ВелоПетрович

Сравнили трековый велосипед и шоссейный. Теперь понятно, от чего так кайфуют фиксеры

23 марта 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Сравнили трековый велосипед и шоссейный. Теперь понятно, от чего так кайфуют фиксеры

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Велоспорту на треке лет эдак 150. Не было еще соревнований на шоссе, в помине не было никаких других дисциплин, был только трек. Тем более странно, что такой древний вид до сих пор для многих остается тайной, скрытой за дверьми велодрома. Для нас двери открылись, могут открыться и для вас. Что такое трековый велосипед, чем он отличается от шоссейного? А трек — это тот же фикс, на котором гоняют те самые фиксеры, ребята без тормозов? Давайте обо всем по порядку.

Часть 1, теория. В чем отличия шоссейного и трекового велосипедов?

Область применения двух разных типов велосипедов понятна из названия: один — для шоссе, другой — для трека. Найдете десять отличий на фотографии ниже?

Что нужно знать в первую очередь: у трекового велосипеда всего одна передача и нет свободного хода. То есть заднее колесо напрямую соединяется цепью с передней звездой и, соответственно, с педалями. Крутятся педали — крутятся и колеса. Вы не можете передохнуть на таком велосипеде, двигаясь накатом: пока едете — работаете ногами. Фиксированная передача — поэтому такие велики называют фиксами. Тормозов обычно тоже нет, разве что скиддинг: прикладываете усилия, чтобы не крутить педали, и тем самым блокируете заднее колесо — велосипед идет юзом. На треке такое не делают — незачем. А вот уличные гонщики на фиксах этим навыком владеют.

Дальше — нюансы.

— У трекового велосипеда каретка выше, база короче — вот основные отличия, — объясняет Алексей Борисевич, технический специалист компании Borant. — И то сегодня смешиваются некоторые подходы. К примеру, раньше у трекового велосипеда верхняя труба была короче. Сейчас, за счет того, что стали применяться всякие интегрированные решения для крепления руля к вилке, эффективная длина верхней трубы становится больше, а вот вынос как таковой почти исчезает. Раньше, условно, верхняя труба была 56 и к ней 110 вынос. А сейчас труба будет 60, вынос — 50. Фактическая длина от руля до седла остается той же, но сам велосипед чуть длиннее.

— Целый тренд наметился — короткие выносы.

— Чем вынос короче, тем резче можно управлять рулем и всем велосипедом, он становится более отзывчивым. А устойчивость сохраняется за счет длинной верхней трубы. На шоссе эта тема не работает, потому что, как только начинаются резонанс и вибрация, короткий вынос приводит к тому, что руль очень легко сворачивается.

Алексей Борисевич

— Зачем подняли каретку?

— Трек — это виражи, полотно имеет довольно большой наклон, по которому и движется велосипедист. На небольшой скорости, если шатуны размещены так, как у шоссейного велосипеда, есть риск зацепить паркет педалью, а это почти наверняка падение. Соответственно, чтобы сохранить те же варианты с длиной шатуна, нужно было поднимать место их крепления — каретку.

— А для чего нужна короткая база?

— На треке очень высокие скорости, и короткая база нужна для маневренности. На шоссе такой велосипед будет вести себя нервно, неустойчиво, а на треке — в самый раз, чтобы на маленьком пространстве полотна (допустим, в групповой гонке) суметь свернуть, сманеврировать. Особенно если мы говорим про темповые велосипеды. У моделей для спринтеров база чаще всего будет длиннее. И каретка может располагаться ниже, потому что там нет такой проблемы маневрирования. По этой причине некоторые производители разделяют спринтерскую и темповую геометрии, создают разные виды трековых велосипедов.

— За последние лет 10 шоссейные велосипеды изменились очень сильно. Пересмотрели всё, включая число скоростей, тип тормозов и ширину покрышек. На треке та же тенденция?

— Это верно, шоссейный велоспорт пережил настоящий технический скачок. Однако этот период, можно сказать, закончился, сейчас ничего принципиально нового не появляется. Но это на шоссе. А на треке сейчас новая волна изменений, которая только началась. Еще недавно ничего не появлялось: карбон, монококи, лопасти — дальше все, затишье. Сейчас не так. Передачи изменились. Огромное внимание уделяется аэродинамике. У топовых производителей появляются рамы каких-то несуразных форм и размеров. Marginal gains — маленькие преимущества, которые тем не менее на сегодняшних скоростях позволяют экономить те самые крупицы и доли секунды, которые в конечном счете определяют победителя.

— И откуда что берется?..

— Велосипедисты обижаются, но глобально за последние лет 40 все инновации пришли к нам из триатлона. И трека это тоже касается. Дисковые колеса, лопасти, велосипеды с лежаками, внимание к байкфиту и аэродинамике, седла с обрубленными носами, аэрокомбинезоны, обтекатели — велосипед следует за тенденциями. Все потому, что изначально велоспорт более старый, зрелый вид спорта, он больше зарегулирован. А триатлон, из-за того, что там есть неолимпийские виды, это во многом коммерческая история, где все, что важно, — это результат. Нет такого регулирования, поэтому там пробуют все, что может работать. И благодаря этому в последние 30 лет триатлон генерирует большое число инноваций.

Внешне шоссейник и трековый велосипед тоже сильно отличаются — присмотритесь. Если по-простому, то трековый велик — это минимализм, там нет ничего лишнего. Разумеется, если считать лишним тормоза и наборы передач с переключателями — на треке они и правда ни к чему: тормозить на паркетном овале не нужно, рельеф формируется разве что виражами, дистанция куда короче, чем на шоссе.

— Отсюда вопрос: если на трековом велосипеде почти ничего нет — почему он столько стоит?

— Простая экономика. Трековый сегмент гораздо уже, чем любой другой на велосипедном рынке. Сколько гонщиков профессионально занимаются трековыми гонками в мире? Пару тысяч человек, возможно. Это очень немного, в шоссейном сегменте будут десятки тысяч человек. А есть еще полупрофессионалы, очень много любителей, и цифра увеличивается на порядок, а то еще больше. Трек же — это вещь в себе. Чтобы запустить любую единицу продукта и ее масштабировать, накладные расходы получаются очень высокими. И если тебе нужно сделать инновацию в этом виде, но ты продашь в 100 или в 1000 раз меньше продукта, все эти накладные расходы автоматически перекладываются на меньшее количество изделий.

— Почему же трековых велосипедистов меньше? Вид не такой длительный, более взрывной. Выехал, поускорялся часок в тепле и без ветра, погонялся — кайф. А шоссе — это же зачастую 100, 150, 200 км крутить педали по любой погоде, многочасовая медитация на любителя, получается.

— Наверное, все упирается в инфраструктуру: велотреков не так много по миру. Нет трека — нет тренировок. Любой вид спорта по своей сути сейчас зачастую коммерческий. Зрители, популярность, зрелищность, спонсоры. И на данном этапе интереса в велотреки вкладывается не так много инвесторов, соответственно, спорт не настолько популярный, не такой массовый. И сколько бы ни строили велотреков, их все равно меньше, чем теннисных кортов, футзальных площадок и так далее.

К тому же велодромы чувствительны к климатическим условиям. Покрытие — дерево. Ему нужна своя температура, своя влажность. А климатические установки стоят денег. Когда проходят международные соревнования, включается соревновательный режим объекта: правильная влажность, правильная температура, правильное освещение, в том числе для телевизионных камер. А свет сильно повышает температуру, чуть ли не на 3 градуса в час, поэтому нужно охлаждать. Короче говоря, все это очень дорого. И в остальное время объект существует в режиме экономии. Может быть сухо, прохладно, темновато. Если климат неподходящий — покрытие очень быстро придет в негодность.

28", рама 54cm, трековый, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 9.5 кг
28", рама 58cm, трековый, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз клещевой
28", рама 58cm, трековый, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 9.5 кг

Кто такие фиксеры?

Велотреков повсеместно, может, и нет, зато есть теневой сегмент. Ребята на фиксах (по сути, на тех же трековых велосипедах) ездят в той же манере, но через город и часто по проезжей части. Рывки, короткие ускорения, резкие маневры. Спринт от светофора до светофора.

— Кажется, у некоторых агрессивное отношение к этим ребятам без тормозов. А ты что скажешь?

— Знаешь, прежде чем осуждать что-то, нужно самому разобраться в вопросе. Проедь на трековом велосипеде, пусть на велотреке, безопасно. Это изменит твое отношение к виду спорта, к твоему болиду. Глухая передача, ощущение слияния с велосипедом не сопоставимы с тем, что мы пробовали на шоссе, да и ни с чем вообще не сопоставимы, — задумчиво говорит Алексей Борисевич.

— У меня позитивное отношение к фиксерам. Единственное, что я могу осуждать, — это нелегальные опасные гонки. Но справедливости ради нужно отметить, что не так уж часто они попадают в неприятности, причем по всему миру это так. Фикс заставляет тебя думать быстро, думать наперед. Ты превращаешься в такого велосипедного зверя, у которого работают все инстинкты, который чувствует, какую траекторию где проложить, где проехать. Ты не можешь выключить голову ни на секунду, — продолжает собеседник.

Кстати, пробовали где-то гоняться с ребятами-фиксерами? В безопасных условиях, по правилам. Они сильны, тягаться с ними бывает ой как непросто.

— Трек, фикс много дают в плане велосипедного мышления, в плане силы, в плане техники. На трековом велосипеде вовлеченность ноги в оборот педали гораздо шире, она работает все 360 градусов: нужно и давить, и подтягивать, ты никуда не можешь от этого уйти. Это перевоспитывает патерн движения ноги на велосипеде. Трек заставляет мышцы работать. Не можешь затормозить, переключить передачу. У тебя меняется координация, то, как ты едешь, то, как ты видишь и как думаешь. Ты начинаешь мыслить траекториями, а не просто моментом. В этом смысле трековая школа работает, и в профессиональном велоспорте многие великие чемпионы проходили именно трековую школу. И не только в профессиональном. Даже в Беларуси есть очень известные в своих кругах ребята, велолюбители, которые прошли через все эти гонки на фиксах и теперь превратились в одних из сильнейших спортсменов-любителей в стране.

 — А еще нужно признать, что трековый велосипед — это стильно. 

— Полностью соглашусь. Фикс как стиль привлекает эстетически, погружает в велокультуру вообще, и дальше человек начинает исследовать. Многие идут в гравел, в MTB, в шоссе. Кто-то остается. Все они развивают культуру, и это нельзя просто игнорировать или отрицать. Это часть глобальной велокультуры, прекрасная часть.

рама 20", шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический

Часть 2, практика. На трековом велосипеде нужно ездить на треке. А можно?

Чтобы понять — нужно попробовать, да? Что ж, мы приехали на минский велодром, где нас уже ждал трековый велосипед. Но разминка прошла на шоссейнике.

— Давай, пообвыкни немного, погрейся. Тут тебе не шоссе, — подбадривал тренер.

Может ли любой желающий вот так запросто заявиться на трек, кататься там, еще и под присмотром высококвалифицированного специалиста? Может, но есть нюансы. Индивидуально такие занятия не проводятся, а если и проводятся, то стоить будут безумно дорого. Есть велоклуб Rovar, который откатал здесь всю межсезонку, в основном по два занятия в неделю. Велоклуб открыт для новых увлеченных любителей, ребята готовы помочь с арендой велосипедов, разработали собственную клубную велоформу для всех желающих. В общем, если катались в одиночестве, то вот вам целая команда единомышленников.

Про Rovar и его лидера Андрея Коротенко мы планируем рассказать отдельно. Сезон только начинается, а Rovar все-таки — это больше про кемпы и соревнования на шоссе, совместные покатушки и тренировки на открытом воздухе. Любительский велотрек — это именно межсезонье, способ наработать базу, подтянуть технику и хорошо провести время.

Андрей Коротенко

— Погрелся? Тогда меняй велосипед. Я поеду ведущим, сделаем несколько кругов по спринтерскому коридору, потом поедем по виражам, — Андрей задает темп, а мы знакомимся с трековым велосипедом.

Прав был Леша Борисевич: любому велосипедисту, прежде чем ругать фиксеров, нужно самому попробовать проехать на таком болиде. На шоссе ты понимаешь, что едешь на велосипеде. Крутишь педали, вкладываешься, не крутишь, переключаешь скорости — используешь опции по полной. Трек — простой и честный, без опций. Встегнулся в педали, оттолкнулся от бортика — едешь. Ноги работают, скорость растет. Круг, другой. И вдруг ощущение велосипеда пропадает. Ты глазами видишь, что сидишь на нем, держишься за руль, ноги ходят как поршни, потому что иначе нельзя, а ощущается все совсем иначе. Нет контактных педалей, есть продолжение ног, механический конвертер мускульной силы в скорость. Хочешь поднажать — жмешь. Вираж, разгон на прямике, снова вираж.

Несмотря на все внешнее сходство, трековый велосипед отличается от любого другого кардинально, как ролики отличаются от беговых кроссовок. И заезд по треку — полет, боишься шлемом влететь в информационные экраны над полотном. Попробуйте, сравним впечатления.

Как любители тренируются на велодроме

Процессом руководит Дмитрий Смирнов, тренер РЦОП по велоспорту.

— Люди приходят с разными целями и задачами: кто-то просто для фана, а кто-то — чтобы провести полноценную тренировку. Здесь есть и триатлеты, и велосипедисты-любители, и кто-то из бывших профиков, которые, возможно, хотят поддержать форму, — рассказывает он.

Дмитрий Смирнов

— Некоторые предпочитают зимой велостанок.

— Станок — да, это работает, но это скучно, надоедает. Нет динамики, картинка не меняется. В любом случае те, кто всерьез относится к процессу, и станок крутят, и в зал тренажерный ходят, и в бассейне плавают. Но здесь две тренировки в неделю — это и полезно, и весело: можно поработать, разгрузиться эмоционально, продышаться. Можно проводить хорошие скоростные динамичные тренировки.

— Эти тренировки похожи на те, что выполняют профессионалы?

— Нет, здесь все очень адаптировано. С любителями работать тяжело, они все разного уровня подготовки: как физической, так и технической. Кто-то на треке в первый раз, кто-то недавно, кто-то уже давно. Один быстрый, другой помедленнее, мальчики, девочки — народ разный приходит. Выстроить тренировку одну и для всех тяжело. Приходится собирать людей по группам, искать подходящий темп, посильную нагрузку.

Вот в прошлый раз была тренировка — подобрались люди, примерно схожие по силам. Организовал им гонку на выбывание: кто последний пересекает линию — получает минус бал, круг штрафа, потом снова вливается в группу. В итоге у кого меньше минусов — тот победил.

— А правду говорят, что кто ездил на треке — тот лучше крутит педали, круглее?

— Да, так и есть. Трек способствует и выработке частоты педалирования, и улучшению техники. Есть свои нюансы, есть понятие кругового педалирования: ты должен не только давить, но и протягивать, подтягивать, проталкивать. Нога как бы идет по кругу. У кого это хорошо отточено, тот имеет преимущество в скорости, в мощности, в результате. Крутка для велосипедиста очень важна, это основа.

— А за сколько начинающий велолюбитель сможет так научиться?

— За несколько месяцев, если сильно заморочиться, можно освоить. Но в этом ли цель? Люди приходят на тренировки за эмоциями, за движением, за удовольствием. Крутка — не самоцель, а приятная побочка.

— А есть те, кто приходит с поставленной целью, за результатом?

— Есть. Люди занимаются комплексно, выполняют работу, отрезки, под них составляются программы. Но это для тех, кто хочет катать гонки, быть там не белой вороной, а участвовать в борьбе. Чтобы просто для веселья — можно и без этого обойтись. Сам видишь, у нас тут вроде как фитнес.

— Ну интенсивный такой фитнес, не везде так пропотеешь за часок.

— Так для этого я здесь и есть: показать, рассказать, где-то погонять. Я получаю удовольствие от этого: люди радуются, и я радуюсь. Велосипед для меня — это родное, это в крови у меня.

28", рама 58cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.07 кг
Нет в наличии
28", рама 58cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама 56cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.1 кг
Нет в наличии

Благодарим компанию Borant и велоклуб Rovar за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by