06 марта 2025 в 8:00

После смерти отца унаследовала огромный долг за автохлам. Машину эвакуировали на штрафстоянку еще в 2020 году

БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

Жил-был мужчина, рассорившийся с бывшей женой и дочерью (говорят, виною стал алкоголь). Те общение с ним прекратили и даже о его смерти узнали не сразу, а спустя месяц. При этом родственников у мужчины, которые могли бы достойно проводить его в последний путь, на тот момент не оказалось. Надежда — экс-супруга минчанина — взяла все расходы на себя: все-таки у пары осталась общая дочь, которой к тому же перешло наследство. Правда, среди прочего ей «перепал» долг почти на 10 000 рублей перед «Белспецавтоэвакуацией» — организацией, которая вывозила автохлам, принадлежавший мужчине, когда тот был еще жив. Рассказываем, как так получилось и чем закончились первые суды.

Как наследница узнала о долге за автохлам?

Минчанка Надежда связалась с нами сама: именно она представляла в суде интересы своей дочери, которая, еще будучи несовершеннолетней (ей исполнилось 18 в прошлом июле), унаследовала большой долг перед «Белспецавтоэвакуацией». Эта организация занимается вывозом автохлама из столичных дворов. Так получилось, что на ее лафете еще в 2020 году оказался старенький Ford Mondeo, принадлежавший бывшему супругу Надежды. Но обо всем по порядку.

— С моим бывшим супругом Александром мы развелись в 2013 году, — вспоминает Надежда. — Ford Mondeo 90-х годов он покупал, когда мы еще были в отношениях. При разводе ничего не делили, потому что ничего и не нажили. Автомобиль остался Александру, я на него не претендовала. Бывший муж переехал в квартиру родителей, которые уже умерли, и стал жить там вдвоем с братом.

Ford Mondeo первого поколения. Фото носит иллюстративный характер

До 2017 года Александр еще работал и платил алименты. С нашей общей дочерью общался редко, хотя я не была против. Потом он все чаще начал употреблять алкоголь — спился, проще говоря. Перестал работать, перестал платить алименты... По поводу долга я обращалась к судебным исполнителям, но те отвечали: у него даже описывать нечего.

Бывший супруг умер в декабре 2021 года. Я об этом узнала спустя месяц: со мной связался следователь и объяснил, мол, хоронить вашего мужа некому, так что если вы это не сделаете — погребением займется государство. Куда делся брат? Он также умер, за год до Александра. Брат был женат, но его супруга находилась в местах лишения свободы. То есть, повторюсь, заниматься похоронами бывшего было некому. Чисто по-человечески я решила взять ответственность на себя.

Что конкретно бывший супруг мог оставить нашей дочке, я не знала. Помнила: вроде как ему принадлежала половина родительской квартиры, а еще доля в стареньком деревенском доме. Чтобы выяснить, может ли дочь претендовать на наследство, мы пошли с ней к нотариусу. Тот проверил: действительно, она могла получить половину квартиры и дома.

Было ли что-то сказано про машину? Я не помню. Скажу честно: на тот момент мысли были о другом, навалилось много проблем — я все-таки одна ращу дочь. Наследство мы оформили, но пришлось выплачивать долги по «коммуналке»: больше 2000 рублей с пеней, плюс электричество на 6000 кВт, а еще за услуги связи «накапало» около 1700 рублей.

А в июне 2024 года Ford дал о себе знать — дочери пришло извещение, что она должна «Белспецавтоэвакуации» почти 10 000 рублей.

Каким образом Ford Mondeo стал автохламом и превратился в огромный долг?

Заглядываем на «Автобарахолку»: стоимость Ford Mondeo первого поколения, если машина кое-как на ходу, — ну, около тысячи долларов по курсу. Но, очевидно, автомобиль, про который идет речь, и того не стоит. Особенно с учетом того, что его приняли за автохлам еще пять лет назад. Более того, Надежда замечает: когда приставы завели исполнительное производство в отношении ее бывшего мужа, эксперты пытались машину оценить. По словам женщины, в бумагах была указана сумма, не превышающая 800—900 рублей.

Но вернемся к тому, как вообще Ford оказался в поле зрения коммунальщиков. Получилось это так: исходя из судебных материалов, администрация Ленинского района обнаружила автомобиль во дворе столичного жилого дома в октябре 2020 года. Он имел «признаки неэксплуатируемого транспортного средства». В результате 15-го числа того же месяца собственника уведомили: ТС нужно либо перевезти на охраняемую стоянку, либо привести в надлежащее состояние, либо утилизировать. Сделать это нужно было в течение месяца. Указывается, что извещение Александр получил 20 октября, но ничего делать не стал.

Фото носит иллюстративный характер

В итоге 23 декабря того же года машину принудительно увезли на штрафстоянку на ул. Левкова. Собственника, говорится в материалах дела, сразу об этом уведомили, а 15 марта 2021 года ему было выслано повторное извещение. Надежда замечает, что ее бывший муж вел асоциальный образ жизни и вряд ли смог бы заняться всей этой бумажной волокитой, даже если бы захотел.

Тут нужно обратиться к указу президента Беларуси от 9 августа 2011 года №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». Согласно пункту 7, у автовладельца есть три месяца на то, чтобы дать о себе знать и забрать машину после эвакуации. При этом придется оплатить затраты, связанные с буксировкой и хранением. В противном случае через суд автомобиль могут утилизировать. Вот как это сформулировано в законе:

«Неподача требования о возврате неэксплуатируемого ТС в течение трех месяцев со дня вручения акта осмотра, а при отсутствии сведений о собственнике — трех месяцев со дня принудительного перемещения указанного ТС признается отказом от права собственности на него.

На основании сведений, указанных в журнале учета неэксплуатируемых ТС, местный исполнительный и распорядительный орган не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 8 настоящего Указа (то есть по истечении трех месяцев. — Прим. Onlíner), подает в суд по месту выявления неэксплуатируемого ТС заявление о признании неэксплуатируемого ТС бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также исковое заявление о взыскании затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением этого ТС, при отказе собственника (владельца) от возмещения таких затрат.

На основании решения суда о признании неэксплуатируемого ТС бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 календарных дней со дня приобретения такого права снимает это транспортное средство с учета в ГАИ и осуществляет его утилизацию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь».

Считаем: у покойного Александра было время до конца марта, чтобы как-либо проявить инициативу. И да, ему даже напомнили об этом. В течение месяца, если опираться на указ, должен был состояться суд о признании автомобиля бесхозяйным. Однако производство по заявлению администрации района было возбуждено лишь 19 июля 2021 года.

На суде (он состоялся в августе) Александр не присутствовал, говорится в судебных документах. Однако, как рассказывает Надежда, в переписке в Viber с кем-то из ответственных лиц он заверил, что машину заберет. Из-за этого суд бесхозяйной ее не признал. В исковом заявлении администрации Ленинского района говорится, что Александр устно сообщил суду о намерении забрать автомобиль со стоянки. Правда, когда он это сделал и как — непонятно. (Спойлер: машина продолжила гнить на штрафстоянке.)

Спустя год, 19 июля 2022-го, в адрес Александра была направлена претензия от «Белспецавтоэвакуации» по поводу возмещения расходов — за буксировку машины и ее хранение. Однако мужчина умер еще 27 декабря 2021 года, то есть за семь месяцев до этого. Автомобиль продолжал простаивать на штрафстоянке — и, соответственно, долг за его хранение продолжал увеличиваться. Забегая вперед, к 4 июля 2024 года (тогда Надежда с Юлией написали заявление на утилизацию) «накапало» 9165 рублей.

Фото носит иллюстративный характер

Чем закончился суд между наследницей и «Белспецавтоэвакуацией»?

Юлия, дочь Надежды, официально вступила в наследство 20 июля 2022 года. Как говорится в исковом заявлении администрации, вплоть до августа Александру присылали SMS с напоминаниями о машине. Но, естественно, их уже никто не читал.

— Возникает вопрос: почему бы не продать половину квартиры и не погасить долг, не заморачиваясь с судами? — спрашиваем у Надежды, опережая ход истории.

— Сразу скажу: мы с дочкой не отказываемся от ответственности. Вопрос не в том, где взять деньги. Я понимаю: приняла наследство — должна и долги погасить. Но они же должны быть реальными, а не необоснованно завышенными!

Чтобы продать половину квартиры, нужно выделить доли каждому собственнику, потому что комнаты там не равнозначные. Вторым хозяином является вдова брата моего бывшего мужа. Продавать квартиру она не собирается: денег не хватит для того, чтобы приобрести отдельное жилье.

Это можно было бы решить, но там все в таком состоянии… Не хочется произносить слово «бомжатник», но оно лучше всего описывает квартиру. После смерти бывшего мужа я туда зайти боялась! Поэтому и почту не проверяла. Хотя отмечу: пару лет назад, до всех судов из-за автохлама, мне в руки попало уведомление, брошенное в почтовый ящик Александра. В нем говорилось, мол, на его имя поступило заказное письмо. Я тогда еще подумала: наверное, это связано с алиментами, долг же так и остался не уплачен. Пошла в отделение почты, показала уведомление и сообщила о смерти бывшего мужа. Мне ответили, что выдать ничего не могут, так как я Александру не родственница. И несовершеннолетняя (то есть наша дочка) письмо забрать тоже не имеет права. И что тут делать? Я развернулась, ушла и забыла про то уведомление. Позже я догадалась: оно было связано с долгом за автохлам.

Фото носит иллюстративный характер

«Белспецавтоэвакуация» только весной 2024 года узнала о том, что собственник Ford умер, и отправила запрос нотариусу, чтобы выяснить, вступил ли кто-то в наследство. В июне на имя дочери пришло уведомление от судебных исполнителей: долг отца в почти 10 000 рублей перешел ей. Причем в письме указывалось, что на погашение дается всего лишь семь дней.

А мы на тот момент вообще не понимали, о чем речь! Какая «Белспецавтоэвакуация»? Откуда долг? Что происходит? Я сразу побежала к судебным исполнителям, но попасть к ним на прием можно было только в один выделенный день в неделю. В итоге мне дали папку толщиной 5 сантиметров и сказали, мол, изучайте. Пришлось идти к юристу, чтобы разобраться. Но неделя успела пройти, и на мою дочь легли ограничения. «Белспецавтоэвакуация» даже подала ходатайство о запрете на выезд из страны. В июле я от имени дочери написала заявление на утилизацию автомобиля.

Надежда (как официальный представитель своей дочери) и работник «Белспецавтоэвакуации» встретились уже в суде. Женщина при этом была ответчиком, истцом являлась администрация Ленинского района. Но оттуда никто не явился, поэтому от имени администрации выступал представитель «Белспецавтоэвакуации». Организация требовала взыскать с наследницы те самые 9165 рублей. Надежда готова была признать лишь часть долга: то, что «накапало» до смерти бывшего мужа.

Судью это, видимо, устроило. Согласно решению суда от 30 августа 2024 года, с Юлии полагалось взыскать 2725 рублей. Ну и госпошлину в 136,25 рубля. Вот как суд мотивировал это решение:

К слову, в документах упоминается, что к августу прошлого года автомобиль еще не был утилизирован, а 6 сентября стороны даже подписали отступное соглашение.

— Отмечу: мы пытались подписать мировое соглашение и договориться еще до всех судов — это предложили представители «Белспецавтоэвакуации», — вспоминает Надежда. — Я была только за! Поехала на встречу в организацию: там мне в процессе разговора предложили «списать» сумму, «накапавшую» за период, когда бывший муж был еще жив. В результате получалось 4900 рублей. Готовы были даже оформить рассрочку на год (в месяц пришлось бы возвращать около 400 рублей). Я, заранее посоветовавшись с категорично настроенным юристом, ответила, что у меня на руках есть 2500 рублей — могу прямо сейчас отдать эту сумму. Но представителей «Белспецавтоэвакуации» это не устроило.

Фото носит иллюстративный характер

Хеппи-энд? Не тут-то было. Обе стороны вскоре подали апелляцию. Надежда хотела, чтобы тарифы, по которым начислялись деньги, перепроверили:

— Я посмотрела постановление Мингорисполкома: там тарифы в два раза ниже, чем те, по которым производила расчет «Белспецавтоэвакуация»!

Но и организация, борющаяся с автохламом, не отставала: там не были согласны с уменьшением долга. И Минский городской суд удовлетворил жалобу «Белспецавтоэвакуации», все же решив взыскать с Юлии сумму, которая начислялась вплоть до 4 июля 2024 года. Аргументы — на скриншоте ниже.

При этом суд все-таки произвел перерасчеты — вышло 4209,60 рубля. Решение было вынесено в октябре 2024 года.

Вскоре Юлия, дочь Надежды, подала жалобу председателю Минского городского суда. В ней девушка утверждает, что узнала о долге за автохлам лишь 5 июня 2024 года. «Соответственно, период, за который рассчитывается задолженность, тоже должен быть другим — с 5 июня по 4 июля 2024 года. А при своевременном выполнении всех действий ООО „Белспецавтоэвакуация“ согласно указу №348, вопрос по автомобилю был бы решен еще до июня 2021 года и была бы определена реальная сумма задолженности», — говорится в жалобе.

Фото носит иллюстративный характер

Более того, в сентябре прошлого года, когда машину попытались снять с учета для утилизации, всплыла еще одна подробность. Оказалось, что Ford принадлежит Юлии не полностью, а лишь наполовину. Вторая половина — Надежды, так как автомобиль куплен еще в браке, то есть является совместно нажитым имуществом. Наша героиня — мама наследницы — считает это поводом пересмотреть все дело. С нуля, так сказать. Ведь Юлия, получается, теперь должна возмещать лишь половину долга. А Надежда и вовсе была не в курсе, что она собственник авто, которое увезли на штрафстоянку: может, в ином случае она бы решила проблему на несколько лет раньше.

Но, как рассказывает наша героиня, на жалобу ответили отказом. Поэтому Надежда пошла дальше — обратилась в Верховный суд. Теперь находится в ожидании ответа.

Как историю прокомментирует юрист?

Мы отправили в ООО «Белспецавтоэвакуация» электронный запрос с просьбой прояснить некоторые моменты в этой истории. Как только получим ответ — дополним материал. А пока мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Юлию Емельянову.

— Принятие наследства может повлечь различные правовые последствия, которые не всегда бывают приятными. В силу статьи 1086 Гражданского кодекса, наследник не только принимает наследственное имущество, но и автоматически отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, — рассказывает эксперт.

— Соответственно, при наличии у наследодателя долгов наследник обязан их оплатить.

Долги могут быть образованы в силу различных обстоятельств: банковский кредит, задолженность по коммунальным платежам, займам, налогам, по обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых договоров. Отказ от наследства не влечет обязанности по оплате долгов.

Наследник вправе отказаться от наследства в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя, в том числе и в случае, когда он уже принял наследство.

В изложенной истории переплетаются тонкости наследственного права, в которых бывает сложно разобраться гражданам. Если говорить простыми терминами, то можно выделить следующие ключевые моменты:

  • собственником имущества наследник будет считаться со времени открытия наследства (день смерти гражданина) независимо от даты оформления права собственности документально;
  • если принятое наследство требует какого-либо содержания (в нашей истории это оплата хранения авто на платной стоянке), то наследник обязан оплатить расходы на содержание имущества в том числе с момента открытия наследства, а не, как может показаться логичным, с момента, когда наследник узнал о наличии такого имущества;
  • поиск наследственного имущества не входит в компетенцию нотариуса; если вы предполагаете, что у наследодателя могло быть еще какое-либо имущество, то вы вправе заявить об этом нотариусу, который в свою очередь направит запросы в соответствующие организации и проверит этот факт.
Фото носит иллюстративный характер

По делу героини приняты судебные постановления, которые вступили в законную силу, и в рамках рассмотрения дела судом была дана оценка конкретным обстоятельствам, в том числе и действиям ООО «Белспецавтоэвакуация» в части своевременности обращения в суд и периода нахождения авто на охраняемой стоянке. Как результат, с героини взысканы расходы за весь период нахождения авто на стоянке, в том числе и за период, когда она не предполагала наличие наследственного имущества в виде транспортного средства.

С учетом сложившейся судебной практики и на конкретном примере видно, что к принятию наследства стоит относиться с особой долей внимательности, приняв при необходимости меры по поиску наследственного имущества и информации о наличии долгов.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by