В последние годы производители ставят крест на моделях, которые, сменяя поколения, выпускались десятилетиями, а сейчас остаются без прямой замены. Не является исключением и 2023-й. Что же мы потеряли в ушедшем году?
Для начала вспомним 2022 год, когда было свернуто производство таких моделей, как Citroen Grand C4 Picasso, Opel Insignia, Ford Mondeo, Volkswagen Sharan и BMW i3. Все они пользуются очень большой популярностью у белорусских автолюбителей. В Renault так и вовсе разошлись не на шутку, прекратив выпуск Megane, Talisman и Grand Scenic.
Раньше эти автомобили были бестселлерами, а теперь оказались никому не нужны. Так, по крайней мере, заявляют сами производители, прекращая выпуск знаковых моделей и оставляя их без прямых наследников. Ну или передавая их названия совершенно другим по формату продуктам.
Это, кстати, касается и нас, ведь некоторые из ушедших машин весьма популярны в Беларуси, их сотнями и тысячами гнали из Европы. А еще под нож попадают пусть и нишевые, но очень яркие автомобили.
В 2023 году тоже не обошлось без потерь, пусть они и не были такими грандиозными. Вспомним некоторые из этих моделей, хорошо известных белорусским автолюбителям.
Ну ладно, суперкар R8 действительно дорог и, по сути, эксклюзивен. Но более компактная, легкая и дешевая Audi ТТ также не смогла удержаться на рынке, так что все закончилось в ноябре 2023-го на третьем поколении, причем в год 25-летия модели.
Напомним, что первая генерация ТТ дебютировала в 1998 году. Будучи основанной на платформе PQ34, технически машина была близка к таким моделям, как Volkswagen Golf IV, Audi A3 и Skoda Octavia. Она имела расположенный поперечно двигатель и была доступна как с передним, так и с полным приводом, обеспечиваемым муфтой Haldex. Основу силового ряда составлял 1,8-литровый турбомотор, хотя был и VR6.
Такая концепция сохранилась и во втором поколении на платформе PQ35, вышедшем на рынок в 2006-м, и в третьем, использующем архитектуру MQB и появившемся в 2014-м. Внешний вид становился солиднее, прибавившие в объеме моторы — мощнее, но все же формат легкого купе и родстера сохранялся. В итоге Audi ТТ стала лучшей демонстрацией гибкости фольксвагеновских платформ, разительно отличаясь от более практичных и «приземленных» сородичей. В общем, нам ее будет не хватать.
В первом поколении (2005—2010 годы) он имел «братца» Dodge Magnum, во втором (2010—2023 годы) выпускался и под именем Lancia Thema. Впрочем, это все лукавство: речь идет об одном и том же автомобиле, который американцы умудрялись выпускать 18 лет, пусть и с глубокой модернизацией.
Его любили за харизму: брутальный внешний вид, массивный гриль решетки... И не беда, что обзор через небольшие окошки-бойницы был так себе. В нашей стране дополнительный престиж модели обеспечивало то, что несколько десятков таких машин служили в ГАИ, причем использовались в эскортах.
Ну а с технической точки зрения это был почти Mercedes — с элементами шасси от моделей W220 и W211, полноприводной трансмиссией 4MATIC и прочим. Европейская версия имела 3,0-литровый дизель Mercedes OM642, а сам автомобиль выпускали в Граце на предприятии Magna Steyr. Машины для североамериканского рынка производили в Канаде. Какое-то время старомодный стиль, возможно, даже помогал 300С удерживаться на конвейере, но в конце концов ее отправили в отставку. Модели должно льстить, что она ушла за компанию с Dodge Charger и Challenger.
В 2023-м была отправлена в отставку и эта пара родственных моделей, которую Ford в двух поколениях выпускал с 2006 года. А ведь до этого компания участвовала в совместном проекте с Volkswagen — и первое поколение Galaxy (1995—2006 годы) имело «близнецов» Volkswagen Sharan и Seat Alhambra. Те модели, кстати, тоже стали частью истории, но чуть раньше — в 2022-м. Причина все та же: минивэны теперь не в почете у покупателей.
По концепции Galaxy схож с Renault Espace. Высокий кузов обеспечивает просторный салон с тремя рядами раздельных сидений. У S-Max кузов чуть меньше по высоте — соответственно, и места над головой чуть меньше, но в остальном он предлагает тот же уровень комфорта для пассажиров, а водителю дарит чуть больше эмоций от управления, особенно если говорим о топовых версиях. Так, в первом поколении S-Max мог иметь под капотом 2,5-литровый турбомотор на 220 л. с., а во втором — 240-сильный 2.0 Ecoboost. Но теперь все это уже в прошлом.
Европейское подразделение «Голубого овала» в последнее время вообще пускает под нож одну модель за другой. В 2022 году оно списало Mondeo, а в 2023-м — Fiesta, после чего самым доступным «Фордом» на рынке ЕС стал кроссовер Puma. Для компании он наверняка более прибыльный, нежели маленький хетчбэк, но «входной билет» в клуб владельцев Ford стал явно дороже.
Это вообще удивительно: Fiesta выпускалась c 1978 года, все это время была в числе наиболее популярных моделей марки на европейском рынке, но седьмое поколение вдруг оказалось не с лучшими результатами продаж. В 2022 году избавились от 3-дверной версии, а летом 2023-го сняли с производства в Кельне и 5-дверный вариант.
Не сказать, что Fiesta у нас бестселлер марки, но в свое время она продавалась официально, причем несколько лет к нам поставляли машины российской сборки (речь о шестом поколении, доступном в кузовах хетчбэк и седан). А из Европы и США периодически возят модели с «проходными» по объему моторами.
Формально Espace получил продолжение — но уже в формате кроссовера. И это означает, что оригинальная концепция семейного автомобиля с однообъемным кузовом окончательно ушла в прошлое. А ведь предшественник уже представлял собой нечто среднее между минивэном и SUV.
Напомним, что Espace является одним из родоначальников класса минивэнов, старт его продаж в 1984 году стал настоящей сенсацией на европейском рынке. Помимо продвинутых компоновочных решений (высокий кузов, ровный пол, вертикальная посадка водителя и пассажиров, широкие возможности трансформации салона) дополнительный эффект обеспечили конструктивные особенности автомобиля: кузов имел пространственный каркас с навешенными на него стеклопластиковыми панелями.
Первые три поколения Espace выпускала компания Matra, стоявшая у истоков проекта, ну а далее инициативу перехватила Renault, поэтому четвертое и пятое поколения Espace уже заметно отличаются от оригинальной модели. Трансформация в сторону кроссовера произошла не просто так: в последние годы однообъемники утратили былую популярность, инициативу перехватили модели из SUV-сегмента, так что это был уже вопрос выживаемости. И, как видим, все закончилось закономерно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by