Своими руками в дачном гараже. Минчанин построил копию легендарной гоночной машины

19 октября 2024 в 8:00
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

Своими руками в дачном гараже. Минчанин построил копию легендарной гоночной машины

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

Советские «Жигули» пятой модели сложно назвать легендарным автомобилем. Да, выпуск продолжался долгие 30 лет, а с тольяттинского конвейера сошло под два миллиона штук! Но все это малолитражки с итальянскими отголосками FIAT 124 из 60-х годов прошлого века. Другое дело VAZ 2105 VFTS раллийной группы В. Машину для гонок строили на специальной фабрике в Вильнюсе под руководством крутого гонщика из Восточной Европы — Стасиса Брундзы. В 80-х годах литовские «пятерки» гремели по всему миру. Советские пилоты побеждали на этапах чемпионатов мира и Европы, а сам автомобиль продавали за сумасшедшие на тот момент 20 000 долларов.

Именно такую версию ВАЗ-2105 и воссоздал на своем дачном участке Николай Васильевич Рудько. С виду — точная копия VFTS, внутри — свои доработки. Получилось круто! Сегодня расскажем, почему была выбрана именно эта машина, как проходила работа и сколько было израсходовано средств.

Белорус, побеждавший чемпиона «Формулы-1»

Воссоздать гоночную реплику высокого качества в гаражных условиях — задача не просто со звездочкой, а слабо выполнимая в принципе. Но стоит признать, что и Николай не исключительно гаражных дел мастер — в кругах автомобильного спорта республики он личность известная. Начинал в 13 лет с картинга. В конце 80-х в составе сборной Беларуси выиграл зимний чемпионат СССР, завоевал звание «Мастер спорта». Далее карьеру гонщика продолжал совмещать с тренерской работой в Республиканском центре технического творчества учащихся. Гонялся вплоть до 1999 года, пока не одержал победу на крупной международной гонке в российском Сосновом Бору. За год до этого на этом же Гран-при по картингу был вторым, но впереди молодого финского гонщика Кими Райкконена. Да-да, того самого Райкконена, который в 2007 году за рулем Ferrari станет чемпионом мира в «Формуле-1»!

Справа от Райкконена Николай Рудько

В 2000 году Рудько перешел в «большой» автомобильный спорт. Вместе с другом Андреем Говорушкиным они построили первую гоночную машину — Opel Kadett. На ней друзья поочередно выступали в трековых гонках «Горячий лед». Спустя несколько лет Николай перебрался в автомобильный кросс и с первого же сезона стал чемпионом Беларуси на багги. Но, как признается мужчина, его всегда тянуло в ралли:

— Я же с самого начала пришел заниматься ралли, но мне сказали, что еще молод, и отправили в секцию картинга. Там я многому научился и приходил в «большой» спорт уже подготовленным спортсменом с большим багажом технических знаний. Все это в будущем помогло строить все мои машины, в том числе и эту «пятерку».

Почему ВАЗ-2105?

— Это еще воспоминания с республиканского СТК на «Боровой». Я же в спортивной роте служил, и тренировались мы именно там. Рядом трасса для ШКГ, известные гонщики… Среди них — легенда отечественного ралли Вячеслав Сергеевич Русских. На тот момент он здорово в Союзе ехал и имел одну-единственную у нас VAZ 2105 VFTS. По тем временам это был космос! Как она ехала, как звучала… Воспоминания на всю жизнь остались, — рассказывает собеседник.

Однако история постройки этой машины начинается с других «Жигулей» — ВАЗ-2106. Идея интересная, но сложная: двигатель, КПП, подвеска и задний мост должны были быть от BMW. В машине уже стоял каркас безопасности, но проект остановили… Получалось слишком сложно и дорого. И тогда Николай Васильевич вспомнил армейскую жизнь и легендарный VFTS.

Случайная покупка

— Этот автомобиль я не искал целенаправленно. Близкие знали, что у меня в голове витает идея создания раллийной машины на базе ВАЗ-2105, приближенной внешне и по характеристикам к знаменитому аналогу. Можно даже сказать, что машина сама меня нашла. Это экспортный вариант «пятерки» 1986 года с автоматической коробкой. Люди ее выкупили только ради этой АКПП, а все остальное продавали за символические 300 долларов. Приятель позвонил и рассказал, что есть отличный вариант под мой новый проект. Первое время я даже поездил на ней. Затем она сломалась, и это был сигнал к тому, что пришло время большой стройки, — говорит мужчина.

Полная разборка до основания

Все началось в 2019 году. Родной двигатель объемом 1,3 литра перешел под «кольцевой» проект гонщику Андрею Цыганкову. Кузов же «пятерки» полностью разобрали, после чего начались сварные работы. Дальше случился COVID-19…

— Все мы помним этот тяжелый период и связанные с ним проблемы. Я сам переболел, родственники. Потерял близкого друга… Все это время машина стояла в гараже, — отмечает Николай Васильевич.

Работы возобновились весной 2022 года. Рудько покрасил автомобиль и в таком состоянии перевез будущий VFTS в дачный гараж. Перевезя следом за кузовом и все запчасти, мужчина начал сборку машины своей мечты.

Детали и запчасти

Несмотря на почтенный возраст и относительную экзотику, деталей для постройки гоночных «Жигулей» на базе ВАЗ-2105 хватает. Последние 15 лет это направление достаточно популярно в России, странах Балтии, а также в Венгрии, Чехии и Германии. Спортивные сиденья, ремни безопасности, система пожаротушения и освещения, прочие универсальные мелочи выпускаются стандартно и подходят для большинства автомобилей. Что-то эксклюзивное производят под заказ или мелкими партиями.

— В принципе, проблем с запчастями на подобные проекты сейчас нет. Каркас безопасности я купил в Москве, обвес а-ля VFTS — там же. Многие запчасти подходят с современных более продвинутых и надежных моделей ВАЗ. Если что-то в 80-е годы прошлого века считалось спортивным, то в наши дни это детали стандартного автомобиля, — поясняет собеседник.

С миру по нитке

— Николай Васильевич, в условиях дачного гаража достаточно сложно в одиночку заниматься таким проектом. Наверняка были люди, которые вам помогали?

— И это чистая правда! Своей машиной я горжусь, ведь это не просто гаражная самоделка, а фактически настоящий гоночный автомобиль… Накинуть переговорное устройство между водителем и штурманом, и хоть сегодня в ралли. У меня была большая команда, которая отвечала за свой фронт работы. Все эти люди — гонщики в прошлом или настоящем! Одни — мои ровесники, другие — мои ученики из секции картинга, которые давно выросли. Отдельный человек отвечал за мотор, другой занимался электрикой, третий — электроникой и так далее. В итоге получилась правильная и надежная машина.

Под капотом реплики VAZ 2105 VFTS установлен двигатель от вазовской Priora. Объем как в оригинале VFTS — 1,6 литра, а вот ГБЦ уже двухвальная и 16-клапанная. В стандарте у такого мотора 98 л. с. и 145 Н·м крутящего момента. Но для проекта двигатель доработали, и на стенде он выдал уже 128 л. с. и 200 Н·м крутящего момента. Это достаточно хорошие характеристики с учетом веса машины. На дороге же показатели следующие: скорость на грунте составила примерно 160—170 км/ч при 6000 об/мин.

Коробка передач стандартная, с усиленным сцеплением. Подвеска доработанная: спереди спортивные рычаги, пружины от «Нивы», амортизаторы Kayaba, ступицы и тормозные суппорты от Priora, сзади стандартные пружины, но уже на газовых амортизаторах. Тормоза дисковые с передней оси ВАЗ-2108 с двумя суппортами на каждый диск (дополнительный суппорт работает на гидравлический ручник).

— В оригинальных машинах стоял мотор от шестой модели. Но для сегодняшнего спорта он крайне неудачный. Во времена СССР просто не было других вариантов и работали с тем, что есть. Сегодня довести такой двигатель до ума крайне затратно. «Приоровский» ВАЗ-21126 изначально сделан хорошо: длинные шатуны, короткие поршни, два распредвала, 16 клапанов. И у этого мотора большой потенциал для тюнинга. К примеру, у российского раллиста Клима Байкова такой двигатель на его ВАЗ-2105 выдает 186 л. с., — утверждает Рудько.

Куда поедет эта машина

Николай Васильевич рассказывает, что машина готовилась не для участия в гонках, а как автомобиль выходного дня:

— Задачи построить настоящий боевой раллийный автомобиль у меня не стояло. Это машина для души! Если у нас будут проводить раллийные гонки, то поеду «нулевым» экипажем. В последние годы с ралли у нас в стране стало плохо. Гонок совсем мало, если не сказать, что их вообще нет. Проводят ралли-спринт или открытые тренировки, а больших гонок не было уже давно. Наши ребята выезжают в Россию, но хотелось бы иметь чемпионат на своей земле. Не такое дорогое на самом деле это ралли. Тот же популярный нынче дрифт куда дороже.

— Ралли всегда считалось дорогим видом. Или есть бюджетный вариант?

— Ну смотрите, на сегодняшний момент эта машина мне обошлась в 8000 долларов по курсу. А можно и дешевле! И хотя я называю этот автомобиль машиной выходного дня, это полноценный вариант для ралли. Это мой первый опыт постройки подобной техники. Где-то совершал ошибки и, соответственно, тратил лишние средства и силы. В перспективе можно дешевле и лучше. Я полностью открыт для сотрудничества, готов рассказать обо всех нюансах и особенностях постройки. Да и в ралли же участвует экипаж! Найдите такого же сумасшедшего, как вы, и делите стоимость постройки автомобиля на двоих. В Беларуси таких машин сейчас три. Сделать еще парочку — и можно гоняться в отдельном классе.

VAZ 2105 VFTS

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by