На прошлой неделе доллар сильно поверил в себя — и думаем, для вас это не новость. Если вдруг тенденция продолжится, что будет дальше? С машинами мы уже разобрались, а как насчет комплектующих, на которые сейчас особенный спрос? Шины и аккумуляторы тоже вырастут в цене?
— Безусловно, рост курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю не несет никакой пользы импортерам и, соответственно, товарам, которые они импортируют, — считает Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад». — Доллар с первого октября вырос более чем на 10%. Это неизбежно ведет к удорожанию любых товаров, купленных за пределами нашей страны в ближайшей или долгосрочной перспективе. Но зачастую у импортеров шин не получается выставить даже максимально разрешенные (согласно постановлению №713) цены — это не позволяет сделать рынок и покупательская способность.
Так как зимний сезон переобувки уже подходит к концу, я уверен, что импортеры не будут поднимать цены соразмерно росту курса валют. Нужно учесть особенность нынешнего сезона: достаточно большие объемы поставок существенно сместились из-за логистических коллапсов на всех этапах следования. И те объемы, на которые многие рассчитывали в октябре, только сейчас доезжают до складов импортеров. Тут каждый продавец сам решает, как ему поступить: распродать хоть что-то для высвобождения вложенных средств и складских помещений или постараться вернуть максимальное количество денег, повысив цены.
Как правило, в таких ситуациях всегда наступает обратная корректировка курса. Как только он выйдет на плато, можно будет четче понимать, что предпринимать с ценой. Но в любом случае даже без изменения стоимости каждая последующая партия импортеру будет обходиться дороже. Потому что законы экономики обмануть нельзя: если ты сегодня продал покрышку условно за 100 рублей, то завтра ты уже не купишь ее за те же 100 рублей, ты купишь только 0,9 этой шины.
— Изменится ли цена на аккумуляторные батареи из-за девальвации беларуского рубля? Безусловно, да. Но есть ряд нюансов. Во-первых, цены не изменятся быстро. Многие импортеры закупили батареи перед сезоном по старому курсу и имеют складской запас. Во-вторых, стоимость не должна измениться на такой же процент, как девальвируется рубль по отношению к USD и EUR, поскольку основная часть стоимости батареи - это себестоимость свинца. А ценообразование свинца в каждой стране свое, и зачастую стоимость формируется на внутренней бирже страны-изготовителя. Только порядка 30% батареи - это остальные расходы, которые имеют большую долларовую составляющую, — объясняет Дмитрий Вересковский, заместитель директора ООО «Римбат».
— В-третьих, нужно понимать: между моментом, когда завод-изготовитель поднимает цену на свою продукцию, и появлением батареи на полке магазина есть временной лаг. Иногда длиною в месяц, а иногда и три-четыре (если речь о поставках из Китая). Безусловно, будет увеличение цены батарей за счет удорожания логистических цепочек, ведь многие поставщики услуг (перевозчики) цены привязывают к USD.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро