Байкпакинг — это разновидность велосипедного спорта, что-то вроде марафона или автомобильного ралли. Есть старт, финиш и долгие сотни километров между ними. Есть контрольные точки и предполагаемый маршрут, иногда по дикой местности. Есть велосипед и то, что удалось на него навьючить. Недавно такой заезд проводился в Армении, и белорус по-хорошему поднял на уши и организаторов, и других участников, отправившись в путь, образно выражаясь, не по фэншуй. Чего он такого натворил и удалось ли вообще куда-то доехать? Об этом мы с ним и поговорили.
Максим — приветливый парень из-под Минска, простой и открытый. Любит капучино и путешествия на велосипеде.
— Я, к сожалению, мало катаюсь где-то по Беларуси, хотя очень люблю всякие поездки. Но я, наверное, очень ленивый, мне трудно бывает даже просто выйти из дома, чтобы где-то покататься. Поэтому я выбираюсь куда-то подальше, чтобы не оставалось других вариантов, крути педали — и все тут, — смеется он.
Его первый опыт — велосипедное путешествие по Турции на 1500 километров с неслабым набором высоты.
— Байкпакинг может быть туристическим. Тогда на велосипед навешивается побольше сумок, хотя все равно это не туринг, когда вообще все свободное пространство увешивается поклажей. Я же путешествую с двумя сумками, и это более спортивный вариант: нужно не слишком перегрузить велосипед, чтобы оставались шансы на какой-то результат, — объясняет собеседник.
В двух сумках много не увезешь, поэтому в дорогу берут только самое необходимое.
— У меня есть сумка под руль объемом под 20 литров — туда помещаются палатка, спальник, каремат (это такая подстилка, на которой можно спать). Плюс есть сумка под седло схожего объема, куда укладываются одежда (всегда нужно иметь, чем утеплиться и с помощью чего укрыться от дождя), еда, какая-то прочая мелочовка. На самом деле, потребность в багаже полностью зависит от той местности, по который едешь. К примеру, в Турции повсюду были доступные отели, и в палатке я ночевал лишь однажды. В такой поездке мне было достаточно полотенца, плавок и банковской карты. В Армению же я отправлялся, полагая, что уже имею опыт и готов к заезду. Я был абсолютно не прав! — хватается за голову велосипедист.
Гонка Ascend Armenia — это заезд на 1100 километров по красивой горной стране. Старт в Ереване, финиш в Джермуке. Маршрут, нарезая круги, пролегал практически по всей Армении. Чтобы завершить гонку и попасть в общий зачет, требовалось уложиться примерно в неделю. Призового фонда нет — победитель получает почет, всем участникам отгружают впечатлений, ценность которых никогда не падает, и на этом все.
Общий набор высоты — около 30 тыс. метров, что сравнимо с ритмом «Тур де Франс». Во Франции, правда, маршрут куда длиннее, и общий набор поэтому выходит значительно больше. Но там сверхподготовленные гонщики едут обычно по идеально гладкому асфальту. Максим же, не имея никакой особой подготовки — ни специальной велосипедной, ни ОФП, — отправлялся в неизведанное.
— Я познакомился с организатором этого заезда, Стивеном, у него в Штатах свой велосипедный бренд. Оказалось, что родители Стивена несколько лет назад почему-то перебрались в Армению и все зазывали его, рассказывая, насколько это красивый край. В результате он приехал, и вместе с отцом они организовали гонку. Первый заезд должен был начаться на пару лет раньше, но помешал ковид. А этой весной я почему-то вспомнил об этих соревнованиях и написал организаторам. Мне ответили: «Нет проблем, гонка будет, можно участвовать».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Что по деньгам? $300 — это взнос за участие в соревнованиях. Еще около $50 пришлось заплатить за аренду GPS-трекера, с помощью которого организаторы отслеживали путь участников и сами велосипедисты получали представление о собственном местоположении на маршруте и местоположении соперников. В Армению Максим добирался на самолете, билеты туда и обратно обошлись в 1800 рублей, велосипед при этом оформлялся как спортивное оборудование. И еще 1500 рублей в эквиваленте белорус взял с собой на текущие расходы, в первую очередь на отели (если будет возможность) и еду. Все и потратил, что оставалось, ушло на сувениры.
Велосипед у Максима тоже вполне обычный — Specialized, купленный 10 лет назад примерно за $500. В нем он заменил седло и перекрасил раму.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Велик совсем не соответствует маршруту в Армении, я в этом убедился, — признает собеседник. — Это хардтейл, где я заменил переднюю вилку на ригидную, то есть без амортизации. Сделал я это когда-то ради экономии веса, но на сложном рельефе с камнями и прочими неровностями амортизация необходима, чтобы велосипед сохранял устойчивость. Лучше даже иметь трейловый велосипед, где амортизаторы есть и спереди, и сзади.
Общий вес велосипеда с поклажей составил 28 килограммов. Белорус признает, что это слишком много: были соперники, которые уложились в 18—19 килограммов, а это весьма заметная разница.
— Когда едешь по прямой ровной дороге, вес еще не так чувствуется. Но если нужно забраться в гору, иногда в буквальном смысле затолкать велосипед в какой-то подъем, это очень тяжело, — отмечает Макс.
Возможно, вы привыкли к велозаездам по хорошо знакомой местности, с ровными велодорожками или на худой конец тротуарами. Так вот, байкпакинг в Армении — это принципиально другой способ проводить время. Есть точки маршрута и ориентиры, которые необходимо проехать, есть пространство между ними. Будет ли на этом пространстве проезжая или вообще хоть какая-нибудь дорога? Не факт.
— Понятно, что раз гонка гравийная, то асфальта на маршруте будет по минимуму. Но гравийная дорога в нашем понимании — это относительно ровное, утрамбованное покрытие. А там это земля вперемешку с камнями скальной породы — большими, маленькими. То есть не получается просто ехать, приходится постоянно рулить, что-то объезжать. А кое-где дороги нет вообще никакой. Организаторы же проводили все впервые. Маршрут размечали заранее, улучшали его, а страна не изъезженная, дорог зачастую нет, только пастушьи тропинки. Но и эти тропинки не постоянные: в один год они есть, а в другой может уже не быть: заросли, и никто там не ходит, — объясняет велосипедист.
Вот и получается, что по карте нужно взбираться на очередной холм, заметно превышающий самые высокие точки Беларуси, а ничего похожего на тропинку под колесами нет — едешь на свой страх и риск. Да и то недолго.
— По асфальту все же гораздо проще. Даже в гору. Ты на мелкой передаче крутишь — да, потеешь, устаешь, но едешь. А по такому покрытию ехать не получается — приходится слезать с велосипеда и вместе с ним шагать в подъем, что гораздо тяжелее, — вздыхает Максим. — Наверное, половину всей гонки я прошел пешком. Я никакой не спортсмен, признаю это, и я не был готов к тому, что меня ждало.
Один из моментов, который до крайности удивил и организаторов гонки, и всех остальных участников: Максим весь маршрут ехал в обыкновенных кроксах. Фланелевая рубашка — это ладно, такое допускается. Но любой продвинутый велосипедист, отправляющийся на такое расстояние по такому рельефу, скажет: нужны контактные педали и соответствующая велосипедная обувь, резиновые шлепки на босу ногу — сумасшествие. А белорус улыбается.
— Наверное, это можно сделать моей фишкой. Нужно написать производителю этой обуви, возможно, договоримся на спонсорство за продвижение продукции, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Максим.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Так и ехал, совершая ошибки, без которых эпичное путешествие не путешествие, набираясь опыта, столь необходимого настоящему любителю приключений.
— Я очень плохо стартовал. Было воскресенье, я думал позавтракать в кафе, но оказалось, что в выходной день ничего не работает. То, что было с собой — какие-то сосиски, печенье, — быстро съелось. В результате вроде и силы есть, и кушать не хочется, а едешь как-то тяжело. И тут начинается подъем в гору, причем сразу на самую высокую точку маршрута — 3200 метров над уровнем моря. Но подниматься где-то с 1000, то есть набор около 2000. Крутил педали сколько мог, когда не смог, пошел пешком. Сил почти нет, еды нет. До верхушки я не добрался, хотя организаторы настоятельно рекомендовали нам перейти эту гору и спуститься как можно ниже, иначе можно здорово мерзнуть ночью, — вспоминает велосипедист.
Днем в горах, когда солнце припекает, трудно думать о такой опасности, не имея опыта ночевки. Максим разбил палатку где-то на склоне, утеплился как мог и стал готовиться ко сну. Но не сложилось: от холода уснуть не удавалось.
— Я очень замерз, ноги и вовсе коченели, несмотря на то что я кутал их вообще во все, что у меня с собой было. Только утром, когда встало солнце и согрело палатку, я смог поспать пару часов, — с содроганием вспоминает путешественник.
С вершины открывался потрясающий вид на эту необычную страну: вершины, кое-где покрытые снегом, просторные зеленеющие долины, облака, опустившиеся к самой земле. Это ни с чем не сравнимое чувство, когда, преодолев трудности, понимаешь: ты смог.
— Затем по маршруту должен был быть большой спуск. Я обрадовался, думал, сейчас усядусь на велосипед и полечу вниз догонять остальных. Но спуска как такового не было: покатился чуть ниже, потом снова чуть выше — по какой-то траве, по бездорожью. А до первого города еще 60 километров, — качает головой собеседник.
Вот так разбиваются в пух и прах смелые планы велосипедистов. А ведь Максим думал, что будет в день проезжать километров по 100 или даже больше, проходя контрольные точки одну за другой.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Это важная штука, с которой сталкиваются любые непрофессионалы, занимаясь тем видом спорта, который им по душе. Едешь на велосипеде, получаешь от этого удовольствие. Но едешь в рамках соревнований — значит, нужно всех опередить. Это подсознательное желание никуда не исчезает от мантры о том, что главное не победа. И когда начинаешь гоняться, рискуешь упустить удовольствие, а получая удовольствие, рискуешь финишировать не там, где хотел изначально.
Для Максима, как и для большинства участников непростого заезда в Армении, все разрешилось естественным образом: просто в какой-то момент стало понятно, что высокого результата не будет и можно просто ехать, любоваться пейзажами и добираться до финиша в своем ритме.
— На третий или четвертый день, после первого чекпоинта в Дилижане, у меня был тот самый кризис, когда все казалось каким-то не таким, я злился сам не пойму из-за чего. Потом спортивные амбиции ушли окончательно, и мне стало легче. Кстати, с организатором, Стивеном, мы потом общались на эту тему. Он говорит: «Мне понравилось, как ты едешь. Забил на гонку, считай, в первый день, но много фотографировал, постил сторис — это круто, это интереснее, чем быть роботом и просто нестись вперед». Ну ладно, как говорится, спасибо и на том, я всем доволен, — говорит собеседник.
Путешествие в другой стране — это всегда колорит, общение с местными жителями, приобщение к их культуре. Поскольку бо́льшую часть времени велосипедисты двигались по диковатой местности, возможностей пообщаться было не много. И все же у Максима было как минимум две встречи, которые не просто позволили ему продолжать гонку, но и в каком-то смысле спасли его.
Первая случилась почти в самом начале, когда, не позавтракав перед стартом, велосипедист столкнулся с явлением, хорошо знакомым тем, кто поопытнее: он заголодал. И надо бы поесть, но где же взять продукты, если до города еще ехать и ехать?
— В тех краях пастухи водят свои огромные стада. Как мне рассказывали, это именно работа, а не образ жизни. То есть люди получают разрешение на сезон, ходят все лето со своими стадами коров или овец, а на зимовку возвращаются в родные деревни. И вот проезжаешь мимо такого стада, а тебе машет пастух. Ну я же слышал, что есть особое армянское гостеприимство и что нельзя отказываться, когда тебя приглашают. Подъезжаю, — вспоминает белорус.
— Кофе будешь?
— Буду.
— Лепешку будешь, сыр будешь?
— Буду.
— Конфету будешь?
— Буду.
— Ай, молодец!
Кто знает, чем бы закончился для Максима его неудачный старт такого серьезного путешествия, если бы не угощения пастуха.
— А еще меня поили чаем. Из травы — на наш чабрец похожа, я под ногами ее видел. Вкусная очень и энергией прямо заряжает, мне очень понравилась.
Второе спасение было спустя некоторое время, когда в путешествиях вверх и вниз по холмам и долам у нашего путешественника закончилась вода. Он брал с собой портативный фильтр, но оказалось, что он не накручивается на пластиковые бутылки, которые были с собой. Тогда велосипедист рискнул пить воду из горных ручьев. Но вскоре и ручьи куда-то подевались, а пить-то хочется.
— Опять увидел стадо, пошел туда воды попросить. А рядом со стадом всегда караулят собаки пастуха — огромные такие зверюги. Я слышал, будто бы кому-то они даже сумки на велосипеде подрали, поэтому относился к ним с опаской. А тут подхожу — встает одна собака, другая, третья, четвертая. Видно, что они не слишком дружелюбно ко мне настроены, а я что-то бормочу про воду. Хорошо, что пастух пришел. Причем он этих собак ногами отпихивает, гонит их, а мне не по себе: и так звери на нерве, их еще ногами пихают — а вдруг психанут? — теперь уже без страха вспоминает парень.
В общем, все завершилось благополучно, пастух набрал для белоруса воды во всю свободную тару.
— Мне понравился менталитет людей в Армении: они открытие, мягкие, спокойные. Все хотят чем-то помочь, накормить, — рассказал Максим.
В Ереване стартовало 35 участников Ascend Armenia. Среди них, к слову, только один армянин, в остальном состав интернациональный: США, Германия, Чехия, Австрия, Бельгия, Россия, Израиль — и Максим из Беларуси. И конечно, такая гонка пограничных постов не выставляет — все общаются, все рады друг другу.
— Часть маршрута ехали с женщиной — она сама из Австралии, но почему-то перебралась в Грузию. Запомнились еще две гонщицы из Америки: одной 41 год, другой 49. Мы с ними уже ближе к ночи пробирались к какому-то городу на ночевку, по пути я увидел персиковый сад. Сорвал пару персиков, съел. А американки не захотели, еще и странно на меня смотрели, — вспоминает велосипедист.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С россиянином заканчивали маршрут вблизи озера Севан. Причем обоих накрыла настоящая горная гроза.
— Нас предупреждали, что в горах это очень опасно, нужно скорее прятаться, ни в коем случае не оставаться под открытым небом. И вот начался ливень, потом град — мы спрятались под каким-то киоском. Кругом молнии, и в ту же секунду — гром прямо над головой, — рассказывает Максим. — Хорошо, что мы оказались с обжитой части озера — добрались кое-как до отеля, обсушились, затем сидели в пледах и смотрели через озеро на горы, куда ушла гроза. Потом узнал от других участников, что тем, кого непогода застала в горах, пришлось несладко: все вымокло, кругом была грязь, почти все заработали огромные мозоли.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
К концу соревновательной недели все участники стягивались в Джермук на итоговую вечеринку — вне зависимости от того, кто какую часть маршрута успел преодолеть. Исходя из зачета, из 35 гонщиков финишировали только 7. Гонка выдалась очень тяжелой — это признали и организаторы, и участники.
Максим проехал примерно половину маршрута. А выиграл швейцарец, преодолевший всю дистанцию за пять с половиной дней. Поговаривают, что этот человек буквально живет на велосипеде и занимается такими гонками, можно сказать, профессионально. Когда-то он был полицейским, а потом, по слухам, продал дом и отправился в большое путешествие — мир посмотреть.
Какого-нибудь спортсмена такой результат в Армении, возможно, вогнал бы в депрессию. Но для человека увлеченного это лишь топливо для его большой страсти. И Макс уже планирует свои будущие старты.
— Я всю жизнь мечтал о чем-то таком, даже о кругосветке. Сейчас мне хочется как можно больше путешествовать на велосипеде — далеко, много, можно даже без денег, — говорит он.
На следующий год парень собирается на похожую гонку в Киргизии. Он не исключает, что когда-нибудь повторит и армянское приключение, изучает информацию о европейских велосипедных соревнованиях. А что жена? Ну, вроде поддерживает. Максим купил ей гравел — того и гляди потащит как-нибудь с собой по горам.
— Я теперь тоже хочу поменять велосипед. Наверное, на гравел — алюминиевый или даже карбоновый. Чтобы руль-баран и минимальный набор сумок — то, что нужно для гонок по нормальной гравийке. С другой стороны, для таких условий, как в Армении, нужен двухподвес. В общем, пока не определился. Есть мысли, что одного велосипеда мне может и не хватить, — всерьез рассуждает парень.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by