«Практически в аутентичном состоянии». Удивляемся «сохрану» 41-летнего Opel Rekord

38 013
05 августа 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

«Практически в аутентичном состоянии». Удивляемся «сохрану» 41-летнего Opel Rekord

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

«Если уехать подальше от шумных мест, куда-нибудь в лес или поле, и заглушить двигатель, то вы услышите, как гниет Opel» — гласит известная шутка. Мы так и сделали, но не сработало: этот Rekord не нарушает тишины. А ведь ему 41 год…

Автомобиль выходного дня

Это вдвойне удивительно, ведь именно модели 1980-х сформировали в умах белорусов стойкий стереотип о том, что ржавчина съедает кузов Opel очень быстро. Просто посмотрите, сколько «Рекордов», «Кадетов» или «Аскон» осталось в живых. Что же не так с этим экземпляром, чем вызван сбой в матрице?

Зазоры не пляшут, а если бы не знал, что был «перекрас», то, наверное, и не заметил бы. Такое состояние кузова и такой внешний вид сделали бы честь автомобилю раза в четыре моложе. А у нас тут старый Opel, который выглядит так, словно выпущен несколько лет назад. Ну как такое возможно?

— Этот Rekord был куплен в Минске год назад, а до этого он 13 лет находился в одних руках, использовался как автомобиль выходного дня. Вообще, он был привезен в Беларусь в начале 1990-х и зимой не эксплуатировался, только летом, — объясняет нынешний владелец Алексей Мухлаев.

Теперь понятно, благодаря чему автомобиль смог сохраниться в таком состоянии. Тем удивительнее, что в какой-то момент предыдущий хозяин решил продать его… за ненадобностью: мол, просто занимает место в гараже. Вот так Rekord попал в руки к Алексею и его брату Сергею, которые увидели в слегка запущенном экземпляре потенциал — и решили привести его в оригинальное состояние.

Поколение Rekord Е увидело свет в 1977 году и стало последним в истории модели — в 1986 году на смену пришла Оmega, сделавшая большой шаг вперед в технологиях и аэродинамике. 

Тот автомобиль, который вы видите на фото — представитель второй фазы (1982—1986 годы выпуска), то есть рестайлинговый вариант. От ранних версий их отличает более обтекаемая передняя часть кузова (коэффициент лобового сопротивления был снижен с 0,42 Cd до 0,36 Cd) и крупные задние фонари, а также измененная линейка моторов. Обновленный Rekord оснащали бензиновым двигателями объемом 1,8—2,2 литра (75—115 л. с.), а также 2,3-литровыми дизельными с наддувом и без него (65–86 л. с.), 4-х и 5-ступенчатой коробкой передач, а также 3-ступенчатым «автоматом». 

— По кузову были царапины, стояли какие-то неродные литые диски. И были проблемы — с системой охлаждения, печкой, замком зажигания, подвеской, — перечисляет недостатки Алексей.

Что ж, братья стали один за другим решать все вопросы и приводить машину в порядок. И вот он, результат. Стоит перед нами, радует глаз. А у кого-то, возможно, вызовет и ностальгические воспоминания, ведь в 1990-х такие «Рекорды» были достаточно популярны. По статусу эти автомобили уступали Mercedes W123, но вполне могли поспорить с Ford Granada или Audi 100 C2. Где они вообще все? Были да сплыли. Точнее, сгнили. А здесь реально выживший: 41-летний Opel, который не имеет ржавчины. И у него даже родные пороги и остальные кузовные детали.

— Где-то 10 лет назад машина красилась по кругу до уровня стекол. Владелец просто хотел освежить внешний вид, избавить кузов от царапин. Работу выполнял наш знакомый маляр, который занимается ретротехникой. Ему же мы и отдали Rekord на перекраску — опять же, чтобы избавиться от царапин и прочих мелких дефектов. Так-то кузов был в неплохом состоянии, — замечает Алексей.

А еще приятно удивляет состояние хромированных, пластиковых и резиновых деталей: они от времени страдают довольно быстро, но здесь имеют очень хороший вид.

— Поставили много всяких оригинальных деталей — ручек, клипс и так далее, — добавляет Алексей. — Нашли людей, которые занимаются именно «Рекордами»: разбирают их, ездят на них. Интересные, заряженные люди. У них интересные машины.

Оказывается, не все «Рекорды» сгнили, не все их порезали на металл.

Что такое комплектация по-немецки

Чтобы открыть водительскую дверь, надо чуть сильнее дергать за ручку с обратным хватом. И добро пожаловать в автомобильный интерьер 1980-х!

Глядя на эту плоскую рубленую переднюю панель с обратным наклоном, понимаешь, чем вдохновлялись дизайнеры современных моделей Opel. Но у них там сейчас два экрана, а здесь — аналоговая комбинация приборов, причем место тахометра занимает большой циферблат часов.

Тик-так, время летит, интерьерные изыски меняются, как и требования к активной и пассивной безопасности. Задних подголовников нет, про подушки и ABS можно не спрашивать. Зато обзорность отличная: тонкие стойки крыши обеспечивают минимальные слепые зоны.

— Этот Rekord — в самой простой комплектации, в нем вообще ничего нет: ни центрального замка, ни гидроусилителя руля, ни велюрового салона — все это опции. Здесь даже не было правого бокового зеркала, но мы его раздобыли и поставили, потому что ездить в нашем трафике без него непросто. И ручки регулировки зеркал восстановили, потому что они ломаются, — говорит Алексей.

Удивительно, что при этом в автомобиле есть люк, который точно не был дешевой опцией. Но это как раз специфика немецких машин: в стандарте тебе предложат руль, а дальше покупатель выберет ровно то, что ему будет нужно. Вот некий герр в 1983-м решил, что люк куда важнее правого зеркала или гидроусилителя руля.

— Оригинальную стереосистему не нашли: из Германии этот Opel приехал с кассетной магнитолой Blaupunkt, но она находилась в плачевном состоянии. Решили заморочиться и найти магнитолу тех лет. Отыскали Munchen — это действительно немецкая магнитола, и она работает, — рассказывает Алексей. А мы и кассет с собой не взяли…

Вообще, салон в весьма достойном состоянии, хотя обшивка потолка требует ремонта. А еще возникает ощущение, что это не совсем оригинальный цвет обивки, так что еще одна хорошая химчистка не помешала бы. Но для такого возраста и такого пробега салон, считайте, новый. Сколько там, кстати, на одометре?

58 204 километра. Правда, неизвестно, на какой круг пошел счетчик, ведь он рассчитан на пятизначные числа. Ба, в бардачке находим старую сервисную книжку с отметками немецкого дилера — последняя запись касается 1989 года и там записан пробег 51 780 километров. Кстати, мы проверили: автохаус Josef Scharf Automobile GmbH & Co до сих пор работает в Нюрнберге. Вот бы взять этот Rekord да заявиться к ним с этой сервисной книжкой, мол, время ТО наступило. Вот это был бы номер!

Без надрыва

И все же обойдемся куда более короткой поездкой по столичным улицам. Но прежде откроем капот. Боже, какой он тяжеленный! С современными автомобилями и их облегченными кузовными панелями уже и забываешь, что такое кузов из железа. При этом снаряженная масса Rekord E2 составляет всего 1145—1370 кг. Почему же сейчас столько весит современная Astra? Все просто: в ней больше систем комфорта и безопасности. Да и вообще всякого.

Просто посмотрите, что под капотом у Rekord. Да практически ничего, кроме расположенного продольно 2,0-литрового бензинового двигателя мощностью 100 л. с., скомпонованного с 4-ступенчатой «механикой». Внешний вид силового агрегата вызывает уважение, но за этим стоят усилия братьев по приведению его в порядок. Например, пришлось ремонтировать систему охлаждения, менять радиатор, возиться с системой питания.

— Все говорили: да поставьте вы от «Жигулей» карбюратор и не мучайтесь. Но уперлись в аутентичность, восстановили и настроили этот Varajet. Вроде работает неплохо, — замечает Алексей.

Мотор «просыпается» бодро и сразу выходит на повышенные прогревочные обороты, которые падают до номинальных где-то через минуты полторы-две. Любопытно, что традиционная ручка подсоса внизу передней панели отсутствует.

А в остальном — типично карбюраторный двигатель, который на нажатие педали газа отвечает молниеносно, ни на долю секунды не задумываясь о том, что там с экологичностью выбросов и надо ли вписываться в жесткие нормы ЕС.

Тяга присутствует с низов, но дальше особо не нарастает и никаких подхватов не демонстрирует, так что особой резвости от автомобиля ждать не приходится. Да и не хочется мучить «старичка» резвыми стартами. Просто едем и наслаждаемся мягкой работой мотора и четкими переключениями коробки.

Тахометра, напомню, нет, так что переключаюсь по ощущениям. Но это как раз тот случай, когда ошибиться сложно: мотор потянет на самых малых оборотах, а перекрутить его трудно из-за длинных передаточных чисел. Еще на трассе то и дело хочется включить пятую — а ее здесь нет.

Rekord и в младые годы не слыл спортседаном, предпочитая спокойно катить по прямой. С плавностью хода все неплохо — на нее, похоже, работает все, начиная с профиля шин (195/70 R14) и заканчивая длинноходной подвеской. Настраивали амортизаторы и пружины именно так или они просто приобрели такую мягкость с возрастом, остается за кадром. Но факт: едет машина плавно.

Однако будьте готовы к тому, чтобы «наматываться» в поворотах на руль, который от упора до упора делает около четырех оборотов. С такой «остротой» не пошалишь, зато прямую Opel держит уверенно, да и в поворотах держится молодцом — для автомобиля своей эпохи.

Есть нюанс

Вот тут мы подходим к очень скользкой теме. Да, это Opel на пятом десятке лет, переживший не только современников, но и наследников (ведь 99% экземпляров Omega A в нашей стране давно и успешно сгнили, представители поколения Omega B как раз в процессе). Он практически в музейном состоянии, и он — свидетель происходивших на белорусском авторынке 1990-х событий.

Но это — просто Rekord, у которого нет статуса культовой или хотя бы горячо любимой белорусами модели, как в случае, например, с уже упоминавшимся Mercedes W123. Симпатичный, хорошо сохранившийся старый автомобиль, и на этом все. Если только на точно таком же не ездил лет 20—30 назад ваш дедушка или папа и у вас не осталось соответствующих воспоминаний. Скажу честно: если бы в таком состоянии продавалась Omega, я бы задумался — как раз из-за соответствующего семейно-исторического контекста.

Даже нынешние владельцы и те решили расстаться со своей ласточкой, и это после всех усилий по приведению ее в порядок. А причина как раз в том, что автомобиль хороший, но не настолько интересный, чтобы оставлять его в коллекции. Лучше высвободить место, время и деньги для нового проекта. Зная Алексея и Сергея, не сомневаюсь, что это будет достойный экземпляр.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by