Говорят, мы живем в век потребления. К чему сейчас сводится жизнь автомобилиста? Поход в автосалон, одобрение кредита, три года от ТО до ТО, затем трейд-ин — и все по новой. Впрочем, далеко не все готовы встраиваться в этот распорядок, даже если могут позволить себе это с финансовой точки зрения. «Зато новым» автомобилям они предпочитают подержанные, но выбирают именно то, что хотят. В совместном с Probeg.by спецпроекте мы нашли таких людей и пообщались с ними.
Создатель «Большого автоблога» Дмитрий Новицкий всю сознательную жизнь пишет и рассказывает про автомобили. Перепробовав множество марок и моделей, Дима утверждает: для автомобильного счастья не нужна новая машина, больше эмоций дарят старые. И даже если говорить про автомобиль на каждый день, без эмоций, но с расчетом, ухоженный возрастной экземпляр имеет больше смысла, чем новый.
— А сколько у тебя вообще машин?
— Ну, много. Здесь на паркинге — Audi 100 и Lincoln Town Car, приехал я на Acura TSX, есть еще разбитый Jeep Cherokee, затем Peugeot 106, Renault 21.
— Зачем тебе столько?
— Это само так получилось. У меня не было плана собирать коллекцию. Сам себе я это объясняю выходом энергии. Вот мы все живем, в какой-то момент становится скучно, нужны какие-то развлечения, хобби и все остальное. Так как работа у меня любимая, у меня нет хобби — я делаю то, что мне нравится. Но все равно нужны какие-то новые ощущения.
Я вот люблю, когда у меня несколько машин, я от них разные эмоции получаю.
Не придумана еще универсальная машина. Я в Lincoln сел — испытал острый приступ счастья, подумал: какой же он кайфовый.
Я имею возможность каждое утро подумать, на какой машине мне сегодня поехать. В каждом из моих автомобилей есть свой кайф. В Audi, да, его не очень много, но в Jeep, Lincoln — очень. A прикол в Renault 21 в том, что его можно убивать, его не жалко.
У меня появляется свобода: я не переживаю о царапинах, не думаю о керамике, о КАСКО и всем таком прочем.
И когда я хочу разнообразия, просто сажусь в другую свою машину — и получаю новые эмоции.
— А зачем тогда Audi, если кайфа в ней меньше?
— Я не собирался ее покупать. Но ее, условно говоря, отдавали за три шапки сухарей где-то в сарае под Оршей. Ну, я и взял.
Ценность этой Audi в том, что она не убита, у нее еще есть ресурс. И с учетом того, что я привел ее в хорошее состояние, я могу ее в любой момент продать себе в плюс. То есть в моем сознании не пульсирует мысль о том, что я вот взял ее и потерял на ней деньги. С Lincoln, скорее всего, будет такая же история.
— Кстати, а как у тебя появился Lincoln?
— Отчасти это спонтанная покупка, как всегда. Просто заехал в соседнюю деревню к знакомому мастеру, а там стоит Town Car. Проехал, понял, что хочу эту машину. Она тогда не продавалась. Но так звезды сложились: Jeep мне разбили, я получил страховку, а тут стало известно, что Lincoln будут продавать. Хотел я его, мечтал ли? Нет, просто увидел и сказал себе: о, прикольная тачка. Так я их все так покупаю.
Кстати, Lincoln продавался с историей о том, что этот автомобиль американцы подарили космонавту Петру Климуку. Но он сказал, что на американской машине ездить не будет, для него в этом мире есть только «Чайка» и «Волга», — и продал (или даже подарил) Lincoln своим то ли друзьям, то ли родственникам. И дальше эта машина была в одной семье.
Я смог разыскать телефон Петра Климука. Дозвониться до него было непросто, но он подтвердил эту историю. Договорились, что я как-нибудь приеду к нему в Москву на Lincoln, но пока до этого так и не дошло. Надеюсь, все-таки смогу сделать это следующей весной.
Сейчас я понимаю, что мне не нужна просто еще одна какая-то машина, это должен быть интересный автомобиль. Например, горячий хетчбэк или автокемпер. А вообще, если уж на то пошло, надо приводить в порядок то, что есть, а именно доводить до ума Lincoln, восстанавливать Jeep, который серьезно пострадал в аварии.
— Кто-то наверняка скажет, что за суммарную стоимость всего твоего автопарка можно купить одну нормальную новую машину…
— Так нет нормальных автомобилей за такие деньги. Для меня нормальный — это Porsche 911 за €150 тыс. по курсу. Любая хорошая для меня машина, новая или свежая, стоит минимум $60 тыс. в эквиваленте. Я не могу себе такую позволить. А если представить, что у меня есть такие деньги на руках, я их лучше в бизнес вложу, но не буду тратить на автомобиль. Просто не вижу в этом смысла. Ты покупаешь машину за $60 тыс., а через три года продаешь за $30 тыс.
В этом проблема новых автомобилей: ты слишком много теряешь в стоимости.
Вот жене нужна машина посвежее. В новой смысла не вижу. Потеря стоимости — раз, затраты на фирменный сервис — два. На некоторые премиальные китайские марки тормозные колодки стоят $300 по курсу.
Чувство восторга длится пять минут — пока ты пьешь кофе с менеджером и выезжаешь из салона с мыслью о том, что смог купить новую машину. Дальше она становится бэушной и быстро теряет в цене.
Проблема еще в том, что мне реально немногие современные машины нравятся. Это история не о том, что китайские автомобили плохие, а о том, что другие производители свернули куда-то не туда. Я смотрю на BMW XM — мне он не нравится внешне. Я сел в него — мне в нем не нравится. Я проехал на нем — мне он не нравится. Ну что я могу поделать?
— Покупать «корчи»?
— В моем мире так. У тебя должен быть относительно свежий автомобиль на каждый день, на котором ты много денег не потеряешь, и целое поле «корчей».
— Все это звучит хорошо, и многие наверняка жалеют, что в свое время продали старые, но ресурсные Mercedes W124 и Audi 100. Но разве их время не прошло?
— Если у тебя нет знакомых механиков, электриков, маляров, то в «корчи» лучше не ввязываться. Бэушка все-таки должна быть определенного возраста и до определенного пробега, потом это сплошная головная боль. Mercedes W124 или Audi 100, несомненно, классные модели, но ресурса в этих машинах в большинстве своем уже нет. Тут важен даже не год, а ресурс, состояние и пробег.
Но вот ты на Lincoln выехал — и все люди твои. Подходят, расспрашивают, прямо в городе «лайки» показывают.
Ты садишься в старую машину — и получаешь эмоции, которые современные машины почему-то не дарят.
— Судя по тому, на чем ты сейчас, на каждый день у тебя Acura.
— Повторюсь, что она бралась в первую очередь для жены. Почему я купил именно эту машину? По ней была история обслуживания с 2008 года, то есть за последние 15 лет. Я глянул на эту Excel-табличку, глянул на машину, проехал на ней по стоянке — все, я ее покупаю. Я до сих пор не знаю, что там по толщине краски или еще по чему-то. Я просто глянул ее историю обслуживания, все записи, когда что в ней менялось, сколько это стило. После такого дотошного владельца машину можно брать. И чуйка не подвела: за год Acura проехала более 40 тыс. километров и проблем не доставляет.
— А как же «душевность»?
— Это автомобиль на каждый день, в нем не нужна душа. Нужны подогрев сидений, круиз-контроль и прочие опции комфорта. И все это в Acura есть.
Второй наш герой, тоже Дмитрий, человек занятой: днем — работа, в остальное время — семейные заботы. Заниматься непредвиденными ремонтами, ездить по автомагазинам и сервисам — это точно не для него. Между тем он всегда покупал подержанные автомобили и убежден, что при правильном выборе «бэушка» подводить не будет.
— Мне нужна машина, чтобы ездить каждый день. И она должна быть большой: двое детей, много вещей — нужно, чтобы было достаточно места в салоне и в багажнике, — объясняет собеседник.
Неудивительно, что Дмитрий отдавал предпочтение универсалам: в его владении был и Saab 9-5 с таким типом кузова, и Skoda Superb. Ну а Chevrolet Equinox стал первым кроссовером.
— Не люблю часто менять автомобиль. Да и зачем, если он меня устраивает?
Так что обычно я езжу на машине по шесть-семь лет. Но два года назад Skoda начала требовать все больше внимания к себе. Думал, может, взять какой-то новый автомобиль в лизинг. В тот момент на рынке даже еще были европейские марки.
Но до изучения вариантов или поездки к дилерам дело так и не дошло: подвернулся этот Chevrolet Equinox 2018 года выпуска с 1,5-литровым двигателем (172 л. с.) и 6-ступенчатым «автоматом».
— Просто так сложилось: старый автомобиль продан, надо что-то брать. Тогда Equinox в стране было немного, это сейчас они чуть ли не в каждом дворе. Я ориентировался на стоимость: какие варианты попадают в мой бюджет.
Тогда еще рассматривал Chevrolet Malibu — с таким же мотором, на этой же платформе. Но подумал, что надо попробовать кроссовер. Все-таки зимой на легковых машинах я днищем периодически терся о ледяные корки и снег в неочищенных дворовых проездах. А здесь никаких вопросов.
На тот момент автомобилю было 4 года, пробег — около 78 тыс. километров. Часть из них он намотал уже по Беларуси, при предыдущем владельце.
— Я все время покупал подержанные машины, поэтому не вижу в этом никаких проблем. Главное, чтобы автомобиль был исправным, в хорошем техническом состоянии.
Equinox обслуживаю там же, где и предыдущую машину. Уже много лет езжу к одному мастеру. Раз в год делаю ТО: меняю масло, фильтры. Пробеги небольшие, в среднем 15 тыс. километров в год. Может быть, в последнее время чуть больше, поскольку офис переехал и стало дальше от дома. Сейчас на одометре 118 тыс. километров.
Правда, совсем без ремонтов не обошлось.
— Пришлось заменить правый ШРУС: начал стучать. Нашел на «разборке», он был снят с автомобиля с пробегом 10 тыс. километров. Ну, и поменял тормоза по кругу. Еще были проблемы с родным аккумулятором, который полностью разрядился, — заменил его на новый.
Это мой первый кроссовер. Думал, что ощущения от ходовых качеств будут другими: раз автомобиль высокий, будет как-то сложнее управляться в поворотах. Но едет Equinox как легковушка. Посадка высокая, и это как раз нравится. И кстати, спина меньше устает в длительном путешествии, чем в Superb. Даже не могу сказать, почему, но здесь мне комфортнее.
Привод здесь передний, но полный и не нужен: в основном я езжу по городу. А вот большой дорожный просвет помогает. Прошлой зимой отвозил сына в школу в снегопад — вот это было весело. Суббота, утро, снег, дорога еще не расчищена, но проехали. Проблем не возникло, управляемость хорошая.
И это мой первый «американец». Но не могу сказать, что он соответствует стереотипу о том, что места и оснащения много, а отделка дешевая. Пластик тут вполне качественный, точно лучше, чем в тех Logan и Rio, что работают в такси.
И, конечно, комплектация: это богатая версия Premier, где есть бесключевой доступ, мультимедийная система, кожаный салон (его проще чистить после детей). Багажник можно ногой открыть, что очень удобно. Еще здесь есть дистанционный запуск: подходишь зимой к автомобилю, а он уже прогрет. Бывают комплектации и с системой удержания полосы, и с панорамной крышей, и с прочим, но на тот момент мне с таким набором опций автомобиль не попался.
По деньгам новую такую машину я бы позволить себе не мог, это была бы куда более скромная и не такая комфортная модель. И этот автомобиль достаточно свежий, здесь много систем безопасности. Я потому и не рассматривал дешевые новые авто, где по этой части обычно все достаточно скромно.
Конечно, есть в новых машинах какие-то преимущества: гарантия, например. С другой стороны, если автомобиль не очень старый, ухоженный, он тоже не будет требовать лишних денег на ремонт.
Для меня машина — это комфортная рабочая лошадка, которая позволяет мне каждый день ездить на работу, решать какие-то вопросы, возить детей. Иногда бывают и загородные поездки. По трассе вообще шикарно: включил круиз-контроль — и поехал. Кстати, средний расход — 8,6 литра, и это в городе, по пробкам, с прогревами. Летом вообще около 8 литров выходит.
О смене машины Дмитрий пока не задумывается. Более того, не видит в этом никакого смысла.
— Автомобиль меня во всем устраивает, все нравится. Места много, все удобно. А если так, то зачем что-то менять?
Светлана Коледа, основательница студии интерьерного и предметного дизайна KOS Studio, а также концепт-стора Moonlight Room, адепт скандинавского стиля и эксперт по sustainability достаточно часто бывает в Дании, которая славится осознанным потреблением (ну и хюгге, конечно!). По нашей просьбе Светлана рассказала об отношении датчан к вещам и к автомобилям.
— Я давно интересуюсь культурным кодом скандинавских стран и разделяю их философию. В основе стиля жизни датчан лежит культура разумного потребления (sustainability), которая проявляется во всем. Например, в Копенгагене преобладают велосипедисты, и автомобили выбираются осознанно, с учетом не только личных потребностей, но и экологии. Хотя в городе есть достаточное количество автомобилей, сама городская среда способствует отказу от машины. Велодорожки спроектированы грамотно (но новичкам нужно привыкнуть), а метро работает круглосуточно без машиниста. Благодаря этому нет проблем с передвижением. Однако в небольших городах отказаться от автомобиля бывает неудобно, поэтому в каждой семье почти всегда есть машина.
Значительную роль играют знаменитые датские налоги. Так, налог на регистрацию автомобиля (Vehicle Registration Tax) может составлять от 25 до 85% стоимости машины, а в некоторых случаях доходить даже до 150%. Это стимулирует осознанный выбор.
Принцип Less is more («Меньше значит больше») лежит в основе выбора не только предметов для дома, но и похода к потреблению в целом. Датчане предпочитают качественные и надежные вещи, которые прослужат долгие годы. Эта философия постепенно находит отклик и в нашей стране. Радует, что сознательный подход к выбору и использованию вещей становится все более популярным. Возможно, сейчас это связано с экономическими факторами, но надеюсь, что со временем осознанное потребление станет привычкой.
Probeg.by — это автоцентр по продаже надежных автомобилей с пробегом. Мы делаем покупку автомобиля максимально простой, прозрачной и быстрой.
В наличии более 150 проверенных машин европейских и других популярных брендов. Каждый автомобиль проходит тщательную диагностику и предпродажную подготовку.
Удобный трейд-ин позволяет обменять старый автомобиль на новую модель за один день. Доступен кредит без первоначального взноса или с комфортной ставкой 5% годовых.
Консультации по номеру 7351 (A1, МТС, life:).
Ждем вас в Минске: улица Притыцкого, 60в/1.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by