Помощь Porsche, европейские лицензии и прогрессивная конструкция. «Восьмерке» — 40 лет

 
19 615
18 декабря 2024 в 17:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: АвтоВАЗ
Автор: Иван Кришкевич. Фото: АвтоВАЗ

18 декабря 1984 года в Тольятти был начат серийный выпуск ВАЗ-2108. Эта модель ознаменовала новую веху в истории завода, стала первой переднеприводной Lada, а ее техническое наследие является частью современного модельного ряда марки.

Трехдверный ВАЗ-2108 стал первой моделью семейства «Самара», которое также включало 5-дверный хетчбэк ВАЗ-2109 и седан ВАЗ-2108. Раннее название «Спутник» так и не прижилось, зато народное «зубило», данное не иначе как из-за характерного клиновидного силуэта, прилипло к модели надолго.

Автомобиль получил характерную для одноклассников того времени конструкцию: переднеприводная компоновка с поперечным расположением двигателя, стойки McPherson спереди и «балка» сзади, реечное рулевое управление. Все это кардинально отличалось от «классики», базировавшейся на технологиях 1960-х, — и для завода означало масштабную работу не только по части разработки модели, ее испытаний и доводки, но также и постановки ее в производство. Известный факт: к работам были привлечены специалисты Porsche, у европейских производителей компонентов были приобретены лицензии на выпуск целого ряда узлов и деталей. Другими словами, не только для Волжского автомобильного завода, но и в целом для всего советского автопрома новая модель являлась и вызовом, и стимулом для того, чтобы совершить очередной технологический скачок.

Основными моторами для семейства «Самара» стали бензиновые двигатели объемом 1,3 и 1,5 литра, но на экспортные версии ставили и 1,1-литровый вариант, а для спецслужб была разработана и модификация с роторно-поршневым двигателем мощностью 140 л. с. Ранние версии моторов были карбюраторными, позднее стали инжекторными.

Ранние «восьмерки» имели короткое переднее крыло и маску на переднюю панель с характерным «клювом», с 1990 года стали применять длинное крыло и плоскую радиаторную решетку. Автомобили первых лет выпуска отличает салон песочного цвета, позднее он был безальтернативно серым. 4-ступенчатые коробки ставили на ранних версиях, но основной версией МКП все же была 5-ступенчатая.

В конце 1990-х «АвтоВАЗ» провел модернизацию семейства (проект «Самара-2»): автомобили получили обновленный дизайн и интерьер, и в таком виде выпускались до 2013 года (3-дверный хетчбэк получил индекс ВАЗ-2113, 5-дверный — ВАЗ-2114, а седан — ВАЗ-2115).

хетчбэк, бензин 1.5 л, механическая, передний привод
голубой, хетчбэк, бензин 1.5 л, механическая, передний привод
черный, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

На этом история «Самары» заканчивается. Но эта же платформа была использована сначала при создании «Калины» (2004—2018 годы выпуска), а также «Гранты» (выпускается с 2011 года).

Кроме того, те двигатели, которые сейчас устанавливаются на Lada Granta, Vesta и Largus, базируются на блоке мотора ВАЗ-2108 (само собой, «железо» при этом неоднократно дорабатывалось). Это же касается и 5-ступенчатой коробки, которая также после многочисленных модификаций остается в строю.


Реклама

Probeg.by — это автоцентр по продаже надежных автомобилей с пробегом. Мы делаем покупку автомобиля максимально простой, прозрачной и быстрой.

В наличии более 150 проверенных машин европейских и других популярных брендов. Каждый автомобиль проходит тщательную диагностику и предпродажную подготовку.

Удобный трейд-ин позволяет обменять старый автомобиль на новую модель за один день. Доступен кредит без первоначального взноса или с комфортной ставкой 5% годовых.

Консультации по номеру: 7351 (А1, МТС, Life).

Ждем вас в Минске, ул. Притыцкого, 60в/1.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро