Шум, пыль и езда без правил. Репортаж из города, где вы точно не захотите сесть за руль

38 389
04 октября 2023 в 8:00
Автор: Светлана Белоус. Фото: Максим Малиновский

Шум, пыль и езда без правил. Репортаж из города, где вы точно не захотите сесть за руль

Автор: Светлана Белоус. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Светофор для водителей здесь не красный, а скорее „розовый“. И про пешеходный переход забудьте — это просто белые полоски на асфальте», — такие вводные дают местные на тему «как устроено дорожное движение в Индии». У туристов, которые ни разу не были в Азии, происходящее может вызывать шок. Кажется, что творится полный беспредел: все едут как хотят, а пешеходы каждый день рискуют жизнью. Но первое впечатление часто обманчиво. Спустя неделю понимаешь, что хаос в Индии «слаженный» и местные к нему неплохо приспособились. Оказавшись в Дели, мы попытались выяснить, как в перманентной мешанине на перекрестках индийцам-водителям удается-таки их проезжать, а пешеходам оставаться в живых.

Коротко напомним, почему вы читаете про Индию. С начала августа из Минска запустили прямой рейс в Дели, и теперь слетать туда стало проще, чем в Европу, в пути  — меньше 7 часов. Мы уже советовали, что посмотреть в Дели и чем необычным себя порадовать из еды. Сегодня перенесемся на шумные индийские дороги.

Правила вождения: кто наглее, тот и прав

В 6:30 утра выруливаем из аэропорта на городские улицы и сразу же попадаем в другой мир. Еще нет сильных пробок, но трафик уже довольно интенсивный — сложно представить себе такое в Минске ранним утром выходного дня.

Едем как пассажиры, но примеряем дорожную обстановку на себя.

— Смог бы здесь водить? — устраиваю допрос фотографу, который успел покататься на авто в десятках стран. Он не спешит отвечать категорическое «нет», но признается: перед тем как взять в аренду авто, десять раз бы подумал. Движение здесь левостороннее и хотя бы поэтому непривычное. А еще придется в экспресс-режиме переучиваться на новую категорию под названием «вождение без правил».

Без шуток: народ действительно едет, кому как вздумается. Машины занимают по две полосы, объезжают пробки по встречке, сдают задним ходом на оживленных дорогах. Останавливают водителей только светофоры, и то не всегда (если красный загорелся совсем недавно, то можно и проскочить). Вот почему запрещающий сигнал здесь иронично называют розовым.

Когда светофор вдруг ломается (а мы были свидетелями такой ситуации), начинается полный хаос. На перекресток вываливают все подряд и останавливаются в нескольких сантиметрах друг от друга. Про «помеху справа» (или слева?) здесь явно не слышали.

— Какая помеха? Вы о чем? Все, кто едет перед тобой, это помеха, — смеется белоруска, которая пять лет живет в Дели и сама водит авто. — Здесь никто ни о ком не думает, все прут куда хотят. Пока кто-то один не выйдет на перекресток и не скажет: «Так, ты назад, ты вперед». Тогда все разъезжаются. Или может вмешаться полицейский. 

Если загорелся зеленый, а кто-то не стартанул, это настоящая катастрофа. Индийские водители не могут ждать. Они будут сигналить так, чтобы весь мир их услышал.

Вообще, уровень шума на дорогах зашкаливающий. К этому нужно привыкнуть и воспринимать как часть туристического экспириенса. Зачем все время сигналить? У некоторых машин нет боковых зеркал, да и в принципе здесь не принято пользоваться поворотниками. Поэтому при любом маневре надо от всей души жать на клаксон. Если хочешь перестроиться или проехать первым на перекрестке, сигналь! Кто громче — тот и прав. Кто наглее — тот и молодец. Получается, какие-то правила все-таки действуют.

Не порадует водителей и отсутствие нормальной дорожной навигации и разметки. Указатели, конечно, есть, но их ничтожно мало для такого огромного города, как Дели. Как здесь ориентироваться без навигатора? Со стороны трудно представить.

Скорость движения в черте города ограничена 50 км/ч. Не то чтобы всем хотелось соблюдать это правило, но приходится: из-за большого потока разогнаться быстрее просто не получается. По нашим наблюдениям, в Дели водители двигаются в среднем со скоростью 40 км/ч. Пробки в часы пик — привычное дело. Несмотря на то что в городе разветвленная сетка метро (8 веток плюс еще одна скоростная — в аэропорт), так просто всем не разъехаться. Слишком много людей.

Контрасты на дорогах: от люксовых авто до лошадей и верблюдов

Из хорошего: Индия — это страна, где даже в пробках туристу не бывает скучно. Смотришь по сторонам и не перестаешь удивляться.

Вот это, к примеру, талисман (а не старый грязный ботинок, как можно было подумать).

Лимон с перцем на дворнике тоже появился неслучайно. Это защита от сглаза.

Вообще, талисманов самых разных мастей на транспорте очень много. Говорят, после покупки машины индийцы сначала едут в храм и только потом — на регистрацию авто.

Что обычно покупают? Индийцы очень любят «японцев» — чаще всего на улицах можно встретить Suzuki, Toyota и Honda. Цены на новые машины стартуют от $10 тысяч.

Довольно часто встречаются индийские Tata и Mahindra. Также можно заметить Volkswagen, Renault и Skoda (локального производства).

Американских машин мы практически не видели, а вот люксовые европейские марки типа BMW, Mercedes или Rolls-Royce попадаются. Правда, обычно не в потоке, а на парковках. Говорят, обеспеченные индийцы часто их держат «на выход». Есть авто подешевле — на каждый день, чтобы сражаться с пробками, и подороже — съездить в ресторан. Защитный полиэтилен с обивки может не сниматься годами — это распространенная фишка в Азии.

Помимо машин, на дорогах Индии сложно не заметить тук-туки и моторикши. Это полноправные участники движения, используются в основном как такси. Наш гид рассказывал, что в одном лишь Дели курсируют 80 тысяч тук-туков. Работа у водителей непростая — целый день приходится ездить по городу в жару под 40. Без кондиционера!

За короткую поездку мы обычно платили водителям тук-туков 100 рупий (чуть больше $1). А если пользоваться приложениями Uber или Ola Cabs, за 150—200 рупий (примерно $2) можно проехать на тук-туке 10 км. Незабываемые впечатления гарантированы, особенно вечером!

На авто за 10 км с вас возьмут около 300—350 рупий ($3,5). Можно вызвать мототакси — и поездка обойдется еще дешевле, примерно в 100—120 рупий ($1,5). Правда, ехать придется под палящим солнцем.

Как и в любом другом южном городе, мотоциклов в Дели очень много и они добавляют столице красок, особенно если среди пассажиров есть девушки в развевающихся на ветру сари. Это по-прежнему популярная в Индии одежда.

Некоторые с ног до головы обматываются тканью — так защищают себя от пыли и смога.

По правилам на двухколесном транспорте могут ездить не более двух человек, но дети «не считаются». Никаких особых требований к их перевозке в Индии не предъявляют — взяли на руки и везите. Мы наблюдали семьи с двумя-тремя детьми, которые умудрялись загрузиться на один мотоцикл.

Кого еще можно увидеть на дорогах в Индии? Велосипедистов, мужчин, тянущих на себе телеги, верблюдов, лошадей, ишаков, коров (куда же без них). Места хватает всем — некомфортно здесь, пожалуй, только пешеходам.

Адреналиновый всплеск, или Как мы переходили дорогу в Индии

Пешеходами в Дели быть плохо — про их удобство мало кто задумывается. Привычные нам тротуары во многих районах отсутствуют. Как нам объясняли, в Индии просто не принято ходить пешком — всегда проще взять тук-тук и добраться до нужного тебе места.

Пешеходные переходы есть, но они скорее «для красоты». Даже если горит зеленый, пропускать вас никто не собирается. Водители лишь немного снижают скорость, когда приближаются к «зебре».

Первые пару дней, признаемся, переходить дорогу было очень волнительно. Нас учили просто медленно и предсказуемо идти вперед, выставив руку перед собой и жестом показывая водителям: «Остановитесь». Вот как ловко это делают местные.

Мы за неделю так не научились: каждый раз на переходе шутили про то, что не зря оформили хорошую страховку. А еще было непривычно смотреть сначала направо, а потом налево — особенность левостороннего движения.

Если в Минске вы любите прогуляться по улице, уткнувшись в телефон, то здесь такая расхлябанность может закончиться очень быстро. Хотя мы видели местных, которые умудрялись переходить дорогу, отвечая на сообщения (это высший пилотаж).

У тех, кто просит милостыню, вообще как будто семь жизней. Они любят попрошайничать именно на светофорах, пока для водителей горит красный. За считанные секунды успевают выцепить среди пассажиров иностранцев и жалобно смотрят в ваши глаза. Это тоже часть Индии, которую придется прочувствовать на себе туристам.

За пределами Дели: комфортные платные дороги и шикарные грузовики

Спустя несколько дней мы выехали за пределы Дели, чтобы прокатиться по Золотому треугольнику. Заодно оценили удобство платных дорог. Говорят, за последние пять лет в Индии построили много таких хайвеев. Расценки разные — мы платили что-то около 750 рупий ($9) за комфортную дорогу до Тадж-Махала.

Заехали на заправку — вы же хотите знать, сколько в Индии стоит топливо? Цена в разных городах плавающая. В среднем литр бензина стоит 100 рупий ($1,2), дизеля — 90 рупий ($1,1).

Даже на трассах постоянно встречаются коровы. Иногда они перегораживают водителям дорогу.

А вот какие нарядные грузовики гоняют по дорогам самого яркого штата в Индии — Раджастана. Выглядит такой тюнинг очень эффектно. Хотелось сфотографировать все проезжающие мимо авто.

 А еще за пределами столицы мы наконец увидели, как много индийцев может помещаться на одном квадратном метре полезной площади.

Все помнят знаменитые фотографии поездов, где индийцы ездят на крыше? С автобусами у них так тоже можно.

Лихачей на трассах мы не замечали, как и большого количества камер и постов полиции. Возможно, мы просто ездили не по тем дорогам — выводов делать не будем. Для понимания: штраф за превышение скорости в Индии стартует от 1000 рупий ($12). Предусмотрены штрафы по 1000—2000 рупий за опасное вождение, за перегрузку мотоциклов и скутеров, за езду без шлема — на бумаге все довольно серьезно. Есть и неформальные наказания: говорят, можно получить от полицейского палкой по голове, если прокатишься на мопеде без защиты.

Все участники движения должны покупать обязательную страховку — нам говорили, что это около $100 в год. За вождение без страховки предусмотрен штраф — 2000 рупий ($24). Если поймают водителя без прав — это уже 5000 рупий ($60). По слухам, примерно столько же стоит водительская «корочка», которую легко можно «купить» без экзаменов.

— Обучение есть, но для этого вам надо куда-то ходить, учиться… Люди дают деньги, и все — получают свои права, — признался местный водитель.

Если случается легкое ДТП, народ обычно решает вопрос между собой или участники просто разъезжаются. Мы своими глазами наблюдали, как парень упал с мопеда, столкнувшись с легковушкой. Поднялся, отряхнулся и поехал дальше. Полицию никто не вызывал.

За неделю мы видели всего два столкновения — оба лайтовые. Местные объясняют это тем, что водители хорошо адаптировались к дорожным условиям, знают, где нужно поднажать, где уступить и как быстро перестроиться. А таксисты вообще показывают мастерство вождения 80 lvl.


В следующих выпусках мы сравним, в каких условиях живут богатые и бедные индийцы, и покажем много картинок из путешествия по Золотому треугольнику, где мы своими глазами увидели Тадж-Махал.

Благодарим за помощь в подготовке материала авиакомпанию «Белавиа» и компанию Funway Holidays Pvt. Ltd.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by