Олег Михайлович из Пинска пришел в шинный бизнес в 1998 году: как и многие, открыл свою шиномонтажку в гараже, позже переехал в строительный вагончик, а теперь владеет двумя крупными по меркам города сервисами. Начинал один, а потом привел в сферу всю свою семью — получилась целая династия. Как изменился этот бизнес, автомобили клиентов и шины за 26 лет? И какие покрышки чаще других выбирают в регионе? Узнали ответы на эти вопросы.
У Олега Михайловича двое сыновей: шутим, что он каждому построил по шинному центру. Здесь, на улице Рокоссовского, «смотрит за порядком» (а точнее, занимает должность заместителя директора) старший, Михаил.
Задаем мужчине вопрос о том, когда он присоединился к отцовскому бизнесу. Тот выдерживает долгую паузу, пытаясь посчитать:
— Да я, наверное, всегда помогал. На летних каникулах, будучи школьником, на шиномонтаже подрабатывал.
Судьба была предрешена не только у Михаила и его брата Стефана. В этом же здании работает их мама, супруга Олега Михайловича. Обе невестки тоже в бизнесе — в бухгалтерии и оптовых продажах.
Спрашиваем о внуках и их будущей профессии, но Олег Михайлович уверяет: давить ни на кого не будет. Пока у младшего поколения свои интересы — кто-то с головой в спорте, а кто-то в учебе.
— Комфортно с отцом работать? — интересуемся у Михаила. — Или может прямо на работе по-отцовски поругать?
— Не поругать, а направить. Наоборот, хорошо, когда есть кто-то, кто может помочь и дать совет исходя из своего опыта. Мы научились комфортно взаимодействовать всей семьей. Рабочие моменты остаются рабочими моментами, а на выходных, во время совместного отдыха, стараемся их не обсуждать.
Шинный сервис на Рокоссовского построен всего полгода назад. Ноу-хау шиномонтажа — электронная очередь. Берешь талончик на свободное время и заезжаешь в бокс, когда на табло высветится твой порядковый номер.
Проектировался центр (помимо шиномонтажа он включает в себя магазин и склад) с нуля, кое-какие элементы декора мужчины делали сами — журнальный столик из автомобильного диска, например.
— Ходили по местности и забивали колышки в землю, чтобы понять, будет ли комфортно мастерам переодеваться в таком пространстве, — вспоминает Михаил. — Мы построили максимально большое здание, которое позволял участок.
— Сколько средств вложили в строительство?
— Даже нет такой статистики. Насобирали денег — вложили в постройку. Еще накопили — туда же. Смогли построить — значит, сможем окупить, — отвечает на вопросы о подсчетах Михаил.
Но вернемся к истокам. Олег Михайлович вспоминает: начинал еще в 1998 году, тогда в Пинске было всего пару шиномонтажей.
— Торговал когда-то на рынке запчастями. Насмотрелся: люди шины в руках тащат, сами «переобувают» автомобили где-то в гаражах, руки ломают, колеса рвут, а потом опять на рынок идут. Хотел облегчить людям труд, — улыбается наш собеседник. — Сначала работал в своем гараже. Съездил в Брест, там всему научился, в Пинске нанял помощника. Какое-то время — на протяжении 5—7 лет — работал в строительном вагончике, пока возводился первый наш шинный центр.
Есть ли планы масштабироваться дальше? Скорее нет. Цель — работать на должном уровне. Сейчас создаем интернет-магазин, да и постоянно что-то улучшаем.
— Сравните шинный бизнес в нулевых и сейчас.
— Это небо и земля. Тогда даже станки в Беларуси купить было негде, только за границей. Сейчас все оборудование брендовое, с программным управлением — оператор кнопку нажал, и почти все готово. Ручной труд минимизирован. Грузовые колеса в нулевых разбирали руками и специальными монтажками. Сейчас за человека это делает станок. В общем, легче стало однозначно.
Машины тоже стали другие, напичканные датчиками. Если раньше 16—17-е размеры — это был максимум, то сейчас автопарк сильно обновился и поменялся за счет китайских машин. Среди шин размером R17—19 иногда даже возникает дефицит. Двадцатых колес стало много, легковушки с резиной R22 даже приезжают, а это как на грузовиках!
Мы держим нос по ветру, а еще — связь с автосалонами, ГАИ. В какие-то годы активно продавались «Дастеры» — везли шины и диски под них. Сейчас балом правят «китайцы» — значит, закупаем покрышки под них.
— Можно ли сказать, что в нулевых рынок был агрессивнее? Конкуренты рядом со своими шиномонтажками гвозди рассыпали? А колеса пробивали? Слухи распускали?
— Что касается гвоздей — то это скорее истории с российских трасс. В Беларуси такого не слышал.
Что насчет нездоровой конкуренции? Бывало такое, что кто-то купит домкрат, один станок и ставит цену ниже, чем у соседа. Но такие истории заканчивались одинаково: проходило время, и люди понимали — всю работу они себе не заберут. И с таким прайсом сами не выживут. А слухи, наверное, всегда распускали.
Как изменился товар на шинных полках? Тут все очевидно: раньше преобладали «европейцы», а сейчас по понятным причинам их не найти. Олег Михайлович с сыном в один голос твердят: хит сезона — «Белшина». Ее выбирают больше половины клиентов. Причем многие из тех, кто поддерживает отечественного производителя, ездят на «зиме» круглый год. И, к слову, клиенты делают так все чаще.
— Автопарк в Пинске однозначно обновился за последние годы: 15-летних машин — 20—30% от общего числа, 5—10-летних — около 60%. Еще около 10% — это авто младше пяти лет, — утверждает Михаил. — При этом размеры 195/65 R15 и 205/55 R16 традиционно остаются самыми ходовыми.
Как рассказывает мужчина, золото по продажам с «Белшиной» делит российский Cordiant из того же сегмента. Серебро у «китайцев» — это Grenlander, Triangle, Imperial, Mazzini, Sailun… Бронза — у Ikon, Gislaved, Hankook.
— Что касается «китайцев», то везем только то, что проверено годами, — говорит Михаил. — Зачем нам с рекламациями разбираться?
— А доступный белорусам премиум — Pirelli — клиенты берут?
— Их берут, когда нет более бюджетных Ikon или Gislaved.
— А что ставят владельцы премиальных машин? Тех самых, которые по $100 000 и больше?
— Hankook, Nexen, Continental.
— Michelin есть?
— Их ставят в основном в C-сегменте те, кто может себе позволить. Да, в таком случае придется переплатить, но зато Michelin точно проедет больше, чем «турки».
Клиенты на легковых машинах за Michelin больше не гонятся. Цена километра на таких шинах просто невыгодна. Что насчет «всесезонки»? Ее выбирают максимум 5% автолюбителей. Не доверяют, как «зиме».
Последние несколько недель на шиномонтажах разгар сезона. Поэтому не пустует ни один подъемник. Днем еще можно найти на вечер пару окошек, но клиенты регулярно приезжают за талончиками.
По дороге на парковку ловим парочку автолюбителей, скучающих рядом со своими машинами. На первом попавшемся стареньком Mercedes, конечно же, «Белшина». Владелец говорит, что с пробегом 10 000 километров в год по городу лучше ничего и не надо.
А вот BMW «переобувается» в прошлогодние Triangle в размере 235/40 R18. Почему «китайцы»?
— Потому что цена! — лаконично отвечает владелец. Это, пожалуй, самый неизменный критерий выбора.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by