18 844
08 октября 2023 в 16:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

По Могилеву на велосипеде. Вы не знали, какой это классный город

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Все дело в ожиданиях. Одни места кажутся нам более привлекательными для путешествий, другие — менее, и в зависимости от этих весьма условных предположений мы и выстраиваем свои маршруты. Нам было трудно предположить, чего ожидать от Могилева, поэтому в своих велопоездках мы не торопились туда заглянуть. Оказалось, зря. Он раскрыл себя как красивейший город с солнечными парками, классными панорамами, симпатичными улицами и множеством вкусных мест — именно такое сочетание складывается потом в целый фотоальбом воспоминаний и впечатлений. И это гарантия того, что захочется повторить.

На машине или на поезде

Как добираться до Могилева с велосипедом, решайте сами. Простых варианта два: ехать на машине, оставлять ее где-то на городской парковке, а дальше крутить педали, любуясь окрестностями, либо прибыть поездом.

В сезон мы насчитали три состава межрегиональных линий бизнес-класса, которые ежедневно курсируют между Минском и Могилевом: рано утром, днем и вечером. С недавнего времени, впрочем, и на этих маршрутах стали появляться привычные с детства синие вагоны, а они приспособлены для велосипедистов гораздо хуже, чем полюбившиеся современные электрички со специальными местами, где можно разместить свой двухколесный транспорт.

Вот для этого и нужны велосипеды-раскладушки — мы не зря утверждали, что это лучший вариант для города. С такой малюткой ничего не стоит отправится в путешествие (она занимает столько же места, как и большой чемодан), а затем продолжить маршрут по красивым местам уже в седле.

Что у нас за велосипед?

По Могилеву мы катались на Shulz Hopper 3 — одном из самых компактных велосипедов на рынке. В сложенном состоянии он умещается в багажник любой малолитражки, и с ним у вас наверняка не возникнет проблем в общественном транспорте, в том числе в поезде.

Сложили, взяли в руки за специальный ремешок, и понесли — тот же чемодан по габаритам. Вес — 11 кг. Это легче, чем любой нетоповый горник, и в два раза легче того чемодана, с которым вы в последний раз летали на море.

За ходовые характеристики тоже не переживайте: три скорости за счет планетарной втулки, ободные тормоза — для города это именно то, что нужно.

Высота руля настраивается, поэтому велосипед подойдет и подростку, и взрослому человеку (допустимый рост 140 — 185 см).

16", городской, подростковый, алюминий, складная рама, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 3 скор. (1х1), тормоз ободной механический, вес 10.9 кг
Нет в наличии

Печерский заказник

От вокзала, делая широкую дугу по городу, отправляемся к Печерскому заказнику, заповеднику в северо-западной части Могилева. О нем нам рассказывали сами могилевчане, и сложилось впечатление, что заказник окажется похож на лесопарк Пышки в Гродно: достаточно большая лесистая территория, раскинувшаяся по берегу реки, с прогулочными дорогами и местами для отдыха. В Минске такое отыскать сложно, поэтому нам всегда интересно взглянуть на островок природы в большом городе.

Сначала показалось, что мы выбрали не самое удачное направление, сделав большой крюк и подъезжая к заказнику с юга, со стороны центра города. Но советуем вам именно это направление. Увидите станцию скоростного городского транспорта — могилевскую «Солнечную долину» с подъемниками. Зимой здесь укатывают трассы для горных лыж, сноубордов и тюбинга, и нет сомнений, что в снежный день весь склон наполняется весельем. В теплый солнечный день здесь тихо, но зеленый склон красиво вписывается в общий ландшафт, а у его подножья плещутся синие воды Печерского озера.

Озеро само по себе — место отдыха со всем необходимым. Есть станция с катамаранами, есть свои пляжи с лежаками. Общепит обещает привычное сочетание вкусов: шашлык, шаурма и так далее в том же духе. На берегу мы обнаружили даже огромный надувной батут, которой в жаркие дни наверняка выводили в озеру, чтобы прыгать с него в воду. В общем, место клевое.

Уезжать отсюда не захочется, но, как возьмете себя в руки, отправляйтесь дорожками вдоль чистых вод реки Дубровенки, как раз и наполняющей Печерское озеро. Маршрут здесь несложный, даже маленькие колеса раскладушки легко лавируют между древесными корнями, будто морщинами, избороздившими лесные тропы. Берег здесь не такой высокий, как в тех же Пышках, и река бежит совсем рядом, мелькает между деревьями. Можно остановиться в приглянувшемся месте, опереться на наклонившийся ствол и полюбоваться здешними красотами. Где-то в ветвях дятел азбукой Морзе отстукивает свое приветствие: «Чего так долго не приезжал? Ну выбрался наконец, так любуйся!»

Печерский заповедник — очень привлекательное место, где в погожий день можно провести и несколько часов, катаясь на велосипеде, греясь на солнце на пляже или даже купаясь. Голодными не останетесь, скучно не будет, заведете себе целый альбом пейзажных фото и симпатичных селфи.

Могилевские вафли

Чего мы точно не ожидали, отправляясь в Могилев, так это фрагментов гастротура. Однако же случилось. Накатавшись по Печерскому заказнику, выезжали назад той же дорогой, мимо местных «Силичей». Свернули на улицу Якубовского, чтобы двигаться в центр города, и почти сразу заприметили целый ряд притягательных заведений вроде булочных, где выпекают всякую сдобу и откуда этой сдобой пахнет так, что руль сам собой сворачивает к прилавку. И вот среди них было место, где страждущим предлагали вафли на любой вкус: сладкие, несладкие, с мороженым или сливками, с фруктами или без. А на велосипеде есть хочется всегда — кто помногу крутит педали, хорошо это знает. В общем, взяли мы эти вафли — с мороженым, с фруктами, с шоколадным топпингом.

Растворились, растаяли под солнцем, как тот шарик мороженого. Это очень вкусно, и за фигуру можно не переживать: велик — вот он, под боком. Короче, вкушайте могилевские вафли, это топ.

Горбатый мост

В хорошем настроении продолжаем колесить по Могилеву. Едем в направлении проспекта Мира, рассуждая о том, что велодвижение на улицах организовано вполне по-мински. Где-то попытались разграничить велосипедные и пешеходные потоки, где-то они сосуществуют, но в целом уживаются нормально. В Могилеве заметно меньше людей пользуются всякими электросамокатами и моноколесами, поэтому все сопутствующие проблемы здесь пока не выпирают слишком явно.

До проспекта не доехали, свернули левее, в парк, и оказались на Горбатом мосту. Несколько лет назад он прошел реконструкцию и сегодня представляет собой оригинальную конструкцию пешеходного моста с обозначенной велодорожкой над железной дорогой. Арки, как говорят, красиво подсвечиваются в темное время суток. Вдоль моста с обеих сторон установлены лавки, и не так-то легко найти там свободное местечко.

Еще одна особенность нашей раскладушки — она реально притягивает взгляды и взрослых, и детей. Велосипед интересует прохожих куда больше, чем, скажем, дорогой шоссейник из карбона. Он необычный, он нравится людям.

«Мам, смотри, маленький велосипедик!» — визжала от восторга девочка, хватая за руку удивленную маму.

Это, впрочем, спорно: велосипедик вполне себе большой.

16", городской, подростковый, алюминий, складная рама, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 3 скор. (1х1), тормоз ободной механический, вес 10.9 кг
20", городской, сталь Hi-ten, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Shimano, тормоз ободной механический, вес 14 кг
20", городской, подростковый, алюминий, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый механический, вес 14.2 кг

Пристани Дубровенки

Кайф велосипеда в том, что не обязательно ехать по торным маршрутам и широким тротуарам. За Горбатым мостом мы свернули влево и оказались под густым зеленым куполом. Ландшафт круто обрывался вниз, а мы аккуратной тропиночкой пробирались по откосу, спрятавшись от городского шума.

Еще сотня метров вдоль железнодорожной насыпи, снова нырок под кроны деревьев — и только что некрасиво заасфальтированной дорогой вниз, в парк, к пристаням на берегах той самой реки Дубровенки, с которой мы познакомились в Печерском заказнике. Ее путь был куда дольше, но она все равно успела раньше нас и приветливо переливалась на солнце, будто серебряная.

У этого места даже своего названия вроде как нет — и напрасно, место-то классное. Набережная реки, большой проспект шумит на мосту, а здесь еще по-летнему яркая зелень в контрасте с солнцем, отражающимся в голубых водах. Прогуливаются родители с детьми, велосипедисты вроде нас нехотя крутят педали: уезжать-то не хочется. Но присядешь на лавочку — и будто время ускоряется, можно и до вечера задержаться.

Мальчишка приноровился рыбачить, сидя на какой-то здоровенной трубе. Ничего он тут не выловит, это понятно, но какой замечательный способ любоваться красотой и как бы отпустить время: пусть себе бежит, как вода в реке, а мгновение — вот здесь, под этими деревьями, еще не пожелтевшими, не отпустившими лето, под этим солнцем, которое еще с нами, а не где-то в жарких странах, — оно бесценно.

Выбор покупателей
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
29", рама 17.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
29", рама 20", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Лучшая пешеходная улица страны?

От реки пришлось подниматься по длинной лестнице, и это повод еще раз повторить: велосипед должен быть легким. Инфраструктура городов давно проиграла гонку нашей любви крутить педали, и, оказавшись в такой ситуации, мы не должны возненавидеть велосипед, который стал вдруг тяжкой ношей. А 11 килограммов — это просто: пробежался по ступенькам горным козликом — и поезжай себе дальше.

Проспект Мира, гостиница «Могилев», облисполком, очень похожий на Дом правительства в Минске, — Могилев номенклатурный вашему вниманию.  Здесь симпатично, но избегайте передозировок.

Перейти проспект можно только под землей — опять лестницы. Зато узнали, что подземные переходы в Могилеве не чета минским. Тут жизнь, тут музыка, тут книгами торгуют вовсю. Вполне интересное применение утилитарной безликости, согласитесь.

А нам хочется к солнцу и, оказавшись на поверхности, устремляемся на пешеходную улицу. Для этого сначала поворачиваем на бульвар Ленина, тем более что на него как раз и смотрит вождь со своего постамента напротив. Бульвар выводит нас к интересной «стекляшке» — здание в форме утюга само по себе не новая история, в Нью-Йорке такое видели сто лет назад, вопрос закрыт. Но могилевский «утюжок» поострее будет, нос — как форштевень ледокола со стеклянными бортами.

Рядом, как говорят, располагается одно из самых гламурных могилевских заведений. Возможно, проверьте при случае, мы в кроссовках пошли себе мимо. Тем более что впереди была пешеходная улица — рискнем предположить, лучшая пешеходная улица в стране.

Она достаточно протяженная, есть где разгуляться. При этом просторная: никаких ненужных архитектурных форм, больших и малых, на которые постоянно натыкаешься на Комсомольской в Минске. По бокам сплошь заведения: ресторанчики, кофейни, музеи — выбирайте то, что вам по вкусу.

Любой велосипедист знает, что положено как минимум выпить кофе, а то и не раз. В одной уютной кофейне здесь — и такую сыщете только в Могилеве — найдете и кофе, и ассортимент свежих пирожных впридачу. Пирожные можете не брать, если переживаете за спортивную подтянутость, а вот кунжутное печенье хватайте обязательно — привезете в Минск как оригинальный гостинец.

Улица пешеходная, на велосипеде ехать не следует, о чем предупреждают дорожные знаки. Да и не хочется! Сделайте исключение, побродите по улочкам, ведя велик рядом, заглядывайте везде, где приглянулось: пробуйте, удивляйтесь. Знающие люди рассказали нам, что в плане такого вот общепита — красивого, привлекательного — Могилев с самого начала вырвался вперед, опережая даже столицу. Чем это объяснить, не знаем. Но искренне подтверждаем: здесь вкусно, атмосферно и чаще всего нет той томной и утомляющей напускной важности, которой грешат некоторые заведения Минска. Обязательно выберете место для хорошего обеда или ужина — вам понравится.

Выбор покупателей
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
28", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.4 кг
28", рама 58cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг

Могилевские панорамы

Драматический театр — здание, не похожее ни на какое другое. Многие именно его считают главной достопримечательностью города, и с ними можно согласиться. Открыт он был в 1888 году, с тех пор, правда, перестраивался, но, если субъективно, стал даже интереснее. Трудно поверить, но в 1980-х была даже идея разрушить здание и построить на его месте что-то новое. К счастью, горожане отстояли свой театр. Теперь строение занимает свое место в списке историко-культурных ценностей страны.

Наконец выныриваем с городских улиц к Днепру. Большая река, что и говорить, формирует образ города, определяет его историю. Могучий Днепр несет воды к Черному морю, под стенами ратушной башни, которая веками смотрит на зеленые берега и древний Могилев.

На мосту львы — тоже символ города: наблюдают за рекой, присматривают за городом. Здороваемся и переезжаем на другой берег, чтобы увидеть панораму оттуда.

Корабль на реке весело прогудел, предлагая погоняться. Пришлось упереться и поднажать, чтобы успеть словить его в кадр как надо, с красивым городом на фоне.

Белорусская деревня

Напоследок сделали крюк и заглянули в белорусскую деревню — ее постарались воссоздать в Буйничах, возле зоосада, совсем рядом с парком «Буйничское поле».

Места здесь, безусловно знаковые, и подумайте, что именно вы хотите посетить: исторический комплекс, зоосад с различными животными и детской железной дорогой или собственно деревню. Конкретно она оставляет неоднозначное впечатление: вроде и история, но больше похоже на праздничную ярмарку, где в домиках-новоделах можно купить сувениры или угоститься разрешенным здесь самогоном с типичными закусками. Есть рядом и дорогой ресторан, где принято с размахом гулять свадьбы.

В общем, кому-то, безусловно, понравится, но лучше понимать заранее, что именно тебя ждет.

Напоследок

Могилев точно станет для вас настоящим открытием, если вы никогда не бывали здесь по-настоящему. Шикарные парки, красивейшая река меж зеленых берегов, широкие площади с запоминающимися панорамами и, возможно, лучшая пешеходная улица в стране.

Здесь запросто можно провести весь день или даже все выходные. Устройте гастротур, исследуя лучшие заведения города, но обязательно смотрите по сторонам и замечайте аутентичные лавки с угощениями, которые не так-то просто найти в том же Минске. Куда-то едут за кобринским мороженым, а в Могилев нужно приезжать за вафлями, это мы хорошо усвоили.

Гуляйте пешком, поплавайте по Днепру на кораблике. Но наш вам совет: пусть основным транспортом в Могилеве для вас станет велосипед. Увидите гораздо больше и откроете для себя по-настояещму привлекательный город, куда захотите вернуться еще. Никаких проблем, поезда ходят сюда по несколько раз на дню.

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by