Тачка 25-летия: Ford Mondeo едва не стал «Автомобилем года» в 2001-м, зато оказался «народным» у нас

5430
22 января 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, Ford

Тачка 25-летия: Ford Mondeo едва не стал «Автомобилем года» в 2001-м, зато оказался «народным» у нас

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, Ford

В новом цикле статей мы вспоминаем самые значимые, популярные и просто любимые автомобили, которые продавались в первой четверти ХХI века. Многие из них доехали и до Беларуси. А какая машина круче? Послушаем на этот счет владельцев. Ну а выбор «народной» тачки 25-летия по традиции остается за вами — читателями Onlíner. Брать или даже не смотреть? Ответ — в конце статьи, в результатах опроса. Сегодня говорим про 2001 год и рассказываем о Ford Mondeo.

Mondeo и 2001 год

Официально он дебютировал в 2000-м, но производство стартовало лишь поздней осенью, так что рынок эта модель начала завоевывать в 2001-м. Тогда же она едва не стала победителем европейского конкурса «Автомобиль года», уступив всего один балл Alfa Romeo 147. Но где сейчас та «Альфа»? А Mondeo — частый гость на европейских и белорусских дорогах: у нас его продавали новым официально, но еще больше машин было ввезено из Европы в подержанном состоянии.

Он вполне подходит на роль народного автомобиля: просторный, комфортабельный, отлично управляемый, при этом в подержанном состоянии обычно стоит дешевле, чем «одноклассник» Passat. К тому же и тогда, и сейчас можно выбрать модификацию на любой вкус.

Заслуживает похвалы и по-немецки выверенная эргономика. Кстати, а вы знали, что при разработке этого поколения Mondeo особое внимание было уделено в том числе удобству автомобиля для пожилых людей? Скованность движений имитировалась при помощи специального костюма — испытатели надевали его, чтобы оценить процесс посадки и выхода из-за руля, работу с органами управления и доступность вспомогательного оборудования.

Факты о Mondeo

Mondeo использовал модернизированную платформу CDW, на ранних версиях которой были созданы его предшественники. Ну а он в свою очередь поделился этой архитектурой с Jaguar X-Type — в те годы британская марка как раз принадлежала Ford, что отразилось на инжиниринге ее моделей.

В отличие от X-Type и предыдущих поколений этот Mondeo не имел полноприводных версий и был доступен только с передним приводом.

Кстати, насчет поколений. Здесь есть определенная путаница. А все из-за того, что в 1996 году Mondeo первого поколения получил глубокий рестайлинг и такой автомобиль часто обозначают как MkII. В итоге в одних источниках следующая модель образца 2000 года называется вторым поколением, в других — третьим.

Линейка моторов для Mondeo была широкой и очень разноплановой. Так, помимо рядных 4-цилиндровых бензиновых двигателей Duratec HE в версиях 1.8 (110 и 125 л. с.) и 2.0 (130 и 145 л. с.) покупателям предложили американские моторы Duratec V6 в версиях 2.5 (170 л. с.) и 3.0 (204 и 226 л. с.). Наиболее мощный вариант ставили на спортивную версию ST220, которая была доступна с любым вариантом кузова — седан, лифтбэк и универсал.

Дизельные версии оснащались 2,0-литровыми двигателями Duratorq Di с непосредственным впрыском топлива (90 и 116 л. с.), а также моторами Duratorq TDCi с системой впрыска Common Rail объемом 2,0 и 2,2 литра (90—130 и 155 л. с. соответственно). В зависимости от модификации машину комплектовали 5- или 6-ступенчатой механической коробкой, 4-ступенчатым «автоматом» собственного производства или 5-ступенчатой АКП Jatco.

синий, универсал, дизель 2 л, механическая, передний привод
3000$ / 2897€
синий, седан, бензин 2 л, механическая, передний привод
3450$ / 3332€
голубой, универсал, дизель 2 л, механическая, передний привод
4990$ / 4819€
Автобарахолка
мобильное приложение

Не все версии были доступны с самого начала, но серьезных конструктивных различий между ранними и поздними автомобилями нет. Легкий рестайлинг провели в 2003-м, а смена поколений произошла в 2007-м. Следующий Mondeo со временем перешел на турбомоторы Ecoboost и роботизированные коробки PowerShift, то есть стал сложнее и требовательнее к качеству обслуживания. Однако нашему сегодняшнему герою этого сценария удалось избежать.

На конкретном примере

Главная проблема Mondeo этого поколения — солидный возраст всех без исключения экземпляров, так что вопрос об их техническом состоянии уже стоит остро. Скажем прямо, мы нашли не самый ухоженный с точки зрения кузова образец, зато «честный» — в похожем виде не подготовленные к продаже автомобили этих лет выпуска обычно и пребывают. Ну и понадеемся на такой же честный рассказ от владельца.

Итак, изучим рестайлинговый Ford Mondeo 2005 года выпуска с пробегом 282 000 км, оцененный примерно по середине рынка (в среднем такие машины предлагаются по цене от 2500 до 5000 долларов по курсу, а этот стоит 4100). Под капотом — 170-сильный V6 объемом 2,5 литра и 5-ступенчатый «автомат», комплектация Ghia радует обилием опций. Что ж, давайте посмотрим на модель вживую.

бежевый, седан, бензин 2.5 л, автоматическая, передний привод

Не смотрите на бамперы

— Этот автомобиль я купил осенью 2023 года. Искал не конкретно Mondeo, а просто более-менее живую машину, чтобы уложиться в свой бюджет — до 4500 долларов в эквиваленте, — рассказывает Никита. — Мониторил объявления. Как только этот вариант выскочил в продаже, в тот же день съездил его посмотреть. Одновременно со мной были и другие потенциальные покупатели. Может быть, это тоже отчасти спровоцировало покупку: не хотел, чтобы кто-то другой забрал — машина-то в целом хорошая.

В итоге Mondeo обошелся парню в 4000 долларов по курсу. На момент покупки пробег составлял 257 000 км, сейчас — 282 000 км. Забегая вперед, скажем, что особых вложений с тех пор автомобиль не потребовал, все свелось к плановому обслуживанию. Ну а что насчет кузова? Вот он как раз вызывает вопросы. Взять хотя бы передний бампер, на который без слез не взглянешь.

— Я во время покупки все эти нюансы видел, но меня они особо не смущали. Тем более что, несмотря на такой не самый красивый внешний вид, по днищу все неплохо: нет дыр и сильной ржавчины. Предыдущий владелец что-то там подваривал и красил, поэтому нет того, что я видел на других машинах, выставленных на продажу за эти же деньги, — когда через дыры виднеется ковролин салона, — объясняет нынешний хозяин.

По его словам, основные вопросы были по внешнему виду. Они, собственно, и остались: по кузову Никита ничего не делал.

Так, а что это за проволока торчит из-под крышки багажника? Это альтернативный привод замка — потому что кнопка уже не работает.

— Это уже при мне случилось. Еще не разбирался, в чем именно проблема. То ли кнопка вышла из строя, то ли провод переломило. Пока не дошли руки этим заняться. Ограничился тем, что сделал возможность открывать багажник хоть как-то, — говорит владелец.

Зато капот открывается так, как предусмотрено заводом. Для тех, кто не сталкивался с моделями Ford тех лет, это будет открытием: ключ вставляется в личинку замка, расположенную за откидной эмблемой на решетке радиатора. Все бы ничего, но со временем личинка закисает, и порой открытие капота становится серьезной проблемой. Но в данном случае все работает отлично.

Все просто

— По мотору было только обслуживание. Каждые 8—10 тысяч километров меняю масло и фильтры. Еще поменял подтекавшую помпу, а заодно и ее ремень. Привод ГРМ здесь цепной и внимания не требует. Свечи не менял, этого не требовалось. Вообще, предыдущий владелец за машиной следил, с ней передал документы, которые подтверждают сервисную историю.

Пятиступенчатый «автомат» — производства Jatco. Его ставили на эту версию, а также на дизельную с 2,0-литровым мотором. На бензиновой 2,0-литровой версии стоит другая коробка, 4-ступенчатая. И она считается не такой надежной, как эта, — замечает Никита.

Масло в «автомате» парень поменял сразу после покупки. И по совету знающих людей повторил эту операцию через 6 или 7 тысяч километров, чтобы полностью заместить старое масло. Эта работа была выполнена на сервисе, а все остальное Никита с друзьями делает в гараже сам, благо конструкция автомобиля простая, с доступом к тем или иным узлам проблем не возникает. Да и вообще с запчастями на эту модель проблем нет: все есть, имеется выбор (подешевле, подороже), стоимость устраивает.

— По рулевой рейке вопросов не было, менял лишь наконечники. В подвеске поставил новые шаровые опоры, стойки стабилизатора спереди и сзади, плюс новые передние и задние тормозные колодки (диски еще нормальные), — перечисляет нынешний хозяин.

«Прет», но сколько «жрет»?

Открываешь двери и убеждаешься: места в салоне действительно очень много. Достаточно сказать, что по сравнению с предшественником расстояние для задних пассажиров в области ног увеличилось на целых 5 см (да, это действительно немало).

А особенность этого конкретного экземпляра — богатая комплектация. Да, климат-контроль — однозонный, зато рабочий. Но кожаные сиденья — с многоступенчатым подогревом и спереди, и сзади, а в передних креслах еще и режим вентиляции имеется. Еще из интересного — ручное переключение передач на руле, которое осуществляется не лепестками, а именно кнопками на спицах рулевого колеса.

— По комфорту машина мне очень даже нравится: едет плавно, мягко, без всяких рывков, пинков и так далее. Динамики мне хватает и в городе, и на трассе, обогнать кого-то проблемы не составляет, — отмечает Никита.

По его словам, при желании автомобиль позволяет «притопить», но в пределах разумного. Все-таки это не гоночный болид, несмотря на достаточно мощный двигатель и большие тормоза (на более простых версиях диаметр дисков поменьше).

Правда, «автомат» все же скрадывает динамику: разгон с места до сотни у этой версии составляет 10,3 секунды против 8,5 у модели с «механикой». Ну а как насчет экономичности?

— Расход топлива, конечно, будет больше, чем у более слабых версий, — признает владелец. — По городу получается до 15 литров, если где-то «поднажать», где-то спокойно катить, какую-то часть маршрута проехать по кольцевой. Если совсем плавно стараться, то можно и в 11 литров уложиться, а если «топтать» педаль газа, то и более 20 литров может выйти. В общем, в городе расход очень сильно от стиля езды зависит. На трассе в спокойном режиме со скоростью 100 км/ч на «круизе» получается 6—7 литров.

Расходы и цены на запчасти Никита считает адекватными для автомобиля такого года выпуска. Тем не менее свой Mondeo он выставил на продажу. Почему?

— Хочу добавить немного денег и купить машину посвежее — этой уже 20 лет как-никак, — отвечает парень. — Автомобиль выставил на продажу в начале января. Люди звонили, проявляли интерес, но доехали только пару раз, и до сделки дело пока не дошло.

Наверно, у любой машины в этом возрасте первые вопросы будут по кузову. Всем, как и вам, рассказываю, что предыдущий владелец его переваривал и подкрашивал, кузов такой, какой он есть. Нравится — не нравится, но я же ее купил. Может быть, и кто-то другой точно так же надумает купить ее, как я в свое время. Свои нюансы есть, я этого не скрываю. 

Вам нравится Ford Mondeo?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да
Нет

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by