Третья модель Belgee, бум «электричек» и застывшие цены. Что обсуждали на «Моторшоу»

25 976
02 октября 2024 в 17:32
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка

Третья модель Belgee, бум «электричек» и застывшие цены. Что обсуждали на «Моторшоу»

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка

Рынок новых автомобилей показывает рекордные темпы роста и намного превышает прогнозы дилеров, сделанные в начале года. В рамках «Моторшоу» представители автомобильного бизнеса провели пресс-конференцию, на которой рассказали о причинах такого роста, буме электромобилей и прочих тенденциях 2024 года.

Что происходит с рынком новых автомобилей

— В январе этого года БАА озвучивала консенсус-прогноз по росту продаж на 25% — до 27 тысяч новых автомобилей. Этот объем мы уже преодолели за 8 месяцев (текущего года. — Прим. Onliner), и новый консенсус-прогноз предполагает выход на уровень примерно 2018—2020 годов — до  47—49 тысяч автомобилей. Если он будет достигнут, то мы получим беспрецедентный рост более 115%, то есть более чем в два раза. А по «зеленым» автомобилям достигнем десятикратного роста относительно прошлого года, — отметил директор ООО «Автоцентр на МКАД» и председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Если говорить о конкретных цифрах, то за первые 8 месяцев года дилерами — членами БАА продан 27 921 автомобиль — против 11 714 авто в 2023 году и 11 771 в 2022-м. Для сравнения: в 2021-м было реализовано 26 666 автомобилей, а в 2020-м — 32 882 автомобиля.

Во многом эту динамику обеспечили три последних месяца, когда был реализован 13 061 автомобиль. Только в августе было продано 4592 машины!

Выступая с докладом, генеральный директор компании «Ремарк» Дмитрий Ярота отметил еще более впечатляющий рост продаж электромобилей: 1635 единиц против 421 в прошлом году. На долю «зеленых» моделей сейчас приходится 5,86% всех продаж в этом году, при том что в прошлом году этот показатель был всего лишь на уровне 1,93%, а до того не превышал и 0,5%.

Что касается ассортимента, то по состоянию на август 2024-го на рынке была доступна 91 модель (в том числе 12 «зеленых») против 78 (8) годом ранее. Но следует признать, что в 2022-м выбор был куда больше — 142 модели (но из них только 5 электрических).

Электромобилей станет на порядок больше

В 2023 году был продан 421 электромобиль, прогнозируется, что в 2024-м будет реализовано уже 3000 электрических моделей, а в 2025-м — 12 000, причем доля в общем объеме продаж может достигнуть 25%.

— Эта цифра была бы недостижима без поддержки государства, — считает директор ООО «Лозанж» Андрей Ткачев, имея в виду Указ №92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования автомобилей». Другие факторы, способствующие росту продаж, — появление соответствующего предложения со стороны китайских производителей, а также приход брендов с официально представленной дилерской сетью. Достаточно сказать, что если в прошлом году было лишь 7 официально представленных электрических моделей, то в текущем — уже 15, а в следующем прогнозируется уже 30 моделей.

Одновременно с продажами растет и парк электромобилей в нашей стране. В 2020 году насчитывалось лишь около 1000 единиц подобной техники, в 2022 году их было 4000, в 2023-м — 10 000, а к концу этого года прогнозируется уже 20 000 автомобилей на электротяге. Любопытен прогноз на 2027 год — 100 000 электромобилей. А готова ли к такому числу инфраструктура?

На текущий момент в стране более 1160 зарядных станций (в том числе более 720 — в сети «Маланка»). Ожидается, что в 2028-м будет уже более 1400 станций. Неплохо, но это менее чем двукратный рост на фоне 10-кратного увеличения парка электромобилей…

Собственно, недостаточное развитие инфраструктуры — и есть один из сдерживающих факторов развития легкового электротранспорта в нашей стране. Сказывается и негативный опыт первых пользователей «электричек» без официального сервиса и гарантий. Также это малое количество времени для получения отзывов от реальных владельцев электромобилей.

«БелДжи» и конкуренция

Конкуренция требует от нас новых решений. Я вообще приветствую конкуренцию. Добросовестная полезна для всех участников. Например, возвращение российских производителей — это хороший стимул бороться за снижение себестоимости и за лучшее предложение. Нулевой процент инфляции (речь о ценах на легковые автомобили. — Прим. Onlíner) обеспечен теми предложениями, что появились на рынке, — отметил гендиректор «БелДжи» Геннадий Свидерский.

— Каждый второй новый автомобиль (проданный в Беларуси в 2024 году. — Прим. Onlíner) произведен на заводе «БелДжи», — отметил спикер. Тем не менее он признал, что в прошлом году был дефицитный рынок: производитель не смог удовлетворить тот спрос, который был сформирован покупателями. Но сейчас эта проблема решена.

— Мощности модернизированы. Если раньше мы выпускали 15 автомобилей в час, то сейчас — 20 автомобилей в час. Хорошая динамика не только на рынке России, но и на рынке Беларуси. Уже продали 17 тысяч автомобилей, что в 1,5 раза больше, чем за весь прошлый год.

— В стратегии завода запрограммировали расширение наших возможностей. До конца года увеличим количество точек продаж — салонов станет в два раза больше.

Спикер подтвердил: в этом году в линейке Belgee появится седан S50, сейчас продаваемый под маркой Geely Emgrand. Увеличения цены при этом не ожидается. Также анонсирована метановая версия модели, ориентированная в том числе на таксистов. По мнению Свидерского, это востребованный продукт, который найдет своего покупателя. Точные даты пока не называются, но и S50, и метановый вариант ожидаются уже в этом году.

Лизинг в числе драйверов роста

Участники пресс-конференции отметили, что взрывной рост продаж в большой степени обеспечен возможностью финансирования — кредитования и лизинга. Последний особенно популярен: если раньше на этот инструмент дополнительного финансирования приходилось до 25% продаж, сейчас доля проникновения лизинга превышает 50%, по некоторым маркам — 80% от совокупных продаж дилера.

Генеральный директор ассоциации лизингодателей Сергей Шиманович убежден, что причина — в тех преимуществах, которые лизинг имеет перед кредитом. Лизинговые организации могут себе позволить более лояльный подход к клиенту (предмет лизинга находится в собственности у лизинговой компании).

— Наши ценовые предложения сопоставимы с предложениями банков, даже если используются кредитные ресурсы, ставки сопоставимы с кредитными. Скорость и доступность более высокие, чем кредитов, — утверждает спикер.

— На стремительный рост рынка со стороны спроса повлияли растущие реальные доходы населения, растущее стимулирование спроса по каналам кредитования и лизинга. С точки зрения предложения дилеры смогли обеспечить необходимое предложение со стороны как местного производства, так и импорта. И удержали цены ниже инфляции, — подытожил разговор Сергей Варивода.

Он признал, что дилеры сейчас находятся «на гребне волны»: сошлось сразу несколько факторов, которые и обеспечили столь бурный рост продаж. Поэтому в будущем можно ожидать, что темпы реализации несколько уменьшатся. Тем не менее вполне реалистичной видится цифра в 100 000 новых автомобилей, продаваемых официально в год.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by