«Дешевле, чем на электромобиле!» Владелец очень экономичного Volkswagen Golf рассказал о тратах

01 декабря 2023 в 8:00
Автор: Павел Козловский. Фото: Анна Иванова, из открытых источников

«Дешевле, чем на электромобиле!» Владелец очень экономичного Volkswagen Golf рассказал о тратах

Автор: Павел Козловский. Фото: Анна Иванова, из открытых источников

Уже настали те времена, когда автомобилисты при выборе следующего средства передвижения всерьез просчитывают разницу в стоимости эксплуатации между машинами с ДВС и электромобилями. На первый взгляд лидируют вторые: даже на быстрых зарядках восполнить запас дешевле, чем залить топливо. А если электрокар будет заряжаться по выгодным тарифам в частном доме, экономия обещает быть внушительной. «Но есть же газ-бензин!» — восклицают автомобилисты, и это действительно серьезный аргумент. О том, насколько комфортно эксплуатировать метановый Volkswagen Golf, по какой цене можно проехать до 500 км и нет ли подвохов в обслуживании, рассказал владелец такой машины.

Это объявление на «Автобарахолке» заинтересовало нас по многим причинам. Во-первых, нереально низкий пробег: всего 29 тыс. км на 4-летнем авто. Как это возможно? И где же в Европе так мало ездят, что машина, по сути, проходит только обкатку?

серый, универсал, бензин 1.5 л, механическая, передний привод

Во-вторых, весьма интригующим выглядит сочетание такого пробега, цены и наличия при этом заводского оборудования для эксплуатации на метане. Вопросов еще больше, ведь очевидно, что доплачивать за дооборудованный автомобиль приходится больше. Поэтому логично предположить, что покупают его исключительно с целью накатать как можно большее количество километров за минимальное время эксплуатации. Однако после общения с владельцем метанового Golf выяснилось столько нюансов, что пришлось пообщаться еще с несколькими специалистами, чтобы получить полную картину.

«Даже не планировал искать метановую машину, но при эксплуатации понял, что безопасность — максимальная»

— Вообще-то, изначально я хотел заказать из Европы совсем другой автомобиль, — рассказал Михаил, владелец Volkswagen Golf. — Мечтал о Mini Clubman, но все варианты, которые были интересны, оказывались либо слишком дорогими, либо с большими пробегами. Потратил на поиск довольно много времени, пока менеджер компании, которая подбирала мне машину, не предложил Volkswagen Golf. Конечно, это совсем другая концепция, однако подкупило сразу несколько факторов: небольшой пробег, примерно те же габариты, функциональный салон. А главное — автомобиль уже был выкуплен компанией, поэтому мне предоставили подробнейший отчет о нем, можно было попросить уточнить любой нюанс. В итоге я стал владельцем метанового универсала Volkswagen Golf 2019 года выпуска.

— Метан? Этот фактор я даже не рассматривал при поиске. Как и большинство автомобилистов, я был уверен, что есть множество нюансов, а я на машине детей вожу и не собирался как-то экспериментировать в этом направлении, — продолжает собеседник. — Однако когда Golf появился в семье, я изучил различные материалы, пообщался с людьми, специализирующимися на этой теме, и пришел к выводу, что мифов здесь гораздо больше, чем реального опыта. К примеру, у многих слово «газ» ассоциируется со словом «взрыв». Но мы должны понимать, что в данном случае речь идет о заводской модификации Golf, а значит, на нее действует такая же гарантия, как и на авто с обычным ДВС. Позднее я расскажу о причинах тех слухов, которые возникают о метане.

«Драки на заправке с таксистами? Не в моем случае!»

Вы наверняка читали новости о том, как нескончаемые потоки Renault Logan, Hyundai Accent, Lada Vesta и прочих легковушек, подходящих под требования к автомобилям служб такси, чуть ли не сутками стоят на заправках, которые способны восполнить их потребность в метане. В Минске, к примеру, таких заправок всего четыре. Учитывая количество такси, этого явно недостаточно. И вполне логично было бы предположить, что владелец Golf обречен на бесконечные стычки с таксистами, заранее занимающими места и услужливо пропускающими своих коллег.

— Все оказалось гораздо проще, — смеется Михаил. — Выяснилось, что абсолютное большинство метановых автомобилей, переоборудованных здесь, имеет другой тип пистолета. А моя машина заправляется на колонке, которая имеет пометку «Евро»: мне не нужно открывать капот, под лючком есть две горловины — для газа и бензина. Поэтому максимальная очередь, которую я застал, — это 3—4 авто. Да, это занимает далеко не 5 минут, однако и стоять часами в очереди ни разу не пришлось. А еще есть бонус: появляется время пообщаться с владельцами других метановых машин, что также помогло мне избавиться от многих стереотипов.

— Расход топлива — это просто сказка, — отмечает мужчина. — Даже несмотря на то, что он выше, чем заявляет Volkswagen: на одной заправке я накатываю по Минску, с регулярным передвижением по пробкам, порядка 250—300 км. И это за 22—23 рубля! На трассе получается еще экономичнее. То есть себестоимость поездок меньше, чем у «электрички», но при этом нет никакого беспокойства относительно того, удастся ли подзарядиться. Ведь здесь есть еще и бензиновый бак, пусть и небольшой, поэтому до пункта назначения доедешь в любом случае.

— Что касается нюансов эксплуатации, то их количество равно нулю. Вы никак не участвуете в процессах: автомобиль сам выбирает, на чем запускаться, и совершенно незаметно переходит с одного типа топлива на другой. Я узнаю об этом только взглянув на приборную панель: она меняет показания, когда машина переходит с бензина на газ или наоборот, — рассказывает автовладелец. — По сути, про метан вспоминаешь только тогда, когда приходит время ехать на заправку. Нет никакого запаха, нет баллонов в багажнике или чего-то подобного, ведь они интегрированы производителем в пространство под днищем. В этом и есть одно из главных преимуществ заводской установки: полезный объем багажного отсека остается прежним, и можно складывать спинки сидений для перевозки крупных предметов. Единственное «но»: после доставки авто нужно было пройти поверку баллона. Это заняло пару часов, зато мне выдали поверку на 5 лет, и она перейдет к новому владельцу вместе с машиной.

Есть еще один стереотип: многие уверены, что газ «съедает» значительную часть мощности. А вот Михаил говорит, что не почувствовал никакой разницы:

— Мой Golf настолько же резвый и приятный в управлении, как и обычный бензиновый. Скорее всего, проблемы возникают у автомобилей, где ГБО установлено дополнительно. Как-то на заправке я общался с таксистом: у него Kia Rio или что-то в этом роде, и оборудование ставили уже в Беларуси. Так у него потеря мощности действительно серьезная. Он рассказал, что машина с водителем и двумя пассажирами еле-еле поднимается на горку возле стадиона «Динамо». Это действительно проблема. А у меня, хоть производитель и заявляет о возможных потерях до 10%, каких-то нюансов вообще не ощущается.

«Можно выбирать: больше запас бензина и меньше запас газа или наоборот»

В процессе подготовки материала мы пообщались также и с опытным «метановодом» Константином, который имеет опыт эксплуатации нескольких автомобилей на газу.

— У Volkswagen есть много моделей на метане: это не только Golf, но также Touran, Passat. Если же говорить о метановом сегменте рынка в целом, то здесь представлен ряд производителей: Fiat, Opel, Volvo, Ford. Я общался со многими специалистами, и, по их мнению, меньше всего вопросов возникает к Fiat. Однако нужно понимать, что у итальянцев максимально простой мотор, без турбины и т. д., поэтому и потенциально проблемных мест меньше. На второе место ставят Opel и только на третье — Volkswagen. Но здесь нужно учитывать два фактора: во-первых, у немцев ДВС более сложный и высокотехнологичный, а во-вторых, самих Volkswagen здесь гораздо больше, что тоже сказывается на количестве обращений. Также можно встретить метановые Volvo и Ford, но их эксплуатация не настолько выгодна: там применяется схема с одновременным впрыском метана и бензина, поэтому стоимость километра выше, рассказал мужчина.

Константин указал на то, что в Golf тоже можно выбрать приоритетный вид топлива:

— Изначально метановая версия шла с двигателем объемом 1,4 литра, у нее был один газовый баллон и бензобак на 24 литра. На рубеже 2018—2019 годов модель обновилась: под капотом появился мотор объемом 1,5 литра, и приоритеты изменились: здесь топливный бак вмещает всего 8 литров, зато под днищем уже три газовых баллона суммарной емкостью 115 литров. Кстати, метановый мотор выдает те же 130 л. с., что и бензиновый. У Fiat есть функция принудительного перехода на бензин, у Volkswagen автоматика сама определяет, когда переходить. В среднем до минус 10 градусов машина запускается на метане, а если холоднее — то уже на бензине. Единственный нюанс — запуск на бензине производится также после заправки газом, буквально на пару минут. Все остальное время — на газу. Из-за таких условий эксплуатации бензиновые форсунки могут со временем закоксоваться, и в крайнем случае их придется чистить. Поэтому производитель рекомендует после трех полных заправок газом проехать на бензине.

— Пробег? Одной заправки у меня хватает от Несвижа до Гродно туда и обратно, — отметил собеседник. — На скорости 90 км/ч расход просто мизерный, поэтому экономия по сравнению с любым другим типом двигателей получается колоссальной. Что интересно: в пути бортовой компьютер может показывать остаток хода 10 км, 5 км... А ты все едешь и едешь. Остаток — 0, а ты можешь проехать еще километров 10. В общем, если двигаешься без превышений, резких обгонов и т. д., то реально проехать больше 500 км. Причем значительно больше. А если мы говорим о Volkswagen Passat или Caddy Maxi, то там баллоны еще больше — соответственно, и дальность хода гораздо выше.

Константин как-то провел подсчеты: в сравнении с таким же бензиновым Golf метановый экономит порядка 500 долларов в эквиваленте на каждые 10 тыс. км пробега. По словам мужчины, при пробеге в 300—400 тыс. км подержанная метановая машина окупает себя полностью.

— Эксплуатируя автомобили на метане, я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые уверены, что газовое оборудование (я сейчас имею в виду заводское) — это какие-то дополнительные затраты, фильтры, необходимость настроек и т. д. Отвечаю: нет там вообще ничего, что требовало бы дополнительного внимания, кроме поверки баллона. Масло для двигателя имеет такой же допуск, как и у бензиновых. Свечи те же, межсервисный интервал одинаковый, — подчеркивает мужчина. — Еще один миф — якобы уменьшающийся ресурс двигателя. Не знаю, как с автомобилями, на которые газ ставили в Беларуси, но с заводскими установками вообще никаких проблем. У меня есть знакомые, два брата — оба ездят на газовых Passat. Причем, чтобы развеять слухи окончательно, скажу, что у них совершенно разные режимы эксплуатации. Один работает в крупной службе такси, другой — путешественник, ездит на дальние расстояния. Так вот на одной из машин мотор «лег» лишь на 750 тысячах: не каждая «бензинка» столько наездит. Кстати, на заправке видел Iveco с пробегом за миллион километров, Fiat Multipla с пробегом 620 тыс. и Skoda Octavia с 700 тыс. с лишним.

«Метан и маленький пробег? Это вполне реально»

Если с нюансами эксплуатации автомобиля на метане после общения с владельцами все становится вполне понятно, то вопрос ценообразования выглядит каверзным. Вполне логично, что доплачивать за метан потребитель будет с одной-единственной целью — отбить разницу большими пробегами, ведь чем больше наездишь, тем выгоднее будет покупка такой машины. Не зря же практически все таксопарки мира, курьерские службы и т. д. эксплуатируют именно метановые версии. Тогда откуда в Беларуси метановый Golf с пробегом 29 тыс. км и по цене, сопоставимой с обычным бензиновым аналогом? Туман развеял Дмитрий, руководитель компании, занимающейся поставками авто из Европы.

— Все это «волшебство» — из Швеции, и не нужно думать, что покупателю просто повезло найти недорогую машину в хорошем состоянии и с маленьким пробегом, — поясняет собеседник. — Все дело в специфике тамошнего рынка. Шведы очень любят свою страну, серьезно заботятся об экологии, поэтому там разработана и давно применяется программа внедрения биогаза в качестве топлива. На нем ездят не только автомобили, но даже поезда. Причем технология получения биогаза весьма необычна — его добывают со свалок! По специальной технологии строятся хранилища бытовых отходов, из которых по трубам выкачивается газ, получаемый в результате разложения сырья. Поскольку программа государственная, все органы управления и крупные корпоративные парки приобретают именно метановые авто, по разнарядке.

Естественно, возникает вопрос: а почему тогда пробеги такие маленькие, если машина из государственного автопарка?

— Дело опять же в шведской специфике: территория страны разделена на 21 округ, в каждом из которых свои органы самоуправления. И, скажем, служебный автомобиль условного председателя исполкома эксплуатируется в основном в своем округе, а через определенное время (три года) меняется на новый. Именно это и формирует местный авторынок: машин на метане много, их пробеги относительно невелики. А поскольку тренд сейчас меняется в сторону электромобилей, появляются интересные варианты по цене, — продолжает Дмитрий.

Вот так и возникает цепочка. Автомобиль списывается с муниципальной службы, попадает на закрытый аукцион, доступ к которому имеет далеко не каждое европейское юрлицо, и далее реализуется. Причем цена зачастую ниже, чем на бензиновую версию, потому что в Европе относительно метана тоже много предрассудков. Подтвердить это можно на примере того же Golf: как мы знаем, у 1,4-литровой версии большой бензобак и небольшая емкость для газа, а у 1,5-литровой — наоборот. И сейчас на аукционах наблюдается уникальная картина: 5-летний 1,4 с пробегом до 100 тыс. стоит столько же, сколько 3-летний 1,5 с меньшим пробегом.

— Скажу еще об одной специфике шведского авторынка. Поскольку здесь нет развитой сети автобанов, из машин физически негде выжимать соки на высокой скорости, как в Германии, — добавляет Дмитрий. — Плюс здесь, несмотря на суровый климат, хорошо сохраняется кузов, потому что зимой дороги не засыпают солью, а используют гранитную крошку, как в Финляндии. Ну и не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что машина использовалась в государственном секторе: обслуживалась только у дилера и строго по регламенту.

белый, универсал, бензин 1.4 л, автоматическая, передний привод
5350$ / 4987€
серый, лифтбэк, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
21 500$ / 20 043€
зеленый, седан, бензин 4.2 л, автоматическая, полный привод
8500$ / 7924€
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by