Ярко-красный «Москвич» и окрашенные в сочный зеленый цвет «Жигули» выделяются даже на фоне живописного осеннего пейзажа. Не верится, что 412-му — почти полтинник, а «тройке» более сорока лет, и при этом оба автомобиля не подвергались реставрации, это их оригинальное состояние. Даешь сравнительный ретротест?
Но давайте прежде определимся, насколько вообще уместно сравнивать две эти модели. Да, формально это «одноклассники» и даже «современники». В частности, 412-ю модель начали выпускать в 1967 году, на конвейере московского АЗЛК она продержалась до 1976 года, а вот Ижевский автозавод выпускал ее аж до 1998-го. ВАЗ-2103 производили в Тольятти с 1972 по 1984 год. С точки зрения техники и характеристик обе модели близки. И все же по части престижа преимущество за «тройкой».
В 1975 году «Москвич-412» стоил около 5000 советских рублей, что было лишь ненамного дешевле «копейки», а вот за ВАЗ-2103 просили куда больше — его цена составляла 7600 рублей. Но доступность автомобилей в те времена определялась не столько деньгами, сколько в принципе возможностью приобретения: машины распределялись по предприятиям, сотрудники которых записывались в многолетние очереди. Именно по этой причине вожделенные открытки (дающие право на приобретение автомобиля, но не отменяющие плату за него) могли обмениваться на другие дефицитные вещи или услуги. А подержанные машины запросто стоили дороже новых.
— Все эксперты и любители продукции «АвтоВАЗа» выше всех остальных «Жигулей» ставят именно третью модель. Она самая красивая, потому что у нее сохранился стиль 1970-х — молдинги, хром. Затем пошло упрощение, — объясняет владелец такого автомобиля Сергей Мухлаев. — «Шестерка»? Когда она только появилась, то считалась самой престижной. Но по прошествии времени больше ценятся «тройки».
Что ж, третья модель и впрямь выглядит более винтажно, чем ВАЗ-2106, к тому же ее тираж втрое меньше — 1,3 миллиона экземпляров против без малого 4,4 миллиона «шестерок». Кроме того, последние выпускали аж до середины 2000-х, а поздние версии лишились многих декоративных элементов ранних машин. В общем, любить «тройку» и называть ее ретроавтомобилем гораздо проще, чем «шестерку».
А что же «Москвич»? Как мы отметили выше, 412-й появился на пять лет раньше ВАЗ-2103, к тому же он представляет собой дальнейшее развитие 408-й модели. И это чувствуется — достаточно увидеть рессоры в задней подвеске и архаичные ручки управления дополнительным оборудованием. Хотя на момент своего появления машина считалась вполне конкурентоспособной даже на фоне иномарок-«одноклассников» тех лет. Во многом на это повлиял новый технологичный двигатель УЗАМ-412 с алюминиевым блоком, мокрыми гильзами и верхним расположением клапанов.
— Так как Ижевский завод был военным, то автомобили проходили более строгую приемку в сравнении с АЗЛК. У них качество сборки выше, именно с этой точки зрения они были предпочтительнее. Но сейчас модели разных заводов ценятся одинаково — и в целом дешевле, чем «Жигули», — говорит Сергей. — «Жигули» в те времена были более современными, они были желанными и сейчас мне нравятся больше. Но если разбираться в технической стороне вопроса (в эргономике, надежности и так далее), то «тройка» выигрывает визуально, берет красотой, престижностью. Она технологичная, менее шумная, у нее классно работает коробка. Но сидеть в ней не так комфортно, в том числе за рулем — посадка «враскоряку» менее удобная, чем в 412-м. Двигатель работает тише, чем у «Москвича». Но сам по себе мотор 412-го очень живучий, да и вообще хороший. А вот коробка хуже.
Это распространенная точка зрения. «Жигули», особенно ранних лет выпуска, считались чуть ли не иномарками в части стиля и ходовых качеств, что было не так уж далеко от истины, ведь первая, вторая и третья модели базируются на FIAT 124. На их фоне «Москвичи» выглядели проще, но, с другой стороны, прослыли более выносливыми и подходящими для не всегда ровных и чистых дорог.
Таким образом, сравнивать ВАЗ-2103 и «Москвич-412» формально можно, однако по факту это достаточно разные автомобили, которые привлекают разных покупателей. Но давайте все же попробуем оценить оба этих советских олдтаймера, используя единый потребительский подход.
Этот экземпляр — поздний, 1982 года выпуска. Но пробег — всего лишь 74 000 километров. Практически все время автомобиль пробыл в одних руках, Сергей приобрел его в начале этого года.
— Найти живой вариант реально. Просто не все понимают, что это будет стоить денег. Машина мне обошлась в сумму около 3200 долларов по курсу. Но эти модели сейчас стали дорожать, еще несколько лет назад такой экземпляр стоил бы раза в три дешевле, — рассказывает собеседник.
«Тройка» в оригинальной краске, это фирменный цвет «зеленая липа». Кузовных дефектов даже при ближайшем рассмотрении минимум, что приятно удивляет, особенно с учетом возраста. Среди неприятных мелочей — характерные помутнения хромированных молдингов из-за ранее установленного багажника на крыше.
— После нескольких проектов я хочу покупать машины в сохране, потому что качественная реставрация будет стоить 10 000 долларов в эквиваленте, то есть будет в разы превышать рыночную стоимость таких «Жигулей», — отмечает Сергей. — Мы провели ревизию, обслужили двигатель, отрегулировали клапаны, поменяли масло в коробке, сделали развал-схождение. То есть глобальных ремонтов не было, просто комплексное обслуживание. И машина поехала.
Здесь «колхозинга» нет. Брызговики бы только заменить. Колпаки новые поставили, диски покрасили в оригинальный цвет, резина заводская стоит. Сергей Диогрик высоко оценил нашу «тройку» на выставке в Питере. А он один из лучших экспертов «АвтоВАЗа» на постсоветском пространстве, живет в Тольятти.
Обратный наклон хромированной решетки, четыре фары, подчеркнутые хромированными молдингами изящные поворотники в передних крыльях... А бамперы с клыками, похоже, здесь не столько для защиты кузова или безопасности, сколько ради стиля.
Шик по-итальянски продолжается и в салоне. В торцах дверей — светильники, задний диван — с подлокотником, во внутренней отделке также не пожалели хрома. Передняя панель по-современному лаконична, а инструментарию могли бы позавидовать многие куда более современные автомобили: хорошо читаемые циферблаты спидометра и тахометра дополнены еще тремя приборами. И, конечно, не забудем про часы в центре панели.
Но Сергей прав: за рулем сидишь в неестественной, слегка скрюченной позе, сложно найти компромисс между тем, как дотянуться до руля и в то же время расположиться подальше от педального узла. Вместе с тем в кои-то веки я приветствую оплетку на руле: за счет нее обод уже не ощущается таким тонким и скользким, как по заводу.
Руль в случае стояния на месте тяжелый, поэтому даже при парковке вращать его лучше хотя бы на малом ходу. Плюс эта странная логика «стрекозы»: большой левый подрулевой переключатель отвечает за головной свет, а не за поворотники — их включает малый рычажок по соседству. Помню, как в свое время, в конце 1990-х, чуть не провалил городскую часть экзамена в ГАИ — как раз потому, что на незнакомой для себя «шестерке» с такими же приборами вместо левого поворота выключил фары. Вот и сейчас повторяю все ту же ошибку.
Зато как четко работает кулиса и как легко переключаются передачи! И двигатель очень отзывчивый, так что динамика кажется хорошей даже несмотря на 69 «лошадок» и 1,3-литровый объем. Да-да, это модификация ВАЗ-21033 — под капотом здесь установлен мотор ВАЗ-21011, который несколько скромнее по отдаче, чем базовый для «тройки» 1,5-литровый агрегат и двигатель «Москвича».
Разгон с места до сотни занимает около 20 секунд, но в городском потоке машина не теряется и по крайней мере с одним лишь водителем в салоне кажется довольно шустрой. В поворотах ведет себя вполне прилично — разумеется, с поправкой на возраст автомобиля и оригинальные узенькие шины. В целом понимаешь, почему «Жигули» считались драйверскими — модель действительно позволяет получать удовольствие за рулем.
Но ездить на такой машине каждый день — все же работа. Во-первых, «длинный» тяжелый руль без усилителя будет давать о себе знать на парковках. Во-вторых, по современным меркам очень высок уровень шумов и вибраций: поездишь так пару часов, и кажется, что потом до вечера будет гудеть голова. В-третьих, здесь неудобная посадка. Да и задние пассажиры вряд ли будут готовы сидеть на красивом диване часами: места в общем-то немного, особенно в области ног.
Этот автомобиль 1975 года выпуска достался нынешнему владельцу Михаилу Филонюку, ценителю «Москвичей», в очень хорошем, а главное, практически аутентичном состоянии.
— Тоже после покупки была проведена ревизия, все, что надо, было обслужено и отрегулировано, благо Михаил о «Москвичах» знает все, — замечает Сергей.
Пробег в 78 000 километров — оригинальный. Из новодела — листы вибропласта в салоне. И перекрашенные двери. Но это не помешало получить из рук Станислава Цыбульского (признанного эксперта и коллекционера в «москвичевской» тематике, автора YouTube-канала «Москвич на Москвичах») приз за сохранение оригинального состояния на «Дне Москвича» в Санкт-Петербурге. К слову, туда этот автомобиль ездил своим ходом два года подряд.
Данный экземпляр 412-го обходится всего двумя фарами (хотя были версии и с четырьмя, а выпускаемые на АЗЛК могли иметь также прямоугольную оптику). Изящных украшений на кузове меньше, чем у «Жигулей», но интересных деталей, особенно после современных машин, хватает. Например, оригинально обыграны задние фонари с треугольниками поворотников, довольно изящно выглядят изогнутые лобовое и заднее стекла (как и в «тройке», круговой обзор отличный). Жаль, этот автомобиль лишен «погон» — светильников на задних стойках крыши. Зато здесь есть выдвижная антенна и дистанционно управляемый из салона лючок системы обдува и вентиляции.
Двухцветный интерьер, возможно, не такой стильный, как у «тройки», но по части «ламповости» он вполне может с ней поспорить. Вместо привычных переключателей здесь многочисленные ручки, которые надо тянуть на себя или утапливать. Здесь современный водитель может подвиснуть на минуту-другую, разбираясь, как включить свет, подать воду на лобовое стекло, закрыть жалюзи перед радиатором или включить подсос. О да, здесь же, как и в «Жигулях», карбюратор — и старая добрая техника работы педалью газа при холодном и горячем пуске двигателя. Так, а это что за педаль на полу? Она переключает свет с ближнего на дальний.
В общем, в зависимости от имеющегося опыта общение с 412-м вызовет или ностальгию, или интерес, или искреннее удивление. После «тройки» приборная панель без круглых шкал смотрится довольно скромно, хотя в комбинации не хватает разве что тахометра. Ладно, будем переключаться на звук.
Кулиса работает мягко, но четкость переключений чуть похуже, чем в «Жигулях». Собственно, основная проблема коробки 412-го — это непрямой привод управления передачами. Из-за него возникало множество сложностей, ввиду чего за этой КПП закрепилась репутация ненадежной. Но у данного экземпляра с этим, похоже, все в порядке.
И едет машина даже пободрее «тройки». На самом деле это неудивительно: 1,5-литровый уфимский мотор имеет более высокую мощность и крутящий момент при схожей массе автомобиля. Тянет движок хорошо, но сам он довольно шумный, как и машина: по части акустического комфорта 412-й явно уступает «тройке».
И ездовой характер не такой драйверский: рулевое тоже тяжелое, но еще менее точное, на управляющие действия водителя автомобиль отвечает с большей ленцой, привод тормозной педали менее информативный. Зато те же неровности «Москвич» преодолевает совсем безмятежно, хотя, казалось бы, и «Жигули» проходили их с мягкой раскачкой. Если пытаться ехать на 412-м быстро, то самое точное выражение — прет как танк. И тогда начинаешь понимать, почему «Москвичи» считались более подходящим транспортом для разбитых сельских дорог…
А еще я согласен с теми, кто утверждает, что сидеть за рулем 412-го удобнее, чем в «Жигулях». Посадка более высокая, а взаимное расположение педального узла и руля не вынуждает искать компромиссы. Сзади места тоже чуть больше — но в области ног. При этом салон кажется более узким (что логично, так как габаритная ширина кузова на 60 мм меньше, чем у ВАЗ-2103).
А вот багажник лучше у «тройки». Он и чуть больше, и лучше устроен. Ведь запаска в 412-м просто лежит под углом, а еще и горловина бензобака отнимает часть пространства. Но погрузочная высота чудовищная у обоих автомобилей, а о трансформации можно даже не вспоминать.
Вот так выглядит сравнение этих автомобилей, если смотреть на них глазами покупателя, которому просто нужна машина, а не олдтаймер. Однако во втором случае все совершенно иначе. И тут все зависит не от собственно автомобилей, а от того, какой жизненный опыт у покупателя. Вот, например, у Сергея кроме «тройки» в коллекции есть и «Москвич», но 408-й — со старым двигателем и управлением коробкой на руле. То есть менее удобный и менее динамичный, чем 412-й, но более дорогой сердцу, потому что именно с этой моделью у мужчины связаны хорошие воспоминания.
Эргономика, управляемость, практичность, безопасность — все это оставьте покупателям машин на каждый день. В случае с олдтаймерами на первые места выходят эмоции, которые они дарят, и ностальгические чувства, которые они вызывают. Впрочем, некоторые практические вопросы все же остаются.
— Мне кажется, что ездить на таких автомобилях каждый день уже очень сложно — именно с точки зрения потребительских качеств.
— На ВАЗ-2103 и Иж-412 вполне можно. Единственное, что открывать/закрывать автомобиль не так удобно, как современный: здесь нет центрального замка, тем более с дистанционным управлением. Сначала надо открыть с ключа водительскую дверь, затем все остальные. Еще один недостаток таких машин — они сильно запотевают внутри, ездить в дождь или снег неудобно. Кондиционера, который подсушивал бы воздух, здесь нет.
— Насколько доступен советский олдтаймер уровня той же «тройки» или 412-го?
— Максимально доступен и дешев в эксплуатации. У специалистов сделать ТО или что-то отремонтировать стоит дешевле, чем в случае с современными автомобилями. Людей таких немного, но если их знать и с ними дружить, то без проблем можно обслужить. Запчасти все есть. Правда, качество не всегда высокое. Надо искать советские или бэушные. Но в любом случае машина в эксплуатации не тянет столько денег, чтобы ее можно было назвать дорогой.
Если же говорить конкретно про два этих автомобиля, то они — в оригинальном состоянии, тем и ценны. Найти «доходягу» под забором за копейки, сделать дорогую реставрацию — это все равно будет цениться меньше, чем такой вот сохран.
Технические характеристики ВАЗ-2103 и Иж-412
Модель | ВАЗ-2103 | Иж-412 |
Кузов | Седан | Седан |
Длина/ширина/высота, мм | 4116/1611/1440 | 4250/1550/1480 |
Колесная база, мм | 2424 | 2400 |
Дорожный просвет, мм | 170 | 173 |
Объем багажника, л | 400 | 372 |
Топливный бак, л | 39 | 46 |
Снаряженная/полная масса, кг | 1030/1455 | 1045/1445 |
Рабочий объем двигателя, куб. см. | 1294 | 1478 |
Макс. мощность, л. с. / об/мин | 69/5600 | 75/5800 |
Макс. крутящий момент, Н·м / об/мин | 96/3400 | 108/3400 |
Коробка передач | 4МКП | 4МКП |
Макс. скорость, км/ч | 143 | 140 |
Разгон с 0 до 100 км/ч, с | 21 | 19 |
Средний расход топлива, л / 100 км | 9,2 | 8,8 |
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by