Проснуться утром под пение лесных птиц, заварить кофе и выйти на берег реки... Мечта! А что, если каждое утро это будет другой лес, другая река? Причем в таком труднодоступном месте, куда можно добраться только на внедорожнике? Обычный автодом с асфальта съезжать не любит, да и с прицепом проедешь не везде. А ведь так хотелось вкусить романтики в комфортных, почти домашних условиях. И мы нашли такой автомобиль.
Точнее, это не автомобиль, а жилой модуль — некое подобие прицепа-автодома. Только в данном случае этот прицеп не имеет колес, а предназначен для установки в грузовой отсек внедорожников-пикапов. Он имеет универсальный размер, а значит, подойдет не только для Nissan, на котором был установлен до продажи, но и для любого европейского пикапа. Да и не европейского тоже: если кузов пикапа превышает стандартные размеры, в придачу к жилому модулю положена специальная рама, которая станет переходником.
Подобные конструкции бывают разной длины и компоновки, но сейчас мы говорим не о переделке пикапа в автодом, а именно о жилом модуле, который вставляется в его кузов. Потому что в первом случае речь будет идти о переоборудовании автомобиля, что требует отдельной сертификации.
Для понимания ситуации: если по каким-то причинам вам понадобилось в своей машине убрать, к примеру, задние сиденья из салона, но это не предусмотрено заводом-изготовителем (и придется пользоваться гаечным ключом или любым другим инструментом), то такая манипуляция тоже будет считаться незаконным переоборудованием.
— Я говорил с инспектором на этот счет, — пояснил владелец. — Он осмотрел все и постановил: модуль считается надежно закрепленным грузом и не имеет никакого отношения к переоборудованию авто.
У каждого из типов мобильного жилья есть свои плюсы. Самый крутой с точки зрения комфорта и внутреннего пространства — интегрированный автодом, который создан на базе серийного микроавтобуса, но берет от него только шасси и агрегаты, имея полностью оригинальный кузов. С виду эти автодома напоминают автобусы ПАЗ, но зато имеют максимально просторный салон.
Следующая ступень — «интегралы». Они имеют заводскую кабину от микроавтобуса, но дальше начинается более широкий жилой отсек. Такие автодома бывают обычного и альковного типа (это когда над кабиной нависает «груша» дополнительного спального отсека). По комфорту оба типа автодомов, интегрированные и интегральные, превосходят остальные, однако использовать их ежедневно практически невозможно: габариты создают много сложностей в городском потоке.
Кастенваген — это обычный с виду цельнометаллический микроавтобус, внутри которого создано жилое пространство. Мéста в салоне поменьше, чем в предыдущих типах автодомов, по оснащению (туалет, душ, количество спальных мест и т. д.) они примерно сопоставимы, однако кастенваген вполне вписывается в формат городского транспорта. И по уровню удобства управления находится на одной ступеньке с грузовым микроавтобусом.
Однако если машина будет часто эксплуатироваться не только как кемпер, но и как обычное авто, имеет смысл обратить внимание на следующий класс: кемпервагены. Их обычно делают на базе более компактных микроавтобусов типа Volkswagen T4/T5/T6 и т. д. Уборной и душа, как правило, здесь не будет, но предлагается пара-тройка спальных мест, выдвижная маркиза сбоку и, возможно, газовая плита. На таком «домике» вполне можно ездить ежедневно.
Отдельная категория — жилые модули для пикапов. Поскольку модуль довольно быстро устанавливается в пикап, вы получаете два в одном: в выходные — жилое помещение для отдыха и путешествий, а в будние — обычный пикап. Процесс демонтажа довольно прост: с помощью четырех стоек модуль приподнимается над пикапом (можно воспользоваться шуруповертом), отсоединяются провода — и пикап свободен. Так же быстро происходит и стыковка, причем с задачей справляется один человек.
Данный жилой модуль произведен шведской компанией Polarvagnen. Опыта ребятам не занимать: производство основано в 1964 году, и этот бренд является самым популярным у себя на родине. На других европейских рынках он тоже довольно распространен. Выпускается несколько линеек прицепов-кемперов, в том числе с дизайном по индивидуальным заказам. Утверждается, что до 80% продукции до сих пор на ходу.
Судя по внешнему виду и материалам, выпущен этот модуль где-то на рубеже 1990-х годов, если не ранее. Идентификационная табличка сообщает, что он имеет габаритную длину 3950 мм, ширину — 2010 мм, высоту — 2030 мм. Снаряженная масса — 540 кг. В стандартное оборудование входят два автономных обогревателя: «сухой» и «мокрый».
— Вы можете сами выбирать вариант отопления, — рассказывает владелец. — «Сухой» печкой можно обогревать только салон, а «мокрая» предполагает различные вариации. Она может греть только воду для мытья посуды, а может греть батареи, установленные внутри. Также внутри установлены аккумуляторы, но энергию можно забирать и от внешней сети, если, к примеру, стоите на оборудованной стоянке. Холодильник «питается» от газа. В общем, предусмотрена полная автономность.
Глядя на модуль, терзаешься смутными сомнениями: реально ли разместиться в таком пространстве двум-трем путешественникам? Есть ощущение, что там будет достаточно места, чтобы развернуться даже стоя, не говоря уже о том, чтобы уютно расположиться на ночлег.
Высокая лестница открывает доступ в компактное, но очень грамотно спроектированное пространство. Слева от входа — холодильник, на котором расположилась разделочная доска. Над ними — шкафчики для посуды. За холодильником установлен умывальник, далее — плита на две конфорки. Справа от входа — высокий двухстворчатый шкаф для одежды и обуви. В принципе, всем необходимым для обустройства быта владельцы уже практически обеспечены: есть место для хранения продуктов, их мойки, разделки и приготовления.
Весьма интересна и планировка жилой части отсека. Казалось бы, что можно уместить в кузове пикапа? Однако у нас в распоряжении около 8 квадратных метров пространства, и конструкторы умудрились сделать все весьма удобно. Сразу после кухонно-хозяйственной зоны начинается жилая: два дивана, стол, за ними двуспальная кровать. Стол, естественно, складывается. Оба дивана также можно превратить в еще одну спальную зону. В общем, для двоих путешественников формат более чем достаточный: приготовил, поел, пошел спать, и при этом ничего не нужно складывать. Предусмотрен бак для чистой воды на 100 литров. С учетом наличия батарей отопления этот вариант кемпера можно назвать круглогодичным.
В общем, как раньше говорили, в тесноте, да не в обиде. На небольшом пространстве есть все необходимое. Возможно, сибариты потребуют еще и туалет, однако в таком формате это невозможно: максимум, что предлагают, это душ. Смеситель с длинным шлангом позволяет принять водные процедуры либо внутри (на входе пол выполнен в виде алюминиевого поддона), либо снаружи. Ну а в остальном все сделано с душой и пониманием сложностей, с которыми сталкивается путешественник: двойные стеклопакеты, шторки, москитные сетки, многочисленные ящики-рундуки. Так что если у вас по-прежнему «дистанционка», то жилой модуль для пикапа — это весьма неплохой вариант для путешествий. Причем именно туда, куда другие автодома не смогут доехать физически.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by