Электросамокаты за несколько лет стали привычным транспортом в городе: одним они нравятся, другим не очень, но удивить ими уже сложно. И все разговоры сводятся к тому, как использовать этот транспорт, чтобы он был безопасным, выполнял свою функцию, разгружая дороги, и при этом не создавал неудобств для всех остальных участников дорожного движения. Обо всем этом и многом другом поговорим в рамках большого интервью с Whoosh.
Говорить сегодня будем с Александром Каледой, директором кикшеринга Whoosh в Беларуси.
— Александр, поздравляем всех нас с весной! Сезон — все это заметили — начался, желтые самокаты уже в городе. А как прошла зима?
— За зиму мы привели флот — каждый из самокатов — в полный порядок. И всякий раз в межсезонье самокаты проходят полное техническое обслуживание: они разбираются, дефектуются, то, что невозможно отремонтировать, подлежит замене. Колеса, электронные модули — в общем, всё. Кроме того, по умолчанию происходит замена, к примеру, тормозов: новые колодки, новые тросики, новые датчики торможения. Меняется резина. В довершение самокаты красят, и после этого они готовы к сезону.
— Много работы. Весной и летом в этом плане попроще?
— Не сказал бы. Летом работы столь же много, но формат несколько отличается от зимнего. В сезон вся техника проходит регламентированное сервисное обслуживание. Самокат может попасть на ремонт по трем причинам. Во-первых, после жалобы пользователя, когда были замечены повреждения либо в процессе движения выявлены какие-то проблемы. В этом случае самокат переводится в неактивный статус и его перевозят на сервис. Второй вариант: о проблеме сообщила полевая команда — те специалисты, которые занимаются заменой батарей в самокатах либо перемещением СПМ. Третий сценарий: запланированное обслуживание после определенного пробега, как у автомобилей.
— Кстати, любопытно: сколько «живет» шеринговый самокат?
— Заявленный производителем срок службы — пять лет. Но при должном обслуживании он может быть и больше. Здесь также все похоже на ситуацию с автомобилями: иногда на улице мы видим машину, которой лет 20, но она выглядит лучше, чем иная модель, проданная в салоне год-два назад. Поэтому все сводится к тому, как относиться к технике. Наша компания — это не про развлечение, а про транспорт, и отсюда повышенные требования к состоянию флота.
— Но у этого флота, должно быть, огромный пробег каждый сезон?
— Суммарно все 5000 наших самокатов за прошлый сезон проехали по Минску 7 730 000 км. Причем, что особенно важно для нас, доля поездок, совершенных по транспортному сценарию, превысила 90%. Это один из лучших показателей в СНГ. И это еще раз показывает, что, во-первых, Минск — очень подходящий город для микромобильности, а во-вторых, электросамокат — это транспорт, который позволяет легко и быстро добраться из точки А в точку Б.
— Кто-нибудь сейчас задумается: действительно ли Минск так хорош для подобного транспорта?
— Конечно! Это город с очень хорошей инфраструктурой, с адекватным и широким тротуаром, заниженными бордюрами. Мы видим это даже по тому, насколько медленнее здесь изнашивается наш флот в сравнении с другими городами, где работает компания.
Мы добиваемся того, чтобы Минск признали лучшим в мире городом для микромобильности. Здесь для этого есть все предпосылки. Думаю, никто не будет спорить с тем, что среди стран СНГ мы уже лидеры.
Кроме того, Беларусь стала одной из первых стран, где шеринговые самокаты признали частью транспортной системы. Хотя изначально к шерингу отнеслись скорее как к развлечению, уличному аттракциону, которым горожане натешатся и он исчезнет. Но с каждым годом совместной работы с городскими властями, с ГАИ мы доказывали, что мы — транспорт. И это было принято. Теперь ведется диалог, в том числе по спорным вопросам, решения не принимаются односторонне, и это позитивный пример совместной работы.
— Наши читатели иногда жалуются на то, что самокаты создают угрозу. Есть ли тут о чем беспокоиться?
— Мы ведем статистику, все данные оцифровываются. И мы видим, что 99,5% поездок совершаются без каких-либо даже мелких происшествий, которые могли бы вызывать озабоченность. В оставшиеся 0,5% входят такие происшествия, как выпавший во время движения телефон или же возникшие сложности с управлением — опять-таки из-за того, что засмотрелся в телефон и соскочил с дорожки в траву. Как мы это понимаем? К примеру, если самокат резко останавливается, наблюдается долгий простой, какая-то иная нестандартная в рамках транспортного сценария ситуация, наши операторы связываются с пользователем и выясняют, что произошло.
Кроме того, мы располагаем данными, предоставленными ГАИ. За весь прошлый год зафиксировано около 120 инцидентов, связанных с СПМ, причем сюда входит как шеринговый транспорт, так и личный. И больше половины от общего числа — это происшествия на личном транспорте. А теперь представьте: я думаю, суммарные поездки всех шеринговых компаний превысили 4 000 000. Всего 60 происшествий на такое количество поездок — это показатель того, что минчане воспринимают самокаты как транспорт и относятся к этому транспорту ответственно, нет массового легкомысленного поведения со стороны наших пользователей.
— Whoosh известен тем, что за серьезный проступок может заблокировать пользователя навсегда. Мы помним такие примеры.
— И эта практика продолжается: мы вычисляем нарушителей, в том числе получая информацию от ГАИ. Фиксируются место и время нарушения, устанавливается пользователь, допустивший его, и меры немедленно принимаются.
Но в целом мы видим, что ситуация выправляется. Наша аудитория становится старше, привнося свой образ жизни и привычки.
— А как насчет вандализма в отношении самокатов? Несколько случаев можно вспомнить, но, кажется, уже давних.
— А вот здесь я хочу заслуженно поблагодарить жителей города. Уровень вандализма в Минске не просто низкий, он ничтожный. И в это не могут поверить коллеги из городов России или Казахстана. В первые годы — а кикшеринг в Минске появился в 2019-м — ситуация была похуже. Но с каждым годом мы видели улучшение.
За прошлый сезон, к примеру, в Минске было утоплено, если не ошибаюсь, девять самокатов. Ну как утоплено: самокаты бросили в реку, но затем мы их достали оттуда. Причем шесть самокатов практически в один момент утопили одни и те же люди. Милиция их установила и уже привлекла к ответственности. А больше и вспомнить нечего.
Поэтому вандализм — попытки уничтожить самокат или каким-то образом его испортить — это не про Минск. И снова мы видим, что здесь адекватно восприняли микромобильность.
— С прошлого года все обсуждают возможные изменения в Правилах дорожного движения, которые, как ожидается, коснутся и средств персональной мобильности. Чего ожидает Whoosh в этой связи?
— Насколько нам известно, рассматривается вопрос снижения скоростных ограничений в городе — не более 20 км/ч на большей части территории Минска плюс зоны с пониженной скоростью — до 17 и 15 км/ч. Мы говорим о том, что это, к сожалению, разрушит многие транспортные сценарии, потому что снижение скорости приведет к тому, что пользователи будут дольше добираться до своего пункта назначения. Мы собираем все наши аргументы, приводим метрики для того, чтобы отстоять существующий скоростной режим.
Причем я хочу заметить, что шеринговые компании ввели ограничение в 25 км/ч задолго до того, как это было сделано законодательно. Ни одна шеринговая компания не желает, чтобы ее самокаты ассоциировались с негативом. И понятно, что скорость напрямую связана с понятием безопасности, но 25 км/ч — это не взявшаяся из ниоткуда цифра. Это оптимальная скорость, что подтверждается нашим опытом работы во всех регионах. Более того, в наших самокатах есть датчики, которые анализируют ситуацию и в случае необходимости (к примеру, когда дорожное покрытие стало хуже) автоматически сбрасывают скорость.
Кроме того, у нас есть довольно широкий спектр возможностей. К примеру, мы можем вводить гибкие скоростные режимы, ограничение скорости или даже запрет движения в какой-то зоне в определенное время. Если, скажем, где-нибудь на Немиге в утренний и вечерний часы пик скорость движения самокатов должна быть медленной — это можно реализовать. А когда в промежутке между самыми загруженными часами на улице становится свободнее, скорость движения можно вернуть к более высокой.
— Один из самых обсуждаемых вопросов среди наших читателей — нужно ли снова обязать велосипедистов и людей на средствах персональной мобильности спешиваться на переходах? Какое мнение у вас?
— С самого начала я не был сторонником того, чтобы велосипедистам и людям на СПМ можно было пересекать проезжую часть не спешиваясь. Если на переходе нужно спешиваться, это заставляет людей больше задумываться о своей безопасности. Не каждый водитель может вовремя среагировать на внезапное появление человека на переходе. И вопрос здесь не в том, кто прав, а в том, кто виноват. Просто люди будут в большей безопасности, если станут переходить дорогу пешком.
— Пользователи вашего сервиса указывают на то, что для поездок закрыты некоторые районы столицы: Чижовка, Ангарская, Дражня, Курасовщина и другие. С чем это связано и собирается ли Whoosh сделать весь город доступным для движения на своих самокатах?
— Действительно, мы должны принести извинения жителям этих районов: использование наших самокатов там пока недоступно. На это есть свои причины. У каждой компании имеется своя бизнес-модель работы, развития, обслуживания. И на данный момент в соответствии с этой моделью мы развиваем те районы, в которых уже присутствуем. Мы поддерживаем оптимальное присутствие самокатов для обеспечения транспортного сценария в городе. Когда мы поймем, что для развития транспортной доступности необходимо добавить новые районы, операционная зона будет расширена.
Шеринг — это про плотность доступного транспорта. Это тот сценарий, когда определенное количество людей может со 100% уверенностью доехать из точки А в точку Б. И если мы расширим охват на все районы, то в целом потеряем в плотности. Поэтому, к сожалению, мы пока не располагаем возможностью открыть все районы. Когда число самокатов станет больше, мы, безусловно, рассмотрим такой вариант.
Это как с общественным транспортом: куда-то ходит только один автобус, а где-то есть метро, несколько автобусных маршрутов, еще больше троллейбусных и вдобавок маршрутки. Мы — транспортная компания, поэтому регулярно анализируем наши транспортные потоки, чтобы обеспечить пользователей предложением.
— Вы говорили о 5000 самокатах в прошлом году. В 2025-м их число увеличится?
— Мы начали сезон с тем же количеством самокатов. По дальнейшему расширению пока конкретики нет, но нам бы хотелось, этот вопрос тщательно изучается. Та же история и по другим городам Беларуси: необходимо найти дополнительный флот и готовиться.
— Будет ли обновление флота?
— Пока в Минске представлены те же модели самокатов, что и в 2022 году. Но это не означает, что обновление не происходит. Наша разработка действует в двух направлениях. Конечно, можно сделать апгрейд самого самоката: была одна модель, ее заменили на более свежую. И это будет происходить. Но сама по себе модель — это еще не все. «Мозги» самоката — его чип IоT (Internet of Things) — обновляются регулярно, от этого зависит и поведение самоката, и работа с пользователем, и дополнительные опции. Условно говоря, чтобы научить самокат замедляться при въезде на неровную дорогу, необязательно менять модель, достаточно перепрошить уже имеющуюся. Чаще всего плановые обновления ПО самоката происходят ночью, когда активность пользователей минимальна.
— У компании есть обратная связь? Можно, к примеру, сообщить куда-то о том, что самокат припаркован в неудобном месте?
— Конечно, у нас есть служба поддержки в приложении. Туда регулярно пишут пользователи, информация поступает и позитивная, и негативная. Бывают просьбы: где-то просят добавить виртуальную парковку или сдвинуть существующую, расширить зону пользования, присылают в том числе фотографии с неправильно оставленными самокатами. Мы реагируем, вносим корректировки.
— Оправдала ли себя идея виртуальных зон парковки — единственных мест, где можно завершить аренду и оставить самокат?
— Безусловно. Мы понимаем, что у любой идеи есть сторонники и противники. Кому-то нравится практика с парковками: такие пользователи говорят о том, что всегда знают, где найти самокат, им не нужно бегать и искать его по подворотням. Другим неудобно, они не могут доехать и оставить самокат возле подъезда. Но на данный момент мы не можем обеспечить того, что припаркованный возле подъезда самокат не будет мешать другим жильцам. А зоны парковки — это более упорядоченная и контролируемая история.
— Продолжит ли в новом сезоне работу Школа вождения Whoosh?
— Да, непременно, мы видим очень хороший отклик. Во-первых, в хорошем смысле это пропаганда культуры вождения. А во-вторых, это контакт с горожанами. Мы выявляем проблемные точки, ищем возможные решения. Рассказываем не только о том, как управлять самокатом, но и о том, как делать это безопасно, не создавая проблем остальным участникам движения.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by