске. Сегодня расскажем историю покупки машины в Швейцарии, ее восстановления и победы на автомобильном фестивале. А еще вспомним случай, как спортивный Mini стартовал в ралли Monte-Carlo из столицы БССР.

Дмитрию 42 года, он родился и живет в Минске. Признается, что стал фанатеть от английской марки еще в школьном возрасте: «Как-то в автомобильном журнале я увидел фотографии MINI Cooper R50. Это та первая модель от концерна BMW, которая в 2000 году пришла на смену классическому Mini. Машина была с ярким дизайном и выделялась из общей массы. А что надо парню в возрасте чуть старше 20 лет? Конечно же, быть не похожим на других и выделяться из общей массы. Так в 2003 году я стал первым в Беларуси владельцем MINI Cooper S в кузове R53. Своими глазами видел, как сотрудник ГАИ первый раз вносил название машины в компьютер во время регистрации».

В те времена BMW относился к своему новому проекту не очень серьезно, можно сказать, как к внебрачному сыну. Оттого и цены были вменяемыми — 19 000 долларов за новую машину. Спустя несколько лет компания пересмотрела свою политику и подняла стоимость почти в два раза.

— Получается, что в начале был новый MINI, а только потом классический Mini?

— Все именно так. В 2006 году в Беларуси появился клуб любителей Mini. Случайные не приживались — только настоящие любители марки, самые преданные люди. Фильтровал контингент ценник на машину: новая стоила дорого, а вторичного рынка еще не было. В основном были дизайнеры, творческие профессии… Наивысшей точкой фанатичности считалось владение классическим Mini.

Загорелся такой идеей и я. На поиски этой машины ушло несколько лет. Мы обнаружили ее в Швейцарии за 4500 евро. Автомобиль 2000 года — последний год выпуска. Погрузили на автовоз, далее Вильнюс, а потом Минск. Двигатель запускался, но кузов оказался в плохом состоянии. Идея купить и сразу же начать ездить провалилась — вживую все было совсем не так, как на фото.

Дмитрий рассказывает, что первое впечатление оказалось обманчивым. В планах было подкрасить несколько очевидных проблемных мест, но как только машину загнали в малярный цех, то вскрылись нюансы. Оказалось, что она чуть ли не вся «гнилая».

— Кузова у них откровенно слабые. Очаги сильной коррозии были на порогах, под уплотнителями, в других местах. Я не знаю почему, но есть некоторые странности в расположении определенных деталей. Например, нет защиты под передними крыльями, и из-за этого все эти ниши забиваются грязью — ржавчина в этих местах неизбежна. Думал я, думал, как это победить, и пришел к тому, что машину надо полностью перекрашивать.

На восстановление кузова и полную реставрацию ушло около двух лет.  Удалили все очаги коррозии, провели сварочные работы, а затем полный окрас. Как признается хозяин, весь этот процесс отнял уйму времени и средств: «Второй раз проделать подобный путь я бы не хотел».

Спустя почти 15 лет автомобиль остается в идеальном состоянии, пробег за это время составил не более двух десятков тысяч километров. Используется в большинстве своем в клубных мероприятиях и пробегах.

Цены на такие машины растут с каждым годом. На сегодня стоимость хорошо сохранившегося Rover Mini может доходить до 30 000 евро. Владелец говорит, что продавать не собирается. А на вопрос о том, за какую условную сумму готов распрощаться с любимцем, отвечает емко: «Рыночная стоимость меня не интересует, даже если ее умножат в два раза».

Двигатель в этом классическом Mini Мk VII расположен поперечно. Он бензиновый (инжектор), четырехцилиндровый, объемом 1,3 литра. Мощности в 63 «лошадки» с лихвой хватает для комфортной езды.

Состояние автомобиля, уровень восстановления и его легендарность были оценены жюри фестиваля AutoСult, который проходил этим летом в Минске. Как результат — главный приз в номинации «Топ Ретро».

В чем мистика Mini? Казалось бы, ну что в нем такого? Почему эта машина стала культовой? Почему ее продолжали покупать даже в 2000 году, ведь, по сути, в ней нет даже гидроусилителя руля?! Более 40 лет в Англии ее производили на одном конвейере фактически без изменений. Причем это не какая-то лимитированная ручная работа, а вполне себе серийное миллионное производство.

На все эти вопросы у хозяина машины и фаната марки есть более чем четкие ответы: «Это автомобиль с большой историей. Именно классический Mini стал одним из первых серийных автомобилей, на котором стали применять передний привод. В целом машина сразу была очень удачной и востребованной для своего времени: стоимость, относительная надежность, расход топлива, много интересных технических решений. Ну а культовой при жизни ее сделали успехи в ралли Monte-Carlo».

В 1967 году пилот команды British Motor Corporation Рауно Аалтонен вместе со штурманом Генри Лиддоном одержали победу на ралли Monte-Carlo в абсолютном зачете. Среди конкурентов были Porsche 911, Lancia Fulvia, Renault 8 Gordini и многие другие. Из 333 стартовавших машин финишировало только 92.

Интересный факт: в 1964 году Минск был одним из девяти городов Европы, откуда начинали свой путь участники ралли Monte-Carlo. 28 автомобилей представляли СССР, Англию, Швейцарию, Францию, Голландию, ФРГ и Монако. Одним из них был экипаж Падди Хопкирка на Mini Cooper S. Догадывался ли в тот морозный февральский день Падди, что именно он выйдет победителем этой гонки? Всего в том ралли приняли участие около 300 автомобилей. В Минске гонщики стартовали с нынешней площади Независимости. В знак этого события даже была выпущена памятная марка.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by