Мы много путешествуем на велосипеде, но всякий раз это как бы выставочные заезды, такой туризм по принципу все включено. Переезды если и большие, то по накатанным дорогам, ночевка в тепле, стол накрыт, а на завтра старт во всем сухом и чистом. Бывалые туристы поморщили носы, потому что настоящий туризм, в том числе велотуризм, он немного другой. С терпежкой под дождем, но и с теплом очага во время стоянки. С комариным звоном, но и с рассветной тишиной, когда выходишь из палатки в рождающийся мир и ты с ним один на один. Да что мы вам рассказываем, пусть рассказывает тот, кто прочувствовал кайф настоящих велопутешествий. Максима вы уже немного знаете, и точно знаете все про его велосипед. Теперь он расскажет, куда и как на этом велосипеде ездит, — впитывайте, уверены, что и вам захочется пуститься за ним следом.
— Сезон открыл, уже было два похода. Один из них — по маршруту Минск — Заславль — Вилейско-Минская водная система — Минск. Всего километров 140 — небольшой круг, очень живописные места, — рассказывает Максим.
— Это было испытание нового велосипеда, его ходовых качеств. Я понял, что раньше мучился. А тут впервые приехал не ушатанным, хотя ехали бодро, я держал среднюю в районе 22—25 км/ч на груженом велосипеде. Могу точно сказать, что низкое давление в бескамерных покрышках решает. Я впервые выехал на «стиральную доску» и не почувствовал этого. Просто орал от радости в тот момент.
Для тех, кому важно: на его гравеле стоят покрышки Continental шириной 40 мм. Рабочее давление — 2,5 атмосферы. Можно было бы качать 2, но велосипед всегда груженый — нужно это учитывать.
— Большой компанией ходили?
— В этот поход ездили вдвоем. Есть у меня хороший товарищ, с которым мы путешествуем не первый год. И вот мы иногда психуем и уезжаем на великах в какое-то красивое место.
— Хороший способ психовать.
— Знаешь, наступает в жизни какой-то момент — говорят, кризис среднего возраста. Может, и так. Но после 40 начинаешь замечать то, что вокруг тебя, начинаешь созерцать, любоваться, получать удовольствие от красоты мира, от каких-то простых эмоций, и счастье, что я нашел это. Потому что в какой-то момент я оказался просто с дырой внутри — развелся, менял работу, — и эту дыру нужно было чем-то заполнять. Я заполнил вот так, и мне от этого кайфово.
— С погодой повезло в походах?
— Оба раза мы ездили на два дня с ночевкой. Первая поездка была в середине мая — похолодание, ночью температура опускалась до нуля. Но у меня с собой было термобелье, были теплоиды, носки теплые — в общем, нормально. Вторая поездка, наоборот, — жара. Не знаешь, куда деваться: раскрылся, лежишь.
— Для тебя что лучше?
— Мне больше нравится холод. Ты не так потеешь, не так устаешь. Если летом в жару мы куда-то едем, то становимся лагерем возле водоемов и купаемся, потому что иначе просто никак. Последний пример: в прошлое воскресенье мы возвращались домой — проехали 121 км при наборе высоты почти в 1000 метров. Средняя скорость — 21 км/ч, солнышко светило за 30 градусов. Было, скажем так, не очень хорошо. Поэтому малейшая река или водоем — и просто падаешь туда.
— Вода прогрелась уже?
— Да вообще по барабану. Главное, не думать об этом, а сразу туда падать — и тогда хорошо.
— Километр вверх, еще и груженый — это особый вид страдания?
— А кому как заходит. Я видел рядом ребят на тяжелых классических велосипедах в педалях-топталках. Но ехали спокойно, по виду не страдали — я просто поражаюсь.
— Расскажи про вторую поездку.
— Выбирались из Минска на электричке, станция Бобр — это направление на Оршу. От Бобра на Селяву, потом Борисов, Березино, Смолевичи и Минск. Две ночевки, специально выехали вечером в пятницу, сделали 38 км до привала. Второй день — 86 км, третий — самый сложный — 121 км. Хотя и второй день был непростым из-за завала.
— Ты упал?
— Да понимаешь, новый велосипед, другие скорости, средняя, к примеру, очень значительно выросла в сравнении с прошлым годом. И вот спуск в районе 40—45 км/ч. Я чувствовал, что велосипед легкий, что малейшие дуновения ветра — и есть какие-то движения. А тут вдруг очень сильный порыв: колесо соскользнуло с асфальта, зарылось в песок, соответственно, полный стоп-кран. Я перелетел через руль, упал спиной на асфальт наотмашь — шлем спас голову в первый раз. И затем меня сверху накрыло по голове задним колесом — шлем спас во второй раз.
— Это история для тех, кто все еще спрашивает, нужен ли шлем на велике.
— Да-да. Стопроцентный маст-хэв, потому что и без падений случаются истории. Мы же через лес едем не по вырубленным дорожкам — бывает, ты просто крутишь почти наугад, надеясь, что, возможно, здесь есть дорога. А кругом заросли по втулки, ветки со всех сторон, ну и прилетает, понятное дело. Может торчащей веткой прямо в лоб. Поэтому шлем и очки однозначно рекомендую.
— Как шлем пережил твое падение?
— Визуально остался цел, но я его все равно буду менять, потому что скрытые повреждения могут быть, а проверять не хочется.
— Другие последствия были?
— Ты же знаешь, как это бывает. Вскакиваешь, весь в ссадинах, кровь течет, а в голове — что с великом, что с экшен-камерой? Но все в порядке. Рама цела, пару царапин осталось на память, но это ерунда: я сразу определил для себя, что велосипед мне нужен для походов, а не для того, чтобы стоять красивым в углу. На вилке выгнуло металлическую рамку, к которой крепится сумка, но с бонками (местами креплений. — Прим. Onlíner) все в порядке, так что, можно сказать, легко отделался.
— Мы тоже много ездим на велосипеде по Беларуси, но всякий раз обходимся без палаток и объемного багажа. Благо агроусадеб хватает, куда ни подайся. А вы всегда тянетесь ближе к природе — это принцип такой?
— Да, конечно, спать в палатке — это цель, по крайней мере пока сезон. Просыпаешься в пять утра под пение птиц, и не где-то в комнате, а на свежем воздухе. Выходишь и просто любуешься рассветом, делаешь сумасшедшие снимки. Потом завариваешь кофе, садишься — и кайфуешь. Это чистое наполнение какой-то энергией просто из ниоткуда, из мира, который тебя окружает, без каких-либо особых условий. Никаких мыслей, ничего — только кайф.
— А удобство, комфорт?
— А кто сказал, что так — неудобно? Многое зависит от экипировки и собственной жадности. Если не пожалеешь средств на хорошую экипировку, на нужные тебе вещи — все будет хорошо. Я могу полноценно ходить на велосипеде в путешествия, дополнительно получаю опыт: с каждым разом лучше понимаю, что мне необходимо, а от чего я могу отказаться.
— И от чего ты отказался в последний раз?
— Палатку-двушку мне все-таки пришлось продать. Все дело в экономии места. Взял одиночку, которая идеально влезла в форк-бэг. В итоге вторая сумка освободилась, теперь там баллон с газом и литр воды — это важнее дополнительного места в палатке. Стульчик убрал из экипировки, но это страдание — надо стульчик как-то возвращать, хоть он и занимает много места. Но в целом я своей раскладкой доволен, думаю, она идеальная для меня на этот сезон.
А еще — к этому я пришел в прошлом году — мне нравится останавливаться на оборудованных кемпингах. Это та же вылазка в лес, все то же самое, те же озера, те же птицы, но все более-менее ухожено, есть какой-то туалет — пусть обычный, сельского образца, но все же это не кусты с комарами. Ты можешь оставить вещи и не так за них волноваться. В общем, все комфортнее.
— А душ, стиральная машина?
— Мы все еще про походы говорим? Искупался в реке — вот тебе и душ. Там же сполоснул ходовую одежду. А у тебя, к слову, только один комплект (велотрусы, майка, носки) на весь поход, и не важно, сколько дней он длится. Сполоснул, повесил. Даже если это не успеет просохнуть — не большая проблема: надеваешь на себя, и через полчаса тебя уже все устраивает.
Опять для тех, кому важно. У Максима гравел от белорусского производителя Borant, модель Phantom. Рама, вилка — карбон, навесное оборудование — Shimano GRX, дисковая гидравлика, механическое переключение, 1х11, колеса Vision Team 30.
Сумки тоже сшиты в Беларуси компанией MaseyBikepack.
— Тебе комфортнее ездить одному или в компании?
— По-разному. У меня есть компания — катаюсь с ребятами уже третий год: очень душевные люди, с ними приятно общаться. И самое интересное, что с двумя людьми из этой компании мы раньше занимались музыкой. Когда мне было 17, мы были металлистами, играли концерты, вместе ездили, а потом потерялись на очень много лет. Затем я начинаю заниматься походами, меня приглашают в компанию, и там я встречаю этих ребят. Ну ничего себе! Вот так продолжаем дальше общаться.
И велотуристы — это как семья: помощь, поддержка. Это братство, это лучшие друзья, с которыми ты хорошо проводишь время. Причем в остальные дни вы в городе можете вообще никак не пересекаться, ну а поход — это всегда отдельная история. Но соло мне тоже интересно ездить, хочу гонять и один тоже.
— Долгие походы, комары, усталость — как друг друга не послать?
— Поэтому очень важно ходить с ребятами проверенными. Поэтому в устоявшиеся компании неохотно берут новых людей. Нужно три-четыре-пять походов пройти, прежде чем все признают, что ты адекватный, и тебя в какую-то группу полноценно примут. Вы вместе живете, вместе ночуете, все по-разному отдыхают, нужно быть полностью друг в друге уверенными. Я в прошлом году так поехал с одним знакомым на дальняк, хотел проехать 1000 км, но не срослось. До этого мы вместе в походы не ходили. Ехали-ехали, несколько дней человек был полностью адекватным, приветливым, а затем как подменили: сдали нервы. Мошкара и жара доконали, стал кидаться велосипедами, орать. Сложная история.
— Что делать тем, кто хочет попробовать такие велопоходы, но не знает, чего от себя ожидать?
— На первый раз можно попробовать коммерческий поход. Я сам так начал, когда-то сделал себе такой подарок на день рождения. И вот с тех пор пошло-поехало, не могу остановиться. Чем хорош коммерческий поход? Тебе говорят: «Что у тебя есть — бери, чего нет — мы тебе дадим». Ребята занимаются организацией, помогают тебе во всех моментах, в стоимость включен трансфер до точки старта и от точки финиша. Тебе ни о чем не надо думать: кто готовит, кто что везет, ты едешь фактически без сумок, налегке, тебя всем обеспечат. Приезжаешь в лагерь, тебя вкусно кормят, ложишься спать, наутро садишься на пустой велосипед и снова куда-то едешь. Это удобно, чтобы втянуться, а кто-то и продолжает в таком же формате. Но увлеченные туристы предпочитают некоммерческие походы. Там полная свобода, ты можешь делать все, что захочешь, все по-настоящему. Но, конечно, в рамках правил, которые установлены в группе.
— Что вы едите в своих походах? Ты в прошлый раз что-то рассказывал про супы.
— Да, я по супам, по борщу в особенности. Когда мы выбираемся — у меня есть точка на Комаровке, там продают шикарнейшее сало. Причем женщина узнала, что я хожу в походы, подписалась на меня в Instagram, лайкает посты и так и говорит: «Ребята, я вам обещаю, что вы будете ходить в свои походы с лучшим белорусским салом». И вот уже столько лет все меня знают, потому что у меня всегда есть то, что очень нравится всем, — сало.
Под это дело мы готовим на ужин борщ. Конечно, нужно заехать по дороге в магазин, купить картошечку, зелень, чесночок, сметанку. Заправку покупаю в пакетах. Получается хороший домашний суп после ходового дня.
— Но это ужин. А завтракать чем? Никакого супа же не напасешься.
— Утром нужны медленные углеводы: крупы, тушенка. Напарник в последний раз привез тушенку с большой просрочкой. Опытным путем, на свой страх и риск выяснили, что если банка не вздутая — то тебе может и повезти. Нам повезло. Я никого не призываю повторять, но такой вот туристический опыт.
Еще с собой всегда берем сладенькое — это такой антистресс. Овсяное печенье, пряники — кто что любит. И я всегда беру с собой кофе, это мой личный допинг, своего рода наркотик, который я вычеркнуть из жизни не могу.
— Выходит, по хорошим дорогам и популярным маршрутам вам ездить не интересно?
— Нет, не интересно. Красивые места находишь за пределами асфальта. И чтобы понять красоту места, нужно увидеть там рассвет и закат. Тогда начинаешь чувствовать, куда ты попал и насколько это вообще круто. Просто визуальный наркотик, отвал башки. И мы едем за этим — получать удовольствие от красоты нашей природы. У нас очень красивая страна на самом деле.
Красивые походы по асфальту — это тоже здорово, но самый кайф начинается тогда, когда есть элемент приключения. Сложная трасса, какие-то трудности, сплавляешься вброд в ноябре, например, — расширяешь собственные границы.
— Что это за история про вброд в ноябре?
— Иногда так складывается ситуация. Все ушатались за день, и главный в группе предлагает: «Можем срезать маршрут на 30 км, но придется пересечь реку вброд». И все такие: «Давай!» Ну и хочешь — не хочешь, а раздеваешься и переходишь. Ноябрь, то есть вода ледяная. Максимально стараешься «разуть» велосипед и затем переносишь его, потом переносишь вещи, то есть идешь через реку раз пять минимум. А если в походе девочки, то еще и девочкам нужно помочь. В итоге когда ты вылезаешь на берег, у тебя по ощущениям взрывается все тело. Но это и прикольно в конечном счете.
У меня всегда было четкое убеждение, что велосипед заканчивается в сентябре, все эти покатушки и походы, а потом осень и нужно сворачиваться. Теперь я понял, что перейти реку в ноябре — это тоже кайф, что уж говорить про всякие там дождички, если ты под ними уже и спал, и ел, — тебе нормально, у природы нет плохой погоды. Так что даже приостановить тягу к походам стало сложнее.
— Страшно не бывает?
— Не успеваешь испугаться. Это как прыжок с парашютом: потом начинаешь осознавать, что вообще-то страшно, а в процессе думаешь о другом.
— Какие планы?
— Кататься, и как можно больше. У меня день рождения 16 июня. Друзья обещали сюрприз, так что рассчитываю провести этот день в походе.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by