ВелоПетрович

«Это были волки?» — «Скорее ежик». Нас затащили в велопутешествие с палатками и борщом на огне

31 406
11 августа 2024 в 13:15
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
ВелоПетрович

«Это были волки?» — «Скорее ежик». Нас затащили в велопутешествие с палатками и борщом на огне

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий

Любой знает, что палатка — это романтика большого мира на ладони, запах костра, сказочный закат, а также пение птиц и неугомонного гитариста поутру. Причем это знает даже тот, кто палатку никогда не ставил и никогда туда не лазил. Хрестоматия, легко сойти за своего. А теперь со всеми сложностями на границах многие возвращаются к истокам, вспоминают о том, что такое туризм не по путевке, заново открывают для себя магию перловой каши с тушенкой. Вот и нас сманили заняться велотуризмом во всей красе. Сманил Максим Гаврилов, уже хорошо знакомый нашим читателям. Наши красивейшие рейды по замкам и заповедным уголкам страны его не слишком впечатлили, и он взялся показать нам, как путешествуют трушные велотуристы. Трушные — может быть, но как быть, если в 35 лет впервые в жизни пришлось ночевать в палатке?

Сборы

— Палатка у тебя есть? — Максим от начала до конца занимался планированием поездки и, нужно сказать, выполнил громадный объем работы. Это совет номер один: если ввязались в подобное велопутешествие без нужного опыта, найдите того, у кого этот опыт есть. Такой человек знает, что брать, а чего не брать, как и куда сложить поклажу, как пользоваться картами и каким маршрутам доверять. Еще он знает, у какой тушенки лучше состав и какая заправка для борща самая натуральная, без «ешек».

— Палатки нет... А спальник? Ну коврик хотя бы? Серьезно: вообще ничего? — Максим, казалось, был искренне удивлен. — Ладно, не переживай. Сейчас все можно взять в прокат. Я займусь.

Что мы вам говорили? Ищите правильных людей, с ними — хоть на край света.

В результате Максим раздобыл все необходимое для ночевки и ждал нас с двумя подготовленными велосипедами. В поход отправлялись на Borant Phantom: проверенных гравелах белорусской марки. Карбон, Shimano GRX — шик, блеск, красота. Поедем с комфортом. Почему именно гравел? Во-первых, потому что шоссейник полудикий маршрут почти наверняка не потянет. Во-вторых, потому что субъективно гравел все же комфортнее для тяговой многочасовой работы, чем ваш любимый горник. С рулем-бараном и перехватить руки всегда можно, и, взявшись за низа, припустить против ветра на открытом участке. Короче, кому что привычнее.

— Смотри, у меня, скажем так, байкпакерский набор. У тебя — классический для велотуризма, с багажником и большими сумками на нем. Это более вместительный вариант, я все упаковал, и там еще места — вагон. Так что провизию повезем на тебе, — обрадовал предводитель нашей экспедиции.

— Идет.

ткань, на багажник, быстросъемное крепление, объем 20 л
нейлон, на руль, быстросъемное крепление
полиэстер, под раму, быстросъемное крепление, объем 1.5 л

Пока едем в магазин, обрисую, что уже в сумках. Максим заранее прислал список: легкие кроссовки, носки, тонкие штаны, майка, флиска, ветровка. Два бачка воды. Пару батончиков по карманам — перекус. Складная посуда — для лагеря. Средство от насекомых. Портативная лампа.

— Одежду выбирай такую, чтобы была максимально универсальной. Куртка — на случай дождя и ветра, она же — утепление. Спальник я взял с запасом по температуре — не замерзнешь, — инструктировал он.

Все это вместе с уже обозначенными спальными принадлежностями Макс равномерно разложил по двум сумкам. Это важно, иначе баланс будет нарушен, ехать на велосипеде будет сложнее. Лишние килограммы на заднем колесе и так с непривычки кажутся балластом.

К магазину особых требований не было.

— Я везде найду то, что мне нужно, — успокоил наш спутник.

В итоге везли питьевую воду, пачку риса, сгущенку, изюм, пару банок тушенки, заправку для борща, хлеб, сало, зелень, две картофелины. Черный перец и чеснок забыли — бывает, учитесь на чужих ошибках. Кофе, сладости по вкусу. Хорошо заходит что попроще: всякий зефир, вафли, печеньки. Йогурт, кефир, бананы, питьевая вода.

— А точно все взяли? Может, еще чего? почему-то из магазина уходить не хотелось, казалось, нужно купить полкабана и макароны на всякий случай. И грецких орехов с шоколадом — в поход же идем, в неизвестность, мало ли что.

— Да не парься, — успокаивал Максим. — На ужин борщ будет с салом, тушенки добавим. На завтрак — рис с изюмом и сгущенкой, очень вкусно и питательно. Мы ж на два дня всего. 

Без ветчины и сыра все равно было как-то тревожно, но делать нечего — пришло время отправляться.

— Мандраж? Это потому что ты в первый раз. Не переживай, скоро должно отпустить. Смотри, красиво как. Отдыхай, расслабляйся, — Максим, похоже, так и сделал и мерно катил по грейдерной гравийке. Оставалось следовать его примеру.

Первый ходовой день

Подробно описывать маршрут не имеет большого смысла. Хотя бы потому, что Максим знал, что едет с новичками, и ничего масштабного не планировал. Не спеша выехали из Заславля вдоль местных каналов, километров через 15—20 углубились в лес и стежками-дорожками пробирались вглубь, подальше от городского шума, туда, где трава высока и заросли гуще, все как завещано.

По поводу травы. Нам, городским, в таких походах всегда маятно: а вдруг клещи? Оводень какой нападет с перочинным ножичком, шмель залетит под шлем, комары обглодают. Что-то Макс говорил про то, что возит с собой какие-то таблетки на всякий случай. Но все равно переживания: едешь, прислушиваешься, то и дело осматриваешь открытые участки на руках и в особенности на ногах.

— Все еще не отпускает? — Максим посмеивается. — Знаешь, бывают походы, где от насекомых спасу нет. Ты едешь, они тебя грызут прямо до крови, и ничего не сделать — едешь дальше. Сейчас не так.

— Спасибо, успокоил.

— Правда?

— Нет.

На самом деле для первого дня все вполне благополучно. Дороги в меру широкие, нет нужды ехать по высокой траве, откуда, наверное, мог бы кто-то и подсесть пассажиром. Комары на ходу тоже не донимают: может, не поспевают, а может, жарковато еще для них, прячутся.

И если отпустить голову — кайф. Идешь свободным ходом по тряской дороге, гравел отрабатывает выписанные ему авансы. На маленькой скорости трясет сильнее, поэтому все время хочется припустить, чтобы лететь над ухабами, а не прыгать по ним.

— Смотри аккуратнее, дорога с сюрпризами. Да и развесовка тебе непривычная, — предупреждает дорожный капитан. Он, конечно, прав.

Мы знаем, куда едем, благодаря тому, что Максим регулярно сверяется с навигатором. Причем тот шалит то и дело — вспышки на солнце — и все же едем с большего уверенно. Проблема в том, что отрисованный маршрут может вдруг всерьез измениться вследствие природных явлений. Были сильные ливни, река разлилась, дорогу в лесу затопило. Что делать? Ехать в объезд? А если объезда нет?

— Бывало, приходилось переходить и реки, и прочие подобные препятствия вброд. Несешь над собой при этом груженый велик, сам по пояс в холодной воде — класс! — по этому человеку не скажешь, всерьез он или шутит. Класс так класс. А мы мысленно перекрестились, уповая на то, что подобного в первом походе не случится. Новичкам же везет. Везет же?

Следы недавних ливней все же видны кое-где. Огромная лужа на всю дорогу. Машина бы здесь точно не прошла, а на великах ищем проезд, петляя в зарослях. Снова нервно осматриваем ноги после этого. Максим опять смеется. Где-то удается проехать по краешку лужи, в других местах не страшно ехать и через нее, отчего велосипед, конечно, чище не становится.

Опытным путем выяснили, что шоссейная велообувь — не лучший вариант для сырого бездорожья: грязь быстро забивает шип, встегнуться становится невозможно, приходится искать палочку, чтобы прочистить все это дело. Поэтому дальноходы используют МТВ-обувь, там шип утоплен глубже и так не забивается. Ехать в велопоход в неконтакной обуви мы не рекомендуем: как минимум будет намного труднее.

— Это что! Однажды мы плот строили: из веток, пластиковых бутылок и всякой утвари. Связывали это все вместе, проверяли, чтобы погрузить туда все. Ничего не оставалось: или так, или в объезд, а объезд может быть километров 70 — не очень-то хочется столько ехать, особенно под вечер —рассказывает спутник. Рассказывает с энтузиазмом, странно это.

А вечер, кстати, и к нам близится на глазах, в лесу вообще смеркается быстро. Но переживать не пришлось.

— Скоро место стоянки, километров пять еще от силы, — будто прочитав мысли, обрадовал Максим. — Борщ будем варить, глядишь, ты и повеселеешь.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
10000 мА·ч (37 Вт·ч), выходы: 3 x 5V/9V/12V (3000 мА), быстрая зарядка
Выбор покупателей
20000 мА·ч (74 Вт·ч), выходы: 3 x 5V/9V/12V (3000 мА), быстрая зарядка

Стоянка

Место нашей стоянки опытные туристы держат в секрете. И на картах его не найдешь, разве что набредешь случайно, плутая по лесу. Правильно было бы назвать его Лукоморье, потому что кто-то приколотил к дереву златую цепь, на цепи кот, на ветвях русалка сидит — все честь по чести.

— На самом деле очень редко получается ночевать в подобных местах, но раз уж ты в первый раз — хотел тебе показать. Здесь все обустроено, все готово: есть крытая беседка, защищенная от дождей и ветров, заготовлены дрова, есть очаги для костров: хоть сейчас вешай котелок. Энтузиасты здесь прибираются, проделывают большую работу, поддерживая порядок. Конечно, находятся те, кто не может убрать за собой мусор, пакостники, вон, бутылок накидали: в прошлый раз тут было чище, — Максим с ворчанием переодевается и принимается за работу.

Выбор покупателей
0.5 л, тритан, для горячих напитков/для холодных напитков, защелкивающаяся крышка, мерная шкала, ремешок, голубой/серый
1 л, пластик, для холодных напитков, защелкивающаяся крышка, мерная шкала, черный
0.66 л, пластик, для холодных напитков, закручивающаяся крышка, черный

На самом деле от того, насколько удачное место вы выбрали для стоянки, зависит то, насколько быстро наступит ужин и затем сон. Дрова у нас есть, столы есть, полянка, где ставить палатки, тоже: прибраться по мелочи — и можно начинать готовить.

— Знаю, что кое-кто бы не одобрил, но будем готовить на газу. У меня есть специальная складная посуда, в том числе чайник, кастрюлька, но их на открытый огонь нельзя, — Максим уже сбегал к ручью за водой и готовится ее кипятить. — Костерок тоже разведем, но больше для уюта.

— А кто будет ворчать?

— Есть категория велотуристов, которые считают, что по-настоящему путешествовать надо с котелком, металлической посудой и черпаком — чтобы потом в этом котелке отдирать все, что пригорело. Оно, может, и ничего, но представь, сколько займет места в поклаже. Я придерживаюсь мнения, что сегодня есть столько всего классного, адаптированного именно для таких поездок, что не пользоваться всем этим как минимум странно, — объясняет Макс. — Сходи-ка ты зелень помой да картоху — суп будем варить.

Знаем мы этих воинственных знатоков. Они бы и модную велопоклажу на карбоновом велосипеде ой как не одобрили бы! Вот столитровый рюкзак на плечи, чтобы бутылочное горлышко упиралось аккурат в межпозвоночную грыжу, — вот это жизнь, да? Пока я полощу корнеплоды под тонкой струей студеного ручейка, можно припомнить, как Максим подробно рассказывал, что же такого классного он возит в велопоходы в своих сумках.

За разговорами не заметили, как все было готово. Борщ с тушенкой, хлеб и сало впридачу, потом кофе с вкусняшками. И здесь даже никчемный походник признает: нет еды вкуснее, чем съеденное после долгого похода на свежем воздухе. Какие там рестораны: беседка посреди зарослей, борщ из складной кастрюльки и кусок сала на краюхе хлеба — кому же это не понравится?

набор посуды, для приготовления/для употребления пищи/для употребления напитков, 4 персоны
чайник, для приготовления, 220 г
набор для пикника, для употребления пищи, 4 персоны, 1040 г

Мне, кстати, выдали странноватый столовый прибор, объединяющий в себе ложку, вилку и нож одновременно. Вывод такой: если вы не можете есть борщ вилкой, вы не очень-то проголодались.

А потом горячий кофеек с печенюшкой, и снова разговоры у костра. Кругом темнеет, дрова потрескивают в огне, где-то ухнул филин. Голова понемногу отходит от вечного городского травмирования, тишина перестает звенеть в ушах, и волной тишины накатывает покой. Родник играет первую партию, и весь лес, кажется, ему аккомпанирует.

Ночевка

Максим заранее позаботился о палатках. Ставил по уму, чтобы спальные места не замочило раньше времени опустившейся к позднему вечеру росой. Одноместные палатки, в каждой палатке ковер на землю, сверху спальник, надувную подушку по желанию. И все — ложись и спи.

треккинговая, весна/лето/осень, 4-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 355x225x140 см
экспедиционная, зима/весна/лето/осень, 3-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 380x220x130 см
Onlíner рекомендует
треккинговая, весна/лето/осень, 3-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 380x220x130 см

— Чего, прямо туда полезать?

— Прямо туда.

— А если заползет кто?

— Кто заползет? 

— Гадюка, например. Или того хуже — паук?

— Никто не заползет, ты лучше полог скорее опускай, а то комары налетят.

самонадувающийся, 188×65 см, толщина: 3.8 см, 1.3 кг, зеленый
самонадувающийся, 200×70 см, толщина: 7.5 см, 2.35 кг, зеленый
самонадувающийся, 180×130 см, толщина: 5 см, 5 кг, зеленый

Вот так внезапно и случилось, что в 35 годиков пришлось впервые спать в одноместной палатке. Может быть, какие-то эксперименты по детству с родителями были, но чтобы вот так, одному в темном лесу... Однако же природа, свежий воздух и сытный ужин убаюкивают. Все выключили свет, замотались в спальники и тихонько засопели. Еще один плюс такой жизни: ложишься спать когда стемнело, а не когда улица стихла и ты досмотрел все рилсы.

Но все пошло не по плану. Проснулся — темно, а сна ни в одном глазу. Сколько времени-то? 00:15. И что делать? Поворочался-поворочался, легче не стало. Спальник зимний, укутаешься — жарко, раскроешься — холодно. В палатке тесно и темень такая, что все наощупь. Можно и фонарь включить, но вдруг кто наползет на свет? В общем, лежишь, сопишь, волей-неволей прислушиваешься. А лес — он не спит. Там своя жизнь, свои звуки. Кто-то перепрыгнул с ветки на ветку, где-то упала шишка, родник не смолкает, и, похоже, квартетом выступают лягушки возле него. Звуки природы: можете включить их в наушниках, чтобы лучше спалось у себя в квартире, но вот здесь, в глухом лесу, это было даже как-то слишком. Палатка впитывает все звуки, сидишь как в барабане.

Вот кто-то прошел совсем рядом: что-то хрустнуло на земле. Что-то Максим говорил про лосей и диких кабанов, которых в этих местах видели. Но им, по идее, интереснее еда, а палатки все же все в стороне от импровизированной лесной кухни. Сколько времени? 00:30. Это что же, до утра так куковать? Надел наушники. Под музыку понятно, что не заснуть, а звуки природы ставить уже не хотелось. Начал слушать подкасты, да чтобы поскучнее, научпоп всякий. Обогатился знаниями, ворочаясь с бока на бок и вскидываясь, когда вдруг что-то показалось. В начале пятого утра стало спокойнее: раз так, то хотя бы рассвет встречу, полчасика еще подождать осталось. И эта мысль оказалась последней. Проснулся в семь под звуки топора и разлетающихся поленцев.

Утро и второй ходовой день

Раннее утро удается тем, кто хорошо спал. А кто пару часов урывками — мается. И холодно, и грустно, и умыться толком негде. Дали в руки рисовую кашу с изюмом.

— Ты сгущенки туда добавь: вкуснее будет и жизнь слаще покажется, — предложил неунывающий Максим. — А вообще не переживай. Первая ночь в палатке — всегда такая. Поэтому, во-первых, лучше, если первый день сложнее. Много проехать, устать вконец — тогда и спится лучше. А во-вторых, в походы стараются ехать хотя бы на две ночевки. Потому что пока втянешься, пока тебя отпустят все прочие заботы. Если поездка короткая, как у нас, то только начнешь расслабляться, а уже все, домой вернулся.

На сегодня программа такая: сворачиваем лагерь и тем же порядком пускаемся по большому кругу в обратный путь. Проедем другими дорогами, намотаем километров 70 или около того и вернемся в Минск. Хороший план.

Завтрак не лезет, но это это нужно перебороть. Калории понадобятся, и кто его знает, какой темп задаст свежий и отдохнувший Максим, пребывающий в своей стихии.

— Ты мне вот что скажи. Ночью возле палатки кто-то ходил. Это были волки?

— Скорее ежик. Ночью в палатке чего только ни привидится. Спал бы лучше, а не шорохи слушал, — смеется Макс. Хорошо ему говорить.

Что не доели — оставляем природе. Хлеб — лосям, изюм — тому самому ежику. Мусор сваливаем в специальный бак здесь же, в сторонке. Это обустроенная стоянка, если бы мусорного бака не было, нужно было бы весь мусор увозить с собой в поклаже.

— Все готово? Ну поехали, — скомандовал дорожный капитан, и мы пустились в обратный путь.

Обратная дорога неожиданно хорошо зашла. В этом вообще есть какой-то парадокс: когда не отдохнул, когда кажется, что все болит и ехать вообще не сможешь, организм включается и отдает какие-то заранее запасенные резервы. Сколько-то километров через лес: где-то снова объезжали большие лужины, где-то даже пешком вели велосипеды из-за глубокого песка. Песок — предатель. Кажется, все нормально, проедешь, а земля уходит из-под колес. Еще и груженый велосипед — мрак один, лучше и не рисковать совсем.

Максим собирался было устроить экскурсию, показать ДОТы времен мировых войн. До них не добрались: маршрут зарос так, что не пройти и не проехать. Пробовали тащить велосипеды через заросли высотой по плечи, но уперлись в какой-то бурелом. Будь Макс один, он бы, наверное, прорвался. Ну а наши недоспавшие и оттого не слишком добродушные лица, похоже, не вселяли уверенности в том, что такая затея обернется чем-то хорошим. И от намерения петлять от одного бетонного укрепления к другому мы отказались, немного сократив и упростив маршрут.

Оно и к лучшему, потому что впереди было то, что нам-то нравится больше всего. Узкая дорога, где мало машин, хороший асфальт, кайфовый рельеф. Маршрут 20 холмов: на отрезке километров в 40 удалось интересно поработать: дорога уходит в короткий, но силовой подъем, выдаешь кусок, потом чуть спокойнее по пологому. Через километр-полтора снова подъем и очередной интервал. Класс!

И потом, напахавшись, выруливаешь по крутяку к свету, к луговине, осиянной высоким солнцем. Чуть поодаль деревушка со своим сельпо, и вот оно — пещера Аладдина со всякими чудесами. Там тебе и печеньки, и вафли, и самое вкусное на свете мороженое. И даже кола есть — легендарный напиток, в том смысле, что про нее сложено немало легенд. Кто-то верит, что она лечит от всех болезней и даже убирает лактат из мышц. Кто его знает. Но взбодриться и правда иной раз помогает.

Есть ощущение, что Максим пожертвовал собственным удовольствием ради нашего. И мне по секрету сказали, что наш поход он охарактеризовал весьма лаконично: «Ну, не туристы». Он прав, хотя мы старались держаться. Все-таки первый опыт — он часто трудный. И бывает, что этим все и оканчивается.

Но случается и по-другому, когда, преодолев трудности, приходишь к тому, что снова хочешь туда: с головой и по-настоящему.

— Ты знаешь, я в походах нашел все, что мне нужно. Я начинал тоже безо всякого опыта, даже не с нуля, а с какой-то отрицательной отметки — такой у меня был период в жизни. И походы дали мне то, что я искал, дали энергию, дали больше понимания о том, кто я, что мне нравится. Это то, что я люблю, — сказал как-то Максим.

Дорога петляла под голубым небом, и небесный пастух гнал куда-то свои пушистые белые стада. Думалось о том, как много на самом деле может подарить велосипед: такой простой и оттого такой настоящий. Кто-то находит радость в подобных путешествиях или в рывках по хорошему асфальту, или занимается спортом, или вытворяет невообразимые трюки, или просто использует его как безотказный транспорт. Два колеса дают свободу. И нет, пожалуй, ничего честнее этих километров, остающихся за спиной, в дорожной пыли.

Максим смог утащить нас в свое путешествие, поделиться тем, что ему дорого. Мы снова и снова пытаемся делать то же самое. Все равно, как и куда вы едете, какой у вас велосипед. Это большой мир, двери в который всегда распахнуты для тех, кто любит крутить педали.

28", рама L, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 22", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг
28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый гидравлический

Благодарим магазин Borant и магазин Travers за помощь в организации репортажа.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by