Что происходит с ручником зимой? Объясняем

 
8284
25 января 2024 в 10:43
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Ручник (а вернее, стояночный тормоз) может преподнести разные неприятные сюрпризы в зимний период эксплуатации. Быстро расскажем, почему так происходит и как этого избежать.

 Замерзли или закисли

Начнем с традиционного механического стояночного тормоза. Он может управляться привычным для большинства автомобилей рычагом, а может и педалью (как на многих моделях Mercedes-Benz). В любом случае дистанционный привод обычно тросовый, а воздействует он на исполнительные механизмы, которые прижимают колодки к дискам или внутренним поверхностям барабанов задних тормозов.

Тут возможны разные решения. Так, на некоторых моделях под ручник могут быть предусмотрены отдельные колодки, но чаще используются основные. А еще в зависимости от типа тормозов (дисковые или барабанные) могут применяться разные исполнительные механизмы.

Главное, что нужно понимать: в условиях повышенной влажности и низкой температуры окружающего воздуха эти самые механизмы может «прихватывать», то есть они просто примерзают на морозе. А при длительном бездействии они могут закисать из-за развивающейся внутри коррозии. По этой же причине теряют подвижность и тросы, если из-за нарушения герметичности внутрь рубашек попала грязь и влага.

И ладно, если из-за этого вы не можете поставить машину на ручник. Часто вы не можете ее с ручника снять! И это уже серьезная проблема, из-за которой невозможно начать движение.

Как все же снять машину с ручника?

Самый простой и доступный любому водителю способ — попробовать поехать, надеясь на то, что в какой-то момент колодки «сорвет» и они отойдут. Можно попытаться проехать вперед-назад несколько метров, может быть, это поможет. Но мучить длительной ездой тормоза (а возможно, и шины — если колеса заблокированы, а под ними асфальт) не стоит: можете вдобавок к одной проблеме получить поломку тормозной системы и неравномерный износ покрышек.

Можно попробовать «отстучать» барабанные тормоза, нанося молотком точечные удары по корпусу механизма (конечно, если у вас есть молоток и вам не лень снимать колесо). Если проблема именно в том, что детали примерзли, можно попробовать полить на механизм горячую воду в надежде, что она растопит образовавшийся лед.

В противном случае остается лишь разбирать/разрабатывать механизмы, что на морозе, мягко говоря, делать не очень приятно. Но в некоторых случаях, особенно если мы говорим про дисковые механизмы, можно достать отверткой до подклинившего рычага и оттянуть его в исходное положение.

Как до этого не доводить?

Детали теряют подвижность и страдают от коррозии из-за износа и потери смазки, а также из-за того, что внутрь механизмов попадает вода и грязь — через негерметичные пыльники и уплотнители. Так что профилактика включает своевременное обслуживание тормозной системы с заменой изношенных деталей и установкой новых ремкомплектов.

А еще любой механизм не любит бездействия, так что стараемся пользоваться ручником ежедневно, даже если в нем нет особой потребности (например, в случае, если у вас АКП и вы используете режим «паркинг»).

Но на время длительных стоянок (от нескольких дней и больше) лучше оставлять машину не на ручнике, а на передаче в случае с МКП и на «паркинге» в случае с автоматической коробкой передач. И помним: в снежные и морозные дни есть риск, что «прихватит» даже исправный стояночный тормоз, так что надолго на нем машину тоже не оставляем.

А что же электромеханический ручник?

Данное устройство будет работать каждый день, но от поломки это его тоже не спасает. На некоторых моделях (например, Renault Espace) все равно используется тросовый привод, который может закисать. На других (например, Volkswagen Passat) приводной механизм встроен в суппорт, что также не страхует от его поломки. Добавим к этому электрическую часть — блок, отвечающий за управление. Его может заливать водой…

В общем, причин, по которым электромеханический ручник может выйти из строя, хватает. Но часто всему виной влага, попавшая внутрь узла из-за нарушения герметичности защитного корпуса или пыльников. Ну и заметим, что подобные устройства в один миг не ломаются, окончательному «ауту» обычно предшествуют сбои в работе. Если первые признаки неисправности появились, не стоит затягивать с диагностикой и ремонтом. Это в ваших же интересах.

Другие автомобильные лайфхаки в рубрике Onlíner

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро