Это нужно знать до того, как оно случится. Что делать, если двигатель ушел вразнос?

08 марта 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Это нужно знать до того, как оно случится. Что делать, если двигатель ушел вразнос?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Разнос двигателя — это то, с чем вы, возможно, никогда не столкнетесь. Но если это случится — лучше заранее знать, как действовать. Ревущая на высоких оборотах машина с валящим из выхлопной трубы дымом может ввести в ступор и вызвать панику. Поэтому включаем холодный рассудок и действуем так, как рекомендуют опытные механики.

Что такое разнос двигателя? Это нештатный режим работы (преимущественно речь о дизеле), при котором происходит неуправляемое увеличение частоты вращения выше допустимой. В итоге мотор ревет так, будто педаль газа почти встретилась с полом. Не спасает ситуацию даже то, что водитель достает ключ из замка зажигания. При этом дым может валить из-под капота или из выхлопной трубы. Собственно, вот пример на видео.

И как тут не растеряться?

Что делать в подобной ситуации? За советом мы обратились к Александру, руководителю автосервиса TAEX и одному из создателей приложения — сервисной книги Taexel.

— Если автомобиль с МКПП, то нужно включить высокую передачу (третью, четвертую или пятую), с усилием выжать педаль тормоза и бросить сцепление. При этом, очевидно, произойдет минимальный рывок. Но с учетом того, что машину держат тормоза, ничего серьезного не случится. Хотя в стенку желательно не упираться, — улыбается специалист.

— Этот способ не убьет трансмиссию?

— Если двигатель не заглушить — он превратится в «труп». Так что нужно выбирать среди возможных рисков.

— А что делать, если машина с «автоматом»?

— Есть еще один, более надежный способ — перекрыть подачу воздуха в мотор. Проще говоря, нужно заткнуть воздушный фильтр чем-то плотным. Таким, что система не втянет внутрь. Тряпка (или что-то гибкое) не спасет, но подойдет крышка аптечки, книжка. Однако этот способ работает не всегда: иногда к воздушному фильтру не так просто подобраться.

— К чему приводит разнос двигателя?

— При разносе двигатель будет работать до тех пор, пока не закончится масло. А затем произойдет клин мотора (заклинивание поршня в цилиндре ДВС), затрутся все вкладыши и т. д.

— А что может привести к разносу двигателя?

— Подчеркну: говоря о разносе мотора, мы почти всегда имеем в виду турбированную систему. Поэтому зачастую к таким последствиям приводят проблемы с турбиной.

Когда случается разнос двигателя, человек впадает в панику. Вживую видел такой пример: все присутствующие отошли в сторону, так как были уверены, что сейчас что-то взорвется. Но удалось, бросив сцепление на передаче, заглушить автомобиль. В итоге обошлось без серьезных последствий: обслужили турбину, все помыли — и машина работает дальше.

У какого двигателя больше шансов уйти вразнос (по мнению механика)?

— дизельного

— турбированного

— возрастного

— Как избежать разноса мотора? 

— Важно следить за состоянием турбины. Если у вас нет уверенности в том, что число на одометре правдиво (но вы уверены, что пробег перевалил за 200 000 км), то на ТО по регламенту стоит посмотреть, как много во впускной системе находится масла.

Точнее, в турбированных машинах во впуске всегда будет влажность, масляная пленка в патрубках. Но не должно быть скопления капель масла.

Не снимая турбины также можно обратить внимание на люфт крыльчатки. Если что-то смущает — необходимо обратиться на СТО за обслуживанием этого узла.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by