После многочисленных осмотров машин с барахолок создается впечатление, что врут, возможно, и не все продавцы, но недоговаривает абсолютное большинство. Историями про то, как кто-то купил б/у автомобиль с красиво скрытыми «косяками», вас, наверное, тоже не удивить. Но мы собрали такие, где диву даешься: как продавцы могут спокойно спать по ночам? Рассказываем о читательских «кейсах большого провала» и узнаем у автоэксперта, как не нарваться на подобные сюрпризы при покупке «бэушки», в совместном с Probeg.by спецпроекте.
Кажется, при выборе машины в автохаусе должно быть меньше шансов нарваться на хорошо замаскированный «труп», чем при покупке авто с рук. Все-таки на кону стоит имидж компании, в которой работает не один человек. Но ситуации бывают разные, вот и нашему первому герою Александру крупно не повезло.
Полтора года назад он искал простенький «бюджетник» для своей семьи с детьми. Так попал в один из столичных салонов (название не озвучиваем, т. к. знаем историю только со стороны клиента).
— В автохаус мы приехали с женой и ребенком. Отобрали пару вариантов, но менеджеры порекомендовали остановиться именно на Renault Logan 2014 г. в. Особо ничего о нем не рассказывали — мол, смотрите сами, — вспоминает мужчина.
Автомобиль продавался за $6900 при курсе 2,95 рубля. Александр прислал нам фотографию распечатки формата А4, прикрепленной к машине. Цитируем:
«Автомобиль в собственности с 2018 года. Оригинальный пробег (180 тыс. км). Своевременное обслуживание на СТО. Крайнее техобслуживание произведено 7500 км назад».
— Я посчитал: в год автомобиль проезжал около 20 000 км — это точно не такси. Но в лоб менеджерам вопрос по поводу пробега не задавал. Они лишь упомянули, что владелец продает машину из-за переезда. Про дефекты тоже ничего не говорили. Было заметно, что у авто менялся передний бампер — он стоял не встык. Участвовала ли машина в крупных ДТП? Об этом я забыл спросить, а менеджеры, опять же, сами ничего не сказали.
Через месяц Александр со своей супругой (точнее, тогда еще невестой — дело было прямо перед свадьбой) поехал по делам из Минска в Барановичи. Обратный путь принес сюрпризы.
— Машина перегрелась, поплавились высоковольтные провода. Незадолго до этого случая на МКАД у меня поплавился еще и шланг антифриза: на СТО объяснили, что он не заводской и совсем не подходил для таких целей.
В те же дни выяснилось, что замены требуют свечи. Но это все мелочи… Когда я наконец добрался до постановки автомобиля на учет, пришло время «переобуваться» и регулировать развал-схождение. На станции мне сказали, что вся правая передняя сторона была «вмазана». Более того, срочной замены требовал поворотный кулак — его кто-то пытался восстановить «кустарным» способом. Когда машину оторвали от земли на подъемнике, колесо ходило ходуном! То есть при попадании в яму оно просто могло отлететь. На СТО мне дали заключение: своим ходом до ремонта авто передвигаться не может.
Также мое внимание обратили на тормозные колодки: спереди они были стерты в ноль, задние тоже уже нуждались в скорой замене.
Еще при покупке машины я знал, что в ней нет радиатора кондиционера. Посмотрел в интернете: стоил он недорого. Но при ремонте выяснилось, что, простыми словами, кондиционер был отключен от общей системы автомобиля, кто-то пустил шланг в обход. Чтобы исправить этот «колхоз», понадобилось бы около 1000 рублей. В общем, я решил оставить все как есть.
Однако неприятности на этом не закончились. Со слов Александра, как-то он хлопнул водительской дверью — и тут же лопнуло заднее стекло.
— Одной из причин стало то, что у машины в результате аварии была нарушена геометрия кузова. Так я узнал, что автомобиль — «перевертыш». На крыше нашлись места со шпатлевкой толщиной более 2 мм. «Пробил» этот Renault через российские базы и выяснил, что два или три раза он попадал в ДТП — и это только на территории РФ.
Как я понял, что автомобиль эксплуатировался в такси? Подключил диагностический компьютер, и он выдал больше 60 ошибок. А пробег у машины, как показало устройство, 450 000 км! Такой километраж бывает разве что у таксистов, так что сомнений не остается.
Но и это еще не все. В какой-то момент выяснилось, что у автомобиля вырезан катализатор. «Евро-5 на деле оказалось Евро-2», — со вздохом говорит Александр. Табу на прохождение техосмотра, получается.
Напоследок мужчина считает свои расходы на машину за полтора года «счастливого» владения — выходит около $1500 по актуальному курсу. Недавно Александр выставил свой Logan на продажу за $4500: понял, что содержать авто ему совсем не выгодно. Как только найдет машине нового владельца, планирует пересесть на нового «китайца» из салона.
Если в первом случае мы столкнулись с покупкой семейной машины в автохаусе, то вторая история — более молодежная. Хотел что-нибудь веселое и необычное, купил с рук, а в итоге все разборщики города начали узнавать в лицо. Если вам знаком такой сценарий, то вы наверняка посочувствуете нашему следующему герою — Никите.
Свой Saab 9000 1994 г. в. (2,3 л, АКПП) минчанин купил 1 апреля прошлого года. «Символичная дата», — иронизирует Никита. Машина стоила $2300 по курсу, на фотографиях выглядела отлично, но продавалась уже довольно долго. Тревожный звоночек? Возможно. Однако по телефону владелец — мужчина в годах — так долго рекламировал свой автомобиль, что Никита принял решение немедленно выдвигаться в Гомель — именно там находилась машина.
— До Saab я владел Honda Accord, которую, к сожалению, разбил. Ограниченный бюджет и «автомат» — такими были основные критерии поиска следующего авто, — рассказывает наш герой. — Знал, что у Saab в Минске классный фан-клуб: все улыбаются друг другу, здороваются на дороге.
Машину по приезде в Гомель мне показывал сын мужчины, с которым я общался по телефону. Оба они рассказывали, что авто долго простаивало в гараже у какого-то деда. Машину они якобы подварили, покрасили в профессиональной камере, хорошо обслужили… Предупредили только, что задние лонжероны нуждаются в сварке, но этого было никак не скрыть. Почему решили продать такое распрекрасное авто? Дело, по их словам, в расходе топлива — он слишком высокий. «Ест» машина действительно немало, но это явно не катастрофическая проблема.
Очевидно, что покупатели с небольшим бюджетом редко берут с собой подборщиков. Вот и Никита проводил осмотр самостоятельно, взяв в качестве группы поддержки только свою девушку.
— Во время небольшого тест-драйва меня смутил отклик на педаль газа — машина как будто не хотела ехать. Но я списал это на особенности турбированного мотора. А еще в салоне сильно пахло бензином. В остальном я нюансов не увидел, да и внешне авто выглядело хорошо.
Оставил залог, а через несколько дней вновь приехал в Гомель для переоформления. Помню, предыдущие владельцы рассказывали, что заливали в авто только АИ-95. Так вот сразу после покупки машины я поехал на ближайшую газпромовскую АЗС, где есть заправщики. И там мне сказали, что этот автомобиль сегодня к ним уже заезжал — заливали в него 92-й.
После того как я заправился, бензином в салоне стало вонять еще сильнее. Мы и 20 км не проехали, как я заметил: от машины начинало валить облако дыма, стоило мне чуть сбросить скорость. Я даже позвонил продавцу и рассказал об этом, но тот как будто удивился. Тогда я понял: будет весело.
По приезде в Минск Никита сразу отправился к знакомым механикам. Те составили целый список нюансов, касающихся мотора и подвески. А автомобили этой марки берут в работу далеко не все мастера и СТО.
— Первым делом я поехал ремонтировать турбину. На это ушло 900 рублей. Потом у электриков менял все датчики. Затем решал то, что машина «на холодную» не держала обороты. Пришлось покупать новый регулятор холостого хода, но это не помогло. В результате сидели с другом и паяли по схемам из интернета транзисторы в блоке управления…
Долго разбирался с тем, почему в салоне пахнет бензином, по итогу поменял колбу в топливном баке. К слову, все трубки — подачи топлива и обратки — были сделаны из каких-то непонятных полурезиновых шлангов. Вообще, все, к чему бы я ни прикасался в авто, было «наколхожено» — вероятно, предыдущими владельцами.
С подвеской дела тоже обстояли плохо. Как рассказывает Никита, она «ляпала так, будто в поезде едешь».
— Пружины, стойки стабилизаторов, подушки мотора, сайлент-блоки — менял все. Сейчас, ко всему прочему, машина стала двухцветной: арки и низ дверей «порыжели».
Еще Никита решил вопрос с печкой, купил новые диски с двумя комплектами шин… Траты можно перечислять бесконечно. Подбивая примерную смету, наш герой называет сумму в более чем $3000 — столько было вложено в авто стоимостью $2300. Никита рассказывает: как-то выставил этот Saab на продажу, потенциальный покупатель нашелся довольно быстро. Но наш собеседник так прикипел к машине, что резко передумал искать ей нового владельца. В общем, они до сих пор вместе.
Что мы все о ДВС да о ДВС? «Электроводам» тоже иногда приходится несладко. Наш читатель Владислав купил в конце октября Tesla Model 3 Performance (2019 г. в.). Как рассказывает мужчина, продавец утверждал, что с машиной все отлично. Но при первой же зарядке нашего героя ждал очень дорогостоящий сюрприз.
— Автомобиль перед покупкой я осматривал без подборщика, самостоятельно, — вспоминает Владислав. — Но сразу скажу: та проблема, на которую я нарвался, была целенаправленно скрыта и «затерта». Не подняв обшивку и не сделав определенные замеры батареи, обнаружить ее было практически нереально.
Проявилась проблема после первой зарядки. На экране мультимедиа появилась «пожароопасная» ошибка, причиной которой, как выяснилось позже, стал дисбаланс в ячейках батареи.
Я сразу (еще до обращения на сервис) написал продавцу — он, к слову, блогер. Тот обещал посоветоваться со знакомым электриком из Нижнего Новгорода. Чуть позже бывший владелец передал «ответ» мастера: якобы тот сказал, что все хорошо.
У меня получилось найти этого самого электрика — благо в Нижнем Новгороде он только один. От него я узнал: проблема серьезная, из-за неисправности электрокар может загореться. Более того, о дефекте предыдущий владелец был предупрежден! Я предполагаю, что он решил избавиться от машины именно из-за проблем с батареей.
Владислав говорит, что на сервисе ему предложили три варианта решения проблемы. Самый дешевый и ненадежный способ стоит около $1200 в эквиваленте.
— Но единственный вариант с «гарантией» — замена батареи. Она обойдется в $8500. Это при том, что машина покупалась за $22 000 по курсу, а низ рынка для этой модели начинается от $16 000.
Что я думаю делать? Уже написал заявление в милицию и планирую добиваться возврата денег за авто. Электрокар покупался в лизинг, продавец подписывал документ, в котором утверждалось, что машина находится в хорошем состоянии.
К слову, когда я написал бывшему владельцу, что хочу вернуть ему автомобиль и расторгнуть договор купли-продажи, он удалил всю переписку. Но у меня она сохранилась.
Как обезопасить себя от попадания в подобную историю? Единственный беспроигрышный вариант — навсегда отказаться от б/у машин и покупать авто исключительно из салона. Но выбор сейчас ограничен в основном «китайцами» по высоким ценам. Что ж, тогда возвращаемся к «бэушке». Вместе с Николаем, специалистом по оценке Probeg.by, мы составили гайд о том, на что обращать внимание при осмотре подержанных машин.
— Шаг первый — визуальный осмотр автомобиля. Окрашивались ли какие-либо элементы? Заметно ли, что крыло или, допустим, дверь отличаются по оттенку или однородности ЛКП? Если есть нюансы, на них стоит сфокусировать внимание и искать причину ремонтных работ.
Стоит пройтись по машине толщиномером — это также поможет определить, какие элементы красились поверх заводского слоя и, возможно, ремонтировались с помощью шпатлевки.
— Порог или арку можно переварить, а можно разрезать в месте коррозии, запенить, нанести шпатлевку, подождать, пока она высохнет, и покрасить. Такая «маскировка» очень часто встречается на автомобилях в ценовом диапазоне до $10 000 в эквиваленте, и без толщиномера ее не определить, — предупреждает Николай.
Если в авто врезались стаканы, лонжероны, четверти кузова, стойки, то зачастую можно обнаружить следы сварочных работ. Но мастер может их хорошо обработать, зашпатлевать и т.д. Нужно тщательно осмотреть машину с толщиномером. Если увидите показания свыше 1000 мк, поинтересуйтесь, откуда здесь ремонтный слой. Маскировка сварного шва или мастеру нужно было выровнять поверхность перед покраской? Для выявления сварочных работ с дверных проемов и багажного отделения можно снять уплотнительные резинки. Посмотрите на исполнение герметизационных швов, можно рассмотреть точечные швы. С наружной стороны они могут быть хорошо сделаны, но изнутри их чаще всего не обрабатывают.
— Машины, сваренные из нескольких частей, сейчас встречаются редко, но тем не менее попадаются. Например, как-то к нам приехал человек на Renault Duster, чтобы сдать машину в обмен на другую. Автомобиль был полностью покрашен, местами слой доходил до 1000 мк. Начали снимать все уплотнительные резинки и поняли: врезана задняя часть и крыша. Владельцу пришлось отказать.
Далее смотрим на фары: они часто страдают первыми при фронтальных ДТП. Изучаем их наружное и внутреннее состояние. Проверям крепление фары, маркировку (по ней можно определить дату производства и сверить ее с маркировкой другой фары и годом выпуска авто). Если фара переставлялась, то я первым делом проверяю толщиномером кронштейн крыла. Если он крашен, то удар был глубоким. В таком случае смотрим на лонжерон. Он тоже крашен (а тут уже речь про несущую часть авто)? Тогда стоит серьезно подумать, нужна ли вам эта машина.
Обращаем внимание и на стекла: на них должен быть указан год выпуска (последние две цифры). Обязательно смотрим на болты крепления крыльев, капота, телевизора и т. д. Если они крутились — останутся следы. Некоторые продавцы подмазывают болты кисточкой, но это тоже можно заметить.
Далее переходим к мотору. Слушаем равномерность работы двигателя. Ищем масляные подтеки.
Обращаем внимание на техжидкости. Смотрим, нет ли примесей в антифризе. Если открываем заливную масляную крышку, а масло выплескивается наружу — это может говорить о неисправности в системе отвода газов. Также проверяем цвет и консистенцию масла: не заливались ли в двигатель присадки для компрессии?
Диагностический компьютер позволит выяснить реальный пробег — это, пожалуй, один из самых важных критериев. Зная VIN-код, можно купить отчет на специализированном сайте и благодаря ему выяснить, например, когда и на каком пробеге машина в РБ проходила техосмотр, попадала в ДТП, увидеть расчеты страховых компаний по ремонтным работам.
— Бывает, что продавцы мотают пробег не во всех блоках и системах. Например, был случай с Kia. Реальный пробег «подтерли» везде, кроме блока скачки шин.
Если речь об «американце», то по «вину» можно узнать, почему автомобиль выставлялся на аукцион — вдруг перед нами «топляк»? Когда понимаешь, что истории в интернете нет никакой, есть два варианта. Первый: машина покупалась в США новой. Но вряд ли кто-то будет пригонять такую в Беларусь — слишком невыгодно. Второй вариант, наиболее вероятный, — прошлое автомобиля пытались целенаправленно «затереть».
Большие пробеги свойственны такси. Как не нарваться на такую машину?
Смотрим на состояние педали сцепления (в случае с «механикой»), кулисы КПП, руля и кнопки «аварийки». А еще — на водительскую и заднюю правую дверь. Зачастую такси может выдать «уставшая» уплотнительная резинка сзади. Там же наверняка будет поцарапан порог, а ручка двери — разболтана.
Зачастую такси эксплуатируются на газу. В таких машинах ГБО оставляет свои «следы» — например, незаводские отверстия в элементах, по днищу или шурупы в пусковом коллекторе.
В багажнике можно поднять ковер: если баллон устанавливался туда, то будут видны отверстия под четыре болта. По такой же логике стоит осмотреть место для хранения запаски.
Ничего не смущает? Переходим к тест-драйву.
Если речь о «механике», оцениваем, как ведет себя маховик сцепления. Особенно если он двухмассовый. Есть гул, вибрация без выжатой педали сцепления? Это говорит о неисправности. Нужно внимательно слушать, присутствуют ли посторонние звуки при переключении передач.
В случае с АКПП и «роботом» изучаем, есть ли пинки или пробуксовки. Если они ощутимы, то загоняем авто к специалистам на подъемник. Вырезка катализатора — тоже довольно распространенное явление. Если детали нет, это обязательно будет слышно по звуку выхлопа.
Ну и главный лайфхак — дополнительно проверить авто с профессионалами: нанять подборщика и загнать машину на СТО для диагностики. А если речь идет о покупке авто с коммерческой площадки, стоит максимально щепетильно изучить отзывы об автохаусе в интернете.
Probeg.by — это автоцентр по продаже надежных автомобилей с пробегом. Мы делаем покупку автомобиля максимально простой, прозрачной и быстрой.
В наличии более 150 проверенных машин европейских и других популярных брендов. Каждый автомобиль проходит тщательную диагностику и предпродажную подготовку.
Удобный трейд-ин позволяет обменять старый автомобиль на новую модель за один день. Доступен кредит без первоначального взноса или с комфортной ставкой 5% годовых.
Консультации по номеру 7351 (A1, МТС, life:)).
Ждем вас в Минске: улица Притыцкого, 60в/1.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by