Трудно представить, что классический Mini был выпущен тиражом свыше пяти миллионов штук. Еще сложнее понять, как машина продержалась на конвейере 41 год. Да, последний Mini в лимитированной серии из 500 автомобилей выпустили в 2000 году. Есть авто классической эпохи и в Минске. Сегодня расскажем историю покупки машины в Швейцарии, ее восстановления и победы на автомобильном фестивале. А еще вспомним случай, как спортивный Mini стартовал в ралли Monte-Carlo из столицы БССР.
Дмитрию 42 года, он родился и живет в Минске. Признается, что стал фанатеть от английской марки еще в школьном возрасте: «Как-то в автомобильном журнале я увидел фотографии MINI Cooper R50. Это та первая модель от концерна BMW, которая в 2000 году пришла на смену классическому Mini. Машина была с ярким дизайном и выделялась из общей массы. А что надо парню в возрасте чуть старше 20 лет? Конечно же, быть не похожим на других и выделяться из общей массы. Так в 2003 году я стал первым в Беларуси владельцем MINI Cooper S в кузове R53. Своими глазами видел, как сотрудник ГАИ первый раз вносил название машины в компьютер во время регистрации».
В те времена BMW относился к своему новому проекту не очень серьезно, можно сказать, как к внебрачному сыну. Оттого и цены были вменяемыми — 19 000 долларов за новую машину. Спустя несколько лет компания пересмотрела свою политику и подняла стоимость почти в два раза.
— Получается, что в начале был новый MINI, а только потом классический Mini?
— Все именно так. В 2006 году в Беларуси появился клуб любителей Mini. Случайные не приживались — только настоящие любители марки, самые преданные люди. Фильтровал контингент ценник на машину: новая стоила дорого, а вторичного рынка еще не было. В основном были дизайнеры, творческие профессии… Наивысшей точкой фанатичности считалось владение классическим Mini.
Загорелся такой идеей и я. На поиски этой машины ушло несколько лет. Мы обнаружили ее в Швейцарии за 4500 евро. Автомобиль 2000 года — последний год выпуска. Погрузили на автовоз, далее Вильнюс, а потом Минск. Двигатель запускался, но кузов оказался в плохом состоянии. Идея купить и сразу же начать ездить провалилась — вживую все было совсем не так, как на фото.
Дмитрий рассказывает, что первое впечатление оказалось обманчивым. В планах было подкрасить несколько очевидных проблемных мест, но как только машину загнали в малярный цех, то вскрылись нюансы. Оказалось, что она чуть ли не вся «гнилая».
— Кузова у них откровенно слабые. Очаги сильной коррозии были на порогах, под уплотнителями, в других местах. Я не знаю почему, но есть некоторые странности в расположении определенных деталей. Например, нет защиты под передними крыльями, и из-за этого все эти ниши забиваются грязью — ржавчина в этих местах неизбежна. Думал я, думал, как это победить, и пришел к тому, что машину надо полностью перекрашивать.
На восстановление кузова и полную реставрацию ушло около двух лет. Удалили все очаги коррозии, провели сварочные работы, а затем полный окрас. Как признается хозяин, весь этот процесс отнял уйму времени и средств: «Второй раз проделать подобный путь я бы не хотел».
Спустя почти 15 лет автомобиль остается в идеальном состоянии, пробег за это время составил не более двух десятков тысяч километров. Используется в большинстве своем в клубных мероприятиях и пробегах.
Цены на такие машины растут с каждым годом. На сегодня стоимость хорошо сохранившегося Rover Mini может доходить до 30 000 евро. Владелец говорит, что продавать не собирается. А на вопрос о том, за какую условную сумму готов распрощаться с любимцем, отвечает емко: «Рыночная стоимость меня не интересует, даже если ее умножат в два раза».
Двигатель в этом классическом Mini Мk VII расположен поперечно. Он бензиновый (инжектор), четырехцилиндровый, объемом 1,3 литра. Мощности в 63 «лошадки» с лихвой хватает для комфортной езды.
Состояние автомобиля, уровень восстановления и его легендарность были оценены жюри фестиваля AutoСult, который проходил этим летом в Минске. Как результат — главный приз в номинации «Топ Ретро».
В чем мистика Mini? Казалось бы, ну что в нем такого? Почему эта машина стала культовой? Почему ее продолжали покупать даже в 2000 году, ведь, по сути, в ней нет даже гидроусилителя руля?! Более 40 лет в Англии ее производили на одном конвейере фактически без изменений. Причем это не какая-то лимитированная ручная работа, а вполне себе серийное миллионное производство.
На все эти вопросы у хозяина машины и фаната марки есть более чем четкие ответы: «Это автомобиль с большой историей. Именно классический Mini стал одним из первых серийных автомобилей, на котором стали применять передний привод. В целом машина сразу была очень удачной и востребованной для своего времени: стоимость, относительная надежность, расход топлива, много интересных технических решений. Ну а культовой при жизни ее сделали успехи в ралли Monte-Carlo».
— В 1967 году пилот команды British Motor Corporation Рауно Аалтонен вместе со штурманом Генри Лиддоном одержали победу на ралли Monte-Carlo в абсолютном зачете. Среди конкурентов были Porsche 911, Lancia Fulvia, Renault 8 Gordini и многие другие. Из 333 стартовавших машин финишировало только 92.
Интересный факт: в 1964 году Минск был одним из девяти городов Европы, откуда начинали свой путь участники ралли Monte-Carlo. 28 автомобилей представляли СССР, Англию, Швейцарию, Францию, Голландию, ФРГ и Монако. Одним из них был экипаж Падди Хопкирка на Mini Cooper S. Догадывался ли в тот морозный февральский день Падди, что именно он выйдет победителем этой гонки? Всего в том ралли приняли участие около 300 автомобилей. В Минске гонщики стартовали с нынешней площади Независимости. В знак этого события даже была выпущена памятная марка.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by