В серии материалов про ГБО мы неоднократно поднимали (в том числе с техническими специалистами) тему достоинств и недостатков газового оборудования. Пришли к логичному заключению: главный плюс (и он же — причина, почему белорусы переходят на пропан-бутан) — очевидная экономия. Наши герои — простые автолюбители — называли разное соотношение расхода топлива на бензине и газу. Мы верили на слово, а сегодня решили на практике проверить, сколько можно сэкономить, установив газовый баллон. Стать героем эксперимента (скажем сразу, мы не претендуем на научность исследования!) вызвался наш читатель Павел. Продолжаем совместный с «Белоруснефтью» проект и рассказываем, чем все закончилось.
Павел живет в Минске и ездит на Hyundai Accent 2020 года. Машина на белорусских дорогах распространенная, хоть в прошлом году «Акценты» из наших салонов пропали окончательно. «Корейца» часто покупают для семейно-бытовых нужд или для работы. Да, в такси он тоже встречается, так что будьте аккуратны, покупая автомобиль на вторичке.
Поскольку Павел приобретал машину новой в салоне, решение установить ГБО — его собственная инициатива. Как она возникла и что он думает о езде на газу — обязательно расскажем. Но пока к эксперименту.
У Павла есть коллега Игорь — у него тоже Accent 2020 года. Правда, дорестайлинговый — отсюда небольшая разница в дизайне решетки радиатора. Но мотор такой же, 1,6-литровый бензиновый.
— Мысль про ГБО была сразу после покупки, но не хотелось слетать с гарантии, поэтому не ставил, — рассказывает Игорь. — К моменту, когда Павел поставил себе газ, у меня как раз заканчивалась гарантия. Но вмешались другие обстоятельства: пока не знаю, как скоро буду продавать авто, поэтому не вкладываюсь в дополнительное оборудование.
Но в целом тема очень привлекательная. И если бы я был уверен, что еще два года проезжу на Accent, то поставил бы газ не задумываясь.
Какую же экономию упустил (или, наоборот, не упустил) Игорь? И как быстро в случае с конкретно этими двумя «Акцентами» вложения бы окупились? Попробуем вычислить. Но еще раз оговоримся: к научной точности не стремимся.
Встречаемся с Павлом и Игорем на АЗС у МКАД, где в том числе можно заправиться пропан-бутаном. Задача простая: заполнить баки (бензиновый — у Игоря, газовый баллон — у Павла) до полного, а затем проехать круг по кольцевой. По возвращении на стартовую точку заправляемся вновь и считаем расход исходя из пробега.
Важно: в машинах наших героев разные КПП. «Автомат» у Павла и «механика» у Игоря. Эту «погрешность» мы позже учтем.
Фотографируем пробег на приборках обоих автомобилей. Позже благодаря этим снимкам мы заметим некоторую странность.
На одометре Павла (использует газ) — 69 827 км, у Игоря (машина на бензине) — 105 904 км. Объемы газового баллона и топливного бака нам для расчетов учитывать не нужно.
Выезжаем на кольцевую. На часах около 09:30, будний день, середина недели. Заранее попросили героев двигаться друг за другом. Нужно стараться придерживаться средней полосы, ехать в спокойном темпе. При необходимости — опережать «тихоходов», но, как говорят, не «топить».
Напомним: протяженность МКАД — 56,2 км. И примерно треть внешнего кольца мы проехали со скоростью 80—90 км/ч. Дорога была загружена равномерно, но без заторов. Крайняя левая — относительно свободна, поэтому пару раз воспользовались ей, чтобы объехать тех, кто совсем никуда не спешил.
Но в районе улицы Виктора Турова пришлось затормозить: впереди была плотная пробка. Движение — с минимальной скоростью и периодическими остановками. Оказалось, что на пути — целых две аварии. Легковушка «поцеловала» легковушку, а вот дальше — довольно серьезное столкновение МАЗа с Audi.
В общем, средний расход топлива с таким режимом движения у нас явно увеличился. Но так даже интереснее. Считайте, и по трассе проехались, и по типичному городу в час пик.
Возвращаемся на АЗС, смотрим на одометры: 69 885 км против 105 960. То есть одна машина проехала 58 км, другая — 56. Где-то «потерялись» два километра, хотя диаметр колес у обоих автомобилей одинаковый. Возьмем среднее арифметическое — пусть мы проехали 57 км суммарно.
Заправляемся. До заполнения газовому баллону нужно было 4,91 литра (переведем сразу в деньги — 6,04 рубля). «Бензинке» — 4,35 литра (10,27 рубля — столько «стоила» поездка).
Вспоминаем школьную математику. Сначала приведем все к единому пробегу. Если бы обе машины проехали ровно 57 км, то на газу поездка по МКАД стоила бы 6,14 рубля. На бензине — 10,09. Очевидно, что в моменте мы сэкономили 3,95 рубля. На расстоянии в 100 км разница бы составила около 6,93 рубля. Путем грубых подсчетов узнаем, что, поставь Игорь ГБО сразу после покупки (почти три года назад), теоретически он мог бы сохранить в личном бюджете 4843 рубля. Еще раз подчеркиваем — все это в теории.
А теперь считаем расход обоих автомобилей на основе нашей поездки. Внимание: сразу переводим в деньги. У «Акцента» с ГБО расход равен примерно 10,77 рубля на сотню, у бензинового «корейца» — 17,7 рубля.
Мы, конечно, помним про разницу в КПП. Традиционно считается, что с «автоматом» расход больше. В таком случае наш участник эксперимента с ГБО в еще более выигрышном положении: ведь даже дав таким образом фору «механике», он все равно оказался в плюсе.
Павел, кажется, остался доволен экспериментом. На прощание расспрашиваем его, как он решился на газ, когда в воздухе витает столько стереотипов.
— Устанавливал газовое оборудование на СТО где-то в конце марта текущего года, — вспоминает мужчина. — Так получилось, что до этого машина «слетела» с гарантии, да и я не хотел обслуживать ее у официалов. Долго думал, оставить автомобиль себе или продать, но решил продолжить им пользоваться. Сразу возникла мысль о ГБО. Установка обошлась в $450 по курсу. Баллон — на 54 литра.
Сомневался ли я перед установкой ГБО? Если честно, уточнил у установщика, что будет, если кто-то врежется в меня сзади и повредит оборудование. На что мне ответили: «Поверьте, баллон — самое крепкое в этой машине».
Расход на бензине у меня — 10 литров по городу и около 7—8 за пределами МКАД. На газу не проверял, но я был уверен, что чуть больше. Суммарно на газу я проехал уже 30 000 км, в месяц накатываю около 5000 км. Во сколько обходится обслуживание ГБО? В 35 рублей на 10 000 км — это замена фильтров.
Отбилось ли газовое оборудование? По моим ощущениям, да, за три месяца. На топливе, по моим приблизительным подсчетам, выходит двукратная экономия. Особенно продемонстрировало выгоду автопутешествие в Россию со всей семьей. После перехода на газ личных поездок у меня стало больше, а цена бензина перестала интересовать.
Переходите на автогаз ПБА Белорусского газоперерабатывающего завода РУП «Производственное объединение „Белоруснефть“» и получайте экономию в 2 раза на топливе, не теряя качества!
Установите газовое оборудование и получите дополнительную скидку 10% на автогаз в сети АЗС «Белоруснефть».
Рассчитать время окупаемости и сумму экономии можно на калькуляторе по ссылке.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by