Продолжаем объезжать региональные рынки и выяснять, что покупают и на чем ездят белорусы. Мы уже побывали во всех областных центрах (материалы — по тегу), настала очередь городов поменьше. Зачем ехать далеко? Начинаем с Борисова, минув Жодино: там когда-то работал полноценный авторынок — с запчастями и «бэушкой», но его время прошло. Зато выжил старейший местный автохаус и открылся салон подержанных автомобилей крупной сети. Рассказываем, где теперь борисовчане покупают машины.
Прежде чем отправиться в какой-либо город в поисках авторынка, мы кидаем клич знакомым — так сделали и на этот раз. По дороге в Борисов (136 000 населения) намеревались заглянуть в Жодино (64 000 человек), но местные лишь посмеялись с вопроса, есть ли в этом населенном пункте какой-нибудь крупный автохаус.
— В Жодино машины продавали стихийно — по созвону. Авторынка не было, — рассказал один из местных жителей. Эту информацию подтвердил и второй собеседник. А вот по Борисову нашлось что рассказать: — Авторынок здесь находился на ул. Труда. Точно работал в 1990-х, до увеличения таможенных пошлин. Площадка была большая и состояла из двух частей: на первой торговали автомобилями, на второй — запчастями и сопутствующим.
В сети нашлась информация о судьбе того самого «исторического» борисовского авторынка: окончательно он закрылся в 2017 году. Но расселять его начали задолго до этого, большой переезд планировался в сторону деревни Углы. Туда мы и отправились.
Площадка большая, огороженная. Так и просится сюда какой-нибудь автохаус, но машин в Углах в продаже нет. На парковке «Пассатики» и «Гольфы» ждут возвращения своих владельцев: людей немного, но на дворе будний день, поэтому неудивительно. Подходим к продавцам запчастей: многие из них переехали в Углы с той самой ул. Труда.
— На прошлом авторынке людей было побольше. Кто-то из продавцов сюда переехал, кто-то — на стройрынок, кто-то — на ул. Демина. Некоторые пооткрывали магазины по городу… — вспоминает мужчина в одной из точек. — На ул. Труда много машин в продаже никогда не было — штук 5—6 стояло. Потом с рынка их вообще убрали, они выставлялись вдоль него или на площадке неподалеку. Там в основном были перекупы: приобрели с рук, подшаманили и приехали продавать.
Продавец из соседней точки рассказывает: на ул. Труда работал с 2011 года, в 2014-м начал арендовать точку в Углах, параллельно работал на два места.
— Где больше нравится? Сюда приезжают, чтобы купить, а туда приходили, чтобы посмотреть, — делится Александр.
— В 2011—2014 годах на ул. Труда б/у машины еще продавались? — спрашиваем у собеседника.
— По выходным стояли. Это были частники со своими машинами. Тут у нас, в Углах, один человек начинал заниматься продажей автомобилей, но дело не пошло. Почему? Интернет все съедает. Да и надо, чтобы сидел кто-то, кто кредит с лизингом людям оформлять будет.
В поисках б/у машин интернет и доброжелательные борисовчане посоветовали нам обратиться в «старейший» автохаус города. Он называется «Право руля» и находится на ул. 3-го Интернационала.
Подчеркиваем: автосалоны мы посещаем без подборщика. Наша цель — изучить цены и узнать запросы покупателей. Если вы соберетесь за автомобилем на какую-либо площадку — рекомендуем взять с собой подборщика или механика, которые подробно изучат состояние понравившейся вам машины.
Выбор на площадке небольшой — около 15 машин. Представлена «солянка» из самых разных брендов и годов.
Как пройти мимо легендарного Fiat Multipla? Эх, найдете такой живой и «музейный» — дайте знать. А пока смотрим то, что есть. Мотор 1,6 л, бензин, заводское ГБО, «механика», шесть мест — стоит это счастье $1700 по курсу (цены здесь и далее актуальны на момент съемки).
Если денег в кармане чуть побольше, можно присмотреться к Rover 200 (создан на базе Honda Civic): 1998 г. в., 1,4 л, МКПП. Пробег указывать не будем — вряд ли в этом есть смысл. Продается хетчбэк за $2850 в эквиваленте.
Примерно в том же ценовом диапазоне — Nissan Primera, который вряд ли нуждается в представлении: 2001 г. в. (P1, рестайлинг), 1,8 л, бензин, МКПП. Стоит $2990 по курсу. Dacia Sandero (2009 г. в., 1,4 л, бензин, МКПП) — $3850 в пересчете.
Можно поднять ценовую планку и присмотреться к Toyota Matrix (2002 г. в., 1,8 л, бензин, МКПП), который продается за $4000 в эквиваленте. Классика белорусских дорог Ford Focus (2010 г. в., 1,8 л, бензин, МКПП) выставлен за $5750 по курсу.
За те же деньги можно взять дизельного «японца»: Mazda 6 (2003 г. в., 2 л, МКПП) продается за $5400 в пересчете. Но если знакомиться со сварщиками через пару-тройку лет не хочется, тогда лучше поискать вариант посвежее. Вот, например, Honda Civic (2012 г. в., 1,8 л, бензин, МКПП) за $9550 в эквиваленте.
Почти за столько же выставлен 5-летний Geely Emgrand (1,8 л, бензин, ГБО, АКПП) — $10 600 по курсу.
Пока рассматриваем машины, к нам подходит сотрудник автохауса. Рассказывает, что представители площадки не против каких-либо проверок. Более того, в распоряжении клиентов — смотровая яма. Пользуясь случаем, устраиваем мужчине короткий блиц-опрос.
— Какой ценовой сегмент у вас самый популярный?
— Машины до $7000.
— Самая продаваемая модель?
— Opel Zafira! Renault Scenic неплохо продается, «Пассатики» дизельные. Народ любит простые и надежные машины.
— Борисовчане берут премиум?
— Берут, но у нас покупают не только борисовчане. Если выставляется что-то адекватное и по рыночной цене — люди звонят и приезжают из других регионов. Как и везде.
— А россияне заглядывают?
— Редко.
Со старейшего автохауса переезжаем на недавно открывшуюся площадку Butikavto на ул. Галицкого. Сеть насчитывает более 10 салонов по Беларуси, в том числе в небольших городах. В декабре она пришла и в Борисов.
Паркуемся, заворачиваем за высокий забор с колючей проволокой… Да, антураж, может, и не очень, зато выбор большой (около 100 авто). Недорогих «старичков» не сильно много, но свежей «бэушки» из Европы — целый ряд, а то и полтора.
— Борисов — немаленький промышленный город, и было странно, что на такое количество населения нет похожей площадки, — делится директор автохауса, согласившийся устроить нам небольшую экскурсию.
— Все эти автомобили на комиссионной продаже?
— Да. 80% представленных здесь авто — европейский сегмент. Средняя цена — в районе $15 000—20 000.
— А как борисовчане и клиенты из других городов берут машины в этом сегменте — $15 000—20 000?
— Достаточно неплохо. 60—70% от общего числа покупателей — это борисовчане, остальные — жители ближайших городов.
— А россияне доезжают?
— Для них наше предложение не актуально — из-за повышенного утильсбора.
— Если говорить про свежие машины из Европы — какая модель самая популярная?
— Peugeot 5008, Opel Zafira, Citroen C4…
— А свежие китайские модели к вам попадают?
— Еще не было. Население их побаивается еще.
— Какой процент клиентов покупает авто в кредит и лизинг?
— Больше половины клиентов. В среднем платят по 600 рублей в месяц.
— А $5000—7000 — популярный сегмент?
— Да, в основном им интересуются клиенты из Борисовского района. К популярным моделям за такую цену можно отнести Opel Zafira, «Ситроены»... Борисов — город, в котором любят бензиновые машины.
Что ж, не можем уйти с площадки, не сделав краткую опись цен. Начнем с сегмента подешевле. За $4950 по курсу продается Mercedes C230 1997 г. в. с 2,3-литровым бензиновым двигателем и АКПП. Сердито и дорого.
Далеко от премиума не уходим: Audi A6 (2005 г. в., 3 л, дизель, АКПП) — $12 950 в эквиваленте, A3 (2012 г. в., 1,4 л, бензин, АКПП) — $10 950.
Но если вы человек более приземленный, то можно рассмотреть Opel Astra (2010 г. в., 1,6 л, бензин, АКПП) — он продается за $8600 в пересчете. Citroen C4 Grand Picasso (2007 г. в., 1,6 л, дизель, АКПП) обойдется в $7600 по курсу.
Много раз упомянутые «Зафиры» стоят $9600 за 15-летнее авто с 1,7-литровым дизельным мотором и МКПП и $9950 за 16-летний вариант с такими же характеристиками.
Еще на площадке представлена Toyota Rav4 (2010 г. в., 2,5 л, бензин, АКПП) за $12 500 в эквиваленте. Но вместо «японца» можно присмотреться к «копейке» BMW (2012 г. в., 1,6 л, бензин, АКПП) с ценником в $12 200.
Двигаемся в сторону пятилеток. Ford Focus (1,5 л, дизель, АКПП) продается за $15 250 по курсу, Peugeot 508 (1,5 л, дизель, АКПП) — за $17 950, BMW 118 (1,5 л, бензин, АКПП) — за $26 000.
Одна из самых популярных машин для пригона из США — Chevrolet Equinox (2020 г. в., 1,5 л, бензин, АКПП) — стоит $18 500 в эквиваленте. Пятилетний Peugeot 3008 с 1,5-литровым дизельным мотором и АКПП продается за $19 350. За такую же цену выставлен 5008, но на год старше. Та же модель кроссовера (2019 г. в., 1,5 л, дизель, АКПП) есть чуть подешевле — за $18 500 в пересчете.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by