На дворе 2015 год. Владислав решает продать свой ВАЗ-2109, чтобы приобрести автомобиль поновее. Появляется потенциальный покупатель, но вот незадача: дело происходит в понедельник, а это значит, что отдел регистрации транспорта в Ждановичах не работает. Приехать в другой день желающий купить «девятку» не может (он вообще не из Минска), а дело-то верное, сделка уже на грани завершения. Выход находится быстро: отдать машину по генеральной доверенности, договорившись с человеком, что он поставит транспорт на учет самостоятельно. С этого момента и стал закручиваться сюжет этой, казалось бы, обыкновенной истории.
Ну, «девятка» и «девятка», что про нее рассказывать? Такой резонный вопрос наверняка возникнет у кого-нибудь в голове. Тем не менее этот конкретный ВАЗ-2109 является довольно примечательным.
— Финская сборка, между прочим, — замечает Владислав. — Она еще называется Baltic. Долго искал такой вариант. Отличий от стандартной модели несколько. Во-первых, есть подушка безопасности. Во-вторых, салон выглядит несколько иначе (к примеру, отличаются сиденья, дверные карты, руль). В-третьих, кузов оцинкован. В-четвертых, двигатель инжекторный (у обыкновенного ВАЗ-2109 он появился позже, сначала под капотом стоял только карбюратор). А еще есть люк. Если даже этого недостаточно, то данный автомобиль собирали на том же заводе, что и Porsche Boxster и модели Saab.
— Эта версия и стоит дороже, чем классическая, — добавляет собеседник. — Если обычная «девятка» из 90-х продается, как правило, до $1000 в эквиваленте, то «Балтика» может стоить и $2000—3000.
В 2015-м Владислав расстался со своим ВАЗом и увидеть его снова уже не рассчитывал (да и нужно ли было?). Но прошло пять лет, и случился транспортный налог. Владислав, безусловно, удивился, ведь автомобиль уже давно ему не принадлежит (как бы), а тут надо платить. Пришлось несколько облегчить кошелек, а затем отправиться в МВД, чтобы разобраться.
— Я сходил, объяснил ситуацию, — вспоминает автолюбитель. — Через пару недель после этого пришел ответ, мол, искали по базе, но ничего не нашли. Машина, так сказать, стала призраком — за пять лет ни одной отметки. Мне предложили написать заявление на утилизацию. Так я и сделал (даже с радостью). Потом получил постановление о том, что транспортное средство снято с учета, и снова забыл об этом всем.
С того момента, как Владислав снял автомобиль с учета, прошло около года. Внезапно мужчине пришел штраф за превышение скорости. Конечно, как и каждый уважающий себя водитель, Владислав удивился. Шок: на фотографии красовалась восставшая из мертвых «девятка», о которой с 2015 года не было ни слуху ни духу. Нужно было действовать, и автомобилист написал в свободной форме заявление в ОГАИ Ленинского РУВД.
— У меня знакомый раньше работал инспектором, посоветовал составить письмо, — объясняет Владислав. — Будто бы произошла ошибка и надо удалить машину из базы.
Ответ заявителя не удовлетворил.
— Оказалось, мне нужно доказать, что автомобиль находится не у меня, — говорит водитель. — А по документам он вообще утилизирован. И как быть?
Согласно подсчетам Владислава, общая сумма штрафов от этой «девятки» составила порядка 1000 рублей. Причина везде одна и та же: превышение скорости.
— Платить надо было мне, — невесело усмехается собеседник. — Самый крупный штраф был на сумму 296 рублей. Я попытался получить копию доверенности, по которой в 2015 году отдал автомобиль. Но ее не выдали, хотя я, вообще-то, автор. Требовали запрос из МВД. Да, у меня где-то должен быть еще один экземпляр, но с момента составления доверенности столько воды утекло, что я уже и не помню, не потерял ли его. Так и не вышло доходчиво объяснить, что машины у меня нет.
И вот однажды возле Dana Mall Владислав случайно увидел ее. Бросил взгляд на регистрационные знаки — и обомлел.
— Машину я отдавал немолодому мужчине из Брестской области, а тут вдруг заметил ее на столичном проспекте, за рулем находился парень, — приводит подробности удивительной встречи мужчина. — Поехал следом. На одном из светофоров поравнялся, стал кричать, чтобы водитель открыл окно. В общем, получил я тогда его номер телефона. Человек оказался адекватным. Более того, он сам хотел меня искать.
Здесь в истории появляется еще один участник — Артур. Он и восполнит некоторые пробелы в увлекательной биографии «девятки».
— Ее выставили соседи того мужчины, которому Влад отдал автомобиль, — рассказывает Артур. — Сделали это просто так, прицениться. Вообще, идей у них было несколько (в том числе сдать машину на запчасти). Я наткнулся на объявление и понял, что если восстановить этот ВАЗ, то получится вполне неплохой автомобиль. Приехал, поторговался и спас «девятку».
Почему речь зашла о спасении? Потому что, как сообщили Артуру продавцы, машина долгие годы стояла в огороде без движения.
— Мужчина тот покатался около месяца, а затем просто поставил ВАЗ во дворе и пригнал себе Lexus, — пересказывает историю молодой человек. — Через некоторое время он взял себе еще одно авто. Для «Балтики» уже не было места, поэтому она плавно переместилась в огород, где и провела несколько лет. Ребята, которые выставили машину на продажу, предварительно пообщались с владельцем, он был не против их затеи.
Несмотря на то что у «девятки» отсутствовали некоторые элементы (все-таки ее хотели разбирать), в целом она находилась в приемлемом состоянии. По словам Артура, двигатель и салон были в порядке, кузов, хоть и с нареканиями, также оказался в хорошей кондиции. Авто удалось восстановить и вернуть к жизни. На это ушло около $1000.
В ГАИ Владислава не обрадовали.
— Штрафы должен оплачивать я, а затем через прокуратуру возвращать деньги, — описывает собеседник. — Перед этим надо снова пойти в МВД, чтобы они нашли автомобиль и его нынешнего владельца. К счастью, часть этого процесса удалось миновать благодаря тому, что Артура я отыскал сам. Мы неоднократно ездили в Ленинскую ГАИ, ведь даже после нашей встречи штрафы все равно приходили. Я тогда звонил Артуру и спрашивал: «Ну, в чем дело?» В отделении нас уже стали узнавать. Потом Артур подарил автомобиль мужу своей сестры, и нарушать стал уже он. Но Артур оказался человеком добрым, оплачивал и чужие штрафы.
В отделе регистрации, который находится в Ждановичах, Артуру сказали следующее: если после утилизации прошло меньше года, то автомобиль можно вновь поставить на учет. А вот если больше — уже нельзя. Затем молодого человека направили в главное управление ОГАИ и предложили написать в свободной форме заявление на имя начальника. В документе нужно было описать ситуацию и попросить восстановить регистрацию транспортного средства.
— В Ждановичах задавали много вопросов по поводу нашей ситуации, а вот в главном управлении такого не было, — сравнивает Артур. — Там никто не удивился. То есть, возможно, все не так уж безнадежно и закончится хорошо.
Владислав написал заявление, в котором изложил суть произошедшего и попросил вновь поставить «девятку» на учет. Осталось лишь дождаться ответа.
Чтобы помочь разобраться в этой необычной ситуации, мы обратились за комментариями к юристу и сотрудникам ГАИ. Инспекторы в своем ответе были весьма лаконичны: «Пишите в произвольной форме заявление на восстановление регистрации». Что ж, это же Артуру сказали в главном управлении.
А вот что пояснила юрист Татьяна Ревинская:
— Продать автомобиль, оформив доверенность, невозможно. Доверенность позволяет лишь передать право на управление ТС, но не более того. Гражданин, который «продал автомобиль по доверенности», в ГАИ является зарегистрированным собственником ТС, который по закону будет нести всю ответственность (в том числе уплачивать административные штрафы за нарушение ПДД, транспортный налог и так далее). Это верно даже при условии, что гражданин транспортом не пользуется. В такой ситуации необходимо как можно скорее произвести все регистрационные действия в ГАИ и продавцу, и покупателю.
Что нужно знать об утилизации авто как о способе снятия его с учета?
— В соответствии с Положением о государственной регистрации и государственном учете ТС от 31.12.2002 №1849 (ред. от 26.07.2023), снятие с учета ТС для утилизации осуществляется (наряду с другими основаниями), если в ГАИ отсутствует информация, подтверждающая факт эксплуатации авто в течение не менее трех лет. Проверяться такая информация будет в базе Белорусского бюро по транспортному страхованию и в базе административных правонарушений. При наличии сведений об автомобиле на информационном ресурсе «Белорусское бюро по транспортному страхованию» или о совершении административного правонарушения в течение трех лет заявителю откажут в снятии авто с учета для утилизации по указанному выше основанию, — сообщила юрист.
При этом пунктом 3 указанного положения предусмотрено, что последующая регистрация ТС, снятого с учета в связи с утилизацией, в ГАИ не производится.
— Однако этот же пункт содержит оговорку: «кроме основания, указанного в абзаце четвертом части первой пункта 42 настоящего постановления», где речь идет о снятии с учета в связи «с отсутствием в регистрационном подразделении информации, подтверждающей эксплуатацию транспортного средства в течение не менее трех лет, предшествующих подаче заявления». При этом каких-либо условий о постановке на учет уже утилизированного ТС положение не содержит, — отметила Татьяна Ревинская.
По ее словам, согласно ст. 237 Гражданского кодекса гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
— Исходя из смысла данной нормы, наш герой фактически отказался от права собственности на автомобиль, осуществив действия по снятию его с учета для утилизации. При этом мы учитываем, что транспортным средством распоряжается другой человек, который фактически его приобрел, заплатив деньги. При таких обстоятельствах новый «собственник», если обращение в органы ГАИ не даст желаемого результата, может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на указанный автомобиль. Сложно сказать, конечно, каковы перспективы этого дела, но если суд вынесет положительное решение, то на его основании ТС снова может быть зарегистрировано в ГАИ, уже на имя нового собственника, — подытожила юрист.
Onlíner расскажет, чем закончится история экспортной «девятки», восставшей из небытия.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро