Back in USSR: с подборщиком ищем дешевую советскую классику, чтобы ездить на ней каждый день

25 050
28 августа 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Вероника Сайко, ретушь: Максим Тарналицкий

Back in USSR: с подборщиком ищем дешевую советскую классику, чтобы ездить на ней каждый день

Автор: Вероника Сайко. Фото: Вероника Сайко, ретушь: Максим Тарналицкий
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Недавно вместе с автоподборщиком мы искали хоть что-то живое за $1500 по курсу. Закончился эксперимент скорее разочарованием, чем вдохновением: кажется, что пару лет назад с таким бюджетом еще можно было похвастаться хорошим уловом, но сейчас за ту же сумму купишь разве что большую черную дыру для денег и времени. Рассуждая о том, на какие модели стоит обращать внимание в разделе «Дешево и сердито», вместе со специалистом по подбору мы добавили в наш топ советские модели. И тут нас осенило: может, нам изначально надо было сосредоточиться на машинах с клеймом Made in USSR, отбросив пресловутые иномарки? Запчастей на разборках и по «дедушкиным» гаражам хватает, ремонтопригодность у многих машин хорошая (правда, как и «ломопригодность»)... Что ж, посмотрим, что из этого выйдет.

«Шестерка» за $850: «Нормальный ходовой экземпляр»

«Корч-патруль» возвращается: большинство подборщиков покрутят у виска, если попросишь их найти тебе «копейку» или «горбатого» под ключ, но не Максим Чеус. Специалист bolshoi_autopodbor с легкостью согласился на эту авантюру и, судя по хрусту зеленых купюр в кармане, даже захватил с собой потенциальный залог на случай, если эксперимент закончится положительно. А мы, знаете ли, только на позитив себя и настраиваем: без него в сегменте «$10 000 минус» делать нечего. На что надеемся? На встречу с каким-нибудь дедушкой, 20 лет скрывающим свою «ласточку» от чужих глазах в отапливаемом гараже. Или с горюющим внуком, не захотевшим возиться с внезапно свалившимся на него наследством. Наследством в родной краске, без жучка и паучка и долларов за 500… И нет, это не наши влажные мечты, это спойлер.

Но хватит прелюдий: перекупы тоже не дремлют, как и молодежь, желающая купить себе кузов под будущий «дрифт-корч». Обозначаем бюджет: пусть он будет до $1500. Но, конечно, стремимся отдать меньше $1000 в эквиваленте.

Начинаем массовый обзвон продавцов, но сегодня, как назло, не везет. Кто-то на днях машину разобрал, другие не готовы демонстрировать авто в будни. Поэтому «шестерка» (точнее, ВАЗ-21063 — модификация с 1,3-литровым мотором) без одного колеса, на домкрате и в 20 км от столицы показалась неплохим вариантом. Тем более описание звучит воодушевляюще:

«Состояние сел-завел-поехал. Двигатель, тормоза обслужены, резина хорошая, салон не убитый. Нюансы по ЛКП, правый порог спереди подгнил. Рабочая лошадка, не требующая больших затрат». Цена — $850 по курсу, торг не уместен.

В целом описание соответствует действительности. Без ремонта в стиле «я слепил из того, что было» не обошлось, но продавец нас сразу предупредил, что над машиной поработали до него.

Порог, ниша для запаски (больное место у этой модели), задняя юбка под бампером не радуют: очевидно, что переваркой такого авто заниматься смысла нет. Как рассказывает нынешний владелец, машина частенько подкидывает его до работы или по делам в город.

— При покупке стоял газ, но я сразу его снял. А то мало ли — разнесет все вокруг. Когда я машину забирал, она не заводилась, тормоза были в клине. Тормозные цилиндры я поменял, масло тоже, как и свечи, провода, шланги. Карбюратор отдавал в ремонт одному дядьке из Колодищей, — вспоминает продавец.

Машина 1990 г. в. завелась без проблем, особых сомнений, что авто технически исправно, нет. Продавец предупредил, что нужно поменять передний левый подшипник.

— Нормальный ходовой экземпляр, — резюмирует Максим, но без особого энтузиазма. — Нужно поменять цепь, на что намекает соответствующий звук при работе мотора. Человек, покупающий себе советское авто, вообще обязательно должен уметь пользоваться инструментами, гаечными ключами и всегда держать их в багажнике. Резюмируя, по десятибалльной шкале я бы поставил «шестерке» шестерку с половиной. Что очень понравилось — состояние салона. Уточнили и про документы: авто, со слов продавца, можно легко переоформить.

«Копейка» за $1400. Музей?

Повышаем ставки аж до $1400 в эквиваленте и едем смотреть «копейку», которая на фотографиях выглядит очень достойно. Продает ее коллега Максима — тоже автоподборщик. Владелец следит за нашим сегодняшним экспертом в соцсетях, поэтому знает, с какой целью мы к нему пожаловали, и не удивляется тому, что мы устраиваем его машине фотосессию.

красный, седан, бензин 1.1 л, механическая, задний привод

— «Жигули» всю жизнь (с 1976 года) были в одних руках, — рассказывает Данила. — Гаражное хранение, до 2019-го авто каждый год проходило техосмотр. Потом пожилой владелец по состоянию здоровья ездить перестал, и я машину выкупил.

— Сиденья эксплуатировались в чехлах, было порвано лишь одно кресло — я отдавал его в ателье на перешив. После покупки поубирал «дедовский колхоз», технически привел в нормальное состояние. С машиной мне отдали много литературы про эту модель. Можно ли переоформить? Да, документы в порядке — авто на моем брате, — добавляет владелец.

Любимая часть осмотра — угадывать, как на этот раз будет выглядеть ручка КПП. У «копейки» она украшена какой-то машинкой, а у предыдущей «шестерки» была более классическая розочка.

— Автомобиль интересный: это настоящая «копейка», а не ВАЗ-21011 или 21013. Салон в хорошем состоянии, — комментирует Максим.

Замечаем довольно крупный след от удара на правой передней двери. Точнее, растрескавшуюся шпатлевку, которой хотели все это замаскировать. Продавец объясняет, что предыдущий владелец не вписался в ворота гаража. В объявлении он тоже предупредил: кузов почти весь в заводском окрасе за исключением правых дверей.

После небольшого тест-драйва наш подборщик высоко оценил техническое состояние авто: и работу двигателя, и рулежку. В общем, осталось найти покупателя, который согласится с выставленной ценой.

То, что мы называем гаражной находкой: наследство, девять лет простоявшее в гараже

Следующий «лот» попал к нам в руки из Instagram подборщика. В одном из своих постов Максим рассказал о нашем эксперименте, и на сообщение откликнулся подписчик: мужчина написал, что собирается продавать ВАЗ-21011 1981 г. в., который перешел ему в наследство от дедушки. Но ни на какие автобарахолки машину он еще не выставлял, да и с ценой не определился — готов расстаться примерно за $500—1000 в эквиваленте.

О таком предложении мы рассказали Даниле, продавцу предыдущей «копейки». Молодой человек, услышав, что авто простояло в гараже девять лет, вызвался составить нам компанию при осмотре. А мы люди не жадные, поэтому взяли нового знакомого с собой.

Гараж удалось найти не с первой попытки: судя по всему, продавец не сильно интересовался свалившимся на его голову «счастьем». Это подтверждает и слой пыли на машине.

— Авто зим не видело, хранилось в гараже, — рассказывает нынешний владелец. — Меняли когда-то сцепление, распредвал.

На одометре — 62 000 км. Максим проходится по кузову толщиномером: признаков вторичного окраса не обнаружено. К сожалению, машина без аккумулятора, поэтому нельзя быть уверенным, что после установки АКБ она заведется без дополнительных манипуляций. Обслуживания требуют и тормоза — сейчас их просто нет.

Из разговора становится понятно: владелец хочет побыстрее передать авто в новые руки, не заморачиваясь с подготовкой «Жигулей» к продаже. Поэтому с Данилой они очень быстро сходятся по цене: $500 по курсу — и машина в ближайшее время будет вывезена на лафете в ГАИ для переоформления. Такой вот хеппи-энд для всех участников этой истории.

Что с ценами на «Волги»? Разбег от $500 и до $10 000

Решаем разбавить наши «жигулевские» приключения «Волгой». Если вы спросите, какова средняя цена на 21-ю или 24-ю модель, то мы растеряемся. Цены в объявлениях буквально пляшут: разбег от $500 и до $10 000.

Устанавливаем для себя лимит по верху адекватности и едем смотреть ГАЗ-2410 за $2000 в эквиваленте. Сначала по телефону отвечает пожилой мужчина, и у нас появляется надежда на красивую историю, как с предыдущими «Жигулями». Но вскоре выясняется, что авто принадлежит молодому мужчине: машину, по его словам, отдали друзья семьи. Документы на руках, «Волгу» можно переоформить в ГАИ.

— Машина свежеокрашена. Сделано это «по-волговски» — жирным слоем. Кузов обильно обработали антикоррозийными материалами: я взялся за бензонасос — даже он в смеси, — комментирует Максим. — Установлена китайская оптика. На мой взгляд, это смотрится неэстетично. Хотя она будет хорошо светить. Неплохая резина Imperial. Из хорошего — кузов целый, пороги живые.

Продавец попробовал завести машину, но сделать это ему не удалось. На помощь оперативно подоспели соседи по гаражу с «быстрым стартом» в руках. Пару пшиков — и вуаля, можно выбираться на вечерний променад по городу с ностальгическими слезами на глазах.

— Мотор работает ровно, не троит и не глохнет. Парень просто изначально неправильно авто заводил, — позже скажет наш подборщик. Кажется, $2000 за этот экземпляр Максим бы все равно не отдал.

«Восьмерка» по цене последнего iPhone. Хороший улов?

А этот ВАЗ-2108 — улов Максима и его коллег, который они приобрели накануне нашей съемки. Авто наш сегодняшний эксперт решил продемонстрировать в качестве доказательства того, что иногда везение и умение оперативно принимать решения могут привести к машине в состоянии около музейного.

— «Восьмерка» не продавалась ни на каких сайтах, о ней мы узнали через сарафанное радио, — рассказывает (и немного хвастается) Максим. — Машина 20 лет простояла в гараже, с момента покупки у нее был один владелец.

Она вся в родной краске, кроме переднего правого крыла: туда пришелся небольшой удар неизвестным предметом. По кузову нареканий вообще нет, машина щедро обработана антикором.

Пробег — 113 000 км, покрышки еще 1990 года. Состояние радиатора, подкапотного пространства, салона, стекол, торпедо приятно удивляет. Даже документы в идеале.

Машина сейчас не на ходу. Чтобы запустить ее, нужно заменить свечи и провода, залить бензин. За сколько купили? По цене последнего iPhone!


Так какой вывод из всей этой авантюры? Имея на руках $1000—1500 по курсу, стоит сразу ограничить поиски советскими марками?

Однозначного ответа не дадим: вам может повезти найти на вторичке гораздо более комфортного «немца» или «японца», хоть они и будут требовать больше вложений.

— Отмечу, что у всех авто, которые мы сегодня осмотрели (за исключением первой «шестерки»), отличное состояние кузова и днища. Особенно на фоне вариантов в бюджете до $1500, которые мы смотрели в прошлый раз, — подводит итоги Максим. — С точки зрения ремонтопригодности советская машина неплоха, да и запчасти дешевые. Но чтобы ввязываться в эту авантюру, нужно иметь ровные руки и навыки, а также инструмент, позволяющий починить такое авто в поле на коленке.

Подход «сел — поехал» с советской техникой не работает, ей постоянно нужно внимание.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by