UPD
5650
30 января 2024 в 13:48
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский, БАА

Оттолкнулись от дна. Статистика продаж по итогам 2023 года

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский, БАА
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Автомобильная ассоциация подвела итоги работы автомобильной отрасли страны в 2023-м и обнародовала статистику продаж по итогам всего прошедшего года. 

Начнем с того, что вспомним невеселую статистику 2022-го: тогда было продано всего 17 234 автомобиля, то есть рынок рухнул на 63,2% по отношению к 2021-му, когда было реализовано 46 837 машин. Год назад представители БАА говорили, что в последний раз подобные цифры фиксировались в 2012 году…

Но итоги 2023-го, раскрытые сегодня БАА в Национальном пресс-центре, обнадеживают. Всего за 12 месяцев дилеры, являющиеся членами БАА, реализовали 25 408 машин, это на 47,5% больше, чем в прошлом году. Но… За последние 10 лет хуже было только в 2014 и 2022 годах.

Уточним, что эта цифра отражает суммарные продажи легковых автомобилей и легкой коммерческой техники (LCV). Если все же разделять реализованные автомобили на легковые и коммерческие (LCV), то получим 21 761 и 3647 единиц соответственно. В прошлом году было продано 14 843 легковых авто.

Число моделей, официально представленных на белорусском рынке, в 2023 году снизилось: 78 против 142. Стало меньше и брендов: 20 против 28 в прошлом году.

При этом заметно увеличилась доля китайских марок — с 14% в 2022-м до 55% в 2023-м. Это четыре и одиннадцать марок соответственно.

А вот так выглядит топ-10 самых популярных марок на рынке. Предсказуемо с подавляющим преимуществом впереди Geely, следом — Lada и Haval. Для сравнения приведен и топ-10 2022 года (слева на слайде).

Наконец, топ-20 моделей по итогам 2023 года:

В 2023 году было реализовано 422 полностью электрических авто и последовательных гибрида. В лидерах — Voyah Free (244 автомобиля), Geely Geometry C (137) и FAW Bestune NAT (21). Для справки: в 2022 году было официально продано 55 чистых электромобилей, причем топ-3 выглядел следующим образом: 1 — Geely Geometry С (37 штук), 2 — Audi e-Tron (11 единиц), 3 — Porsche Taycan (4 автомобиля).

А вот расклад по сегментам. Начнем с легковых моделей. В-класс пока восстанавливается — продано 7373 модели (+38% к прошлому году). И здесь безусловный лидер — Geely Emgrand с результатом 5372 автомобиля. В С-сегменте реализовано всего 153 машины (+225%), причем в лидерах — электрический Geely Geometry C (137 единиц). В D-классе (307 автомобилей и +20,3%) лидер JAC J7 (142 автомобиля). А Е-сегмент насчитывает 155 проданных единиц (+24%), и здесь наилучшие продажи продемонстрировал Audi A6 (136 автомобилей).

В сегментах кроссоверов ситуация следующая. В классе SUV B продано 4902 (+81,8%) автомобиля, лидер здесь Geely Coolray (4745 авто). В SUV C (5887 единиц, +36%), лучше всего покупали Geely Atlas Pro (2971). Класс SUV D привлек 1470 покупателей (+94%), и здесь самым востребованным оказался Geely Monjaro (493 единицы).

В сегменте SUV E продано 640 кроссоверов (+37%), а больше всего покупали Voyah Free (244 кроссовера). Есть еще класс Off-Road (всего продано 844 внедорожника), и в нем предсказуемо в лидерах снова оказалась Lada Niva Legend — 517 автомобилей.

В сегменте LCV в 2023 году реализовано 3647 автомобилей — против 2391 единицы в 2022-м. И это рост в 52,5%.

Дополнено

На мой взгляд, 2023 год показал высокую способность адаптации наших автомобильных дилеров к негативным процессам, происходящим на автомобильном рынке. Мы сумели сохранить дилерские центры, сохранить наши коллективы, занятость, — отметил в своем выступлении директор ООО «Автоцентр на МКАД», председатель правления Автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Вы, наверное, знаете, что продажи дилеров — членов Автомобильной ассоциации «БАА» — это лишь надводная часть айсберга. Не все автомобили, поступающие по каналам параллельного импорта, отражены в статистике. Я не думаю, что в целом для белорусского потребителя снизилось предложение на рынке, — заявил спикер.

Также он заметил, что 2023 год «прошел под флагом стабильных цен в дилерских салонах», и это один из факторов со стороны предложения, который позволил нарастить продажи автомобилей на 47%.

По мнению дилеров, в 2024 году будет продано 26 850 легковых автомобилей, что предполагает рост около 25% к уровню продаж 2023 года. По группе LCV — 4500, это тоже рост к уровню 2023 года.

Дилеры прогнозируют продажи в объеме не менее 1900 единиц «зеленых» автомобилей, что предполагает семикратный рост продаж по группе «легковые автомобили», а также продажи не менее 200 легких коммерческих автомобилей с электрическим двигателем.

Этот консенсус-прогноз основывается на субъективных оценках руководителей дилерских центров. В нем приняли участие руководители дилерских центров 16 из 22 марок, присутствующих сегодня на рынке.

По словам Сергея Вариводы, дилеры прогнозируют вывод на рынок не менее 28 новых моделей, а также достаточно стабильный уровень цен в своих автосалонах. В то же время они отмечают, что инфляция входит в топ-5 негативных факторов, которые могут повлиять на будущие продажи.

Большинство опрошенных дилеров прогнозирует рост продаж к уровню 2023 года в пределах 50%. Каждый прогнозирует по собственному модельному ряду.

— Среди нормативного регулирования наибольшее негативное влияние на деятельность автомобильных дилеров, по мнению наших руководителей, по-прежнему оказывает использование недобросовестными предпринимателями льгот, предоставленных для инвалидов и многодетных семей в соответствии с Указом №140, — отметил председатель правления БАА.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро