Наверное, все знают, что заявляемый производителями расход топлива — это своего рода сферический конь в вакууме: указанные цифры редко соответствуют действительности. Но почему врет бортовой компьютер?
Для расчета моментального расхода топлива используется два параметра — производительность топливных форсунок и время их открытия. Первый параметр известен, так как задается конструкцией форсунок, а второй зависит от режима работы двигателя и текущих условий — ЭБУ управляет количеством впрыскиваемого топлива на основании данных от различных датчиков (температура двигателя, массовый расход топлива, лямбда-зонд и т. д.).
Для расчета среднего расхода дополнительно учитывается средняя скорость движения (а она, в свою очередь, определяется исходя из скорости и продолжительности движения автомобиля). Наконец, для определения запаса хода дополнительно учитывают показания датчика уровня топлива в баке.
Как видим, практически все цифры — расчетные, пусть и базируются на измеряемых параметрах. И это создает условия для возможных ошибок.
Самое главное: система не учитывает того, что фиксируемые показания и параметры могут не соответствовать реальным. Например, у изношенных или загрязненных форсунок производительность будет совсем не такой, как у новых, — и вот вам погрешность по моментальному расходу.
При установке колес большей или меньшей размеренности относительно штатной будут искажаться показания по части пройденного расстояния и скорости, что сказывается на данных о средней скорости и, соответственно, на среднем расходе топлива.
В общем, оцениваемый бортовым компьютером расход топлива действительно может не совпадать с реальными цифрами. Но, как правило, погрешность не превышает 3—5%, о чем говорят и технические специалисты, и с этим обычно соглашаются те, кто сверяет показания БК со своими записями о заправках.
Чтобы узнать реальный средний расход топлива, нужно зафиксировать расстояние и потраченное на него количество бензина или дизтоплива. Правда, с последним есть определенная проблема.
Даже если вы будете каждый раз заправляться до отсечки, это не гарантирует очень высокой точности, так как ТРК может остановиться чуть раньше или чуть позже. «Нацедить» после первого «отстрела» пистолета можно и 0,5 литра, и 2,5 — бывает по-разному даже в случае с одним и тем же автомобилем. Более точным считается вариант заправки до самой горловины. Если же просто заливать фиксируемое количество топлива, вы не сможете точно определить, сколько именно литров остается в баке перед самой заправкой.
В общем, может быть некоторая погрешность. Чтобы свести ее к минимуму, расчеты надо вести на большой дистанции — в несколько тысяч километров. Ровно на этот же пробег стоит зафиксировать и средний расход по бортовому компьютеру. После можно сравнить оба показателя, и вы увидите, насколько честен ваш автомобиль.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Чтобы помочь Каталогу Onlíner стать еще лучше. Опрос займет всего пару минут.