C чего начиналась наша любовь к автомобилям? С вкладышей к жвачкам, аркадных игр и ярких киношных погонь. Фундамент был заложен в 1980-е, все лучшее (как минимум для поколения мальчиков 35+) было придумано в 1990-е, да и в 2000-х все еще было весело. Решили вспомнить те славные времена, а заодно немного похулиганить, представив, как бы в тех культовых декорациях выглядел наш редакционный Dongfeng Aeolus Shine GS.
Жвачки Kent массово появились у нас в начале 1990-х. Ироничные изречения из Love is… достойны отдельного рассмотрения, но давайте сегодня про вкладыши Turbo, которые на доброе десятилетие стали первой автомобильной энциклопедией для многих мальчишек — автомобильные журналы, каталоги и плакаты появились в их жизни потом.
Это сейчас понимаешь, что картинки — довольно жуткого качества, технических характеристик по минимуму, да и те порой с ошибками. Но тогда это было не просто не очевидно, а даже не важно. Мы изучали крохотные вкладыши, запоминали цифры — и были во всеоружии, когда в какой-то момент удавалось увидеть зарубежную диковинку вживую.
К слову, далеко не всегда на вкладышах Turbo были изображены суперкары и прототипы. Встречались и вполне обычные модели вроде Audi 80, как у папы, или Mercedes W124, как у соседа.
Если собрать коллекцию вкладышей Turbo в 1990-х при желании мог практически любой пацан, то конструкторы Lego, увы, были доступны далеко не всем — особенно те крутые, из серии Technic. Это вам не примитивные кубики, из которых разве что дом построишь: тут и специальные детали, и шестеренки, а в некоторых случаях даже электрический привод. И — внимание — ничего не надо дорабатывать напильником, подгибать и подклеивать, как того порой требовали советские конструкторы.
Ранние варианты, как и наборы с относительно небольшим числом деталей, представляют собой, конечно, игрушки для детей. Более крупные и дорогие, с огромным количеством элементов, оригинальными панелями и улучшенной детализацией — это уже скорее подарок для 40-летних мальчишек.
Фильм о путешествии во времени, который, кажется, не устареет никогда, хотя служащий отправной точкой отсчета 1985-й остался давно позади, будущее из 2015-го мы уже пережили, а сцены о США 1950-х — это глоток ностальгии лишь для американских зрителей.
Но какая разница? Даже если вы не в курсе тех или иных событий и культурных традиций, это очень крутое кино. Лихо закрученный сюжет, множество пасхалок, заложенных в первой части и раскрывшихся во второй и третьей, очень много юмора, а местами и страшных сцен. И, конечно, DeLorean DMC-12.
После фильма «Назад в будущее» автомобиль стал поистине легендарным. Эту модель создатели ленты выбрали из-за необычного внешнего вида, ведь по части технических характеристик DMC-12 ничего особенного не предлагал даже по меркам тех лет (от столь футуристичной машины ждешь чего-то получше, чем 10,5 секунды до сотни). Но опять же, какая разница? Благодаря трилогии DeLorean стал одним из культовых автомобилей и символов поп-культуры той эпохи.
Две первые, «канонические» части фильма также внесли свой вклад в поп-культуру 1990-х. Это не столько фантастика, сколько комедия с призраками, огромным зефирным человечком и пронзительно ревущим автомобилем охотников — «Экто-1». Его роль исполнил универсал Cadillac Fleetwood Miller-Meteo 1959 года, и это такая же визитная карточка ленты, как и заглавная песня Рея Паркера — младшего Ghostbusters.
Как и DeLorean, «Экто-1» является отлично узнаваемым кинообразом, а изготовленные фанатами реплики то и дело появляются на тематических фестивалях и выставках.
Еще одна фантастическая комедия, но уже в жанре боевика. Считайте, «Крепкий орешек» в космосе. Знаковый фильм 1990-х и одна из лучших режиссерских работ Люка Бессона, в которой даже не обошлось без кинопогони.
Правда, в «Пятом элементе» автомобили не ездят, а летают. Марки и модели обезличены, хотя в дизайне желтого такси, на котором работает герой Брюса Уиллиса, явно имеются отсылки к знаменитым Checker Marathon (1961—1982 годы выпуска).
Что касается полицейских машин, то в них сложно увидеть потомка Chevrolet Caprice или Ford Crown Victoria либо каких-то более ранних моделей. А вот цвет — почти такой же, как у нашего редакционного автомобиля. А раз так, то без зазрения совести убираем колеса, ставим проблесковые маячки — и вуаля!
Гоняет, нарушает? Таксует! Лихой водитель Даниель имел неосторожность связаться с амбициозным, но весьма нерасторопным (не способным сдать экзамен на права без разрушительного въезда в магазин) полицейским Эмильеном. Легкая комедия с элементами боевика и детектива заходит на одном дыхании, в том числе благодаря динамичным автомобильным сценам. Хотя, положа руку на сердце, — в большей степени благодаря операторской работе и монтажу, чем каким-то из ряда вон трюкам.
Образ белого Peugeot 406 с табличкой Taxi Marseille, который в считанные секунды превращается в «заряженный» болид, способный уделать Mercedes E500 и Mitsubishi Lancer Evo (во второй части), узнаваем до сих пор. Ну а мы теперь знаем, что таксисты, ниоткуда появляющиеся и неизвестно куда спешащие, везде одинаковы.
История о полицейском, работающем под прикрытием, переплетается с романтикой нелегальных гонок и вообще уличной субкультурой крупных американских городов на стыке ХХ и XXI веков. Плюс эффектные сцены заездов и погонь, яркие тачки, красивые девушки. Вроде банальный боевик, но неожиданно выстреливший так, что вышло уже 10 частей, а в 2025 году ожидается 11-я.
Раскрыв тему уличных гонок, тусовок, тюнинга, «Форсаж» сам стал мощным ретранслятором этой автомобильной культуры в странах бывшего Советского Союза. Фильм полюбился зрителям в том числе потому, что он не о высших достижениях в автоспорте, не о сложных вещах — он о простом и близком многим. Взять старый Civic, доработать по мере возможностей и мастерства — и мчать под рев прямотока по ночным улицам мегаполиса.
По этой же причине так популярны оказались игры знаменитой гоночной серии Need For Speed. Это вам не сложный гоночный симулятор, где можно и нужно разбираться с настройками, уметь ездить по траекториям и понимать основы спортивного вождения, где без нормального руля и педалей обойтись будет сложно. В NFS все намного проще: выбираешь машину, апгрейдишь ее, чтобы было эффектно, — и гоняешь как твоей душе угодно. Весело, просто, без лишних заморочек. Можно и погоню с полицейскими автомобилями устроить, и вообще отрываться на всю катушку.
Оригинальная игра вышла в 1994 году, затем каждые несколько лет появлялись новые версии, что обеспечивало актуальность графики и появление новых возможностей для игроков. Ну а в сумме получаем одну из самых узнаваемых и успешных серий гоночных «игрушек», которая остается популярной до сих пор. Но именно ранние версии дарят чувство ностальгии тем, кто начинал «гонять на компе» 20 и более лет назад.
Grand Theft Auto — это тоже про автомобили, но не только. Здесь уже герои, задания, окружающие второстепенные персонажи — целый виртуальный мир, который построен вовсе не для покатушек, а для выполнения миссий.
Первые игры — с довольно примитивной графикой, но уже тогда — с довольно глубокой проработкой деталей. В поздних вариантах картинка становится лучше, а у игроков появляется больше возможностей. Но, надо полагать, у каждого — свое понимание, какая из игр серии претендует на роль культовой. Скорее всего, именно та, с которой лично у тебя началось знакомство с миром GTA.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by