Четверть века прошло с наступления нового миллениума. За эти 25 лет на свет появилось столько моделей автомобилей, что все и не упомнишь. Многие из них доехали и до Беларуси. А какая машина круче? Пожалуй, лучше самих владельцев никто не расскажет. Выбор же «народной» тачки 25-летия по традиции остается за вами — читателями Onlíner. Брать или даже не смотреть? Ответ — в конце статьи, в результатах опроса. Запуская новый цикл статей, мы вспоминаем самые значимые, популярные и просто любимые автомобили, которые продавались в первой четверти ХХI века, — кто-то о них мечтал, а кто-то ими владел. Пойдем по хронологии и начнем с 2000 года. Сегодня расскажем про Opel Zafira первого поколения.
Почему именно эта модель? Ну хотя бы потому, что в 2000-м она попала в число призеров европейского конкурса «Автомобиль года» — впереди оказались лишь Toyota Yaris и Fiat Multipla. Но, согласитесь, в нашей стране обе этих модели по популярности явно проигрывают «Зафире». Немецкий компактвэн появился очень вовремя — когда спрос на подобные машины только зарождался — и смог оказаться отличной альтернативой Renault Megane Scenic, Xsara Picasso и прочим «одноклассникам». Другие «немцы» — Volkswagen Touran и Ford C-Max — появились позднее, с ними уже по большей части конкурировала модель второго поколения.
Первое поколение для Европы выпускалось с 1999 по 2005 год.
Автомобиль производили под разными марками и названиями, в том числе как Subaru Traviq.
Zafira построена на платформе Astra G.
В разработке модели принимала участие компания Porsche.
Zafira была размером с универсал Astra Caravan в поколении G, но предлагала более вместительный багажник и 7-местный салон. А еще очень широким оказался выбор модификаций. Так, помимо бензиновых «атмосферников» 1.6 (101 л. с.), 1.8 (115 и 125 л. с.) и 2.2 (147 л. с.) в версии OPC был доступен и 2,0-литровый турбомотор (192—200 л. с.), а любители экономии кроме дизельных двигателей 2.0 (82—101 л. с.) и 2.2 (125 л. с.) могли выбрать заводскую метановую версию 1.6 EcoFlex (97 л. с).
Надо ли удивляться, что в 2000-х Zafira A сначала стала очень популярной у европейских, а затем и у белорусских автолюбителей? Временной лаг был неизбежен, ведь к нам эти машины попадали преимущественно в подержанном состоянии. Зато ввозили их очень активно.
Время летит: даже самым свежим экземплярам Zafira A в этом году исполняется 20 лет, а возрастным уже более четверти века. Что собой представляют эти автомобили сейчас и насколько ими довольны их владельцы? Чтобы это выяснить, решили найти на «Автобарахолке» живую по описанию машину и пообщаться с продавцом.
Во время поисков обратили внимание на объявление о продаже Zafira A с заявленным пробегом в 283 000 км, бензиновым двигателем 1.8 и механической коробкой передач. На фотографиях автомобиль имел неплохой вид, но особенно привлек развернутый комментарий продавца.
«Продается Opel Zafira 2001 года выпуска в хорошем состоянии! Автомобиль обслуживался вовремя. В последнее время были заменены глушитель, шаровые опоры, генератор, прокладка клапанной крышки и ремень ГРМ. Авто находилось в одной семье последние 15 лет и бережно эксплуатировалось. Привозился из Голландии. Имеются небольшие нюансы по кузову. Все запасные части ставились качественные (по возможности старались ставить оригинал или Германию). Авто ни разу не было в ДТП за все годы эксплуатации и не красилось (родная краска, любые ваши проверки). Любые ваши проверки на СТО, толщина краски и т. д. приветствуются (за ваш счет, на выбранной вами СТО)», — гласило описание. Что ж, давайте посмотрим на эту «Зафиру» вживую.
— Раньше эта машина была у дяди, он ее привез примерно 15 лет назад из Голландии. Периодически я эту «Зафиру» видел, пока дядя ею пользовался. Он очень досконально следил за ней, запчасти ставил или оригинальные, или очень хорошего уровня, не экономил на этом. Поэтому-то я и купил эту машину не глядя, не загоняя ее на СТО, потому что знал, что с техникой все будет в порядке, — объясняет Илья, теперь уже бывший владелец этой «Зафиры».
— Взял ее в 2022-м, год отъездил, потом отдал сестре. Я бы «Зафиру» и не менял, если бы у меня не появилась возможность взять по хорошей цене другой автомобиль, получше и посвежее. Но для сестры машина оказалась великовата, поэтому решили ее продать.
Что могу сказать хорошего про «Зафиру»? Очень тихая машина. Мягкая — все кочки и «лежачие полицейские» она пролетает лучше, чем мой кроссовер 2017 года. Плюс хорошая обзорность: большие окна, есть дополнительные окошки между передними стойками и дверями — во время парковки они здорово помогают. Динамики мне хватало, а средний расход бензина — около 9 литров.
— Наверное, это один из немногих экземпляров Zafira A в Беларуси, который реально не бит и не крашен, с родной заводской краской, — утверждает Илья. — По крайней мере, в Европе машина покупалась как безаварийная, а за все время, проведенное в Беларуси, кузовного ремонта она не видела.
Правда, это не спасло автомобиль от проблем с коррозией: есть очаги по нижней части кузова (на порогах, колесных арках и внизу передних крыльев), сразу несколько ржавых пятен проступают на крышке багажника.
— Это у всех «Зафир» больное место. Но мы ничего не ремонтировали. Вот эти «жуки» — они лет пять уже есть, но дальше не лезут, решили не трогать. Начнешь все это дело красить, будет вылезать каждый год. Плюс покупатель может увидеть все реальные проблемные места, — поясняет Илья.
Моторный отсек выглядит достаточно чистым, но не тщательно вымытым (иначе были бы подозрения, что хотят скрыть потеки технических жидкостей или еще какие-то проблемы). На расширительном бачке — дата замены и марка антифриза, что косвенно подтверждает историю о дотошном подходе предыдущего владельца. Правда, что означают надписи про радиатор и термостат, продавец с ходу ответить не смог. Можно предположить, что это все же замененные детали.
Судя по всему, здесь уже установлен двигатель Z18XE мощностью 125 л. с. — до 2000 года на Zafira применяли более раннюю версию агрегата с индексом X18XE1 (115 л. с.). Этот мотор с чугунным блоком считается довольно ресурсным и надежным, главное — вовремя менять ремень ГРМ и не экономить на качестве масла. Известное слабое место — установленный прямо на ДВС электронный блок управления, который страдает от высоких температур и вибраций. Но Илья говорит, что с этим проблем не было:
— Двигатель всегда заводится с пол-оборота. Машина за это время не подводила, да и внимания к себе практически не требовала, было лишь сервисное обслуживание, плюс замена привода ГРМ. Но есть момент: Zafira любит потреблять масло, особенно когда хорошо крутишь двигатель. Точный расход на тысячу километров не скажу, но приходилось подливать каждый месяц. Я возил машину к мотористу, но ничего такого страшного он по двигателю не нашел, что влияло бы на расход.
Черный пластик и фиолетовая ткань — это сочетание обеспечивает интерьеру строгость и уют одновременно. Велюровая обивка — это вообще отличное решение для сидений: у нее и фрикционные качества отличные, и сидеть на ней тепло, с пресловутым кожзамом не сравнить. И почему от нее отказались производители?
Состояние салона для 24-летнего автомобиля достойное за исключением отдельных деталей вроде сильно изношенного чехла кулисы коробки или обмотанной скотчем левой спицы рулевого колеса с провалившейся кнопкой клаксона.
Но давайте поговорим о главной особенности Zafira — системе Flex7. В отличие от конкурентов этот компактвэн по умолчанию имеет 7-местный салон с тремя рядами сидений. Причем задние креслица складываются в ровный пол и прячутся под диваном, который может перемещаться на салазках вперед-назад. Помимо регулировки в продольном направлении он предлагает и возможность установки спинки в разных положениях. Правда, откинуться назад не получится, как и раздельно регулировать положение подушки дивана — она здесь сплошная.
— Несколько раз с семьей по Беларуси катались. Даже всемером ездили, но нечасто, — вспоминает Илья. — На заднем ряду тоже доводилось сидеть.
— И как впечатления?
— Шумновато. А если ехать зимой, то и прохладно. Не так удобно, как во втором ряду, но в целом ехать можно. Если не на длинные расстояния, то не так все страшно.
Но бóльшую часть времени Zafira пребывает в 5-местной конфигурации, со сложенным третьим рядом и огромным багажником. К слову, о размерах последнего. В зависимости от количества задействованных мест его объем составляет 150, 600 или 1700 литров — очень неплохо для автомобиля длиной чуть боле 4,3 метра.
— Машину продаем с осени теперь уже прошлого года. Люди звонят, некоторые приезжают, смотрят, но потенциальных покупателей немного, — признает Илья. — В первую очередь люди обращают внимание на кузов, больше проверять тут и нечего. Когда говорю про оригинальное лакокрасочное покрытие, не все верят. Предлагаю: везите на любую СТО, проверяйте.
У меня друг тоже машину продает, и тоже мало кто приезжает из покупателей, хотя вроде и цена хорошая. Может быть, зимой просто спрос падает.
Ценник на самом деле средний по рынку. Да, есть какие-то вопросы по кузову, но по технической части все хорошо, всегда ставили качественные запчасти, поэтому и цена такая. Совсем «ушатанные» машины выставляются по 3000 долларов, а максимальная цена, которую я видел на бензиновую Zafira этого поколения, — 6500 в одном автохаусе.
Что ж, пожелаем Илье удачи в продаже. Состояние автомобиля нельзя назвать идеальным, главным образом из-за кузова, хотя по механической части все вроде весьма неплохо. Но что вы хотите от 24-летней машины? К сожалению, лучшие годы этих автомобилей позади. Беспроблемный экземпляр Zafira A скорее исключение, чем правило, и за него придется хорошо заплатить. Либо стоит быть готовым к тому, что придется доводить свежекупленную машину до ума. Впрочем, это касается и куда более свежих автомобилей.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by