23 июля 2024 в 8:00
Источник: Иван Кришкевич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект: лонг-тест

Вспоминаем Turbo, GTA, «Форсаж» и все то, что греет сердца мальчиков возраста 35+

Источник: Иван Кришкевич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

C чего начиналась наша любовь к автомобилям? С вкладышей к жвачкам, аркадных игр и ярких киношных погонь. Фундамент был заложен в 1980-е, все лучшее (как минимум для поколения мальчиков 35+) было придумано в 1990-е, да и в 2000-х все еще было весело. Решили вспомнить те славные времена, а заодно немного похулиганить, представив, как бы в тех культовых декорациях выглядел наш редакционный Dongfeng Aeolus Shine GS.

Вкладыши Turbo (1986—2007 годы, 22 серии)

Жвачки Kent массово появились у нас в начале 1990-х. Ироничные изречения из Love is… достойны отдельного рассмотрения, но давайте сегодня про вкладыши Turbo, которые на доброе десятилетие стали первой автомобильной энциклопедией для многих мальчишек — автомобильные журналы, каталоги и плакаты появились в их жизни потом.

Это сейчас понимаешь, что картинки — довольно жуткого качества, технических характеристик по минимуму, да и те порой с ошибками. Но тогда это было не просто не очевидно, а даже не важно. Мы изучали крохотные вкладыши, запоминали цифры — и были во всеоружии, когда в какой-то момент удавалось увидеть зарубежную диковинку вживую.

К слову, далеко не всегда на вкладышах Turbo были изображены суперкары и прототипы. Встречались и вполне обычные модели вроде Audi 80, как у папы, или Mercedes W124, как у соседа.

Lego Technic (с 1977 года)

Если собрать коллекцию вкладышей Turbo в 1990-х при желании мог практически любой пацан, то конструкторы Lego, увы, были доступны далеко не всем — особенно те крутые, из серии Technic. Это вам не примитивные кубики, из которых разве что дом построишь: тут и специальные детали, и шестеренки, а в некоторых случаях даже электрический привод. И — внимание — ничего не надо дорабатывать напильником, подгибать и подклеивать, как того порой требовали советские конструкторы.

Ранние варианты, как и наборы с относительно небольшим числом деталей, представляют собой, конечно, игрушки для детей. Более крупные и дорогие, с огромным количеством элементов, оригинальными панелями и улучшенной детализацией — это уже скорее подарок для 40-летних мальчишек.

«Назад в будущее» (трилогия, 1985—1990 годы)

Фильм о путешествии во времени, который, кажется, не устареет никогда, хотя служащий отправной точкой отсчета 1985-й остался давно позади, будущее из 2015-го мы уже пережили, а сцены о США 1950-х — это глоток ностальгии лишь для американских зрителей.

Но какая разница? Даже если вы не в курсе тех или иных событий и культурных традиций, это очень крутое кино. Лихо закрученный сюжет, множество пасхалок, заложенных в первой части и раскрывшихся во второй и третьей, очень много юмора, а местами и страшных сцен. И, конечно, DeLorean DMC-12.

После фильма «Назад в будущее» автомобиль стал поистине легендарным. Эту модель создатели ленты выбрали из-за необычного внешнего вида, ведь по части технических характеристик DMC-12 ничего особенного не предлагал даже по меркам тех лет (от столь футуристичной машины ждешь чего-то получше, чем 10,5 секунды до сотни). Но опять же, какая разница? Благодаря трилогии DeLorean стал одним из культовых автомобилей и символов поп-культуры той эпохи.

«Охотники за привидениями» (1984 и 1989 годы)

Две первые, «канонические» части фильма также внесли свой вклад в поп-культуру 1990-х. Это не столько фантастика, сколько комедия с призраками, огромным зефирным человечком и пронзительно ревущим автомобилем охотников — «Экто-1». Его роль исполнил универсал Cadillac Fleetwood Miller-Meteo 1959 года, и это такая же визитная карточка ленты, как и заглавная песня Рея Паркера — младшего Ghostbusters.

Как и DeLorean, «Экто-1» является отлично узнаваемым кинообразом, а изготовленные фанатами реплики то и дело появляются на тематических фестивалях и выставках.

«Пятый элемент» (1997 год)

Еще одна фантастическая комедия, но уже в жанре боевика. Считайте, «Крепкий орешек» в космосе. Знаковый фильм 1990-х и одна из лучших режиссерских работ Люка Бессона, в которой даже не обошлось без кинопогони.

Правда, в «Пятом элементе» автомобили не ездят, а летают. Марки и модели обезличены, хотя в дизайне желтого такси, на котором работает герой Брюса Уиллиса, явно имеются отсылки к знаменитым Checker Marathon (1961—1982 годы выпуска).

Что касается полицейских машин, то в них сложно увидеть потомка Chevrolet Caprice или Ford Crown Victoria либо каких-то более ранних моделей. А вот цвет — почти такой же, как у нашего редакционного автомобиля. А раз так, то без зазрения совести убираем колеса, ставим проблесковые маячки — и вуаля!

«Такси» (1998 год)

Гоняет, нарушает? Таксует! Лихой водитель Даниель имел неосторожность связаться с амбициозным, но весьма нерасторопным (не способным сдать экзамен на права без разрушительного въезда в магазин) полицейским Эмильеном. Легкая комедия с элементами боевика и детектива заходит на одном дыхании, в том числе благодаря динамичным автомобильным сценам. Хотя, положа руку на сердце, — в большей степени благодаря операторской работе и монтажу, чем каким-то из ряда вон трюкам.

Образ белого Peugeot 406 с табличкой Taxi Marseille, который в считанные секунды превращается в «заряженный» болид, способный уделать Mercedes E500 и Mitsubishi Lancer Evo (во второй части), узнаваем до сих пор. Ну а мы теперь знаем, что таксисты, ниоткуда появляющиеся и неизвестно куда спешащие, везде одинаковы.

«Форсаж» (2001 год)

История о полицейском, работающем под прикрытием, переплетается с романтикой нелегальных гонок и вообще уличной субкультурой крупных американских городов на стыке ХХ и XXI веков. Плюс эффектные сцены заездов и погонь, яркие тачки, красивые девушки. Вроде банальный боевик, но неожиданно выстреливший так, что вышло уже 10 частей, а в 2025 году ожидается 11-я.

Раскрыв тему уличных гонок, тусовок, тюнинга, «Форсаж» сам стал мощным ретранслятором этой автомобильной культуры в странах бывшего Советского Союза. Фильм полюбился зрителям в том числе потому, что он не о высших достижениях в автоспорте, не о сложных вещах — он о простом и близком многим. Взять старый Civic, доработать по мере возможностей и мастерства — и мчать под рев прямотока по ночным улицам мегаполиса.

Need For Speed (с 1994 года)

По этой же причине так популярны оказались игры знаменитой гоночной серии Need For Speed. Это вам не сложный гоночный симулятор, где можно и нужно разбираться с настройками, уметь ездить по траекториям и понимать основы спортивного вождения, где без нормального руля и педалей обойтись будет сложно. В NFS все намного проще: выбираешь машину, апгрейдишь ее, чтобы было эффектно, — и гоняешь как твоей душе угодно. Весело, просто, без лишних заморочек. Можно и погоню с полицейскими автомобилями устроить, и вообще отрываться на всю катушку.

Оригинальная игра вышла в 1994 году, затем каждые несколько лет появлялись новые версии, что обеспечивало актуальность графики и появление новых возможностей для игроков. Ну а в сумме получаем одну из самых узнаваемых и успешных серий гоночных «игрушек», которая остается популярной до сих пор. Но именно ранние версии дарят чувство ностальгии тем, кто начинал «гонять на компе» 20 и более лет назад.

GTA (с 1997 года)

Grand Theft Auto — это тоже про автомобили, но не только. Здесь уже герои, задания, окружающие второстепенные персонажи — целый виртуальный мир, который построен вовсе не для покатушек, а для выполнения миссий.

Первые игры — с довольно примитивной графикой, но уже тогда — с довольно глубокой проработкой деталей. В поздних вариантах картинка становится лучше, а у игроков появляется больше возможностей. Но, надо полагать, у каждого — свое понимание, какая из игр серии претендует на роль культовой. Скорее всего, именно та, с которой лично у тебя началось знакомство с миром GTA.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Автопромсервис», УНП 100064519.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by