29 января 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

«Можешь выиграть аукцион, а машину тебе не отдадут». Белорус рассказал, как покупает автомобили в Европе

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

Андрей связался с нами после выхода материала о возрастных автомобилях из ЕС и предложил рассказать про свой подход к покупке европейских машин. Говорит, что практически за те же деньги ему удается привозить куда более свежую «бэушку», которой не более пяти лет. При этом он своевременно меняет автомобили, почти не доплачивая за обновление парка и не вкладываясь в серьезные ремонты. Что ж, дадим ему слово.


В чем прелесть таких машин

Возраст всех автомобилей, которые я покупал на аукционах, — от трех до пяти лет. По цене плюс-минус то же самое, что и более старые экземпляры: на аукционе машины в возрасте четырех с половиной и пяти с половиной лет могут различаться по стоимости незначительно или не различаться вовсе.

Мне нравятся автомобили с пробегом около 200 000 км. Они намного дешевле тех экземпляров, у которых на одометре цифра раза в два меньше, так что порог входа ниже. Если к покупке рассматривать версию с простой комплектацией, то она выйдет чуть ли не в те же деньги, что и те сильно возрастные машины, про которые вы писали.

Но этим автомобилям всего от трех до пяти лет, и для них растаможка дешевле. И еще: если ты везешь деньги наличкой через границу, то сумму до 10 000 долларов в эквиваленте не нужно декларировать. В случае с более дорогими машинами в этот лимит уже можешь не вписаться.

Все автомобили, которые мы покупали в семью, имели состояние почти новых. Да, пробеги большие, но сделаны они на трассе. Машины приезжают с обслуженной тормозной системой, недавно замененным приводом ГРМ и так далее. В общем, ни разу не было никаких проблем, а для меня это ключевой критерий.

Не является исключением и этот Focus, который купили в 2023 году. Он обошелся примерно в 13 000 долларов. Автомобиль 2019 года выпуска, пробег на момент покупки — 201 000 км, сейчас уже на 40 000 км больше. Двигатель — дизельный 1.5 EcoBlue. Да, тот самый, с цепью между распредвалами, но она здесь уже на 8 мм, то есть не тянется. И привод ГРМ меняли еще в Европе.

Я стараюсь выбирать машины, которые прошли экспертизу перед аукционом. Там достаточно подробно фотографируют чуть ли не каждую царапину. Иногда смотришь эти снимки: здесь обведено место, там еще одно — кажется, кошмар какой-то. Но приезжает автомобиль, и ничего даже не видно.

Такой подход экономически оправдан, ты ездишь чуть ли не в ноль. Машина не сильно теряет в цене, ты не успеваешь столкнуться с какими-то серьезными проблемами, прежде чем продашь ее и купишь себе следующий автомобиль.

Первый блин комом

Как я пришел к такому формату? В 2021 году встал вопрос о том, что надо поменять автомобиль в семье — решили обновить машину деду на 75-летие. Довольно трудно было что-то выбрать на нашем вторичном рынке. Бюджет был в районе 10 000 долларов в эквиваленте. Ничего лучшего по состоянию, чем Ford Focus III, не нашли. Купили его, но деду он не подошел: низкий, неудобно садиться. Я тогда подумал: почему бы не попробовать самостоятельно притянуть автомобиль из Европы?

Стал изучать тему. Люди, которые много лет этим занимались, наотрез отказывались предоставлять хоть какую-то информацию, вместо этого предлагали свои услуги по пригону.

Начал искать информацию сам, в том числе на форуме Onlíner. Там делились опытом пригона. Естественно, я обращал внимание на негативные отзывы, которые больше похожи на правду, — под хвалебными часто скрывается замаскированная реклама.

Так я вышел на одну литовскую компанию, которая сотрудничает с лизинговыми аукционами в Европе и работает с физическими лицами-покупателями, в том числе из Беларуси.

Не знаю, можно ли сейчас завести у них новый аккаунт. Мне в свое время это стоило 300 евро. За эти деньги тебя просто допускают к торгам.

В первый раз, конечно, было страшно отправить 300 евро непонятно куда и даже непонятно за что.

Но зато они не требовали никакого депозита для участия в аукционе. Знаю другую компанию, где такой депозит есть — кажется, в размере 1000 евро. Но если ты, например, не сможешь ничего там найти, купишь автомобиль здесь, то потом сколько придется этот депозит возвращать?

У тебя есть доступ к торгам, ты делаешь ставки, выбираешь машину сам, определяешься со стоимостью. Так я купил первый автомобиль для деда — трехлетнюю Skoda Karoq с пробегом 228 000 км.

Поскольку я не профессиональный перегонщик или перекуп, не слежу за всеми новостями по этой части, то не знал, что в Беларусь запретили ввозить машины марки Skoda.

Узнал об этом стоя на границе. Я еще ждал, что, может быть, пройдет установленный срок и запрет отменят. Но этого не произошло. Как пришлось решать эту проблему, долгая история. Главное, что удалось перегнать автомобиль в Россию и там продать — с учетом всех накладных расходов ушел в минус. А деду вместо этого купили Dacia Duster, тоже дизельную и с пробегом под 180 000 км.

Делайте ваши ставки

После этого купил через аукционы еще несколько машин, и теперь все довольно буднично проходит. Бывает, в свободное время захожу, смотрю какие-то варианты. Сейчас я уже оплатил и жду новый автомобиль — такой же Focus, только на год младше, с пробегом 204 000 км, в чуть лучшей комплектации и с автоматической коробкой.

А как так вышло? Сижу в Рождество, думаю, что надо, наверное, машину обновить. Зашел на сайт и увидел этот вариант. Цена хорошая, пробег как я люблю, а еще у многих выходной, они, наверное, отдыхают, так что никто за этот Focus сильно биться не будет. Я буквально минимальную стоимость предлагаю — и уже через пару часов приходит сообщение, что я выиграл и надо оплачивать автомобиль.

Хотя обычно там все рассматривают сутки или двое после окончания торгов. Это тоже не очень приятно, ведь у тебя ограниченная сумма. Ты сделал ставку, вроде победил, твоя ставка наибольшая, но ты не знаешь, отдадут тебе машину или нет. А у тебя через час похожая машина торгуется, ты мог бы за нее посоревноваться, но не знаешь: вдруг ты эту уже выиграл.

Иногда ты можешь победить в аукционе, но машину тебе не отдадут, потому что продавец решит, что мало предложили, и выставит ее на повторные торги.

Второй момент: один и тот же автомобиль может торговаться на нескольких площадках. Но ты об этом не узнаешь, тебе просто не отдадут за эту цену.

Уточню, что это аукционы лизинговых компаний, на которых продают в основном массовые модели. География? Все европейские страны, начиная с соседней Литвы или Латвии и заканчивая Швецией. Лично мне больше всего нравятся машины из Германии и Бельгии. Главное, чтобы был возврат НДС — без этого покупать автомобиль в Европе нет вообще никакого смысла.

Но плюс этих аукционов как раз в том, что ты с НДС вообще не заморачиваешься, потому что покупаешь машину на экспорт, сразу без этого налога.

Аукцион может быть открытый, где видишь ставки других участников, или закрытый, где эта информация не раскрывается. Я предпочитаю открытый аукцион, чтобы видеть ставки. Выставляю порог по сумме — до какой цены мне этот автомобиль еще интересен. Зачастую включается момент: нормальная же машина, что тут из-за 100 евро мелочиться — и тогда повышаю ставку.

Можно сразу поставить более высокую цену, за которую ты готов взять автомобиль, но это не имеет смысла, так как ты можешь переплатить. Надо понимать: не выиграешь эти торги — будут другие хорошие предложения. Интересные варианты находятся чуть ли не каждую неделю.

Выиграл? Есть три календарных дня, чтобы оплатить, потом начисляют пеню. Она небольшая, один евро в день, но есть, так что надо заранее понимать, как ты будешь оплачивать покупку.

Через Литву

Все взаимодействия с лизинговыми аукционами осуществляет литовская компания. Она от своего имени делает экспортную декларацию, а машины отдает на литовских транзитных номерах.

Все автомобили идут через Литву (для европейцев у них есть польский филиал). С доставкой в Минск на СВХ все занимает 1,5—2 месяца. Если забираешь в Литве, можно уложиться в месяц. Там в офисе оплачиваешь какие-то дополнительные опции и услуги — транзиты, страховку, если своим ходом забираешь. Тебе выдают ключи, документы, ты можешь воспользоваться шуруповертом, чтобы прикрутить транзитные номера, насосом, если надо.

Этот Ford я забирал сам. Причем сразу отправился на нем в путешествие по Европе. Поскольку 5—6 тыс. км я планировал проехать в течение двух недель, то попросил сделать ТО, поменять масло и фильтры. Там прямо на месте есть сервис, на котором за вменяемые (по европейским меркам) деньги могут обслужить автомобиль.

Никаких проблем, связанных с тем, что Ford был на транзитных номерах, не возникло: мы спокойно покупали виньетки и ездили по платным дорогам. Сейчас это тоже интересная схема, потому что с белорусскими номерами ты можешь заехать в ЕС только через Польшу, а так, получается, можешь стартовать из Литвы.

Теперь у меня нет действующей визы, да и с учетом того, сколько сейчас приходится стоять на границах, особого желания заниматься пригоном в Минск самостоятельно нет.

Есть нюансы

С учетом действующих санкций есть ограничения. Как мне в свое время пояснил представитель компании, они распространяются на машины с объемом двигателя свыше 1,9 литра, электромобили и гибриды моложе пяти лет, на автомобили с клиренсом более 165 мм.

Был момент, когда отключили все аккаунты из России и Беларуси. Я написал менеджеру, а он спросил, есть ли у меня возможность оплатить выигранную на аукционе машину. У них как раз вышел какой-то закон, который запрещал принимать такие платежи наличными.

У нас есть родственники в одной из европейских стран. Так вот они со своего счета и оплачивали, а мы им деньги передавали. Еще можно отправить оплату через компанию, которая также возит автомобили из Европы, но с суммы в 10 000 евро примерно 600 евро придется отдать за ее услуги. В общем, возможность как-то решить вопрос с оплатой имеется.

Мало кто хочет делиться подробностями по части оформления на таможне. На самом деле все довольно просто, хотя есть нюансы. Прежде всего должен быть четко виден хотя бы месяц выпуска автомобиля, а лучше день. Можно пробить дату по VIN-номеру на специализированных сайтах, хотя бы даже сайтах по продаже запчастей.

Бывают машины, которые так не пробиваются. Например, так было с одним из предыдущих семейных автомобилей — Hyundai Tucson. Пришлось ехать к дилеру и делать справку о дате производства.

Что сколько стоит

Этот Mini Clubman мы купили в прошлом году. Предыдущую машину были вынуждены продать, а супруге хотелось что-то красивое. Автомобиль 2020 года выпуска, на момент покупки пробег составлял 148 000 км. Двигатель дизельный, 1,5-литровый (три цилиндра, цепной), на «механике». Такие стоят дешевле, чем с «автоматом». Да и потенциальных проблем с механической коробкой, по идее, меньше или они решаются дешевле, чем в случае с автоматической.

Вообще, эти Mini очень приятные по цене. В целом Clubman понравился. Единственное, на момент покупки Focus обошелся примерно в те же деньги, а комплектация у него намного лучше. В Mini нет ездовых ассистентов, там, по сути, только климат-контроль, подогревы сидений и задний парктроник. Но это лишь вопрос комплектации. В момент покупки нам было важно вписаться в бюджет. И вот как это происходило.

В такие траты, как ставка, аукционный сбор и доставка, я особо не вникаю, потому что меня интересует только сумма до таможни. Когда я захожу на любой открытый аукцион, там есть окошко, где я могу ввести свою ставку, и кнопка «Цена с учетом всех платежей». Именно здесь указывается сумма.

Выигравшая ставка на аукционе — 7500 евро. Но к этому надо добавить аукционный сбор (139 евро), сбор лизинга в стране продавца (475 евро), операционный сбор (395 евро), плату за оформление автомобиля (129 евро) и его доставку до Минска (1220 евро). Итого 9878 евро. Это и есть та самая сумма в окошке.

А дальше идут платежи уже на нашей стороне. Прежде всего это растаможка (1271,6 евро с льготой), утильсбор (816,7 рубля), услуги декларанта (200 рублей), ЭПТС (70 рублей). Всего получается около 11 500 евро, или 12 200 долларов.

Доставка из европейской страны (например, Германии) до Минска стоит примерно 1000—1200 евро. Если ехать в Литву, будет дешевле примерно на 500 евро, но около сотни все равно придется заплатить за дополнительные услуги и документы вроде страховки, если ты гонишь машину своим ходом. Так что разница между литовским офисом и СВХ в Минске — около 400 евро.

И еще по поводу цен. Сейчас я пытаюсь продать свой Focus — и он никому не нужен с таким пробегом и за такие деньги. Поэтому я искренне не понимаю, как столько же могут стоить автомобили с пробегом вдвое меньше, да еще и с заложенным в цену заработком перегонщиков.

синий, универсал, дизель 1.5 л, механическая, передний привод

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by